Гостьба
Логинов К.К.
Институт девичьей "гостьбы" (карельское "адьво", "ативо") в Карелии был свойственным, прежде всего, для карельского населения. Русские Карелии, должно быть, заимствовали его от карел посредством прямых контактов со свойственниками карелами или за счет обрусения части карел, проживавших когда-то к северу и востоку от Онежского озера. В архаической традиции карел на гостьбу к родне по материнской линии ездили не только девушки, но и парни. Причем парни помогали делать мужские работы, а девушки - женские. В XIX - начале XX века возможности для гостьбы стали представляться только девушкам. На излете традиции девушки карелки стали ездить вообще к родственникам, как у русских Карелии, а не только к родственникам по материнской линии.
Девушки на весь период гостьбы в доме своих родственников освобождалась от любой домашней работы, чтобы у них было время посещать все подряд молодежные вечеринки и увеселения, заводить в молодежной среде новые знакомства и поддерживать старые. Гостьба незамужних девушек у родни функционально отличалась от поездок в течении предсвадебной недели просватанной девушки (в сопровождении подруг) по родне "на гостибища" с целью сбора помощи к предстоящей свадьбе. И уж совсем далеко обычаи гостьбы незамужних девушек отстояли от гостьбы в родительском доме в послесвадебный период.
Для поездок незамужних девушке выбиралось время свободное от напряженных крестьянских работ, но максимально наполненное праздниками: от зимних Святок до начала Великого поста. У карел девушек отпускали "гоститься" на срок от двух до шести недель, у русских - на срок от недели до двух (в самых зажиточных семьях). Незамужней гостье у карел оказывался несравнимо больший почет, чем у русских. Если у русских Карелии девушку в гости вез на родительских санях кто-то из родных, обычно брат, то у карел за ней в расписных санях специально приезжал сам хозяин дома, где она намерена была гостить или другой родственник. На гулянья и беседы у карел девушка не шла пешком, как у русских, а за ней приезжал специально возница, который, сделав круг по деревне, подвозил ее к крыльцу того дома, где происходил праздник. С собой на гостьбу девушка везла узел или даже целый сундук с нарядами, поскольку в одном на каждом новом празднике она должна была быть в новом наряде. У русских, которые наличию большого числа нарядов у девушки придавали более важное значение (имеющая много платьев девушка называлась "покрутницей" и ее чаще других парни приглашали на танцы), принято было переодеваться по несколько раз за вечер. За период, отведенный для гостьбы, девушки успевали побывать у нескольких родственников, научиться новым песням и интересным вышивкам.
Гостьба просватанной девушки, как у русских, так и карел, продолжалась всего несколько часов, пока невеста причитывала родственникам, а молодежь пела песни и два - три раза проходила по избе с танцами. Заканчивалась она вручением помощи и благословением просватанной девушки на крыльце хлебом и иконой при отъезде домой. За неделю (а иногда за два - три дня) перед свадьбой просватанная девушка должна была объехать всех родственников, а также крестных родителей, чтобы пригласить их на свадьбу и получить от них подмогу к предстоящему торжеству. В зависимости от помощи выряжалась цена подарка, которую выговаривали у стороны жениха для вручения во время свадьбы.
Гостьба молодой в доме родителей начиналась через месяц после свадьбы и продолжительность ее ограничивалась тремя - семью днями. Цель этой гостьбы состояла в том, чтобы облегчить ей переход в новую семью.
|