В дальних краях оставляем мы сердца частицу…

Дорога "мёртвых"

...а утро началось необычно.

Пока сонные хлопцы добывали огонь для костра, старший инструктор нашего вояжа Роман скорбно изучал карту местности. Карта оповещала, что до путь Уницы (куда надо было попасть сегодня любыми средствами) придётся проделать в объезд - то есть возвратиться в Кондопогу и по мурманке объехать железную дорогу через Медвежьегорск. Получался неслабый крюк в 150 км - однако это было не самым грустным обстоятельством. Путешествие по асфальту напрочь лишало поездку авантюрного духа - а времени в запасе у нас оставалось всё меньше. Я подошёл к Роману, чтобы узнать его решение.
- Тут есть одна дорога, - сказал он, показывая карту. - Вот, чуть севернее отворотки на станцию Викшезеро в направлении Уницы уходит то ли лесовозка, то ли Бог весть что... Всего восемь километров, но два брода... Если пройдём - выиграем кучу времени, заедем ещё в несколько мест. Если нет - придётся топить в объезд.
- Топить в объезд будем, если не утопимся в броде, - мрачно пошутил я.
Было отчего сомневаться. Три УАЗа, имевшиеся в нашем распоряжении, безусловно, были подготовлены для бездорожья на совесть - однако никто не отменял и принципиальной разницы в их конструкции. Самые высокие шансы преодолеть неизвестную дорогу имелись у зелёного Хантера. «Буханка» и «длинный» Хантер обладали менее высокой проходимостью, поэтому исключать неприятности было бы неразумно.
- Надо разведать, - сказал после недолгой паузы Роман. - Поехали?..
Мы взяли зелёного Хантера, попросили народ не затягивать с завтраком и со сборами и вдвоём отправились на поиски спасительной тропы.
Пару раз сверившись по ГПСу, мы отыскали нужный поворот среди нескольких похожих и осторожно пустили машину по дороге. Она представляла из себя глубокую колею, основательно заросшую травой и кустарником и изобилующую огромными камнями, то там, то здесь выступающими из земли. Смотрели в четыре глаза - но всё равно пару раз крепко шваркнули мостами по булыжникам. Кое-где заросли наползали на тропу особенно плотно, приходилось мять их кенгурином и отводить корпусом машины, отчего на какое-то время обзор исчезал полностью - в такие минуты особенно был высок риск прозевать валун.
В таком режиме проползли около полутора километров. Заросли внезапно кончились, и Хантер выехал на небольшую поляну, залитую солнцем. Я оторвался от слежения за дорогой и картой, глянул направо и...
- Стоп, Рома. Кажется, приехали...
Из зелёной травы, метрах в десяти друг от друга, поднимались две пирамидальные груды камней.



Я достал фотоаппарат, вылез из машины и подошёл к ним поближе. За спиной были слышны шаги Романа, также заинтересовавшегося увиденным.
- Это они и есть? - cпросил он.
- Кто? - не понял я.
- Не "кто", а "что". Могильники. Местные говорили, что есть дорога от Викшезера на Уницу, которая идёт мимо могильников.
Настала моя очередь удивляться.
- Да, очень похоже, что это лопарские каменные курганы... Я читал о том, что их много в Заонежье, но вижу впервые. Говорят о них разное - кто-то утверждает, что камни действительно скрывают тайны лопарских обрядов тридцативековой давности, а некоторые склонны приписывать их происхождение строительству дорог или расчистке полей уже в новейшее время.
- А зачем было расчищать дорогу от совсем мелких камней? - cпросил Роман. - Ведь венчает курганы каменная мелочь...
- Это и есть косвенный признак их истинного возраста, - ответил я. - Камни внешнего слоя больше подвержены воздействию природных сил - воды, ветра. За века они могли утратить первоначальные размеры и форму. Скорее всего, только что построенные курганы были выше - а со временем немного просели к земле.




