Ильинская церковь
Орфинский В.П.
"Деревянное зодчество Карелии" - Ленинград, 1972, с.105-109.
Другой сохранившийся в Карелии кубоватый храм - Ильинская церковь Водлозерско-Ильинского погоста - расположен на острове среди просторов Водлозера в древнем Пудожском краю. Ильинская церковь, построенная "тщанием прихожан" в 1797 г., является, по словам А. В. Ополовникова, впервые в 1947 г.обследовавшего и обмерившего ее, одним из сооружений, замыкающих многовековой путь развития русского деревянного зодчества. Прямоугольный алтарь перекрыт двускатной крышей, переходящей в маленькую бочку. Четверик церкви с кубоватым покрытием, горизонтальный объем трапезной и сеней под двускатной крышей, и, наконец, пристроенная по оси храма колокольня, увенчанная приплюснутым куполом и шпилем (до 1902 г. колокольня имела шатровое навершие - таков облик Ильинской церкви.
В отличие от покрытия Петропавловской церкви в Вирме здесь лишь центральная глава установлена в вершине куба, а четыре боковых - на полицах четверика. Вероятно, изменение традиционного приема в Ильинской церкви вызвано стремлением более полно отразить каноническое пятиглавие.
Требованиями церковных канонов обусловлены и некоторые другие особенности сооружения - сени, трапезная, церковь и алтарь образуют торжественную анфиладу, причем площадь собственно церкви превышает площадь трапезной, а двухпрестольный алтарь (Ильи Пророка и Успения Богородицы) необычайно просторен - его площадь более 35 квадратных метров.
По мнению А. В. Ополовникова, "традиции шатровой архитектуры не были сильны в Ильинском погосте". Однако такое предположение опровергается документами из дела Олонецкой духовной консистории за 1797 г., где указывается, что в консисторию было направлено прошение о разрешении вместо обветшавшей древней церкви на Водлозере построить новую "во имя того же пророка Ильи с приделом Успения пресвятой Богородицы шатровую, длиною пяти сажен и шириною такового же мерою, вышиною... до осьмерика пяти сажен, а от осьмерика двух - прописанного в том прошении размеру". Из этой записи видно, что у ныне существующей церкви была шатровая предшественница. Но духовные власти не разрешили новую церковь строить по старому образцу, приказав: "...По примеру церквей, имеющихся в построении, с хорошим видом, сочинить при консистории план...", имеющуюся ветхую церковь разобрать, и на том месте "в сходственность плана" заложить новую. Таким образом, Ильинская церковь строилась по официальному проекту.
Записи в делах консистории объясняют и некоторые планировочные особенности церкви. Так, незначительные размеры трапезной, очевидно, вызваны тем, что "трапеза в рассуждении церкви менее назначена для того, чтобы приходящие более слышать могли, что поют и читают".То есть, другими словами, на закате деревянного зодчества духовенство, подчиняя планировку храма требованиям культового церемониала, окончательно пресекало возможность использования трапезной в мирских целях. В Ильинской церкви эта тенденция получила свое логическое завершение в XIX в., когда трапезная вообще была превращена во вторую, теплую, церковь путем устройства в ней Васильевского престола.
Но даже имея проект, народные мастера кое в чем отступили от него, повинуясь "велению" своего сердца". Так, в упомянутых делах Олонецкой консистории констатировалось, что Ильинская церковь оказалась выстроенной с отступлением от "данного из консистории на то строительство плана". Художественное чутье помогло зодчим гармонично связать сооружение с ландшафтом, поставив церковь как видимый издалека маяк на мысу острова. Верность духу классического деревянного зодчества обусловила черты монументальности, присущие четверику храма с его упругими повалами. Понимание законов взаимодействия архитектурных объемов определило остроту противопоставления вертикалей церкви и коло кольни с подчеркнутой горизонтальностью рублевой ограды и входа.
В плане ограда представляет собой вытянутый неправильный многоугольник, внутри которого, в юго-западной части, находится сама церковь, а к востоку от нее - кладбище. Как отмечает А. В. Ополовников, рубленая ограда Водлозерско-Ильинского погоста своим происхождением связана с крепостными стенами, сохраняя в миниатюре их формы и конструкции. Ее основа - треугольные бревенчатые ряжи, поставленные вершинами внутрь таким образом, что ограда является продолжением наружных сторон треугольников, а на их вершины уложены бревенчатые прогоны. Верхние бревна ограды, прогоны и коньковая слега, уложенная на перемычки ряжей, служат основанием тесовой кровли. Входные ворота и фланкирующие их пятистенные срубы-лавки объединены двускатной крышей в единый горизонтальный объем.
Интересно сопоставить ограду Водлозерско-Илъинского погоста с оградой Лукостровского и воротами Колодозерского погостов. Так, на Лукострове ряжи имеют в плане не треугольную, а прямоугольную форму, князевые слеги поддерживаются стойками и попарно скрещенными стропильными ногами, нижний ярус колокольни служит входными воротами, а лавки решены асимметрично и расположены к западу от входа.
Ближе по композиции воротам Водлозерско-Ильинского погоста аналогичные ворота в деревне Колодозеро, в которых также есть фланкирующие лавки. Но если первые ворота образуют единый горизонтальный объем, который вместе с протяженной оградой контрастно противопоставлен и соподчинен церкви, то в Колодозере арочный проем ворот акцентирован небольшой башенкой, а торговый ряд с глубоким двухметровым навесом перед главным фасадом общей протяженностью почти 26 м завершается выступающими вперед амбарами, которые как бы охватывают торговую площадь и намечают ее границы. Этот пример еще раз подтверждает, что в народном зодчестве тождественные по назначению сооружения в зависимости от конкретных функциональных или художественных задач решались по-разному, а повторение отдельных элементов и деталей не препятствовало достижению разнообразия целого.
История проектирования и строительства Ильинской церкви на Водлозере показывает, как высшее духовенство, не сумев в течение целого столетия подчинить себе народное деревянное зодчество, нашло, наконец, в конце XVIII в. средство против "архитектурной ереси" - строительство храмов теперь разрешалось вести по официально утвержденным проектам. Синод в указах 1826 и 1828 гг. предписывал, чтобы "церкви вообще в государстве строены были по планам и фасадам согласно правилам архитектуры". Не случайно, что часовни, строительство которых меньше контролировалось церковными властями, дольше сохраняли верность традициям классического деревянного зодчества, а некоторые из них, построенные даже в середине XIX в., вошли в замечательную сокровищницу народного искусства.
|