Петрозаводск - Гирвас - Медгора - Повенец - Пудож - Каргополь - Ошевенск - Кенозеро - Каргополь - Вытегра - Вологда - Москва
Основной целью этой поездки был Кенозерский национальный парк, но маршрут к нему придумали подлиннее, вокруг Онежского озера по старому Мурманскому тракту, далее в этот день планировалось доехать до горы Воттоваара, а к вечеру добраться до гостиницы в Медвежьегорске.
Первая остановка - Марциальные воды, не произвели впечатления - под откосом вдоль дороги несколько будочек, похожих на трансформаторные, и через трубу из будки вытекает вода с не очень приятным запахом и вкусом. Но все равно воды набрали.
Подъехали к поселку Гирвас. Бывшее русло реки Суны. Скалистый каньон, можно представить, какая тут раньше текла бурная река, а теперь остались только лужицы. В конце поселка расположена плотина ГЭС. Мы спустились по тропинке, посмотреть снизу на бывший Гирвасский водопад, снизу зрелище намного величественнее.. Слева от плотины рыборазводник форели, но самой форели не видно и поэтому неинтересно .
После Гирваса свернули в сторону М18 и стали искать водопад Поор-Порог.., искали долго, спускались к озеру по всем лесным дорожкам на машине, бродили по берегам пешком, но почему-то не нашли (теперь-то я знаю, что тот ручеек, который шумел в правом углу озера и был Поор-порог, но тогда я наверно высматривала что-то типа Кивача ). Потом немного покатались по заброшенному аэродрому на другой стороне дороги и выехали на берег Пальозера, где провели какое-то время бродя по песку по щиколотку в воде и лениво наблюдая за волнами, купаться почему-то не захотелось, то ли вода была холодная, то ли ветер не с той стороны дул ..
Я это к тому, что пока вернулись в Гирвас и доехали до Юстозера, было около 5 вечера. Трезво оценив оставшиеся силы, расстояние и качество дороги решили не сворачивать, и поездку на Воттоваару отложить на другой раз . Вот так всегда, жди теперь этого другого раза.. Дальше дорога совсем пустынна и очень живописна, по сторонам видны озера, но несколько попыток съезда к ним успехом не увенчались, чаще всего дорога уходила в болота и нужна была более проходимая машина. Наконец удалось свернуть налево к какому то озеру, где было обнаружено несколько вполне приличных стоянок, полное отсутствие людей и наконец удалось пообедать и искупаться.
Дальнейшая дорога до Медвежьегорска ничем не запомнилась, успели снять номер в единственной гостинице, перекусили и пошли осматривать город. Смотреть особо нечего, дошли до песчаного берега Онежского озера, что-то вроде парка на берегу. Утром выехали в сторону Пудожа, на выезде из Медгоры заправили полный бак, дорога была пустая, среднего качества, но пейзаж, по сравнению со вчерашним очень изменился, природа уже больше напоминала среднюю полосу, чем север.
На следующий день первая остановка - Повенец. Слева была замечена интересная церковь, похожая на космический корабль,
когда подошли поближе, оказалось, что построена она только в прошлом году. А поднявшись на откос позади церкви попадаешь на берег Беломоро-Балтийского канала.
Проехав поселок Челмужи, опять поворачиваем налево и едем по широченной лесовозной дороге, которая приводит нас на берег Онежского озера. В нескольких десятках метров впереди видна поросшая лесом Челмужская коса. Ветер, волны, сосны, огромный песчаный пляж, и опять никого...
Пудож. Теперь у нас все провинциальные города носят такое кодовое название . «Как город?» - « а-а.. Пудож».. в гостинице нет воды. Впрочем, говорят, что ее нет во всем городе. Но в столовой при гостинице кормят вкусно. Решаем ехать дальше, до Каргополя всего 160 километров.
Нашли вроде нужный выезд из города.. Километров через 30 попался первый кусок грейдера, небольшой, всего 17 километров, но произвел на меня неизгладимое впечатление Я тогда еще не знала, сколько этого грейдера впереди.
Дальше дорога становилась все лучше, почти не было ни встречных, ни попутных машин, к границе Карелии подлетаем почти по автобану. Идеально ровная новая дорога с отличной разметкой как будто парит над холмами, заросшими настоящей тайгой. Вокруг не видно никаких следов жилья только разбитые лесовозные дороги иногда уходят в стороны.
У кого-то читала в отчетах, что минус этих дорог - не видно маленьких быстрых речушек. Это действительно так. Стоит указатель, и вроде бы мостик, а чтобы попасть к воде надо пробираться чуть ли не километр через придорожные кусты, выгоревшую жесткую траву и хорошо замаскированные остатки строительно-дорожной техники. Хотя понимаю, что любоваться речками вдоль дороги глупо, можно и нужно и не в такие дебри забираться, чтоб увидеть настоящую красоту. Но ведь хочется посмотреть как можно больше. а время, как всегда, ограничено...
Вот так и доехали до границы Карелии и архангельской области, дорога вроде не ухудшилась, но очередной поворот.. и она просто кончилась! Чудом на влетели в яму перед щитом, обозначавшим границу Кенозерского национального парка. Дальше скорость не более 40, машина трясется, редкие встречные лесовозы окутывают облаком пыли.. вот так и доехали до Лекшмозера. В Кенозерский национальный парк собирались въезжать с другой стороны, поэтому отворотку на Морщинихинскую пропустили. Немного отдохнули и искупались в Лекшмозере на оборудованной стоянке в деревне Орлово с видом на церковь на другой стороне озера, и двинулись дальше.
Дорога опять преподнесла сюрприз: бетонные плиты в несколько рядов, положенные несколько десятков лет назад. Правыми колесами по обочине, левыми бубухая по стыкам ползем со скоростью километров 20 в час.. Не выдержал и отвалился глушитель. До Гавриловской несколько раз останавливались, притыкали его на место, потом ехали, обгоняя одинокого велосипедиста, потом опять останавливались, и велосипедист обгонял нас..
Вот, наконец и Лядины. В этих местах я была 20 лет назад, на втором курсе, на живописной практике. Вот тут и начинаешь думать об относительности течения времени - для этих деревянных церквей это было буквально вчера, а тут можно сказать, и жизнь уже почти прошла
Следующий пункт - заброшенная деревня Красная Ляга, свернули в деревне Ватамановской по указателю, километров через 5 среди поля стоит самая красивая церквушка из всех, что мы видели в этой поездке. Сретено-Михайловская, год постройки 1655, имеется табличка что это памятник архитектуры и охраняется государством, но, судя по ее состоянию скоро охранять будет нечего
Еще километров 30 и въезжаем в Каргополь. Заселились в гостиницу, и пошли гулять по городу. Первое, что бросилось в глаза - почти полное отсутствие деревянных тротуаров, которые так поразили меня в прошлый приезд, город с тех пор покрылся асфальтом (местами ) и потерял часть своего северного очарования. Следующее разочарование - противоположный берег реки Онеги раньше был завален бревнами, казалось, что великаны рассыпали коробки спичек по всему берегу, а теперь берег плоский и скучный... Прошлись по соборной площади, полюбовались старинным Воскресенским храмом в последних лучах солнца
Храмы совсем не изменились.. Христорождественский храм, середины XVI века
..а вот колокольня показалась подозрительно новой с ярко-зелеными ангелочками,
потом узнала, что несколько лет назад она сгорела, ее восстановили и покрасили. Вот теперь мучаюсь, были ли ангелочки и до этого зелеными..
На следующий день планировалось посетить Саунино, Ошевенск, и доехать до Кенозерскоко парка. Закупили в магазине еды, залили полный бак бензина и вперед. Саунино нашли быстро, церковь ничуть не изменилась, но по сравнению с Лядинами и Красной Лягой не произвела сильного впечатления, показалась несколько тяжеловатой..
А вот дальше начались приключения.. Вместо того, чтоб свернуть на дорогу к Ошевенску, свернули на Архангельский тракт, когда это обнаружилось, решили не возвращаться, а посмотрев по карте, что можно проехать и с этой стороны, решили так и сделать. Жаль, что не увидим камня, на котором есть отпечаток ноги Александра Ошевенского, ну да ладно, нельзя же за один раз увидеть все, (а хочется!) .
Вот тут и начался настоящий грейдер. Непонятно, зачем мне понадобилось забираться за 2000 км от дома, чтобы наглотаться белой пыли, точно такой же пыли полно на всех дорогах по меловым горам вдоль всего Дона..
В Шелоховской свернули к деревеньке Озерко, совсем пустой, даже не нашли у кого спросить куда дальше ехать, около закрытого магазина семейная пара челноков разложила палатку с товарами (?) непонятно для кого, но дальше этой деревеньки они никогда не ездили и ничем не могли нам помочь.
Остановились на развилке, возле стада пасущихся журавлей,
изучив еще раз карту, берем на развилке левее, проезжаем через пустую ферму с признаками обитания коров в виде свежего навоза, затем полуразрушенный мостик через речушку, а потом километров 15 лужи, камни, песок, грязь, колеи.. Ни одной машины и сомнения, туда ли мы едем.. Местами наезженная дорога шла сбоку от основной, по полю, по лугу, потому что на дороге грязь была непролазная, что удивительно, дождей-то не было месяца два точно.
Наконец показался заброшенный ангар или зернохранилище, но люди здесь явно бывали. Вскоре въезжаем в деревню Погост, справа видны верхушки деревянной церкви, налево - мостик и развалины Александро-Ошевенского монастыря. Сначала едем в монастырь. Перед воротами стоит машина, какие то люди убирают упавшие деревья во дворе, мальчишки очищают кирпичную арку ворот от наскальной живописи современных вандалов. Оказалось, что это трудовой лагерь при интернате для трудных подростков, мальчишки живут летом в деревне и помогают восстанавливать монастырь. Денег, как всегда, на это нет, но делают, что могут.
Студентами 20 лет назад мы лазили здесь по полуразрушенным кельям монастыря, местами там были обои, а под ними слои дореволюционных газет с объявлениями. Это теперь уже опять никого не удивишь такими объявлениями в газетах, а тогда, в 80-е годы прошлого века, мы рассматривали объявления с ятями о лопнувших банках и товариществах, о лечении зубов и сифилиса у частных врачей, о гастролях цирковых артистов, как прикосновение к совсем другой эпохе. Думаю, современным студентам все это было бы не так интересно, они всего этого насмотрелись и сейчас. Теперь подняться в кельи мы не решились, уж очень ветхо выглядели лестницы и перекрытия, какие уж теперь обои
Потом мы проехали вдоль деревни Погост, где находится деревянная богоявленская церковь 1871 г. постройки
и деревни Низ, Георгиевская часовня в которой в несравненно лучшем состоянии
И вообще, деревня сохранилась такой же, какой была, наверное и сто идвести лет назад. Дома, амбары, хозяйственные постройки стоят на земле с уверенностью, хотелось бы надеятся, обоснованной.
Кстати, народ очень удивился, узнав, что приехали со стороны Озерка. Говорят на такой машине там проехать нельзя.. Вернулись на архангельский тракт, естественно, той же дорогой, не делать же крюк в 100 км из-за чьих-то предрассудков .
Дальнейшая дорога до Вершинино запомнилась только паромной переправой через Онегу, поскольку до этого паромов не видела, было несколько странно, как заезжать и т. д. На первом попавшемся пароме нас не повезли, замахали руками «езжайте дальше», дальше оказался еще один паром, поспрашивав в очереди вывела среднюю цену за перевоз в 50 руб. с машины, но еще труднее оказалось эти 50 руб. отдать, наверно, можно было проехать и так..
Еще один стоящий внимания объект - деревянный мост «на городнях» в деревне Измайловская, мост 18 века, крепкий и вполне пригодный к использованию, не то что мосты в моем родном городе
Вот, наконец, и цель нашего путешествия - деревня Вершинино, где находится дирекция национального парка.
Несмотря на вечер, в администрации находилась дежурная, которая нас радушно встретила и поселила в домике, договорилась, чтоб истопили баню, на выбор «по черному» или «по белому» (на участке их было две, мы выбрали «по-черному») а деньги, как это принято на Севере - завтра, или когда-нибудь потом... (потом нам пришлось на пару часов задержаться с отъездом, потому что не было бухгалтера, и никто не хотел брать с нас плату за три дня проживания, баню и катер )
Дом был огромным, нам на двоих достались две спальни на 10 человек, (потом были обнаружены топчаны с матрацами на чердаке еще человек на 30) туалет в доме, туалет на улице, место для костра, огромные поленицы дров, две бани, стол на берегу, дружелюбные собаки, причал для лодок, и последний штрих - деревянная часовенка на противоположном берегу озера.
Следующий день прошел в поисках катера для прогулки по озеру. Как раз проходил конгресс астрологов, все катера оказались заняты ими, а присоединятся к ним не было никакого желания (увлечение астрологией прошло лет 10 назад), наконец нашли маленький тихоходный катерок и отправились в путешествие по Кенозеру.
Побывали в деревнях Зихнова
и Тырышкино, где находится самая маленькая придорожная часовня, в которой может уместится, мксимум, один человек
Аккуратные часовенки в святых рощах и полное отсутствие людей. Побродили по святым рощам и просто по лесу вокруг деревень.
На обратном пути проплывали мимо лошадей, которые паслись в траве возле берега по щиколотку в воде. При приближении катера они насторожили уши и вдруг кинулись бежать по воде вдоль берега! Я схватила фотоаппарат, но не успела сделать ни одного кадра, так стремителен был их бег! (хотелось сказать полет )
Еще два дня прошли в пешеходных и водных прогулках, и уже надо уезжать. По уже знакомым местам проехали быстро, остановились сфотографировать необычную роспись под высокими свесами крыш в придорожной деревне,
без остановки миновали Каргополь, потом Пудож в котором не нашли 95 бензина, до Вытегры доехали с совершенно пустым бензобаком, и вот долгожданная заправка возле Волго-Балтийского канала... Долго смотрела, как шлюзуются большие корабли с туристами...
Время 6 часов вечера, проехали около 400 км. Плюс на заправке водители грузовиков дружно советовали ехать в Москву через Вологду, совсем сбили с толку, мы туда даже не собирались, в общем, решаем остаться здесь на ночевку. Вечерняя прогулка по городу, пиво в центральном парке, стандартная программа.
Утром выезжаем в сторону Вологды. Думаю, что в следующем году дорога не будет представлять вообще никаких проблем, немного грейдера, но все параллельно новой строящейся дороге, уже с асфальтом и кучей работающей дорожной техники, все нормально проходимо.
Заехали в Ферапонтово и в Кириллов, но они стоят отдельного описания в другом месте.
Вологду объехали по окружной, Ярославль напрямую через город, и традиционная воскресная пробка при въезде в столицу... сказка кончилась.