Сфотографировав курганы, мы пошли обратно к машине, и вдруг я обратил внимание, что с другой стороны тропы, в просвете между еловыми лапами обозначился фрагмент ещё одной каменной пирамиды. Когда мы подошли ближе, то мне стоило большого труда скрыть возглас изумления. Нашему взору открылась конструкция, представляющая собой курган в форме полумесяца, «рога» которого замыкались отчетливым полукольцом из валунов с узким горлышком входа. И этот вход был завален камнем!
Я сразу вспомнил Колгостров и «домик мёртвых», обнаруженный там впервые в 1972 г. экспедицией А.П.Журавлёва и заново обследованный в июле текущего года в ходе нашего восхождения на Звонкую щельгу. Сомнений не осталось - характерные признаки обоих памятников древней культуры совпали точь-в-точь. Плохо скрывая волнение, я фотографировал курган, одновременно рассказывая Роману о теории А.П.Журавлёва и об экспедиции «Русского Севера» на Колгостров.



Однако время шло, и нужно было продолжать движение. Наспех зарисовав относительное расположение курганов в блокнот, мы сели в машину, но не успели проехать и сотни метров, как слева от тропы возник ещё один огромный каменный полумесяц с внешним полукольцом и закрытым «проходом» внутрь.
Но самое сильное впечатление ждало нас впереди. Миновав полосу кустарника, пересекающую дорогу, мы выехали на открытое пространство. В этом месте на карте были обозначены несколько бараков - и действительно, посреди огромного поля, представляющего собой скальное плато, покрытое тонким слоем почвы, на которой росла трава и умудрялись цепляться за камни редкие ели, чернели развалины двух или трёх деревянных строений. А на площади примерно с четверть квадратного километра севернее тропы, до самой кромки леса, виднелись десятки курганов!
Это был целый доисторический некрополь, от одного вида которого захватывало дух.










В условиях жесточайшего цейтнота я буквально пробежал поле с блокнотом и камерой, постаравшись хотя бы приблизительно зафиксировать взаимное расположение и форму курганов. Что интересно - на этой площадке уже не встречались «домики мёртвых» - только каменные конусы, но их было так много! Конечно, я твёрдо решил вернуться сюда и даже подбить на поездку участников клуба, чтобы вместе более тщательно изучить и зафиксировать эти каменные следы минувшего. И, разумеется, при первой же возможности рассказать об увиденном специалистам-археологам из Петрозаводска. Скорее всего, эта поляна уже известна в научных кругах (так же, как это случилось с колгостровским святилищем), но в силу труднодоступности не исследуется. Что ж, пусть она хотя бы станет объектом туристического интереса.



Миновав лопарское городище, мы вновь пересекли полосу кустарника и оказались на каменистой террасе.
Колея под колёсами давно исчезла, уступив место скальной породе, и продвигаться стало значительно проще. Первый брод, обозначенный на карте, оказался пересохшим - мы проехали по каменному руслу ручья, даже не увидев следов воды. Насколько хватало обзора, впереди характер рельефа не проявлял склонности к изменениям, и, поджимаемые временем, мы решили возвращаться в лагерь, рассказать о результатах разведки маршрута и вместе принять решение.
Обсуждение было коротким, а решение - единодушным: едем! Конечно, опасение по поводу второго брода оставались в силе - ведь в том случае, если нам не удастся его преодолеть, возвращение обратно уже точно сорвёт все надежды увидеть новые достопримечательности Заонежья. А я понимал также и то, что, будучи единственным обладателем пары болотных сапог на всю «дивизию», неминуемо окажусь в роли «лоцмана», если вдруг второй брод окажется полноводным.
Первую часть маршрута по каменистой колее колонна преодолела с минимальными потерями: несмотря на то, что я ехал по этому месту второй раз за день, коварный валун, проскочив защиту, всё-таки подвернулся под мост Хантера, ощутимо ударив по механизмам. К счастью, обошлось без поломки.
Как выяснилось, утром нам удалось проехать самую плохую часть дороги, потому что, чем дальше мы уходили на восток, тем меньше попадалось ям и камней. На наше неописуемое счастье второй брод также оказался более, чем проходимым - образовывавший его лесной ручей был заботливо упрятан в железную трубу - вестницу близкой цивилизации....
Вскоре мы увидели широкий просвет между деревьями - это был выезд на дорогу к Унице.
В этом старом заонежском посёлке мы также нашли немало интересного...

Начало | Тропами Заонежья | Продолжение заонежской руны | Дорога "мёртвых" | Путешествие продолжается... | Завершение рассказа о поездке в Заонежье | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования