Беломорская быль

Песнь седьмая

Карелия

Заонежские сказы

Расшифровывая в ночной петрозаводской гостинице остекленевшую рукопись, мы натолкнулись на светлую и печальную легенду Заонежья, имеющую непосредственное отношение к предстоящему нам путешествию на остров Кижи.

Карелия

Давно это было. Камни тогда разговаривать умели, и в каждом жила душа. Звери лесные их слушались, а люди им поклонялись, потому что камни умели управлять стихиями - и от них зависело, придёт ли рыба, здоров ли будет скот, богат ли случится урожай.
А главным над сейдами был Белый Сейд, огромный, поседевший от времени, дождей и ветра. Лежал он на краю уступа на высокой горе-тунтури, свесившись так, что любой другой камень давно упал бы, но не мог упасть Белый Сейд, потому что он хранил Великое Равновесие.
С некоторых пор камни стали брать себе в ученики людей - не всех подряд, конечно, а только тех, кто Силу понимал, мог брать её, хранить и использовать, не нарушая Великого Равновесия. Так в каждой деревне свои ведуны, колдуны и шаманы появились, а в некоторых и по нескольку.
Сначала люди селились неподалёку от камня родительского, и всякий ведун накрепко привязан был к своему учителю. Но шло время, и все шире становились обжитые земли, все дальше уходили люди от исконного места, и поколения сменялись поколениями, а народы - народами. И вот стало так, что многие версты отделяли новые деревни от могучих сейдов, и перестали люди кланяться камням, и только шаманы слышали своих далёких учителей, поскольку Силе не ведомы границы.
Молодых колдунов теперь обучали людские ведуны - по заветам и под контролем Великого Равновесия. А первое правило было таким: нет Силы чёрной и белой, нет Силы слабой и сильной - есть только одна Сила, и все, кто ею обладает, подчиняются ей.
Исключение из этого правила существовало только для Изначальных Камней, потому что только они могли управлять стихиями, а людям это умение можно было получить лишь одним способом - самим в камень обратиться. Старики говорили, что так оно прежде и было: когда колдун слышал зов камней, он передавал свою власть самому способному из учеников и уходил навсегда. И потом обязательно появлялся в округе новый сейд - или валун причудливый, или куча каменная, или несколько камней, друг на друга поставленных. Но всегда видно было: не руками сотворен сейд, другая у него природа.
Но то - дела ведунов, а люди простые своими заботами жили.
Вот и сказ наш про то, что оказалась люба одна девка сразу двум парням. И уговорились они решить свой сердечный спор в ночь на Ивана Купалу - как игрища начнутся, бросить в воду свои топоры. Чей на плаву останется, знать, тому и доля счастливая. Честно решили - честнее и быть не может.
О решении своём никому не сказали соперники, да девку-то не обмануть, почуяла, что ее судьба заветной ночью решится. А может, сейд какой нашептал во сне из озорства - для камня дела сердечные недоступны, но весьма забавны. А ей оба парня одинаково нравились - да и что ж удивительного, коли каждый без изъяна? И до того девке жалко было, что кто-то из них должен будет проиграть, что даже ревела она тихонько, ленты в косы вплетая, к празднику собираясь. Что с неё возьмёшь? Дура девка.
А парни-то на самом деле не совсем одинаковые были. То есть статью оба удались, но вот хитростью да коварством лишь один отличался. И, выиграть желая, пошёл он накануне праздника к ведуну деревенскому. А ведун был молод да бахвалист - единственным учеником был он у старого шамана, и, когда тот в лес навсегда ушёл, принял от него деревню, думая, что она ему по заслугам досталась. А про то не подумал, что не было выбора у старика, когда позвали его камни, кому власть передать.
Так вот, пришёл хитрый парень к ведуну и просит: "Ты, великий, даёшь нам урожай и загоняешь зверя в наши ловушки, тебя слушается рыба и ветра над Онего-морем, помоги же мне выиграть сердечный спор, а я уж в долгу не останусь". Слушает ведун льстивые речи, и вместо того, чтобы отвечать подобающе, что, мол, не он урожаем и зверем командует, а Сила, не ему подвластны ветра Онего-моря, а Силе - вместо этого говорит он парню так: "Да как у тебя язык повернулся просить меня, повелевающего стихиями, о таком мелочном деле, как девку посватать?! Ты б ещё попросил меня дров наколоть или подковать лошадь! Разве не знаешь ты, что ни один ведун не вправе вмешиваться в дела сердечные, человеческие?" Не унимается парень, своё гнёт: "К кому же мне ещё идти, кого просить, если даже малышне голоногой ведомо, что не может топор плавать! Вот если вода не примет его, тогда лишь выиграю спор! Не о делах сердечных речь - попроси воду, великий ведун, чтобы не брала железа в лоно своё - тебя она послушает, а другого вряд ли! И требуй с меня награду любую"
"Хорошо! - отвечает колдун. - Я помогу тебе выиграть этот спор, я заставлю озерную воду удержать железо. Но ты, когда свадьбу сыграешь, приведёшь на одну ночь ко мне свою жену". Рассвирепел сначала парень от такого условия, хотел зарубить колдуна, да потом подумал и согласился: убудет ли от девки, а спор выиграть важнее.
Нет границ для Силы, и все камни слышали этот разговор. Но ни один не подумал всерьёз, что человеческий колдун и впрямь решится приказывать Онего-морю. Посмеялись лишь. И вот настала та самая ночь, и десятки лодок сошлись у заповедного острова, и взмыли в небо языки костров, и зазвучали песни, и закружились хороводы. И раздался клич о споре, который сейчас разрешён будет, и расступился круг, и вышли оба соперника к озеру, и кинули в воду свои топоры.
А колдун, что в тени еловых лап хоронился, в этот момент посохом в землю ударил, воздел руки и заговор завёл, чтоб волны Онего-моря не брали железа в полон, а удержали на своём лоне.
Не мог не подчиниться Онего Силе, но и не снёс такой дерзости от человеческого колдуна, в бессильной ярости наслал волну огромную, залила она берег, затушила костры, разогнала хороводы, песни оборвала. А к девке, что судьбы своей дожидалась, послал Онего белокрылую чайку, которая прокричала на лету: "Знай, девушка, свою судьбу - сейчас один топор на плаву останется, а за это ты колдуну обещана!"
Услышала девка такие слова, закричала от стыда и горя и бросилась к берегу, к волнам озёрным, да прыгнуть не успела.
Потому что далеко-далеко на высокой горе качнулся над обрывом Белый Сейд.
Качнулся - и тяжко утвердился на месте, лишь гора вздрогнула.
Далеко-далеко - но прошла дрожь через тайгу и скалы - до самого заповедного острова.
Гул прокатился, застонала земля, раздалась провалом, отступили воды, вековые ели полёгли как хворост под напором могучего ветра.
Воздух плотным стал, остановилось время, застыли люди и зверье в лесу - кого как застало.
И выступила на остров душа камня: ростом выше самого высокого дерева, шкура медвежья, ноги утиные, лапы росомашьи, глаза рысьи, из пасти кабаньи клыки торчат, на голове две пары рогов - лосиные и оленьи. В навершие каменного посоха молнии бьют, вокруг туши стелется по земле иней.
Колдуна подзывает: "Ползи сюда, червь".
Подчиняется колдун.
"Ты знаешь, кто я?" - спрашивает чудовище.
"Знаю, о Изначальный", - шепчет колдун.
"Вот именно, - в великом гневе молвил Белый Сейд, ибо это был он. - Как посмел ты заговаривать воду в Онего-море? Как решился нарушить запрет и полез в дела человеческого сердца? Как осмелился потревожить покой мой и пошатнуть Великое Равновесие?"
"Не погуби, Повелитель Стихий" - только и смог пролепетать колдун, ибо вина его была действительно тяжела.
"Ты погубил себя сам, и мне нет нужды делать большее" - ответил Белый Сейд.- "Сейчас я вновь запущу время, но тебе не будет в нём места в прежнем обличье. Ты превратишься в винную лавку в Ламбасйок, и продолжишь служить людям, давая им надежду, тепло и утеху, а они станут платить тебе непотребством. А отказать ты им не сможешь, поскольку будешь связан публичной офертой".
"А вы, - обратился Белый Сейд к бывшим соперникам, - Вы станете круизными теплоходами. А удержать ваше железо на лоне волн или нет - пусть решает само Онего-море. И каждый раз, подходя к Кижисаари, вы будете видеть свою возлюбленную, ибо она тоже останется здесь навсегда, живой, но к миру людей больше не принадлежащей".
С такими словами Белый Сейд запустил время и исчез, возвратившись к своему камню на высокую гору-тунтури.
И вновь на острове запылали костры, зазвучали песни, закружились хороводы. И никто не заметил, что нет в праздничной толпе ни шамана, ни обоих парней-соперников, ни их возлюбленной, потому что это тоже была воля Белого Сейда.
И никто не заметил, что над самыми водами Онего-моря появилась на берегу молодая берёзка.
Она и сейчас там - встречает на острове Кижи круизные теплоходы, которые носит на своих волнах Онежское озеро.
А трещина в камне, что путь гнева Белого Сейда отметила, так и осталась - в назидание ведунам да шаманам. Велемонами люди называют этот разлом.

