С утра 8-го августа я почувствовал некоторое волнение. Сегодня мы едем в Ошевенск! Причём едем не посмотреть, а пожить, хотя бы денька два. С сайта С. Тихомирова (СПАСИБО!) была почерпнута информация о гостевом доме, а также номера телефонов.
Поехали. По пути заехали купить блёсен, но был выходной день и нужный нам магазин открывался аж в 10 час. Ждать не стали, одна блесна у меня всё-таки оставалась!
От Каргополя, на север есть поворот на Ширяиху. Как такового Ошевенска вовсе и нет. А есть три деревни слившиеся воедино: - Погост, Ширяиха и Низ, а перед ними развалины Алексанндро-Ошевенского монастыря. Это и есть село Ошевенское, Ошевенск или Ошевенская слобода, как угодно. Расстояние - 44км, грейдер, вполне приличный.
А волновался я вот по какому поводу. Именно в Ошевенске, а точнее в д. Гарь (в 5-ти км. от Ошевенска) мы жили в палатках целую неделю в 1989 году. И я боялся, что за 20 лет произошли изменения не в пользу села. Но все страхи оказались напрасными. Но обо всём по порядку.
На схематической карте окрестностей Каргополя был обозначен камень Александра Ошевенского, но где именно - непонятно. Поэтому дочери было дано задание смотреть в оба. Увидали-таки какой-то камень к которому в траве была протоптана дорожка, да и выглядел он как-то более полировано. Наверно он и есть.
Перед деревней, справа стоит какая-то каменная церковь, смотрится очень красиво, а слева развалины монастыря преподобного Александра Ошевенского (основан в 15 веке). Хотя уже не развалины. С конца 2008 года монастырь стал действующим. Братия: - иеромонах Киприан и два монаха с трудниками понемногу востанавливают обитель. Бог в помощь!
В советское время в монастыре была школа
Именно там, в стенах школы-монастыря в 89 году была обнаружена нами надпись углём на стене: - «ПРОЩАЙ ОШЕВЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ», которая запомнилась мне надолго. Так я назвал один из моих этюдов.
Здравствуй Ошевенская любовь!
Ошевенское начинается с ряжевого моста через реку Чурьегу. Речка неширокая, мелководная и каменистая. И очень живописная. С моста открывается и само село.
С приятным удивлением я обнаружил, что деревня не состарилась. Жителей, в том числе и молодёжи, много. Шатровая Богословская церковь на месте, Георгиевская часовня тоже. И чувствуют себя неплохо. Сохранилось много старинных изб - «брусом». На некоторых сохранилась резные причелины, солнца под коньком - охлупнем. Радовали глаз стога сена с несколькими стожарами.
Нашли хозяйку гостевого дома - Пекарихину Ольгу Александровну. Очень радушная и приветливая. Она живёт через два дома от Гостевого. А Гостевой дом в самом центре Ширяихи, около магазина и представляет собой старинную избу с горницей, где обедают, и там же находится действующий музей деревенского быта и два (2-ух и 3-х местн.) номера. Хотя в каждой комнате ещё можно поставить по 2-3 раскладушки (имеются).
Половики полосатые-домотканные, рукомойник в сенях, вода из колодца, старинные деревянные кровати скрипят, но при этом очень уютные. И запах деревянной, деревенской избы! Я в детстве каждое лето ездил к бабушке в деревню (в Кировскую обл.), так что проностальгировал по полной программе. Классно! И стоит всё это удовольствие, не поверите: - 250 руб. с человека. Вот наши апартаменты.
Загрузили вещи и поехали осматривать и рисовать церковь Иоанна Богослова (1787г.). Рядом старинное кладбище. Нет ни крестов, ни памятников. Только надгробные плиты вровень с землёй. Плит много и слегка жутковато.
В церкви каждые выходные и по праздникам идут службы и можно попасть внутрь. Внутри всё выкрашено голубой масляной краской, к сожалению. Сохранились «небеса». Они относятся к разряду «уникальных» т.е. есть «небеса» с изображением архангелов, есть с апостолами, есть с праотцами. А в Богословской церкви «небеса» смешанного типа. Кроме того в этой церкви сохранилось три комплекса «небес» - в центральном восьмерике и в двух алтарях (есть один придел). Фотографировать не разрешили.
На колокольню сейчас уже не залезть, - под замком. Но 20 лет назад я там был. Мало того: - Я ТАМ СПАЛ. Забрался я туда не по лестницам, их там нет. А есть брёвна с вырубленными ступеньками. Дело это было нелёгкое. Но зато наверху так стало приятно и благостно, что я, насмотревшись окрестностей, прилёг на ярусе звона и задремал, минут так на 20. Проснулся от свежего ветерка. Здорово! Простенки между арками все изрезаны ножом. Между прочих надписей нашёл такую: - «Прощайте родные. Завтра ухожу, 26 июня 1941 г.»
Вечер посвятили рисованию с натуры. Три часа счастья! Заниматься любимым делом, в любимых краях, да ещё вместе с дочерью! Часто на небе видели журавлей и слышалось их грустное курлыканье. Моя Настя не новичок на Севере. Она в свои 12 лет уже побывала и в Кижах, и на Киваче, и в Заонежье, и даже на Соловках. А также в Финляндии, Швеции и Норвегии. Мало того, в 2007 году она заняла на городской научно-практической конференции школьников второе место с темой «Русское деревянное зодчество». Вот.
Погуляли перед сном, посмотрели Георгиевскую часовню, сходили к реке, но долго не выдержали. Почему?, спросите вы. Да всё потому же! Комары! А днём слепни. Но не буду о грустном. Пора спать-почивать.
Дежурная банка пива перед сном (у меня) и... ох как сладко нам спалось в эту ночь.!
На следующее утро я решил съездить в д. Гарь в пяти километрах от Ошевенска. Именно там стояла у нас палатка в далёком 1989-ом. Захотелось найти это место, но увы: - деревня сильно изменилась. Ничего я не нашёл. Вернулись в Ошевенск и вторую половину дня посвятили опять рисованию. На этот раз разместились у стен монастыря, на взгорке, что бы продувало, от слепней. Этот этюд я назову: - «Здравствуй Ошевенская Любовь!»
Рыбалка №2
А мой несчастный спиннинг, который лежал в машине не давал мне покоя. Тем более что на Чурьеге я нашёл места достаточно широкие и глубокие. Остаток дня решили посвятить рыбалке. Настя с удочкой, я со спиннингом (естественно). У Насти дело пошло. Клевали мальки хариуса (местные называют их просто «моль»). Их там полно. Причём, когда заходишь в воду, они облепляют ноги и начинают пощипывать за волоски. Забавно так. Ну а я приступил к забрасыванию. Закинул первый раз, сделал проводку (так кажется это называется?) - нормально. Второй раз решил бросить более точечно. И благополучно закинул на противоположный берег. Судорожно начал сматывать леску, блесна упала в воду и зацепилась за корягу. А блесна то последняя. Вот незадача. Резать жалко, доставать не зная дна страшновато, да и вода ледяная. Вот блин! Пошёл спрашивать у местных про дно. Нашёл какого то парня, рассказал ему о своём горе. Он проникся и разрешил взять его плот, который стоял на приколе тут же, у воды. И я поплыл. Жалко нет фото, но дочь сняла на видео. Блесна поблёскивала на глубине, поддел её шестом, ну и вызволил. Интерес к рыбалке в этот день у меня пропал напрочь.
«Кончики».
А «дома» нас ждал сюрприз! Ольга Александровна пригласила нас на мастер-класс по выпечке обрядовых пирогов, который она собиралась преподать для гостей из Москвы - наших соседей. Надо сказать, что по всяким пирогам и вкусностям она большая мастерица. Пекли «кончики», так называются пироги, которые подаются под уход гостей, «на посошок». И моя Настя, которая пироги умеет только есть, с удовольствием месила, раскатывала и лепила. А потом в Русскую печь! Мы же всё и съели потом. Очень вкусно!
На следующий день мы планировали уезжать, поэтому я выпросил все контактные телефоны, ( кому надо, могу выложить), оставил свою визитку и разузнал: - можно ли приехать сюда зимой? Можно. Только заранее созвониться.
Да! Чуть не забыл! В Ошевенске можно накупить знаменитых Каргопольских глиняных игрушек, и гораздо дешевле, чем в Каргополе, Я это знал и поэтому в Каргополе мы ничего не покупали, а сделали это здесь.
И ещё. В полуразрушенном доме (с разрешения соседей), мы нашли вот такие «предания старины глубокой» Футляр-киот от иконы (икону я уже вставил свою), небольшой сундучок-короб и матёрого довоенного котяру (жена от него в диком восторге!).
Ну а в полдень следующего дня тронулись опять в Каргополь, но уже другой дорогой. Через старинное село Архангело. А назавтра, с утра была ещё одна рыбалка, Но всё это в следующей серии. Не переключайтесь!