Экскурсия по окрестностям Гирваса
Объехав Петрозаводск мы попадаем на дорогу М18 Санкт-Петербург - Мурманск. Неспешно проезжаем Шую с её вечными "40" и таящимися в засадах гаишниками, медленно тянемся по мосту через реку с тем же названием и, наконец, въезжаем в Шуйскую. Здесь лучше заправить машину, потому что дальше мы поедем по старой мурманке, где нет заправок до самого Гирваса, а это около 75 километров.
Неподалеку от заправки дорога раздваивается. Нам - налево, туда, куда указывает стрелка "Гирвас". Здесь дорога красивее, чем новая М18. Правда, много населенных пунктов, но чем дальше мы уезжаем от Шуйской, тем меньше шансов попасться гаишникам. Впрочем, торопиться на этой дороге и не следует - лучше наслаждаться поездкой, оглядывая окрестности и придорожные озера и ламбины. Так, не спеша, доезжаем до поворота на Кончезеро. Если свернуть здесь - то можно через Кончезеро и Березово приехать в Кондопогу. Но нам сейчас туда не надо - следуя прямо мы прибываем в Марциальные Воды.
Здесь, оставив машину на специальной стоянке, можно попробовать воду из четырёх источников, что расположены прямо у дороги. Три рядом - и один немного поодаль. Набирать воду с собой нет смысла - все, что в ней есть полезного очень скоро выпадет в нерастворимый осадок. А ещё можно полюбоваться деревянной церковью у дороги и, если повезет, посетить избу-музей напротив. Мне повезло только один раз, в 2003 году, когда я застал музей открытым.
Дальше, по дороге к Гирвасу, нас ждут Готнаволок, с прелестным пейзажем - ёлка рядом с банькой на берегу озера так и притягивают к себе взгляд. А потом и Спасская Губа - с мелким, поросшим рыжей осокой озером, лодками, мостками и бродящими прямо в озере коровами.
А по весне, на протаявшем, уже синеватом льду озера, сидят стаи белых чаек. За озером карабкается по горе лес и венчает гору вышка связи. Но дорога делает резкий поворот влево, и мы прощаемся с озером - теперь уже и до Гирваса рукой подать. Пяток поворотов, да два-три подъема и вот мы спускаемся вниз, к первой плотине, за которой белеет дорожный знак "Гирвас".
Здесь, у края плотины, мы сделаем первую остановку, благо и слева и справа от дороги есть место, куда поставить машину. Налево от плотины открывается вид на водную гладь, окруженную стенами леса. На краю, возле плотины, приютились покосившиеся лодочные гаражи. Справа - пробитый в скалах канал, в котором практически нет воды. Когда-то здесь был водопад Гирвас. Спустившись вниз по лестнице, можно выйти на площадку, нависающую над запорными воротами плотины.
Иногда, очень редко, по весне их открывают, чтобы спустить лишнюю талую воду, переполняющую водохранилище. И тогда ненадолго оживают ревущие пороги Гирвас и Поор-порог.
Пройдем немного по тропе, идущей через лес вдоль старого русла Суны. Сначала оглянемся назад и посмотрим на запорные ворота плотины, через щели которых тонкими струйкам просачивается вода, давая жизнь небольшому потоку, текущему вниз, к плесу Суны. Чем дальше мы отходим от плотины, тем полноводнее становится поток, текущий между высоких каменных стен. Местами на дне канала можно увидеть развалы больших камней, между которыми выросли березки. А ранней весной по каменным откосам, на которых трудно удержаться даже мху, катится вниз вешняя вода, оставляя за собой ледяные полосы.
Вернемся к машине и въедем в Гирвас. Двигаясь со скоростью 40 км/ч, согласно знакам, въезжаем в старый Гирвас и доезжаем до развилки дороги, где слева стоят два магазина. Нам надо налево - тогда дорога через новый поселок приведёт нас к Пальеозерской ГЭС. Следуя извивам дороги мы проедем мимо ещё пары магазинов, между которыми расположился памятник героям Великой Отечественной. Выезжаем на мост и справа видим скромное здание Пальеозерской ГЭС, к которой идет небольшой канал со спокойной водой.
Поставим машину слева от дороги на большой площадке. Немного выше по каналу видны садки, в которых выращивают форель и рыбу палье, которая исчезла из Пальеозера, когда туда по Пионерному каналу пришли воды Суны.
Пройдем по дорожке, ведущей к ГЭС. Не доходя, свернем налево и по узенькому мостику из жердей перейдем через канаву. Через лес пройдем к отгороженному высокой бетонной стеной обводному каналу. По верху этой стены можно прогуляться - возвышаясь над каналом, начинается она невысоким бортиком у тропинки. А пройдя вдоль неё выходим на каменный хаос. Где-то здесь и расположено жерло палеовулкана. Прогулявшись по каменным плитам и полюбовавшись каналом и зданием ГЭС, вернемся на стоянку. Отсюда можно вернуться назад, а можно поехать вперед - по старой мурманской дороге, идущей через Юстозеро в Медвежьегорск.
Повернем назад и вернемся к развилке дорог. Повернув налево, выезжаем на дорогу, которая через десять километров приведет нас к перекрестку с шоссе М18, с которого мы свернули в Шуйской. Сейчас у перекрестка стоит новая заправка с магазином и шиномонтажом. Но пока нам туда рано. Выехав из Гирваса и проехав немного вперед, повернем направо, на одну из уходящих в лес дорожек. Немного поплутав среди многочисленных лесных перекрестков выедем на небольшую стоянку рядом с верхним плесом. Оставив здесь машину предпримем большую прогулку вдоль Поор-порога.
Прямо за стоянкой начинается каменное поле - огромные валуны с гладкой каменной поверхностью, местами покрытые скользким мхом. В трещинах приютились редкие чахлые кустики ивы да маленькие сосенки, упрямо тянущиеся вверх. Осенью на поверхности камня прилипают опавшие листья, принесенные сюда ветром. Слева можно увидеть "провал" - глубокую каменную яму, заполненную по низу зеленой водой и на скале у самой воды невыцветающую надпись белой краской: "здесь соединились два любящих сердца".
Пройдем вперед, к мостику. Доски мостика, хотя и старые, но довольно крепкие, переброшены через узкий и глубокий лоток с бетонными бортами и дном.
В сырую погоду следует идти по мостику с осторожностью, чтобы не поскользнуться - ведь перил здесь нет. Возможно, в лотке Вы всё ещё сможете увидеть обломки лодки, принесенной паводком сюда сверху, через открытые по весне запорные ворота плотины. Справа от каменного поля открывается вид на плес, утыканный баланами - затонувшими бревнами, концы которых наклонно торчат на водой. Они настолько пропитались водой, что не могут всплыть полностью - их нижний конец лежит на дне.
Перейдем мостик и пойдем, держась левее. Сначала неприметная тропка поведет нас по беломошнику через невысокие сосенки к обрыву, под которым через каменный хаос течет ручей по старому руслу Суны. Затем, потихоньку понижаясь, трока приведет нас к ещё одному озерцу. Здесь, поперек него проходит дорога, по которой преодолевали озерцо участники одного из троффи-рейдов. До сих пор можно увидеть следы их пребывания - натянутые между деревьями цветные пластиковые ленты, кучки ржавых железок и взрытую колесами каменистую землю. На другом краю озера видны позеленевшие от времени гидросооружения. Здесь, за озерцом, начинается ещё один бетонный лоток-канал, тоже довольно глубокий. Пойдем вдоль него.
Где-то посередине лотка стоит бывшие запорные ворота, но без запора. Хорошо, если в них переброшен бревенчатый мостик. Тогда мы вернемся сюда чуть позже. А пока - ещё немного ходьбы по тропинке через лес вдоль лотка. И вот впереди, сквозь деревья, открывается простор нижнего плёса. Здесь, у самой кромки большой воды расположен ещё один, лоток, сделанный из бревен и камня. Он потихоньку разрушается от времени и от нечастых сбросов воды через верхнюю плотину. Вода уже не бежит по ложу лотка, а устремляется в многочисленные щели и дыры по его сторонам, и сбивает белую пену на поверхности плёса у самого конца лотка. Если вода невысока, то можно перейти лоток у его нижнего края, ступая по камням. Если же Вы не решаетесь этого сделать - пригодится тот мостик над запорными воротами, что остался позади. Перейдя по нему через лоток, снова спустимся вниз и пройдем немного вдоль берега плеса. Здесь тоже царит каменный хаос, с валунами разных цветов и размеров. Побродив по нему, можно отыскать и маленькие озерца с чистой водой, и такие же маленькие водопадики падающие в эти озерца. А кому-то захочется полюбоваться каменными "скульптурами", оставленными здесь палеовулканом в необозримом прошлом. (Фото Н. Антошкиной (Сампо).
В жаркий день можно усесться на пригорке на один из больших, прогретых солнцем камней, и релаксировать, глядя на разбросанные валуны и простор плеса. И ранней весной, когда только-только освободились ото льда края плеса, тоже неплохо посидеть и подышать весенним воздухом, впитывая красоту окружающего пейзажа. А осенью, при пробивающемся из-за сине-чёрных туч солнце, можно любоваться игрой красно-золотых оттенков осеннего леса на свинцовой воде плёса.
Впрочем, нам пора двигаться дальше. Держась края каменного хаоса мы пойдем по направлению к стоянке, где оставили нашу машину. Пройдя немного вперед и подняв голову, увидим на холме слева огромный "чум", сделанный из досок - все те же следы троффи-рейда. По дорожке сквозь небольшое болотце подойдем к низкой бетонной стенке, которую мы видели с противоположной стороны. По ней тоже можно прогуляться. Ещё немного - и после небольшого подъема мы оказываемся на ещё одной площадке, мы немного не доехали до неё, остановившись чуть выше. Поднимемся ещё чуть-чуть и вернемся в точку, откуда и началась наша прогулка.
Вновь поплутав по лесным дорожкам, вернемся на асфальт и поедем не спеша, внимательно вглядываясь вперед - нам важно не пропустить знак "перекресток слева". У этого знака единственный поворот налево, в начале которого уложено с десяток метров асфальта. Повернем туда, и придерживаясь левее, по песчаным дорожкам, вздымая фонтаны воды из луж, доберемся до начала старой взлетной полосы, весьма широкой, с хорошим ещё асфальтом.
Длина этой полосы - 2200 метров. Здесь можно неплохо разогнаться и почувствовать себя пилотом самолета идущего на взлёт. Однако, следует помнить, что в выходные и праздничные дни здесь собираются на шашлыки местные жители, часто с детьми.
Отведя душу на ВПП, вернемся на дорогу. Где-то здесь с неё можно свернуть направо и доехать до высокого обрыва плеса Суны.
Но сейчас мы туда не поедем. А доедем до соединения дороги с М18, где налево - дорога в Мурманск, а повернув направо, можно посетить Кивач и доехать до Кондопоги.
Ещё немного фотографий из Гирваса
|