И вновь, рассказывая о путешествии на Кижи, я вынужден обмолвиться о погоде: когда мы прибыли в Петрозаводск ночью накануне отхода к острову, чистый небосвод был украшен потрясающей красоты закатом, особенно выразительным после соловецкого сидения, и нам хотелось надеяться, что прекрасная погода сохранится и на следующий день.Увы, проснувшись, мы обнаружили, что небо до горизонта закрыто облаками, правда, до дождя дело не дошло, но о сочных красках, к сожалению, приходилось забыть.Впрочем, кижские пейзажи выразительны в любую погоду, и даже в черно-белом варианте способны пробуждать сильные эмоции.

Карелия Карелия
Карелия Карелия
Карелия Карелия
Карелия Карелия
Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия Карелия
Карелия Карелия
Карелия Карелия
Карелия Карелия
Карелия Карелия

Мы пробыли на острове в так называемом экскурсионном формате, то есть три с половиной часа с момента швартовки "Ракеты" до времени её отхода в Петрозаводск.

Конечно, этот интервал позволяет лишь бегло ознакомиться с экспозицией южной части острова, и никак не предполагает похода в северный сектор, однако наша цель заключалась в данном случае лишь в краткосрочном визите, так что сожалеть нам пришлось только о затянутом облаками небосводе, немного осложнившем фотосъёмку.

После возвращения в Петрозаводск мы ощутили, что путешествие начинает неумолимо клониться к своему финалу. К счастью, впереди нас ещё ждали приключения - о которых, разумеется, мы не станем умалчивать.

Кроме того, в остекленевшей рукописи оставалось несколько последних нерасшифрованных страниц, что давало нам надежду ещё хоть на немного остаться в объятиях Беломорской были.

Карелия

Начало | Песнь первая | Песнь вторая | Песнь третья | Песнь четвертая | 

Песнь пятая | Песнь шестая | Песнь седьмая | Песнь восьмая | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования