Путешествие в заполярную осень.

Сага №1. Дороги

Константин ака Phone (из Пушкино), человек эрудированный и мудрый, не так давно предложил именовать Дороги живыми - видимо, он постиг их естество на уровне высшего знания, поскольку они и в самом деле отличаются всей атрибутикой живой материи - размножаются, растут, стареют, бывают коварными и ласковыми, шумными и склонными к одинокой тоске. Некоторые вульгарные материалисты упорно отрицают живое начало Дорог, предлагая свести всё к критике деятельности Федеральной дорожной службы и нерадивости местных органов власти, однако, думается, всё гораздо сложнее, чтобы вот так лежать на поверхности.
Об этом думал я в те редкие моменты, когда переводил дух, беспрестанно матерясь в разнокалиберном потоке транспортных средств, движущихся в северо-западном направлении по Ленинградскому шоссе. Ибо день был самый неудачный из всех дней, когда можно ездить по ленинградке - суббота. И час был самый неурочный из всего времени суток, которое можно избрать для подобной поездки - полдень. Казалось, что все мега/икейные шопперы, клинские и тверские дачники, транзитные и столичные фуры, трактора и умирающий транспорт местного значения, а также заблудившиеся по неопытности начинающие автолюбители движутся нескончаемым потоком в сторону зуевского поворота, а достигнув его, поедут в Кириши и Волхов, чтобы потом так же спонтанно шевелиться по направлению к Петрозаводску....
Я рассчитывал к вечеру доехать до Старой Ладоги и искать ночлега там (предвкушая закатные и рассветные фотосессии Волхова и побережных построек). Куда там! С огромным трудом достигнув свертки на Великий Новгород, с радостью вырвался из унылого каравана фур на примыкающую дорогу и в 19-00 лихо осадил железного коня перед фасадом гостиницы «Садко». Ехать сегодня дальше не было никакого желания, я сильно устал и проголодался - а, в конце концов, любое путешествие, даже самое трудное, должно быть в радость, а не наоборот. По крайней мере, я стараюсь придерживаться именно такого формата.



В Великом Новгороде я нашёл всё, что мне было нужно в тот момент, а именно - кров и пищу. Как следует расслабившись от столичной суеты и загруженной дороги, я погулял по вечернему Новгороду, подышал его вкусным воздухом и абсолютно счастливый лёг спать.



На следующее утро пробудился совершенно другим человеком - бодрым, свежим и готовым к любому количеству фур на трассе. Выскочив на ленинградку с решительным видом, я, однако, не обнаружил потенциальных соперников и совершенно спокойно доехал до Зуева, а оттуда - до Киришей и Старой Ладоги. Свободная дорога сама подталкивала вперёд - и, не останавливаясь, я направился к Мурманскому шоссе. Вот промелькнули за окнами Свирьстрой, Доможирово и Лодейное Поле, вот вырос перед капотом гигантский разводной мост через Свирь, а спустя некоторое время совершилось в очередной раз чудо пересечения карельской границы - и началось мое третье в этом году пребывание на земле Калевалы...
Я начал его с тестирования незаметной кафешки прямо перед постом ГАИ - петрозаводские друзья рассказывали мне о небывало вкусном харчо, которое готовят в этом заведении. И, несмотря на неурочный для обеда час (едва минул полдень), я всё-таки решил притормозить и отведать горского супа в придорожном исполнении северных территорий. Харчо и впрямь оказалось недурственным, так же, как и яичница с ветчиной, заказанная для общей гармонии. Ценовой индекс при этом явно рассчитан на людей с развитым чувством юмора - вся трапеза обошлась в полтинник с мелочью... Возможно, в это кафе неспешным шагом ходят сотрудники поста ГАИ - а об их бедственном материальном положении не знает только беломорская сельдь - вот и подтянулся сервис поближе к клиенту, чтобы получать взаимную радость ко всеобщей выгоде.



Человек, покушавший в милицейской столовой, уже почти милиционер - видимо, поэтому на посту к моей персоне никакого внимания не возникло, хотя все пассажирское сиденье было завалено разнообразным скарбом, прикрытым маскировочной сеткой. Переваривая пищу, я ехал и думал о том, как остановлюсь на лесной заправке, что на выезде со стороны Олонца, и как залью полный бак, и насколько мне его хватит впоследствии... Закончилось тем, что, увлекшись расчетами, я зевнул поворот на заправку и стремительно понесся вперед в сторону Пряжи... Как известно, ближайший бензин после Олонца находится на перекрестке Мурманки и дороги Суоярви/Крест Скорби - Пряжа. И шансы мои доехать своим ходом до этого перекрестка на этот раз были ничтожны. Изобретательно используя рельеф местности для движения накатом, не разгоняясь выше 90 и вообще не топча педаль акселератора, я с тревогой вглядывался в оранжевый огонь сигнальной лампочки и соображал, найдется ли в случае чего на трассе добрый человек, согласный отлить мне маленькую баночку высокооктанового топлива...
Когда, по моим расчетам, я уже двигался исключительно на атмосферном воздухе, засасываемом воздухозаборником, на дороге возникла табличка, возвещающая о приближении поворота, а за ней и сам поворот. Я даже не оценил собственного счастья, обнаружив на заправке 95й бензин - просто закачал все имеющиеся емкости и поехал дальше, нервно покуривая в форточку и рефлекторно поглядывая на лампу. Прибытие в Петрозаводск состоялось около 16-00. Не отвлекаясь, я проехал прямиком на розничную продуктовую базу, где и выполнил свою миссию, закупив необходимой снеди по списку, составленному совместно с Константином ещё в Москве, после чего снова вернулся на Мурманку и направился в сторону Медвежьегорска.
Поскольку времени в запасе было достаточно, не смог отказать себе в удовольствии заехать на Кивач - пофотографировать и отведать местных шашлыков. Народа у водопада было довольно много, причем большинство номеров на автомобилях принадлежало Ленобласти и Карелии. Тем не менее, фотосессия получилась удачной, хотя и кратковременной, а за шашлыком вообще не оказалось очереди (впервые на моей памяти).
Подкрепившись мясом и впечатлениями, я продолжил движение.



Не доезжая Медгоры остановился, чтобы сфотографировать лесотундровые пейзажи и узости на трассе. Пока снимал, подумал о месте предстоящего ночлега. Дело в том, что я позабыл сделать выписки о гостиницах Медгоры, и теперь лихорадочно вспоминал, не проскакивало ли в разговорах с карельскими знакомыми каких-либо ориентиров по части наличия и расположения постоялых домов в данном районе. Но в голове почему-то всплывали только страшилки, рассказанные в интернете бывалыми путешественниками, о том, что в гостиницах Медвежьегорска царит смрад вследствие полного отсутствия горячей воды. Как бы то ни было, но я решил не испытывать судьбу и двинулся в Сегежу, данными о гостиничном сервисе которой располагал. По пути позвонил в отель «Выг», рекомендованный как лучший приют города, и зарезервировал себе одноместный номер.
Когда я въезжал в Сегежу, солнце склонялось к горизонту и нестерпимо лупило в глаза, обнуляя видимость. Вероятно, из-за этого я оказался не в центре, а на окраине города. Покрутившись по закоулкам, решил спросить совета у местного населения. Первая же встретившаяся пара (мужчина с двухметровой водопроводной трубой на плече и пьяненькая тётя неопределенного возраста) охотно растолковала мне дорогу к «Выгу», бодро оперируя аутентичными ориентирами («свернёшь у магазина, а потом у бани - и упрешься в большой дом, мимо не проедешь! Запомнил? У магазина, а после - у бани. Дом большой, его видно»). Проговаривая маршрутную проводку в четвёртый раз, тётенька вдруг сменила тему и поинтересовалась, а почему мне упёрлось ехать именно в «Выг», ведь прямо тут, рядышком, есть гостиница, где даже машину можно оставить? Я не придал значения последней фразе, объяснив, что заказал номер в «Выге» и поехал сворачивать у магазинов и бань в поисках «большого дома». Довольно быстро я отыскал его - это оказалось трёхэтажное строение времён покорения беломорской гидросистемы, не ведавшее с тех пор ни ремонта, ни переустройства. На вахте (назвать службой размещения этот казарменный пост не поворачивается язык) мне подтвердили готовность номера к заселению, и я уже собрался заполнять формуляры, но перед этим спросил, где ближайшая охраняемая стоянка. Выяснилось, что таковой нет, но есть стоянка у гостиницы - неохраняемая, но бесплатная. И я, вспомнив тёткины слова, решил разведать «ту гостиницу, где даже машину можно поставить». В результате десятиминутных блуканий по сегежским выселкам я обнаружил нечто вроде школы, на которой висела вывеска ведомственной гостиницы. Как оказалось, это действительно был приют чего-то типа современной версии ОСОАВИАХИМА с двухместным размещением и категорическим запретом курения в номерах. Но - по 150 рублей за койко-место. После того, как я предложил закупить номер целиком, девчушка-привратница осторожно обмолвилась о некоем одноместном люксе, «который стоит дорого - 480 рублей». В том люксе оказался санузел и пепельница. Последнее обстоятельство выступило решающим. А автостоянка у гостиницы действительно была - охраняемая и за высоким забором.
Тот вечер мне скрашивал КБ в сочетании с «Карельской жемчужиной», купленные в Петрозаводске. Единственная программа телевидения оказалась неинтересной, а девчушка из гостиницы - слишком запуганной загадочным визитом одинокого столичного гостя... Короче говоря, скоротав вечер за бальзамом, я улёгся спать.
Ни свет, ни заря меня разбудил телефонный звонок Константина - отважный путешественник за неполные сутки проделал на своей верной «Оке» путь от подмосковного Пушкино до Сегежи и искал воссоединения. Растолковав ему дорогу до гостиницы, я стал ждать встречи.
Через некоторое время, умывшись и наскоро перекусив, мы были готовы для последнего шоссейного перегона - нас ждал Зеленоборский.



По пути к границе Мурманской области останавливались трижды - на заправках в Пушном и Лоухи (в Пушном 95го не было, в Лоухах был отличный киришский 96й по 18-10, а 92й бензин был везде) и возле стелы, обозначающей Полярный круг.
Свободная дорога приветливо звала нас вперёд - и примерно в два часа дня мы въехали в посёлок Зеленоборский.






Конец первой саги

Начало | Сага №1. Дороги | Сага №2. Люди | Сага №3. Природа | Сага №4. И снова дороги... | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования