Автопоездка на Северо-Запад России

copyright © Дмитрий

Автопоездка на Северо-запад России:
Москва - Новгород - Ладога - Петрозаводск - Питер - Валдай - Москва.

Два года назад мы с моей супругой стали фанатами автотуризма. Как водится, начали с Золотого Кольца. Но об этом пишут все, и я, поэтому, если когда и напишу про это, то только потом, когда съездим второй раз. А вот летом 2002 г. задумали мы бросок на Северо-запад Родины. Маршрут такой соорудили: Москва - Новгород - Ладога - Петрозаводск - Санкт Петербург - Валдай - Москва. Маршрут ничем не менее интересный, а в чем-то даже и более привлекательный. Для тех, кто в автотуризме кайф просек, могу сказать, что это просто супер. Более того, наш опыт может быть (тещу себя надеждой) полезен любому, кто поедет за рулем в эти края. Если не лень, почитайте мой отчет.

Оговорюсь, что, чего греха таить, не экономить на поездке у нас возможность была. Потратили мы много, в том числе на рестораны, гостиницы и прочие развлечения. Но совершенно очевидно, что путешествие можно сделать в разы более экономичным.

МОСКВА-НОВГОРОД

Стартовали мы 18 августа в 7 часов утра. До Петрозаводска ехали втроем: мы с женой и наш петрозаводский товарищ. Автомобиль: новенький Ситроен Ксара Пикассо.

Выехав за Солнечногорск по Ленинградскому шоссе, врубили по газам. До Новгорода 513 км (это по карте, а так от двери дома до новгородского Кремля - почти все 570). Нам повезло: именно в это время ремонт трассы Е105-М10 шел не такими ударными темпами, и нам удавалось держать приличную среднюю скорость движения, хотя местами Ленинградка -- это просто мучение. Но местами просто шик: там и 160 км в час не проблема. Остановились в одной из деревенек попить горячего (прямо из самовара, вынесенного на дорогу) чайку, да поесть местных с пылу - с жару пирожков с черникой. За руль пересела жена, и топтание педали продолжилось. Первый день отпуска, лето, красота кругом, климат контроль в салоне - настроение супер.

Примечание 1. Конечно, расписание поездки надо было строить не так. Надо было выезжать из Москвы около полудня, приезжать в Новгород под вечер, бродить там, купаться в озере и в реке, жарить шашлыки и проникаться древностью и святостью места, потом ужинать в ресторане, ложиться не поздно спать, вставать рано утром и далее идти по всем музеям и достопримечательностям. А уж потом ехать далее: или под ночь, или утром, после еще одной ночевки в Новгороде (право слово, дня мало). Ниже, в самом конце, в примечаниях, приведу несколько расчетов поездки.

Промахнуться мимо Новгорода и заблудиться на трассе Е-105 (бывшая Е-95) до Новгорода практически невозможно. Надо все время ехать по указателям на Питер, а потом повернуть (указатель есть) по развязке на Новгород (съезд идет направо до моста и затем пересекает трассу по мосту). По этой дороге ехать прямо километров 30 до поста ГИБДД, после поста повернуть налево, и Вы въезжаете в Новгород Великий по улице Федоровский ручей, которая прямиком ведет к Новгородскому Кремлю через мост через Волхов. Улица вливается в полукольцо вокруг Кремля. Это самый центр города. От этого полукольца уходит ул. Б. Санкт-Петербургская, которая переходит в трассу на Питер.

Перед поворотом на Новгород остановились на заправке (исключительно проверки для, заправились всего на 100 руб.). Заправка принадлежит Новгород-Нефтепродукту, современная и чистенькая, но цены московские. Далее мы заправлялись после выезда из Новгорода в мотеле и потом уже только перед самым Петрозаводском. Бензин нам нужен был только 95-й и только качественный. Емкость бака чуда французского автопрома 55 л, а жрет машина (когда кондей на полную) не менее 10 л. на 100 км по трассе.

Все музеи Новгорода закрываются очень рано (кто в 15:00, кто в 17:00), поэтому мы сразу поехали смотреть Храм Спаса Преображения на Ильине улице, затем ломанулись в Кремль, а уже потом в гостиницу. Гостиницу мы выбрали Новгородскую, что находится на Десятинной улице. Гостиница совковая, но по совковым меркам ультрасовременная (построена в 80-е годы). Принимают к оплате наличные и кредитные карточки. Мы взяли один двухместный номер повышенной комфортности и один одноместный номер повышенной комфортности. Одноместный номер стоил в 2002 г. 600 руб. Мы бронировали места заранее, и бронь на каждый номер стоила почему-то еще 150 руб. Есть в этой гостинице и более дешевые номера, например, простые двухместные и трехместные. Они тоже с удобствами в номере, но трехместный номер обойдется по 150 руб. с носа. У гостиницы есть неохраняемая парковка для гостей. Персонал (в основном тетеньки) совковый, но приветливый и гостеприимный. Ваши проблемы решат медленно, но с желанием. У входа висит очень толковая карта города, гораздо толковей путеводителя и Интернет карты, которую я скачал перед поездкой.

Охраняемая парковка (фактически, единственная в городе) находится пешим ходом недалеко - у центрального рынка на Прусской улице. Это место все в Новгороде знают. Дяденьки на парковке услужливые и приветливые, все у них как у взрослых: на въезде выдают индивидуальный жетон, на выезде проверяют техпаспорт. Сторожа не пьют и ночью не спят. За иномарку с московскими номерами взяли 50 руб. за ночь. Пожелали и спокойной ночи, и счастливого пути.

При езде по Новгороду будьте осторожны: кругом совершенно неожиданные и ничем неоправданные односторонние движения. Как проехать в Кремль и на Центральный рынок знают все, а вот остальное - Потрясающе, но новгородцы очень плохо знают свой малюсенький город. В лучшем случае знают, как пройти дворами, но как проехать - почти никто. Ни одного гаишника мы не встретили.

Ужинали мы в приличном ресторанчике "При Дворе" на улице Людогощая. На этой улочке вообще много ресторанчиков и забегаловок, за углом на этой улице кинотеатр с полным набором оборудования Dolby. В ресторане цены ниже питерских. Рестораны все типичны для провинциальных городков: совковый интерьер, громкая музыка, вежливые официантки, невысокие цены, хорошая солянка, черный хлеб, теплое пиво и так себе мясо. На троих с пивом и вином, салатом, солянкой и горячим плюс кофе-чай получилось 1700 рублей. Если бы не хорошее грузинское вино серии "Талисман" и московские "пальцы", уложились бы в 1000 руб. Напротив, в блинной на троих мы бы потратили (без пива и вина) не более 500 руб. В Новгороде сохранилось также такое явление, как столовые, где за 50 руб. можно наесться от пуза. И вроде отравиться шансов мало. Ну а пирожки на улицах, всякие там беляши-тошнотики - этого навалом и по смешным ценам. С любым бюджетом в Новгороде с голоду не помрешь.

По поводу других гостиниц и ресторанов отсылаю Вас к Интернет сайтам www.novgorod-museum.ru и www.novgorod.ru, а также к поисковым сайтам. Информация почти полная.

Теперь о достопримечательностях. Сразу скажу. Известный путеводитель "Мир вокруг нас" фирмы "Симон Пресс" неважнецкий (заранее прошу прощения у издателей, ну правда, неважнецкий). Но да что делать: других и вовсе нет. А в Интернете совсем бардак. Короче говоря, Кремль посмотреть обязательно, Витославицы вовсе не обязательно: далее по маршруту КИЖИ -- какое там!.. Ну и для того, кто был в Суздале и видел музей деревянного зодчества, Витославицы будут повторением пройденного. Впрочем, я на своем мнении не настаиваю. Плюс Ярославово Дрорище. То, что пишут об этом месте, стоит на него посмотреть, сразу вызывает сомнения. На ограниченной площади - тесное скопление церквей, датированных разными веками (от12-ого до 19-ого), причем самые древние храмы имеют позднейшие пристройки. Аркада Гостиного двора сооружение и вовсе сомнительное. Где здесь вече было - непонятно. И вообще, в самом городе чувствуешь древность места гораздо лучше, чем здесь. А, может быть, я и не прав - не судите строго.

Для тех, кто понимает - Храм Спаса Преображения на Ильине улице. Там единственные сохранившиеся фрески древнего византийского мастера Феофана-грека. Ну и в целом Новгород Великий. История разлита по городу всюду. Рядом с нашей гостиницей, например, стояла церковь 15 века. И ничего, все нормально, спят у нее бомжи, и мимо ходят люди в соседний ларек за сигаретами. То есть церковь предположительно уже стояла в этом городе на этом самом месте, когда еще не оперился Христофор Колумб! А сейчас стоит здесь же, просто рядом с гостиницей. А вышеозначенный Храм Спаса Преображения! Да там пацаны рядом в футбол гоняют, а тут рядом такое сокровище, уходящее и вовсе в 14-й век, когда на Руси якобы еще было татаро-монгольское иго!

Юрьев монастырь стоит посетить хотя бы для того, чтобы понять, что не все еще на Руси похерено. Монастырь действующий. Вход в него со стороны дороги, а с тыльной его стороны расположен городской пляж на реке Волхов,. Внутри монастыря порядок, чистота и благолепие, правда пускают посетителей только до 18:00 (иногда закрываются и раньше или вовсе не пускают без объяснения причин - что ж, в чужой монастырь). Посреди монастыря стоит действительно древний Храм Святого Георгия. Говорят, что аж начала 12-ого века. Когда я после буду рассказывать об изображении Святого Георгия в Старой Ладоге, станет понятно, почему я уверен, что старинных росписей и икон в Храме не сохранилось. Зато сам он весьма примечателен архитектурой - прямо столп Православия, возвышающийся над повседневным современным беспределом.

Согласно путеводителю, чтобы попасть к Юьеву монастырю и Витославицы, надо выезжать на Юг из города по Троицко-пробойной улице. Но найти эту улицу нам так и не удалось. Мы поехали по Малой Васильевской на Юго-запад, повернули на перекрестке налево, потом на следующем перекрестке направо (по карте мы и должны были оказаться на Троицко-пробойной улице, однако, видимо, эта улица сильно засекречена). Далее мы ехали по довольно извилистой дороге до Т-образного перекрестка, на котором повернули налево (вот если повернуть направо, то можно доехать до купальных мест на Ильмень-озере). Далее - по дорожке местного значения снова до Т-образного перекрестка. Налево - Витославицы через километр, направо - через 500м Юрьев монастырь.

Возвращаясь обратно, не стали поворачивать на Новгород направо (первый описанный выше Т-образный перекресток), а поехали дальше по дороге, которые местные жители называют дорогой на Морины. Через пару километров свернули налево и попали у одной из деревенек на берег Ильмень-озера, где благополучно искупались. После этого вернулись в город. Нас жала еще одна достопримечательность уже скорее отрицательного плана.

В Новгороде Великом на набережной Волхова стоит театр драмы им. Достоевского. Построен он был в восьмидесятые годы по проекту группы архитекторов с участием кого бы Вы думали? Андрея Макаревича! Да-да, того самого! Мы заранее знали, что это чудо-юдо там стоит и выделили на него время. Построено это дело было в 80-х годах. Понятное дело, что главным архитектором был не сам г-н Макаревич-младший. Но весь Новгород говорит, что эту <цензура> построил Андрей Макаревич. По телевизору мы видели две передачи о нем. В 90-х кто-то клеймил эту постройку как пример социалистической бесхозяйственности, а уже после (ну как же, о Макаревиче или хорошо, или никак!) хвалили как пост-модерн, который, де, уже тогда ... Поистине, такое могли дать построить только родственнику Макаревича-старшего, заправлявшего архитектурой Москвы. Наш приятель был в Новгороде в 90-м году, и тогда это еще не очень обветшавшее здание смотрелось еще чудовищнее, особенно на фоне полной разрухи в городе и запустения всех памятников древности. Но и сейчас этот дебилизм смотрится откровенно гротескно. Это что-то с чем-то. Будет время - походите посмотрите, найдете массу интересного. Всего три примерчика: мужской туалет на первом этаже выходит на улицу полнопрофильным прозрачным окном (его кто-то, правда, против смелого проекта все же закрыл листом фанеры), а окна кабинетов на верхних этажах занимают почти всю площадь стены, при этом форточки сделаны в виде таких круглых дырочек, закрытых круглыми же кусочками стекла, прикрепленного к основной массе стекла винтиком. И больше окон нет. То есть летом жара, а зимой холод. Перед театром возвышается здоровенная колонна-фалос из непонятных бетонных конструкций, символизирующая, по всей видимости, высоту творческого порыва автора. Вот уже поистине, скажи, куда ушли те времена ...

После осмотра этого архитектурного памятника мы поужинали, оставили машину на стоянке у рынка и пошли спать в гостиницу, где нас, несмотря на москитные сетки, совершенно заели комары.

Примечание 2. В ходе данной поездки (странно, но в отличии от предыдущей по Золотому Кольцу) поняли, что ни в коем случае нельзя забывать брать с собой антикомариные средства. Очень советую всем брать с собой электрический фумитокс (для гостиниц и прочих мест ночевки), а также спирали для открытых пространств. Даже в мае, даже в августе, даже в сентябре в самой раскрутой гостинице комары могут так заесть, что мало не покажется.

И еще. Берите с собой лекарства. Все, разные и побольше. Понятно, что Вы путешествуете не по пустыне, понятно, что с пришествием капитализма на всю территорию СНГ лекарства в принципе есть где купить, но, тем не менее, как показывает практика, именно в тот момент, когда болит горло, нет фурацилина и Strepsils-а, когда болит голова или зуб, нет анальгина, а когда, пардон, в машине не усидишь, нет под руками Иммодиума- Так что аптечка (не та, что для ГИБДД, а та, что для себя) должна быть укомплектована полностью. И еще. Сильно советую прикупить кофеиновые газированные напитки (энергетические тоники). Очень помогает за рулем, особенно (это лично моя характеристика) с 11 до 14 часов. Захочешь, не уснешь. Кофе из термоса, тем более, растворимый, такого действия не окажет никогда.

НОВГОРОД - СТАРАЯ ЛАДОГА

Рано утром мы выехали из гостиницы, добрались до центра города, свернули на Б. Санкт-Петербургскую улицу, проехали пару перекрестков, удавили педаль в пол, проскочили Подберезье, Спасскую Полисть, скользнули по Чудову, и через 8 км свернули направо по указателю на Кириши, Волхов. Интересно, но в путеводителе по Новгородской области, наряду с Новгородом, Валдаем и Старой Руссой (в последней мы не побывали), на полном серьезе говорится о Чудове. Городу-то всего-навсего 60 с хвостиком лет. Но там, де-мол, музей Некрасова и старая спичечная фабрика. Прикол! Ну да ладно.

Не доезжая Чудово на трассе есть совершенно замечательный мотель (выше я упомянул его вскользь). Мотель дели довольно просторную асфальтированную стоянку с автозаправкой и магазинчиком. Заправка цивильная. Сам мотель представляет из себя именно мотель, прямо на трассе: для дальнобойщиков и прочих, кому не сидится дома, не едется в купе и не летится в самолете. Мотель, судя по всему, принадлежит каким-то шведам. Он достаточно современный, относительно недорогой. Двухместный номер со всеми удобствами стоил 700-800 рублей. Есть и более экономичные номера: с туалетом, но без душа, телефона и телевизора. При этом есть душевая в конце коридора. На первом этаже кафешка, где мы пили чай-кофе, то есть собственно завтракали, поскольку в Новгородской гостинице завтрак поздно (с 8 часов утра) и невкусный. А так - в семь мы уже были в пути и в пути же позавтракали. Описанный мотель, видимо, очень хорош для путешествия, например, в Финляндию (чтобы не ночевать в Питере), а также, например, при путешествии по другому графику (см. в конце). Сделайте себе заметку: может пригодиться.

Через 8 км после Чудово мы ушли направо, чтобы (А) побывать в Старой Ладоге, (Б) проехаться по живописным берегам Волхва и искупаться в Ладоге и (В) чтобы срезать дорогу до Петрозаводска. Через г. Волхов и Старую Ладогу ехать надо все время прямо (в смысле по главной дороге) по левому берегу р. Волхов. И плевать на карту - тут у нее особенно много приколов. Справа от Вас при проезде г. Волхова будет Волховская ГЭС и шлюз (Волховстрой-II). Место красивое, мы даже вышли и сфотографировались. Мосты через Волхов игнорируйте, езжайте прямо и скоро увидите по указателям, что Вы находитесь в древнейшей столице России Старой Ладоге. Справа от Вас будет прекрасный музей "Замок Рюрика", сворачивайте на стоянку направо (можно сначала чуть дальше и налево - там кафе) и идите смотреть - есть от чего просто обалдеть. И я имею в виду не девчонок, которые тут же продавали питерское мороженное, хотя и на них поглядеть, да простит меня моя единственная, было одно удовольствие.

Крепость Рюрика - хорошо сохранившийся памятник с элементами строений аж 9-ого века. Там есть: (А) крепостная стена, обращенная на дорогу (явно восстановленная и непонятно, какого века), (Б) деревянный Храм Дмитрия Солунского (говорят, 17-го века, но не верю), (В) Храм Святого Георгия Победоносца (говорят, аж 12-13 веков, что очень может быть), (Г) крепостная стена, обращенная к р. Волхов (вот откуда веет веками!), (Д) музей внутри пункта А (вход изнутри), (Е) магазин (прямо на дороге), где Вам предложат сувениры, брошюры (кстати, не очень) и книги, которые расскажут Вам, что Вы находитесь непосредственно в месте, где и зародилась Русь (непатриоты могут смеяться, патриоты могут ухмыляться, а Фоменко пусть поперхнется).

Так вот. Музей в крепости чем-то напоминает музей в фильме Город Зеро. Там от неолита и до наших дней. А далее по дороге, как подсказали служители музея, есть курганы, так вот там могила Вещего Олега. В Киеве? Да как Вам не стыдно, конечно же не в Киеве, а здесь!.. Вы еще местную книгу, спонсируемую местным алюминиевым королем, почитайте! А Храм Св. Георгия! Нет, серьезно, там фрески уж никак не моложе 13-го века. Утверждают, что византийских мастеров. Фреска с изображением Св. Гергия-Победоносца ни на что на свете из виденного ранее не похожа. Никакого тебе копья, никакого тебе убиения проклятущей гадины. Гадину эту самую девушка ведет на веревочке, а наш с Вами Св. Георгий следит за порядком и копытом коня попирает. Во! Спрашиваем: это что такое за изображение, и почему Змия не убили? Ха, - отвечают нам, это только у Вас в Москве и только с 15-го века змия пронзают, а на самом деле (!!!) змия Словом Божьим умиротворяют и пленяют.

Короче говоря, часа два на Старую Ладогу выделите. Больше, наверное, расписание поездки не позволит, а меньше ну просто нельзя.

Далее по дороге уже упомянутые курганы (рядом с ними даже место для остановки автомобилей), где где-то могила Олега, далее бывший (и, судя по восстановительным работам, будущий) монастырь, территорию которого занимает сейчас детский дом. Через10-12 км Т-образное пересечение с трассой Е-105/М-18 у поста ГАИ. Поворачиваем направо, переезжаем отвратительный по дорожному покрытию мост через Волхов и едем дальше, но пока педаль не топчем. Почему? Хотим искупаться в Ладоге. Через 2.5-3 км поворот налево на Березье. Тут далее карты и атласы все врут. Будьте бдительны. Относительно неплохая после поворота дорога приводит действительно в Березье, а дальше надо забирать вправо, но с умом (лучше уточнить у местных жителей) - надо добраться до переправы через Волховский канал. Переправу вы идентифицируете сразу: она глубоко внизу от дороги, а мост - это просто чудо. Нет, по мосту проехать можно, а вот попасть на мост и съехать с него - проблема. Для решения сей проблемы на данной переправе в чисто нашем, русском стиле учреждена специальная должность переправщика. У него есть свой вагончик и набор приспособлений. Когда мы подъехали к переправе, должностное лицо отсутствовало (видимо, было на обеде), зато сидели молодые мужики в теньке, у коих мы и поинтересовались, как бы нам в Ладоге искупаться. Дальнейшее напоминало начало романа Гоголя Мертвые Души. Нам охотно объяснили, как ехать дальше (совсем, кстати, неверно), а затем после паузы поинтересовались: А Вы доедете туда на своем тазике-то? (Помните, у Николая Васильевича про колесо, которое то ли доедет до Москвы, то ли нет?). Жена моя тут же закричала, что наш, блин, Ситроен - никакой не тазик! Мужики стушевались, извинились, сказали, что не со зла, и стали нас через речку переправлять, за что получили (А) искреннее спасибо от нашего друга с рукопожатием, (Б) лучезарную улыбку от моей жены и (В) три бутылки пива от меня. Далее мы повернули налево за коровник (прямо ехать нельзя - попадете на дорогу вдоль канала) и, поплутав по деревне с замечательным названием Глядкино (мы-то понятно, как ее тут же окрестили, а на карте она почему-то Глядково), выехали на берег Волхова в самом истоке у Ладоги. Единственным недостатком места является некоторая заболоченность подхода к воде, но в целом картина величественная. Где-то здесь и вступил на нашу землю со своего челна Рюрик. А я здесь гулял и звонил с мобилы домой. Во как!

Кстати! Столь знаменитое место, собственно начало Руси. Здесь же надо делать туристическую достопримечательность! Перенести сюда пару деревянных строений 17-18 веков, построить челн (написать, что полный аналог, построен по описаниям летописей), построить причал, нарядить кучу людей в исторические одежды, поставить музей, магазин сувениров, сделать круиз под парусом (можно хоть из Новгорода, с посещением Старой Ладоги) -- вот и зарабатывай деньги на реставрацию и охрану памятников истории, пропагандируй и рекламируй Россию. Ведь большинство достопримечательностей в мире так и строится (вспомните хотя бы деревню фараонов в Каире!). А мы?- Эх!

Примечание 3. Если Вы в ходе поездки хотите жарить шашлыки, устраивать пикники, купаться с размахом и вообще отдыхать на природе, имейте в виду три обстоятельства: (1) Уголь, дрова и жидкость для поджога надо иметь с собой (если Вы конечно не фанаты раздувания сырых веток в течение двух-трех часов), (2) комфорт мероприятия надо тоже везти с собой (пенки, стульчики и т.п. и (3) мясо для шашлыков - это проблема. Уголь: он якобы присутствует в магазинах в крупных (или считающих себя таковыми) городах и на заправках (ТНК, например, этим гордится), но это только как бы ... Реально надо понимать, что, если уголь Вы и найдете, то вот с жидкостью Вы попали, если не взяли с собой. Без пенок и стульчиков Ваш пикник превратится в ад, если Вы конечно не экстремалы. Ну и шашлык - это в Москве его в каждом гастрономе навалом. А вот в Питере - уже проблема. По нашему маршруту: в Новгороде просто нет, а в Петрозаводске (спасибо друзьям) достали в местной шашлычной. Кстати, похоже, что это ход: качественное мясо или нет, но у азербайджанцев в шашлычных замаринованное мясо можно купить всегда. Если сумеете понравиться хозяину, то свежее и почти по разумной цене. Заметил по себе: слово КОЛЛЕГА на них производит неизгладимое впечатление, а подъезд к шашлычной на иномарке взвинчивает цену.

СТАРАЯ ЛАДОГА- ПЕТРОЗАВОДСК

Далее мы вернулись на трассу и поехали дальше в Петрозаводск. Это все трасса Е-105/М-18. Далее дорога идет через (упоминаю крупные населенные пункты) Сясьстрой, Лодейное поле и Олонец. В различных картах старые и новые (уже несуществующие и еще не существующие участки трассы) изображены по-разному. Например, в целом очень толковый атлас дорог Северо-западного региона неправильно показывает развилки аж в трех местах. А вот более старенький атлас дорог России показывает развилку перед Лодейным полем перспективно (и тоже неверно), но дает представление, куда ехать. Короче говоря, чтобы не заблудиться, держитесь указателей на Мурманск. Собственно, на Мурманск Е-105/М18 и идет.

Через километров 30 после Лодейного поля пересекаем границу республики Карелия, еще через 20 км проезжаем Олонец. Далее ее километров 100 вообще никаких серьезных населенных пунктов. В смысле заправки имейте это в виду. Также, кроме одного места, уже весьма близкого к Петрозаводску, негде остановиться перекусить. И еще: километров за 100 от Петрозаводска трасса становится полным кошмаром: натуральный серпантин, постоянные крутые виражи и горки. Едешь в потоке с фурами, которые весьма проблематично обогнать. Будьте предельно осторожны! Вся трасса здесь в венках по обочинам в горькую память о неудачных обгонах. Есть виражи, начинающиеся сразу за крутой горкой, которые более, чем на 50 км в час просто не преодолеть. Хотя места обалденно красивые. Но это не для водителя, это для пассажиров - весь этот стольник до Петрозаводска есть где съехать к озерам, искупаться, посидеть и проч. Несмотря на то, что водителей у нас было два, а машина более чем комфортная, до Петрозаводска добрались просто никакими.

Перед самым въездом в Петрозаводск пост ГАИ и развязка на Петрозаводск и Сулажгору (это такой пригород-спутник Петрозаводска). В принципе, можно ехать и туда, и туда. Но нам было легче добраться до дома родственников нашего приятеля через Сулажгору. По Петрозаводску много сайтов. Например, pages.karelia.ru, 300.ptz.ru, petrozavodsk.ru и karelia.ru (много еще чего есть - лезьте через rambler или yandex - недостатка в информации нет). Есть даже интерактивная карта города, но пользоваться ею весьма тяжело. Мы заранее приобрели в Библиоглобусе в Москве карту Петрозаводска, и поэтому ездили по городу довольно свободно. Город не очень большой. Центральную часть пересечь пешком - пара пустяков.

В городе несколько относительно приличных гостиниц по приемлемым практически для любого кошелька ценам (во всяком случае, есть выбор и между гостиницами, и между номерами внутри гостиниц). Гостиница Карелия - центральная. Раньше, когда мы бывали в Петрозаводске, то селились здесь. Помню, два года назад селимся мы в эту гостиницу, стоим в очередь перед окошком и слышим, что в половине гостиницы нет горячей воды. Подходит наша очередь, и я, крутой мАсквич, говорю: будьте добры двухместный двухкомнатный полулюкс с горячей водой- Девушка посмотрела на меня ласково так и говорит без всякого сарказма и издевки, с непередаваемым северным выговором: так Вам полулюкс или с горячей водой? В этот раз нам мест в Карелии не досталось. Дело в том, что в июле и августе огромное количество номеров бронирует БОП (Беломорско-онежской пароходство), видимо, по договорам с различными турагентствами. У нас был выбор между ведомственной гостиницей, в районе которой и появляться страшно, и новенькой дорогой клубной гостиницей Прионежская сети Николаевские отели (отродясь о такой сети слыхом не слыхивал, может быть, это первая гостиница сети?). Выбор мы остановили на последней. Гостиница произвела смешанное впечатление. Гостиница для провинции крайне дорогая (80 долларов за 2-местный номер в сутки включая завтрак). Все стараются делать по-европейски: охраняемая парковка, охрана, все вежливые, кругом евроремонт, каждый служащий из штанов прыгает, силится услужить. Однако: кредитные карточки не принимают, завтрак однообразный, причем йогурты приносят выложенные в вазочки и оформляют долькой апельсина, яичница сносная. Еще дают чай, хлеб, масло и сыр. Все. За сок платить надо отдельно и на месте. При всем евроремонте в номерах, на окнах нет москитной сетки, кондиционеров нет, шкафа для одежды нет, крючков в санузле мало, а душ даже не огорожен не то что душевой кабинкой, но даже занавесью. Я понимаю, когда такое происходит в недорогих гостиницах где-нибудь во Владимире, Торжке или Йошкар-Оле, но чтобы в отеле, ориентированном на состоятельных сограждан и иностранцев... В номере нет также ни холодильника, ни минибара. Ресторана в гостинице тоже нет, только бар (нет, ну нам и не надо было, Бог с ним, а иностранцам?). Нам очень хотелось по-доброму подсказать людям, как бы повысить сервис, даже родился проект записи в книгу жалоб и предложений, но мы отказались от этой идеи: во-первых, могли и обидеться, а во-вторых, тут нужны не советы, а работа профессионального управляющего или консультанта.

В принципе, основные достопримечательности вокруг Петрозаводска такие: Кижи, Валаам и Марциальные воды. Плюс водопад Кивач, плюс собственно местная природа: леса, озера и проч. В эту поездку на Кижи и Валаам мы не ездили по причине того, что ранее, в предыдущие посещения Карелии, побывали в этих местах. Однако, информация такая: от центральной пристани БОП водит ракеты (в смысле скоростные паромы типа Ракета) на Валаам и Кижи (с остановками и без - см. расписание) по несколько штук в день. До каждой точки пути чуть меньше 2 часов, столько же обратно. На каждую достопримечательность есть смысл отвести часа по полтора. Планируйте. Забегая вперед, скажу, что на Петрозаводск нужно 3 полных дня. Возможно, один из дней - день приезда или отъезда. С чувством, с толком, расстановкой - 4 дня. Ибо: в один день посетить и Кижи, и Валаам можно (кстати, у БОПа есть такой рейс, но на одну из достопримечательностей 20 минут), Кивач и Марциальные воды в один день - тоже не вопрос, но вот останется ли время на природу, купание, шашлыки и проч. - это вряд ли. Поэтому думайте. Еще раз оговорюсь, что в конце отчета дам различные варианты планировок поездки. В этот раз мы не напрягались, посетили только Марциальные воды и Кивач, пожарили на Карельской природе шашлыки, а остальное время уделили общению с нашими друзьями и прочим увеселениям.

Кижи, как известно, - это памятник русской деревянной архитектуры. Близнецы-братья Кижей - это Вятославицы под Новгородом, Кижи-2 под Архангельском и Музей деревянной архитектуры в Суздале. На меня лично из всех братьев самое сильное впечатление произвел ансамбль в Суздале, но, как говорится, на вкус и цвет... Следует также понимать, что все эти ансамбли созданы уже в 20-м веке, в том смысле, что на своем месте все эти здания никогда не стояли. Эти постройки свезли на одно место уже при советской власти, в каждом случае со своей округи, к каждому приделали свою историю (в том смысле, что что-то здесь да было когда-то) плюс сделали экспозицию жизни русских людей в 17-19 веках. Все очень пасторально и поучительно, однако, если Вы были в одном из таких мест, в остальные можно и не ехать: все сделано по одному стандарту. На о. Кижи следует быть внимательней. Не зря почти вся территория устлана деревянными мостками: в траве летом, особенно в июле, гадюки по траве так и шастают.

Валаам, равно как и описываемый ниже Иверский монастырь, - это скорее оплот Православия, нежели памятник архитектуры и истории. Чего-то сверхъестественного с точки зрения зодчества Вы не увидите, но вот общие виды места, панорамы и пейзажи здесь потрясают до глубины души.

По Валааму и Кижам можно ходить как самостоятельно, так и с гидами. Экскурсии организовывают прямо на пристанях. Билеты продаются тут же.

Марциальные воды и Кивач расположены к северо-западу от Петрозаводска, по трассе на Мурманск (кстати, на Питер, то бишь назад выезжать там же, просто на Питер поворот налево раньше). Здесь такая фенька. Примерно на 100-150 км. трасса разветвляется на так называемую старую и так называемую новую. Даже коренные карелы точно не могут сказать, какая где. Но. К Марциальным водам можно подъехать (собственно, они прямо на дороге) только по той дороге, что, если ехать от Петрозаводска на Мурманск, левее, а к Кивачу - по той, что правее. Так вот летом 2002 г. та, что правее, имела 12-км участок полного бездорожья (трасса ремонтировалась). Скорость была не выше 20 км в час, грязь, ухабы, наглые грузовики и все прелести жизни. Однако указатель на Кивач был (налево), и после поворота дорога была, хоть и узкая, но прилично асфальтированная.

Но сначала мы поехали в Марциальные воды, то есть левее. С нами были: наш товарищ, его жена, двое их детей (0 и 4 года) и теща товарища. Наш Пикассо прекрасно справился с задачами автобуса. Указатели на Марциальные воды есть, парковка (прямо на трассе) тоже, правда маленькая. Как известно, этот курорт родилcя благодаря Петру Великому. Видимо, побывав где-то в Европе на водах, Петр решил, что и нам неплохо собственные курорты иметь. Сказано-сделано. Воды здесь и правда природные. О целебных свойствах судить не берусь. Вода насыщена окислами и солями железа, отчего вкус у нее напоминает городскому жителю вкус воды из ржавой трубы. Но Петр Первый всерьез верил в целебные свойства этой воды и даже самостоятельно разработал курс лечения этой водой, который включал не только прием воды, но и специальное питание и пешие прогулки. Для таких прогулок была построена лестница, забирающаяся на довольно высокий холм. На этом холме и поныне стоит санаторий. Напротив источников стоит церковь, которую якобы построил собственноручно Петр Первый в честь рождения сына Алексея. Церковь не действующая, в ней сейчас музей. Очень интересен иконостас церкви. На Царских Вратах - икона тайной вечери, где Апостол Петр - один в один Петр Первый, а на одной из других икон Врат - корабль с российским триколором.

От Марциальных вод едем назад примерно километров 10 до соединительной дороги (налево), которая приводит нас к другой ветви трассы Петрозаводск-Мурманск. Едем в сторону Мурманска. Через примерно километров 5 натыкаемся на вышеупомянутый участок полного бездорожья. Надеюсь, что когда Вы поедете в эти места, дорога будет уже построена.

Въезд на территорию заповедника Кивач платный. В 2002 г. было 20 рублей с носа. Пикники на территории запрещены, равно как и купание. На верхней площадке заповедника, куда ведет автомобильная дорога, есть пара кафе и несколько киосков с сувенирами. Сам водопад и окружающая природа производят потрясающее впечатление. Кивач называется самым большим равнинным водопадом в Европе. Это неправда. Кивач - единственный равнинный водопад в Европе. Все, что в Европе считается водопадами, - ручейки, стремнины и мелкие пороги. А Кивач - это водопад с большой буквы. И это при том, что большевики умудрились испоганить его. В тридцатых годах огромным зарядом взрывчатки советская власть попыталась уничтожить водопад с целью облегчения сплава леса по реке Шуя. В результате водопад оказался разделенным на два, потеряв часть своего величия, а лес по реке, как водится, так и не сплавляли. Представляю, что это была за махина до взрыва! Но и сейчас это потрясающе красивое место. Очень советую. Из дополнительных достопримечательностей здесь еще есть дерево, на ветвях которого люди повязывают ленточки для исполнения желаний.

На обратном пути мы решили сделать привал для жарки шашлыков, купания и пития. Расспросив немного местных жителей в деревеньках по дороге, можно, как мы выяснили, найти множество прекрасных мест для этих целей. Поскольку у нас в машине были местные карелы, мы искали место чуть дольше и до сих пор не пришли к единому мнению, купались мы в результате в Пертозере или Кончезере (ударение на первый слог). Озера в Карелии, скажу я Вам, прекрасны. В основном, дно песчаное, вода прозрачная и чистая. Летом 2002 г. в июне и июле стояла ужасная жара, так что вода еще была и теплая, как парное молоко. Далее вести машину я категорически отказался, в город нас возвращала супруга. Тут же стало понятно, что взятые с собой пенки, раскладные стульчики, антикомариные спиральки и одноразовая посуда - это мудро. О мангале, углях и сыром шашлыке я говорил выше. Отдохнули прекрасно. На обратной дороге немного испортил настроение гаишник, который утверждал, что машина у нас пятиместная (это правда), так что после пяти взрослых еще двух детей сажать нельзя. Это перегрузка, сказал он, и был повержен моей женой цитатами из технического описания автомобиля. Поскольку один из детей был не грудной, то по сути прав был гаишник, но жена умудрилась быть столь убедительной, что ничего, кроме совета на досуге почитать правила (статью он не помнил), гаишник нам не сделал. Вернулись в Петрозаводск счастливые и довольные.

ПЕТРОЗАВОДСК- ПИТЕР

На следующее утро рванули в сторону Питера уже вдвоем с супругой. Поскольку мы отдохнули и выспались, обратная дорога по карельским серпантинам и далее не показалась нам столь утомительной. Ехалось в охотку. По дороге купили ягод, попили кофе (это уже после переправы через Волхов - там уже собственно на дороге в Санкт-Петербург цивилизация есть, в том числе заправки) и приехали в Город Петра в заранее заказанную гостиницу ничуть не уставшие, наоборот, с жаждой действия.

Расстояние по трассе от поворота на Питер до таблички Санкт Петербург 400 с лишним километров. Реально по одометру от гостиницы до Московского проспекта 510 км. Будьте аккуратны на развязках в Олонце и Лодейном поле. Вам надо все время на трассу Е105-М18 и на Санкт-Петербург. А так рано утром в сторону от Петрозаводска едется легко.

Разместились в гостинице Советской. Название она свое оправдывает полностью, правда есть охраняемая парковка для гостей, к оплате принимают кредитные карточки, а холл (по-импортному, reception) сделан вполне в европейском стиле. Номер мы взяли двухместный повышенной комфортности. На поверку он оказался совковым номером, но чистеньким и с вменяемым санузлом. Бар и ресторан при гостинице отвратительные и дорогие, ну да не беда: в Питере покушать совсем не проблема. В Питере вообще проблема с гостиницами. Их вроде как много, но все какие-то бестолковые. Или 4-звездный дорогущий отель, или гнилая совковая общага. Из тех, что могут претендовать на относительно золотую середину, отмечу Советскую, Пулковскую и Октябрьскую. В Питере мы были не впервые, так что сравнительное исследование провести смогли. Но все эти золотые середины все равно стоят не менее 70 долларов за двухместный номер в сутки. В музейных пригородах города на Неве с гостиницами не лучше. Некоторые опытные путешественники говорят, что что-то там такое все-таки находили, но я не обладаю данными на сей счет: ни по телефону, ни по Интернету правды я не добился. Идет (и ко времени Вашего тура, я надеюсь, закончится) строительство гостиницы Придорожная в Петродворце, но это будет очень дорогой отель. Вот теперь вспомните, что я говорил про мотель на трасе между Москвой и Питером в районе Чудово. Если расписание у Вас будет построено иначе, чем у нас, то это, может быть, выход. Хотя, если в Питере Вы будете не один день, то, конечно же, стремно.

Про питерские достопримечательности рассказывать не буду. Об этом и так написано безумно много. Пожалуюсь только на судьбу, что в день приезда испортилась погода, и мы Павловск, Царское село и Петродворец смотрели под моросящим дождем. Мы пробыли в Санкт Петербурге 2 дня, включая день приезда, а на третий день рванули в сторону Москвы, поскольку нас ждал отдых на Валдае. Из питерских впечатлений (кроме вышеупомянутого дождя) хочу поделится двумя: одним плохим, другим хорошим. Летом 2002 года Питер якобы усиленно готовился к юбилею. Ничего, по нашим наблюдениям, не делалось, только центр перерыт, и ехать сложно. А вот кофейни в Питере просто смак, особенно системы Идеальная Чашка. Мы с супругой в Питере не то чтобы не в первый раз, а вообще почти второй дом родной. Так вот на вопрос: ну что, куда сейчас, ответ всегда: в кофейню. Правда, классное место, правда демократично (и крутому не стыдно, и студенту по карману), правда вкусно, правда вспоминаешь потом. Хозяевам, управляющему и сотрудникам respect, туристам совет.

САНКТ ПЕТЕРБУРГ-ВАЛДАЙ

Рано утром выехали из Питера и поехали на Москву. Валдай располагается примерно посередине между Москвой и городом на Неве. Вычислили по карте расстояние, заложили в электронный одометр нашего французского чуда, да что толку! Все равно на подъезде надо искать указатели. От Питера они налево, от Москвы, соответственно, направо. Но указатели есть, по нашим меркам классные, выставленные заранее, так что, кто промахнулся, я не виноват. Причем указатели разные на Дом отдыха, собственно г. Валдай и на Иверский монастырь.

ВАЛДАЙ

Про Валдай и отдых на нем написано немеренно. От себя еще раз подтверждаю, что собственно природа и озера - это просто сказка. Дом отдыха Валдай - это бывшее место отдыха партийных бонз, а еще раньше курорт Его Императорского Величества (тут, правда в исторических источниках есть разночтения). Знали люди, где отдыхать! В июле мест в Доме отдыха не было, там изволили отдыхать депутаты и близкие к ним круги. Ну ничего, есть и другие способы. Мы воспользовались услугами агентства (bluelakes.chat.ru) и сняли частный дом под названием Тихие Омуты. Есть еще море способов отдохнуть на Валдае. Когда мы наконец приехали позагорать на берегу, то обнаружили море людей с палатками, которые живут неделями на берегу и очень хорошо себя чувствуют. Вопросы с экологической милицией решайте сами. Сам Дом Отдыха классный, но уж больно чопорный, хотя и пляж у него идеальный, и лодки есть, и все такое. Мы прошли на территорию дома отдыха с подачи наших хозяев. Взяли лодку, покатались, прогулялись в еловом парке и пошли восвояси. Хозяева нам обеспечили и шашлыки, и питание человеческое, и настоящую русскую баню, и советы, куда ездить купаться. Что касается русской бани, то забудьте про сауну, это все финны проклятые испортили идею, когда от Империи отделились! Мы попросили за 4 дня хозяев сделать баньку (вот не зря ее русский человек ласкательным словом называет!) дважды. О, это нечто!

Надеюсь, что Вам погода будет благоприятствовать. Потому что нам она никак не благоприятствовала. Солнце выглянуло в предпоследний день вечером. Но все равно, купание, гуляние, катание на лодке и шашлыки удались на славу.

Про Валдай и отдых на нем рассказано много. Я не буду повторять восторженных слов, хотя нам очень понравилось. Теперь по порядку. Собственно зона отдыха Валдай расположена на озерах Валдайское и Ужин (ударение на последний слог). Озера эти сообщающиеся. Сам Дом Отдыха располагается на оз. Ужин, поскольку оно более теплое в летнее время года (в июне-июле 2002 г. стояла такая жара, что и в глубоководном Валдайском вода была как парное молоко). Из достопримечательностей: Музей колокольчиков в г. Валдай, да Иверский монастырь. Плюс в 2002 г. еще сохранились остатки бывшей ракетной базы стратегического назначения. Еще в 2001 г. она была музеем, а мы застали лишь руины. Но об этом ниже.

Чтобы попасть с Ленинградского шоссе в зону отдыха надо (если ехать из Питера в Москву) не доезжая г. Валдай повернуть налево по указателю на Дом Отдыха Валдай. После поворота дорога хорошая, ее в ходе нашего визита ремонтировали (как же: не кто-нибудь, депутаты живут!) Перед самым Домом отдыха есть своеобразный перекресток. Направо ведет грунтовая дорога в деревню Долгие Бороды (там мы дом и снимали), налево (и как-то сразу вниз и с буераками) ведет дорога на деревенский пляж. Налево мы нашего Ситроена ни разу не гоняли (не Land Cruiser, и УАЗик, чай), но вот пешком туда ходили и с удовольствием купались. Мы въехали в деревню, повернув направо не доезжая Дома отдыха. Прямо - дорога на другой пляж - уже озера Валдайское (местные жители называют его пляж у бань). Кстати, по дороге пересекли хорошую асфальтовую дорогу, которую на карте так и не нашли. Этот пляж, а точнее, пляжи (они там везде и разные), находится на месте, где оз. Валдайское имеет очень приятный заливчик, причем оттуда в хорошую погоду видны купала Иверского монастыря (не знаю, видно ли это на фото). Чуть выше по местности и чуть ближе к описанной выше асфальтовой дороге стояли палатки двух семей туристов-дикарей с автомобилями. В последний день мы купались прямо рядом с ними. Люди явно радовались жизни. Может быть, это тоже вариант.

В сам г. Валдай ехать просто. Надо по той же дороге, по которой ехали от Ленинградского шоссе, ехать обратно, но повернуть налево не доезжая трассы. Дальше, въехав в город, повернуть налево в сторону самых высоких зданий (видны купала бывшей церкви, ныне музея колокольчиков). Так Вы попадаете на центральную рыночную площадь города. Можно также ехать и по шоссе, но по указателям забрать правее на город (трасса далее на Москву идет чуть левее). Тогда дорога Вас сама приведет на площадь.

На этой центральной площади расположен музей города (очень ухоженный, милый и поучительный провинциальный музей), магазины, рынок и собственно сама площадь, превращенная жителями и приезжими в большую автостоянку. На музей колокольчиков есть указатели, любой житель города расскажет, как туда дойти. Мы туда именно пошли, а не поехали, наслаждаясь покоем тихого провинциального городка. В музее колокольчиков нам повезло: какую-то делегацию водил очень толковый и увлеченный гид. Он даже демонстрировал звон больших и малых колокольчиков. Я тоже позвонил под шумок в колокольчики (в принципе, это служителями музея не приветствуется).

Собственно, в самом городе смотреть больше нечего. Далее мы поехали в Иверский монастырь. Монастырь расположен на острове (на карте у острова названия нет) посреди оз. Валдайское. Остров сильно вытянут и с Юго-востока отделен от большой земли лишь маленьким проливчиком, через который проложена понтонная переправа. Заезд в сторону монастыря есть только с Ленинградского шоссе. Если ехать к Москве, то поворот налево. Указатель большой, промахнуться мимо него практически невозможно. Далее еще один съезд налево, тоже по указателю уже на грунтовую дорогу, которая выводит к понтонной переправе, далее по единственной дороге, которая и приводит к Иверскому монастырю. Справа и слева от дороги много мест для купания и отдыха. Сам монастырь, конечно, памятник архитектуры, но не древней. Шедевром архитектурным его не назовешь, хотя он величественен, как любой православный монастырь. Посетить данное место все же советую, поскольку это действительно русская православная святыня. Основан монастырь был знаменитым патриархом Никоном. Монастырь действующий, поэтому шорты, короткие юбки, брюки на женщинах и проч. на территории монастыря не приветствуются. Согласно объявлениям, за вход хорошо бы заплатить, фото и видеосъемка по благословению (но за 50 руб.). Мы были бы рады пополнить казну монастыря, но так и не нашли, к кому обратиться.

Из путеводителя мы узнали, что на Юге Валдайского Национального парка расположен довольно своеобразный музей, бывшая Валдайская ракетная база. База эта расположена в районе деревни Соснино. Найдя деревню на карте, мы двинулись в путь. Ехать туда довольно далеко: от г. Валдай в общей сложности не менее 33 км, а, если по хорошей дороге с другой стороны (мы так возвращались), то и все 55. При подъезде обнаружилось, что все карты врут, и так просто в не то что на ракетную базу, в само Соснино не попадешь. Видимо, все современные карты переснимались со старых советских карт, в которые принято было вносить существенные искажения, дабы стратегические объекты враг не нашел. Мы с большим трудом и нашли, и доехали до базы. В некоторых местах жена шла по лужам босиком, закатав джинсы, чтобы определить, проедет ли там наша машина. Нас ждало разочарование. Музей был ликвидирован, ракетные шахты разобраны. Зачем понадобилось базу закрывать и ракеты снимать с боевого дежурства, понять еще можно (разоружение, международные обязательства, то да се), но зачем было музей-то разрушать?! Гуляя по территории бывшей базы, среди почти апокалиптического пейзажа, дополняемого фрагментами внутренней облицовки ракетных шахт, мы чувствовали себя подавленно: елки-палки, здесь же был ядерный щит Родины! Мы, однако, не пожалели, что потратили время на эту поездку: по сторонам дороги прекрасные леса, поляны и луга. Кроме того, возможно, мы сделали уникальные кадры, ведь сейчас на месте этой базы, скорее всего, уже и развалин-то нет.

Прожив на Валдае 4 дня, мы поехали домой, обратно в Москву, к делам и работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДКИ:

Мы ехали так:
День 1. Москва- Новгород (выезд рано утром). День в Новгороде. Ночлег.
День 2. Новгород- Старая Ладога- Петрозаводск (в Петрозаводске были вечером). Ночлег в Петрозаводске.
День 3. Полностью были в Петрозаводске и окрестностях. Ночлег в Петрозаводске.
День 4. Петрозаводск- Питер (выезд рано утром). Прогулки в Питере. Ночлег.
День 5. Питер, Павловск, Царское Село, Петергоф. Ночлег в Петере.
День 6. Питер- Валдай.
Дни 7-9. Отдых на Валдае.
День 10. Выезд в Москву.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАСПИСАНИЕ-1

(Если не отдыхать на Валдае так долго и больше времени уделять достопримечательностям)
День 1. Москва- Новгород. Выезд не рано, приезд к вечеру. Ночлег в Новгороде.
День 2. Новгород и его окрестности. Ночлег в Новгороде.
День 3. Новгород- Старая Ладога- Петрозаводск. Выезд рано утром, посещение Старой Ладоги, приезд в Петрозаводск вечером. Ночлег в Петрозаводске.
День 4. Кижи и Валаам. Ночлег в Петрозаводске.
День 5. Кивач и Марциальные воды. Ночлег в Петрозаводске.
День 6. Петрозаводск- Питер. Выезд рано утром, топтание педали, чтобы успеть, например, в Эрмитаж. Ночлег в Питере.
День 7. Павловск, Петергоф, Царское село. Ночлег в Питере.
День 8. Питер- Валдай. Иверский монастырь, музеи, отдых. Ночлег в окрестностях г. Валдай.
День 9. Выезд в Москву.
Примечание: в принципе, если опустить Питер, то заночевать по дороге из Петрозаводска можно в упомянутом мною мотеле, чтобы не пилить целый день из Петрозаводска до Валдая, а утром ехать в Валдай.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАСПИСАНИЕ-2

(Если опустить Петрозаводск и ночлег на Валдае)
День 1. Москва- Валдай- Новгород. Выезд рано утром. Посещение г. Валдай, музеев, Иверского монастыря, купание. Выезд в Новгород. Прибытие вечером. Ночлег в Новгороде.
День 2. Новгород. Посещение всех достопримечательностей. Ночлег в Новгороде.
День 3. Новгород- Старая Ладога- Питер. Выезд рано утром. Посещение Старой Ладоги. Далее повернуть на трассу на Питер. Прибытие в Питер вечером. Прогулка. Ночлег в Питере.
День 4. Питер. Посещение музеев. Ночлег в Питере.
День 5. Петергоф, Павловск, Царское Село. Ночлег в Питере.
День 6. Питер-Москва.

Примечание: в последний день получается довольно длинный обратный переезд, однако можно разбавить последний день и еще одним посещением Валдая, и переночевать в описанном выше мотеле, отдав еще полдня Питеру.

Кроме того, в Новгородской области есть такое место как Старая Руса. С этим городом проблема в том, что он стоит как бы в стороне от всех трасс, и комфортно доехать до него можно только из Новгорода, получается челночное перемещение. Вот если Вы не поедете ни в Питер, ни в Старую Ладогу, ни в Петрозаводск, то можно съездить по маршруту Москва- Новгород- Старая Руса- Псков. Но это уже совсем другая история.

Моя же на этом заканчивается. Если Вам хватило терпения дочитать ее до конца, буду рад, если Вы напишите мне свои отзывы. И всем советую съездить на Северо-запад России, может быть, и не так, как мы это делали, но все-таки съездить. Надеюсь, был чем-то полезен.

Дмитрий.

drobnitski@yandex.ru

Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования