Карелия. Мои первые шаги.
автор Максим aka sin0bi
Предисловия к данному опусу не будет. Мы все по возможности стараемся делать так, чтобы черно-белая лента жизни иногда разбавлялась цветными яркими картинками. Одни ищут компании и веселья, огней и шума. Мне нужно совсем другое - то, ради чего мы все, собравшиеся здесь, едем на Север.
Туда:
МО (Подольск) - Москва - Санкт-Петербург- Приозерск - Куркийоки - Лахденпохья - Сортавала - Рускеала -Сортавала - залив Кирьявалахти - Ляскеля - Койриноя - Ведлозеро - Пряжа - Петрозаводск (о.Кижи) - д. Сопоха (турбаза «Сандал») - Медвежьегорск - Беломорск - Кемь - Рабочеостровск.
Обратно:
Рабочеостровск - Кемь - Петрозаводск - Олонец (п.Видлица) - Лодейное Поле - Сясьстрой - Санкт-Петербург - Москва - МО (Подольск).
Общий пробег составил 4045 км.
Расходы на 92-й бензин - 5146 руб, израсходовано 274 литра, средний расход топлива составил 6,8л.
Расходы на ГАИ - 0 рублей.
Автомобиль Mitsubishi Lancer 1.6, механика, 2005 г.в.
Экипаж: Я + жена + сын (3 года).
Туда
Москва - Санкт-Петербург.
Старт из Подольска 4 августа 2007г. в 06-19., на одометре 19825км. Через 40 минут я на Ленинградке, километраж от МКАД - 19902км.
Дорогу от Москвы до Питера описывать смысла нет, так как она уже давно всеми изучена и со времен Радищева практически ничего не изменилось.
Дорогу кое-где латают, где-то уже залатали, но ремонтники в этих местах как всегда «забывают» убирать знак 40 и этим с большим энтузиазмом пользуются ГАИшники от Твери до Новгорода. Единственная примета нынешнего времени - пробки. Я понимаю, что пробки могут быть в мегаполисах или более-менее больших городах, но чтобы такое творилось в Вышнем Волочке и Торжке - это было для меня откровением. Огромный поток фур и автовозов еле тащится по одной единственной узкой дороге, которая проходит через эти городки. Представляю, как недовольны местные жители таким положением вещей. И вряд ли новая строящаяся платная дорога улучшит ситуацию. В общем из-за пробок и ремонта трассы на различных участках в Питер я добрался через 12 часов - позор на мои седины!
Заправки на трассе в основном безымянные, на них не останавливался. Заправлялся возле сел Эммаус на Татнефти (16 л х 17,5 руб) и Ульяновское на Лукойле (30л х 19,2).
Санкт-Петербург - Приозерск.
Старт из Питера 7 августа в 7-30. Постояв немного в питерских пробках и поблуждав по улицам из-за ремонта Пискаревского проспекта, часа через 2 выбираемся на дорогу А 129. Дорога представляет собой череду разбитого асфальта вперемешку с колейностью вплоть до Агалатово. В районе Колосково ремонтники чинят дорогу. Этот факт несколько радует, так как многие автопутешественники из-за чудовищной дороги просто плюют и разворачиваются обратно, на ходу меняя свои планы. Дорога в районе Отрадное - Починок несколько успокаивает нервы, особенно если остановиться в сосновом бору, немного погулять и поесть черники с брусникой, которых полно в этих местах. Кстати именно здесь моя жена впервые увидела бруснику.
И вот перед нами наконец-то появляется Приозерск. Через пару сотен метров справа по борту вырастает заправка Лукойл. Заливаю 15л х 19,60 руб.
Далее не торопитесь разгоняться, так как у вас есть шанс проскочить крепость Корела, которая находится слева перед мостом через реку Вуокса. Обязательно туда загляните! Паркуйтесь напротив двух памятников самоходкам и смело шагайте ко входу в крепость. Вход в крепость бесплатный, деньги берут лишь за музей (20 руб) и за вход в башню (15 руб). Надписи на ценниках, кстати, сперва идут по-фински, а потом по-русски. Можно фотографировать, можно приобрести сувениры. Мне очень понравилось - мирно, тихо и жутко интересно. В башне на 1-м этаже стоит пушка и 2 немецких БМВ времен ВОВ. Мотоциклы вполне живые, у них даже аккумуляторы новые стоят.
Многочисленные местные девушки приходят искупаться в Вуоксе и полежать под солнцем прямо возле крепости, поэтому ваши попытки поснимать красивые виды крепости могут быть истолкованы ими неоднозначно, будьте осторожны! Из-за них я так и не смог сфотографировать камень, на котором что-то было написано про Рюрика, так как они своими телами облепили этот камень как мухи.
Закупившись сувенирами, мы потихоньку двигаемся дальше.
Приозерск - Куркийоки.
Дорога от Приозерска до Кузнечного - асфальт на «троечку», далее идет грунтовка. Сердце обливается кровью аж до знака «Республика Карелия». Начавшийся от этого указателя асфальт радует отличным качеством, начинаешь в душе молиться, чтобы он как можно дольше не кончался. На хорошей скорости проходим полуразрушенный погранпост и мчимся дальше. Совсем скоро появляется пост ГАИ. Один Гаец ковыряется в багажнике Жигулей с местными номерами, двое других болтают ножками, сидя в канаве, на меня никто внимания не обращает. Еду дальше, асфальт примерно через 1 км заканчивается - опять грунтовка! Дорога густо посыпана щебнем, по краям дороги щебень лежит более густым слоем, старайтесь по краю дороги не ехать! Машин на дороге попадается мало, но если они вас обгоняют, то камнями обстреливается вся машина полностью. Местные это знают, поэтому обгоняют тебя как можно дальше от твоей машины, но встречаются придурки с питерскими и нашими номерами, которые о других не думают. Уворачиваясь от камней, летящих из-под колес одного такого упыря, я прижался правее и чуть не вылетел. Похоже на то, как зимой попадаешь на скорости правыми колесами в сугроб.
Ехать по такой дороге нужно на скорости около 80 км/ч. На 50-ти км/ч безопаснее, но у меня вся машина уходила в такой резонанс, что я думал, что она у меня развалится. Через некоторое время к такой езде прививается вкус,
начинаешь чувствовать азарт и даже получаешь удовольствие. Лансер ведет себя тоже в своей тарелке. И уже перестаешь шугаться встречных фур, которые, переламываясь на вершине холма, со всей дури «ухают» вниз, как на Американских горках. Дорога узкая, уклоны вверх-вниз и вправо-влево. Водителям фур, которые ходят на Сортавалу, надо памятники ставить. Это вам не в Европу по автобанам кататься!
В таком темпе подлетаем к Хийтоле, дорога в которой уходит направо через щель, похожую на пролом в стене, проезжаем по деревянному мостику и -вперед, в Куркийоки!
Дорога ведет нас мимо села Ласанен. Мы заехали поглазеть на залив, надеясь увидеть остатки бывшей военно-морской базы. Но ничего не увидели: все закрыто и ничего непонятно. Зато местные за нами с удовольствием понаблюдали: приехали какие-то чокнутые, посмотрели по сторонам, потыкались в разные съезды и повороты, несколько раз развернулись и уехали. И вот они, Куркийоки! На первом подъеме в горку справа от дороги расположен указатель музей «Кирьяж» (одно из бывших названий селения Куркийоки), соответствующая вывеска тоже имеется, но слева от дороги у подножия горы. Билет в музей стоит 20 руб., за эти смешные деньги добрая женщина-экскурсовод будет полчаса и дольше рассказывать вам о истории края. Музей интересен, зайдите. Напротив музея прямо через дорогу находится гора/холм. Как я понял - это городище-крепость. Протопав через заросшие кустарники по весьма отвесному склону, на вершине я обнаружил лишь следы от костров и несколько бутылок из-под водки. Может я попал на другое городище?
Проезжая через речку, обратите внимание на памятный знак «600 лет Куркийоки» справа от дороги и на камень, поставленный в память о погибших в русско-финских войнах.
В Куркийоки на ночь остановиться негде, так как гостиница «Курки» когда-то сгорела. Магазинчики присутствуют, по-моему где-то видел кафе, на выезде из села в сторону Лахденпохья есть автосервис.
Куркийоки - Лахденпохья.
Дорога до Лахденпохья ничем непримечательна. В Лахденпохья я ввалился уставший, небритый, злой и голодный. Остановился в центре у кафе «Рундучок». Центральная улица, как и в любом другом небольшом городке, носит название Ленина. На этой же улице расположены и все местные гостиницы. На ул. Ленина 2 гостиница «Анника», чисто, красиво, но мест нет. Нам предложили коттедж за 1800 руб. На одну ночь мне коттедж не нужен, поэтому решили попытать счастья в гостинице «Карлен», которая находится напротив. У «Карлен» стоял Мерседес Актрос, кузов которого был завален шинами и другими различными прибамбасами для раллийных гонок. Присмотревшись, я заметил во дворе гостиницы несколько подготовленных для гонок Импрез. В «Карлене» мест тоже не оказалось. Вернувшись к машине, возле кафе я увидел помост, похожий на те, с которых стартуют и приезжают на финиш раллисты. И тут я начинаю вспоминать, что в Лахденпохья проводится один из чемпионатов России по ралли! Боже мой, да они же гоняются по тем же дорогам, по которым сейчас ехал и я! Класс! Вот бы мне одну такую Импрезу или Эво, я бы без раздумий прямо сейчас, позабыв про голод и усталость, снова бы метнулся в Питер и обратно! Ладно, раз Эво нет, значит идем в кафе и поедем дальше, так как все гостиницы, похоже, оккупированы прибывшими сюда спортсменами. В «Рундучке» мне не понравилось. Русский попсо-рэп на всю катушку, грязновато, ждать долго и т.д. Поев на троих на 500 рэ, идем искать последнюю гостиницу на Ленина д.30. Такой дом на этой улице нами не был обнаружен. Махнув на все рукой, выезжаю в Сортавалу.
Лахденпохья - Сортавала.
До Сортавалы всего-то около 40-50км , дорога - плохонький асфальтец, но добираюсь очень быстро. Осмотр достопримечательностей откладывается на завтра, так как сейчас время уже почти 9 вечера. Гостиниц в Сортавале туча, но в них почти везде заселены финны как тургруппами, так и сами по себе. Можно конечно забронировать себе место заранее, но неизвестно, куда и когда тебя занесет по дороге, не будешь же ты оставлять все красоты за бортом, боясь потерять деньги за гостиницу?
Готовясь к этой поездке, я распечатал список гостиниц по своему маршруту, но телефоны некоторых из них оказались неверными. Заехав в две из них, мы направились в гостиницу «Хелю». Причем самое смешное, что приезжают несколько машин в одну гостиницу, им советуют поехать в какую-то другую, и эти машины наперегонки с визгом резины пытаются туда приехать первыми - а вдруг их кто-то обгонит и им мест уже не хватит? Ну я отвлекся. Значит в «Хелю» места были, двухместный «нумер» с удобствами обошелся в 1200 рэ + 80рэ за стоянку. Пьяных финнов и их русских подруг на одну ночь замечено не было, хотя машины с финскими номерами на стоянке были. Кстати хочу отметить, что машины все какие-то бедненькие. В основном немецкие начала 90-х годов.
Пришло утро, сегодня 8 августа.. Мы сдали номер и поехали знакомиться с Сортавалой. Для начала попили кофе в кафе «Relax» на ул. Карельская. Это заведение делится на кафе и ресторан, русские сидят в кафе, а финны мечтательно пьют алкоголь и смотрят на улицу из окон ресторана. Позавтракав, мы пошли в скверик напротив гостиницы «Сеурахуоне». Рядом с «Сеурахуоне» стоит еще одна гостиница, по всей видимости очень дорогая: Лексусы на парковке, цветы кругом, девушка на ресепшене, как из журнала (мест в этой гостинице, кстати, тоже не было). Зачем завел об этом речь? Рядом с этой гостиницей (название забыл) находится пристань, с которой уходят ракеты на Валаам. Расписание можно узнать на сайте Валаама. В мои планы Валаам не входил, поэтому я сосредоточился на изучении Сортавалы. Городок спокойный, никто никуда не спешит. Много старых домов финской постройки, на площади есть еще один сквер, позже был найден небольшой рынок. Магазинчиков полно, ассортимент разнообразием не страдает. Удивила цена на пиво: Балтика стоит 35-40руб. Понятно, почему местное население в поселках предпочитает водку. Вывески в магазинах в первую очередь на финском языке, прикольно. Магазин, кстати, по-фински - kauppa. Зашли в сувенирный магазин, купили тарелку с изображением Сортавалы; вообще-то мы собираем символику городов в виде магнитов на холодильник, но в Сортавале их не было. Закупившись всякими творожками и йогуртами для сына, мы двинулись искать приключения дальше.
Сортавала - Рускеала.
Выехав из Сортавалы, я заметил за собой ГАИшную машину. Дорога шла по селам, где ограничение 40км/ч. Гаец плелся за мной несколько км, потом к нам на хвост села еще одна машина ГАИ. Через минут пять перед заправкой «Регина» (отзывы о ней нехорошие) обе машины синхронно развернулись через сплошную и уехали обратно в Сортавалу, а я прибавил газку и совсем скоро оказался перед указателем на Вяртсиля. Если хотите посмотреть водопад на реке Тохмайоки, где снимали кино «А зори здесь тихие» и увидеть мраморные карьеры в Рускеале - вам сюда.
Дорога на Вяртсиля - мечта автолюбителя: широкая ровная трасса с изумительными пейзажами. На встречу то и дело попадаются финские легковушки и автобусы, финны благодушно улыбаются и радуются - видно не знают, какая дорога их ждет дальше. Скорость здесь можно держать очень высокую, поэтому к 17-му км сбавьте скорость, иначе пролетите водопад так же, как и я. Ориентир - небольшой мост, кучка местных женщин, продающих дары леса, и большой шатер «Балтика» с шашлычной. Все это будет справа по борту перед мостом. Паркуйте машину и - вперед! Водопад очень красив, вода падает из небольшого озерца, которое можно обойти по очень живописному берегу. Потратив на все около часа и повздыхав, что пора ехать дальше, садимся в раскаленную от солнца машину и направляемся дальше.
Километров через 5 от водопада Тохмайоки после проезда небольшого мостика слева возникает неприметный указатель что-то вроде «Мраморный каньон» и еще более неприметный съезд налево. Дорога покрыта серой мраморной крошкой, двигайтесь по ней и никуда не сворачивайте, даже если вам уже начинает казаться, что вы заблудились - дорога выведет вас к ухоженной парковке и КПП. Вход на территорию 45 руб, парковка 20 руб, прокат лодки 150 руб в час. Поднимаемся по тропинке и смотрим на карьер сверху. Отвесные скалы, зеленая вода... Я никогда раньше такого не видел. Более того, я склонен думать, что это самое сильное впечатление от всего увиденного мною в Карелии. Даже самая разбитая дорога и самый поганый бензин не станут препятствием для того, чтобы я вернулся сюда хотя бы еще один раз.
На карьере мы провели часа 2,5 (это вместе с катанием на лодке), потом посидели в кафешке. Было интересно посмотреть на прибывающие машины. Номера в основном московские и подмосковные, питерских меньше. Одно из наблюдений: если хотите посмотреть что-либо в тишине и относительной уединенности - просыпайтесь раньше. Это касается и Гирваса, и Кивача, и Рускеалы, и Тохмайоки. Ждать полчаса, пока все пройдут, чтобы сделать хороший кадр - лично для меня невыносимо.
Рускеала - Сортавала.
Офигев от такой красоты, молча садимся в машину. Я достаю карту и начинаю думать. У меня в багажнике лодка, удочки, палатка, а я еще ни разу в Карелии этими девайсами не воспользовался. Решено встать на ночь где-нибудь в районе залива Кирьявалахти. Доезжаем до уже знакомой трассы, идущей из Сортавалы, сворачиваем на неё и продолжаем свой путь вдоль Ладоги.
Сортавала - залив Кирьявалахти.
Дорога вскоре опять начинает петлять, проезжаем насквозь какие-то деревеньки. Кое-где виднеется Ладога, но все съезды либо ведут к чьим-то домам/дачам, либо заботливо перекопаны ковшом экскаватора - на Лансере не сунешься...
И вот наконец-то видна Ладога. Это самая северная точка Ладоги - залив Кирьявалахти. Красотища неописуемая! Дорога идет вдоль залива, до воды рукой подать, но слева горы, а справа трасса огорожена от залива металлическим отбойником - машину оставить негде. Дорогая очень узкая, берегитесь встречных фур и лесовозов, которые вынуждены вылезать на вашу полосу, чтобы вписаться в узкие повороты. Наконец отбойники заканчиваются и можно попытать счастья поискать съезд к воде. Несколько машин стоят на обочине, проезжаем дальше. Съезды есть, но они абсолютно непролазные для моего авто. Мрачнею и еду дальше. Тут замечаю еще один съезд, пролетаю его, сдаю задним ходом и иду на разведку. Съезд крутоват, потом идет метров 50 небольшая полянка, но вся в глубоких грязных колеях. Далее кусты и небольшой холм. Влезаю на холм. Боже мой, какой вид! Огромные плоские валуны, травка, отличный каменистый пляж и, главное - ни одной живой души! Все, остаемся здесь. Штурмую на полном ходу жижу на полянке, немного приложившись защитой об землю. Ставим машину пред холмом, раскладываем вещи. Время 16-40. Весь вечер купаемся, греемся на солнце. Единственное, что сильно беспокоет - постоянные попытки проезжающих машин разместиться рядом с нами. То, от чего я пытался бежать из душной переполненной Москвы - преследовало меня и тут. «Кто первый встал - того и тапки» - так по-моему должны себя вести люди в подобных ситуациях. Денег дать, запаску отдать, трос, ключи, бензина отлить - это пожалуйста, так на Севере всегда было заведено, но делить с кем-то место!
В районе 20-00 мимо нас продефилировала дама лет 40 с детьми, сказав, что будет тут купаться часик. В результате часик растянулся на 2 с чем-то. К этому времени приехал её муж из Сортавалы и сообщил нам, что забыл паспорт в гостинице в Сортавале, пришлось возвращаться, а жену с детьми бросил тут, чтобы по жаре не таскать их собой. Забрав их с собой, он извинился и пожелал нам приятного отдыха. Добрый человек.
Ночь прошла хорошо, правда немного замерзли. Костер не жег - не хотел портить природу, да и с собой была газовая горелка Сampingaz - отличнейшая вещь: компактная и с очень низким расходом газа.
Утро 9 августа выдалось жарким. Залив перед восходом солнца стал еще красивее. Чувствуя, что «свято место пусто не бывает», начинаем собираться в путь. Только стал собирать палатку, как услышал визг тормозов на трассе. Хлопают двери - идут к нам. Через пару минут слышу, что съезжают, орет музыка, удар картером, мат. Отчаянно газуют, глушат двигатель. Жду. К нам выходят 5 человек в одних шортах и с удочками. Молча проходят сквозь нас и идут к воде.
- О, здесь рыба есть - ловим!
У меня просто нет слов! Ладога 700 км по кругу, а рыбу ловить надо именно там, где стал я.
Собравшись и выезжая на трассу, я посмотрел на их машину - Гольф-3 с финскими номерами. Откуда у этих уродцев финский Фолькс - для меня это осталось загадкой.
залив Кирьявалахти - Ляскеля.
Ляскеля появляется км через 10. Проезжаем какую-то бумажню фабрику слева и справа, потом мост через реку Янисйоки. Вроде там внизу на реке должны быть какие-то пороги, но с моста их не видно, а вылезать из-за жары было лень. Остановились у магазинчика, купили воды. Потом заехали на местный рыночек, помидоры и картошка дешевле, чем в Москве. Продают дыни и арбузы. Продавщицы все очень молодые, симпатичные и очень вежливые. Тут я сделаю небольшое отступление. Чем севернее город, тем меньше мужчин и больше красивых молодых девушек. Мужиков всегда на Руси было мало, а женщин, наоборот, много. В Кондопоге, Медвежьегорске, Беломорске за рулем 70% населения - женщины. То ли реально мужиков не хватает, то ли пьют все вповалку... Девушки почти все ходят в шортах, гуляют в основном по дороге парами - тройками. Как я уже не раз говорил - очень много симпатичных. Мужики, езжайте за невестами на Север!
Ляскеля - Койриноя.
Далее сказать особо нечего - едешь себе и едешь. Возле указателя на Импилахти дорога вдруг превращается в очень хорошую дорогу, но не надолго. Дальше идет ремонт дороги: в земле вяло копошится экскаватор Volvo, а остальные работники принимают солнечные ванны.
Через некоторое время я попадаю на дорогу, которая ведет на Петрозаводск через Ведлозеро и Крошнозеро. Дорога, по которой я только что ехал вдруг превратилась в обалденно хорошую трассу. Справа я видел указатель на Питкяранту, куда я не собирался, поселок Койриноя тоже видимо остался где-то справа.
Койриноя - Ведлозеро.
В общем возрадовался я и надавил на педальку. Машин практически нет, даже ВАЗовские «пятерки» едут тут не меньше 140 км/ч. Мелькнул указатель на Суоярви. Вообще-то я планировал ехать в Петрозаводск через Суоярви, но решил не упускать такой случай и подольше порадовать машину такой хорошей трассой Р 21. Возле развилки Петрозаводск - Суоярви стоит мемориал «Крест Скорби», он расположен в 4 км слева от трассы по ходу в Петрозаводск. Заехав туда, я не нашел ничего общего не с описанием этого места, ни с теми фотографиями, что я видел. Либо надо было проехать еще дальше, либо это еще один мемориал. Мемориалов, памятников, камней и плит разбросано по Карелии великое множество - и русским, и финнам. Время все стирает и прощает.
Через какое-то время дорога опять превращается в обычный плохонький асфальт с ямами, колеями и заплатами. Финских туристов на этой дороге почти нет. Обогнал один финский автобус: видели бы вы эти измученные зеленые лица! Представляю, каково им сидеть в духоте и трястись, когда в тебя алкоголя залито по самое горло. Издалека кажется, что автобус плывет по волнам.
По дороге то слева, то справа возникают озера. Съездов, как практически всегда - нет. Если вам плевать на машину или вы живете по принципу «КАСКО рулит!» - смело бросайте машину и окунитесь в озере, это несомненно придаст вам душевных и физических сил. Пока вы купаетесь, ваши спутники могут провести время за поеданием ягод и сбором грибов, коих здесь в несметном количестве всегда и везде.
Если вы в этих местах встретите какой-нибудь указатель типа «турбаза 7км →» - не сильно-то обольщайтесь. Проехав по таким указателям не 7, а гораздо более км, вы рискуете ничего не найти, так же, как и я. Решив остановиться по такому указателю на Ведлозере, я отмахал куда больше, чем было написано на указателе. Проехав поселок Ведлозеро, я попал в следующий «рунопевческий» поселок Кинерма. Разозлившись, я вернулся обратно в Ведлозеро и стал приставать к местному населению на предмет выяснения местонахождения вышеобозначенной турбазы. Местные только плечами пожали. В общем, лучше ехать только по проверенной информации.
Ведлозеро - Пряжа.
Решив, что озер на меня сегодня хватит, выдвигаюсь на Петрозаводск. Долго ли, коротко ли, дорога выводит меня на Т-образный перекресток: налево - Петрозаводск (через Пряжу), направо - в Олонец. На этом перекрестке кафе и заправка. Заправиться решаю в Петрозаводске. Итак, нам налево на Пряжу.
Едем по трассе Е 105. В местечке Матросы по левой стороне увидите большое одноэтажное здание с большой вывеской «СТОЛОВАЯ». Если проголодались - сворачивайте. Цены смешные, но еда приличная. Сие заведение рассчитано в основном на дальнобойщиков, но сюда захаживают пообедать и петрозаводские мужчины на дорогих внедорожниках. Не побрезгуйте, зайдите, для чего же мы все едем куда глаза глядят, не для того ли, чтобы вкусить местного колорита и вдохнуть немного другой жизни?
После столовой дорога поднимается в гору и справа появляется какой-то гостевой дом. Если день близится к концу, а в Петрозаводске вас не ждет заранее забронированный номер, то вам имеет смысл сюда заглянуть. Расстояние до Петрозаводска плёвое и может быть вы сэкономите деньги и нервы, если останетесь на ночь здесь.
Вскоре появляется Пряжа. Я думал, что город стоит прямо на трассе, но оказалось, что на Пряжу надо съезжать в сторону от дороги. В Пряже, по-моему, есть гостиница. Времени у меня было еще много, поэтому мы двинули дальше в Петрозаводск.
Пряжа - Петрозаводск (о. Кижи).
Пока я «ушел в себя», раздумывая о том,как трехлетний ребенок перенесет поездку на о.Кижи и где переночевать, дорога привела меня в Петрозаводск.
У поста ГАИ на кольце я ушел вправо на заправку, т.к. стрелка стремилась к нулю. Заправка называется ARIS, залил 92-го до отсечки на 581 руб (30,9л х 18,80руб). Заправка современная, цивильная, народу много, подумал, что бензин должен быть нормальный. И не ошибся, Лансер недовольства не высказывал, ехал бодро, как и прежде. Заправившись, вернулся на кольцо и ушел по указателю в центр. Карты города у меня не было, т.к. в инете я её откопать нигде не смог. Ехал «на авось», вспоминая, как город выглядит по карте в Гугле. В городе активно строят современные автосалоны в едином корпоративном стиле, по дороге был замечен один из таких - родной Mitsubishi Motors. И тут, надо же, я доехал туда, куда нужно, т.е. на набережную, только надо было свернуть влево, а я ушел направо. Развернувшись, я выехал к гостинице «Карелия». Это самая новая гостиница в городе и по виду самая дорогая. Так и оказалось - нам предложили двухместный номер за 3900 руб + отдельно плата за парковку. За 100 с небольшим евро я могу в Москве гостиницу снять, причем на 2 дня, а для Петрозаводска за один день это слишком жирно. Поехали дальше. В «Масках» мест тоже нет. Поехали в гостиницу «Фрегат», которая расположена прямо у порта. К слову сказать, практически все гостиницы находятся в 10 мин ходьбы друг от друга.
Во «Фрегате» нам удалось снять хороший двухместный номер за 2200 руб. Стоянка машины входит в стоимость, машину можно парковать под окнами на набережной. Побросав вещи, мы пошли покупать билеты на Кижи, но кассы в порту уже закрылись. Расписание и цены висят на улице. Как я понял, «ракеты» ходят 3 раза в день, цена туда-обратно 700 руб. Но зная, что все билеты все равно скупают оптом многочисленные турфирмы и билетов вечно нет, мы отправились в уже знакомый отель «Карелия», где без проблем купили билеты, но по цене 990 руб туда-обратно на рейс в 8-30. Ну, теперь можно и погулять. Самое «гуляльное» место в Петрозаводске - это набережная. Удивительно, но у меня сложилось впечатление, что весь город стекается сюда для того, чтобы сесть на ограждение и выпить пару бутылок пива. Пьют все, подростки от 12-ти лет и старики до бесконечного возраста.
Вся набережная в пустых бутылках, окурках и обертках от чипсов. Вообще это все напоминает странную смесь какого-то захолустья, отголосков старого Арбата и города Сочи начала 90-х годов. Поясню: пьют, матерятся и дерзко разглядывают прохожих (особенно девочек), как в какой-нибудь Тьмутаракани, аналогия с Арбатом приводится из-за уличных гитаристов, наличию современной молодежи (а-ля поколение «Пепси»), ну а Сочи мне вспомнились из-за «живой» музыки в кафе (репертуар Пугачевой, Газманова, Ю.Шатунова), которую слышно наверно аж в Кижах, до утра работающих летних кафе и ресторанов, и из-за колоритного вида отдыхающих на полную катушку приезжих. Дежавю.
Кстати за все наше пребывание в Карелии, самое большое кол-во комаров, как нам показалось, сосредоточено именно в Петрозаводске. Остаток вечера мы провели в пеших прогулках по городу, посидели в кафешке и наконец-то попробовали настоящие карельские «калитки» - что-то типа ватрушек, но безумно вкуснее.
Полночи прошло под песни, доносящиеся из кафе на пристани. Окно было открыто из-за духоты, поэтому я засыпал под «Чёрные глаза».
Наутро 10 августа, по-солдатски собравшись, мы были самыми первыми у «ракеты» (благо «Фрегат» находится в трех минутах ходьбы от причала) и заняли места на «носу». У пирса стояли еще 2 «ракеты»: одна красная, как я понял - обычная, т.е. та, на которую теоретически можно купить билеты за 350 руб в один конец, вторая - такая же, как наша, зеленая с надписью «Карелия» - от турфирмы. Как я понимаю, турфирма «Карелия» полностью выкупила две «ракеты». Ну, не важно, мы уже отплываем. Через 1 час 15 мин моя нога ступает на остров Кижи, правильное ударение, кстати, на первый слог. Проходим мимо палаток с сувенирами и по деревянному настилу идем ко входу на территорию музея. Вход без экскурсии стоит 95 руб. Получаем инструктаж - не курить и с мостков не сходить - водятся змеи. О.К.
Красота, конечно, неописуемая. Фотографии не способны передать это ощущение. «Примазавшись» к одной группе минут на 5, нам удалось кое-что и послушать. В общем, совет у меня только один - приезжайте, не пожалеете, это обязательно надо увидеть. Хочется поблагодарить финского летчика, который во время войны не выполнил приказ немецкого командования и не стал сбрасывать бомбы на остров. Погуляв, пофотографировав и накупившись сувениров (на все дается 3 часа), мы опять были на борту «ракеты». На обратной дороге я коротал время тем, что пытался разобрать, о чём так возбуждённо «курлыкают» на финском 4 женщины, сидящие передо мной, но так ничего и не понял. Очень интересный язык.
Вернувшись на большую землю, я первым делом купил карту Карелии и Петрозаводска. Моя карта, склеенная для удобства из дорожного Атласа, и двухкилометровка, распечатанная из Интернета, мне изрядно надоели. А из новой карты я еще и почерпнул для себя немало интересного.
Зашли в магазин, набрали еды и воды в дорогу, я купил 2 разных карельских бальзама по 225 руб за бутылку 0,5л. Дороговато. Плюс я немного расстроился, что одна из бутылок была родом из Лахденпохья, а нигде нет никакой информации о том, что там есть ЛВЗ. Знал бы, обязательно зашел!
Пообедав еще в одной столовой, которая нам попалась по дороге, и помахав на прощание Онежскому озеру, мы выехали в сторону Кондопоги.
Петрозаводск - д.Сопоха (база «Сандал»).
До Кондопоги 48 км пролетели очень быстро. Заезжать в город я не планировал, сделал лишь пометку, что слева перед мостом есть мотель «Вояж» ( с указателем на него) и мотель «Мираж» (без указателя). Моя цель - база Сандал, где я планировал остаться на 2 ночи, а за это время съездить на водопад Кивач, посмотреть пороги у Гирваса, хлебнуть минеральной воды в Марциальных Водах и напоследок все-таки заглянуть в Кондопогу.
Базу мы нашли быстро по указателям. База стоит на берегу огромного озера Сандал, есть лодки, любой спортинвентарь, мангалы, баня и т.п. Можно стать с палаткой, можно снять номер в доме. Двухместный номер с широкой кроватью, столом, стульями, душ, туалет и кухня на этаже - 980 руб. Нам понравилось и мы остались.
а) С утра 11 августа мы ломанулись на Кивач. От базы это км 10. На трассе есть указатель, не промахнётесь.
Въезд на территорию - 20 руб с человека. Водопад красив, шум от него слышно издалека. Кроме нас у него уже ходили 3 человека с фотоаппаратами. Я вдоволь наснимал водопад и так, и эдак - успел, т.к. минут через 20 откуда ни возьмись вывалилась толпа из человек 15 и споймать нормальный ракурс уже бы не получилось.
После водопада мы сходили в музей, потом купили традиционный магнит на холодильник с изображением водопада. Теперь наша цель - Гирвас.
б) Выбираемся обратно на трассу и едем на север. Через пару км от Сопохи начинается очень хороший асфальт со свежей разметкой. На всем протяжении до поворота на Гирвас действует ограничение скорости 50 км/ч. Это форменное издевательство! Местные едут 50 км/ч, остальные - как хочется. Но на дороге справа вскоре встречается автобусная остановка, за которой прячется... - правильно, ГАИшник! Машина спрятана за остановкой, а рука с радаром выставлена на дорогу. Спасибо, что встречные предупреждают. Вот левый поворот на Гирвас. Дорога проходит сквозь сосновый лес, белый мох усыпан брусникой, как бусами. С дороги есть куча съездов - ночуй себе на здоровье. Заезжаем в Гирвас. По данным из различных источников в Гирвасе можно посмотреть: 1 - пороги на реке Суна, 2 - ГЭС, 3 - заброшенный военный аэродром.
Пороги находятся слева от моста при выезде из поселка. Мы ни один км пропрыгали по камням и прошли по берегу - очень красивое место, просто слов нет. Будь моя воля, я бы провел там больше времени, но времени, как и денег - всегда мало.
Ни ГЭС, ни аэродром я так и не нашел. Местные в основном шарахаются от машины либо ничего не знают. В поселке нет указателя на Юстозеро (ориентир для поисков), а когда я сообразил, где это, я уже подъезжал к Марциальным Водам. Что ж, я еще вернусь в Гирвас, трепещите, Языческие Боги!
в) Марциальные Воды.
Курорт, построенный Петром 1. Источники еще бьют ключом, но выглядит все как-то несимпатично. Попейте водички, самый популярный источник - от нервов. Есть интересный музей, вход 25 руб. Напротив через дорогу церковь в виде креста. Убранство церкви сделано большей частью самим Петром. На гору подниматься смысла нет - там «совковые» лечебные корпуса, смотреть нечего.
г) Кондопога
Заехали ради интереса. Искали деревянную церковь, не нашли. Искали приличное кафе, тоже не нашли. Такое впечатление, что после общеизвестных событий все кафе в городе позакрывали от греха подальше. В городе ничего примечательного, кроме Ледового дворца, замечено не было.
Из Кондопоги мы вернулись на базу «Сандал», где с удовольствием провели остаток дня, плавая по озеру на лодке (70 руб в час) и купаясь.
д.Сопоха (база «Сандал») - Медвежьегорск.
С базы уехали 12 августа в 10 утра. После указателя на Гирвас идет ремонт дороги. И далее «мурманка» расслабиться не дает, хотя был один очень достойный участок, где все разгоняются до 140 км/ч. Правда попадаются ГАИшники, будьте начеку. Ближе к Медвежьегорску открываются красивые виды - панорама лесов, горы, причем дорога во многих местах проходит сквозь скалы. Сфотографировать дорогу в окружении скал довольно проблематично, так как абсолютно каждый камень исписан чем-то типа «Оля + Коля», «Муром 2005», «Василий из Олонца» и т.д. Почему финны ничего не пишут, а?
На повороте к Медвежьегорску стоит заправка ТНК. Заливаю до отсечки 25,65 л х 19.10 руб. К заправке подруливает Jeep Wrangler, а за ним УАЗ, оба в наклейках, на широкой резине, поднятые, в кенгурятниках, по уши в грязи и в боевых шрамах. Завидую им черной и белой завистью. По дороге в город еще замечаю несколько таких машин, то ли совместные покатушки у них, то ли эти места притягивают джиперов со всего света - не знаю, но мной был замечен еще один такой аппарат с украинскими номерами. Прикидываете, сколько он км намотал, покуда сюда добрался?
Городок сам по себе тихий, безлюдный. Есть большой по местным меркам торговый центр, скверик возле реки. Говорят, что немцы во время войны возвели здесь укрепрайон с дотами, казармами, складами в горах. Где это все - одному Богу известно, без проводника только время потеряешь. В этот день в городе готовились к проведению фестиваля рок-музыки. Покрутившись немного в центре и посмотрев на кучку длинноволосых парнишек с зачехленными гитарами, готовящихся с пивом к предстоящему концерту, мы поехали дальше. Выезжая из города, увидели указатель « ← Ленинград, Мурманск→ ». «А мужики-то не знают»©
Медвежьегорск - Беломорск.
Мурманское шоссе на протяжении 200 км - хорошее испытание для вас и вашего авто. Дорога практически безлюдна, попадаются хорошие водители фур, которые поворотником предупреждают о том, что дорога пуста - обгоняй, мол. Поблагодарите таких «аварийкой». Встречаются озера, но с ночевкой тяжело, ибо подъехать к воде нереально. По дороге попадаются какие-то неизвестные заправки, если есть возможность - дотяните до селения Пушной, перед ним слева большая современная заправка ТНК.
Далее, повернув по указателю на Беломорск, вы можете увидеть знаменитый Беломорканал, хорошие съезды к которому есть за селом Золотец, в этих местах можно спокойно заночевать с палаткой.
Еще через некоторое время окажетесь на мосту-плотине через реку Выг. Обратите внимание на каменную плиту слева, на которой выбита птица. Это указатель на Петроглифы - наскальные рисунки, сделанные руками древних людей. Если проехать чуть дальше, главная дорога уйдет налево. Двигайтесь по главной, сразу после поворота увидите слева остановку со скучающей местной молодежью. Эти ребята проведут вас к Петроглифам рублей за 300, без них вы ничего сами не найдете. Это 100%-но, так как никаких указателей в эти места нет. Пешком надо топать, отмахиваясь от комаров, км 3. Если все же решите пойти сами - держитесь все время левее вдоль русла реки. Мне повезло, т.к. я встретил на повороте с подмосковной «девяткой» и разговорился с её экипажем - отцом и сыном. Сын уже видел эти Петроглифы, но решил их заснять на камеру и заодно провел и нас к эти местам. Рисунки симпатичные, выдолблены в каменных валунах. Довольно интересно.
Беломорск поразил меня обилием женщин за рулем и полнейшим (да-да!) отсутствием дорог. Я уже и по встречной ехал, и по обочинам, но подвеска у машины явно начала сдавать. Зачем я сюда поехал? Увидеть Белое море и заодно посмотреть на местную жизнь. Жизнь кошмарная, как и дороги, как и сам город. Пообщался с местными, опять никто ничего не знает. Скорее всего всем все до лампочки, настолько им все надоело - и жизнь эта собачья, и вообще все. Но я все-таки нашел его - БЕЛОЕ МОРЕ. Я бросил машину у какой-то насыпи и прошел пешком метров 200. Наклонился, поздоровался с Морем и попробовал его на вкус. Соленое! Ура, я добрался сюда. Оглянувшись по сторонам, я решил ехать в Кемь. Путешествие еще не закончено!
По дороге обратно у того поворота, где сидят «проводники», есть указатель на гостиницу «Брандвахта». Я читал про неё в Интернете, но то, что я увидел... Две тетки в халатах с сигаретами в зубах показали нам каюту на этой барже. Цена 650 руб с человека. В каюте одна кровать отдельно и две по типу нар - одна над другой. Да, еще стол. Всё. Я много чего повидал. Так живут рабочие во времянках на Севере во время каких-то срочных авралах на теплотрассе. Стоит ли говорить о том, что мы молча развернулись и уехали.
На ночь мы остановились на Беломорканале, не доезжая Золотца. Если кому интересно - съезд находится слева по ходу из Беломорска. Для ориентира - напротив съезда через дорогу стоят полуразрушенные строения из белого кирпича. Дальше еще были места, но это место наиболее скрыто от чужих глаз.
Беломорск - Кемь.
13 августа проснулись мы рано, так как нас разбудил сильный дождь. Решили выдвигаться в сторону Кеми. Кемь встретила нас жутким ливнем. Проехав селение Сокол, в котором находится воинская часть с вышками и колючей проволокой. Часть больше напоминает «зону», чем воинское подразделение. Гостиницу «Кузова» мы нашли быстро: все время по главной, потом по указателю «Ресторан «Кузова» направо. Места в гостинице были, но у нас встал вопрос, что делать с Соловками. Катер ушел в 7.30, а ходит он раз в день. Сидеть в Кеми сутки под проливным дождем - сомнительное удовольствие. Решаем сперва съездить в Рабочеостровск и по дороге все хорошенько обдумать. Есть еще вариант съездить в Калевалу, но погода... Похолодало очень сильно, на улицу без куртки не выйдешь.
Кемь - Рабочеостровск.
Едем в Рабочеостровск, дорога хорошая. Минут через 15 мы на месте. Гостиничный комплекс «Причал» очень сильно выделяется на фоне серых деревянных построек поселка. Стоянка перед гостиницей вся забита московскими машинами. Прямо «Ашан» какой-то. Мест естественно нет. По поводу билетов на катер на завтра тоже информации нет, вроде билеты и должны появиться, но когда - на ресепшене девушка ничего не знает.
Здорово. Уходим. Дождь усиливается. Ребенок начинает проявлять недовольство, хнычет - устал. Все, видно Соловки откладываются на другой раз.
Левее пристани находятся строения, которые принимали участие в съемках фильма «Остров». Дорога туда есть, можно подъехать на машине. Пасмурное небо, дождь - все, как в фильме. Ощущение такое, как будто прикоснулся к чему-то неизведанному.
К сожалению некоторые постройки разломаны, кругом мусор и бутылки, но церковь сохранилась - в ней живет человек, который её сторожит. Когда мы приехали, он топил печку - дымок виднелся издалека.
Белое море завораживает своим суровым обликом. Эх, если бы не дождь, я бы остался здесь на пару дней. Расположиться у моря с палатками может любой, дорога позволяет проехать несколько км вдоль берега. Я видел пару внедорожников с палатками.
Все, пора ехать обратно. Прощай Море, прощай Рабочеостровск, мы еще увидимся!
Обратно.
Дорогу обратно уже описывать нет смысла. Скажу лишь, что после Кеми я все-таки поехал в Калевалу, предварительно залив бензина ТНК на выезде из Кеми 24л х 19р20к. Ливень лил, не переставая. Я остановился у реки Кемь, сделал пару фотографий - места безлюдные и очень красивые. Вот она, настоящая Карелия. Здесь можно жить в палатке неделю и тебя никто не побеспокоит, к реке много съездов, проходимых на любом авто.
Двинулись дальше. Дорога тяжелая, хотя на многих участках позволяет нестись около 100 км/ч. Единственная проблема - кочки и волны наподобие «лежачих полицейских». Асфальт клали на болото - отсюда и такой эффект. На скорости запросто может пробить подвеску, будьте внимательны. Возле Кривого Порога красивая плотина, посмотрите. На дороге часто встречаются коровы, которые никак на вас не реагируют и не уступают дорогу. Километров примерно через 80 асфальт внезапно кончился. Это было для меня большим ударом. Грунтовка, которую я увидел, была вся в маленьких и больших ямах, залитых водой (напомню - ливень еще идет). Я попробовал немного проехать, но вся машина застонала от такой пытки - больше 30 км/ч ехать нереально. И я развернулся. Каких моральных страданий мне это принесло - можно только догадываться. И как я пришпоривал машину, наверстывая упущенное время.
Туча с дождем преследовала нас аж до самого Медвежьегорска. Остановились немного размяться, и нас снова настиг дождь.
Добравшись до Кондопоги, мы остановились в мотеле «Вояж» на мурманской трассе (справа от дороги). Двухместный номер 1050 руб, в стоимость входит завтрак. Мотельчик на оценку «4-».
Петрозаводск - Олонец (с.Видлица).
Утро 14 августа. Едем дальше.
В районе Петрозаводска уходим на Олонец. По дороге встречаются одни питерские машины. Карелия тут на себя уже мало похожа, ощущаю себя как в Подмосковье. Дорога хорошая, но заправки опять все какие-то «левые». Лью из канистры бензин, прихваченный еще из дома.
Указатель на Олонец. Город стоит в стороне от трассы. Заправляюсь на ТНК 30л х 17р80к.
Заехали в город, интуитивно еду по городу, ища центр. Останавливаюсь на улице Свирских Дивизий. Тут несколько гостиниц: «Олония», «Ладога». Есть офигенная столовая возле «Олонии» на ул. Свирских Дивизий (перед мостом направо и метров 100).
На ул. Урицкого 9 замечательный музей. Вход 15 руб. За эти деньги нас чуть не расцеловали и подарили книжку. С 2002 года мы были 430-ми посетителями, офигеть...
С Олонца мы выехали в сторону Видлицы. За Видлицей отличный песчаный берег и сосновый бор. Ладога в этом месте - что твои Сочи, с той лишь разницей, что практически никого нет. Съездов уйма, правда в одном месте я завяз в песке и более часа откапывался и подкладывал ветки.
Весь день мы провели, как в раю. Всем рекомендую сюда заглянуть - не пожалеете. На ночь остались одни мы. Ночью приезжали местные, но они от нас были очень далеко, немного пошумели и уехали.
Олонец - Лодейное поле.
15 августа утром уезжаем, прощай, Ладога!
Нас еще ждет главная достопримечательность на этом отрезке - Александрово - Свирский монастырь, который расположен в 4 км справа от трассы. Указатель есть. Монастырь очень красив, состоит из двух отдельный строений: Преображенский корпус ухожен и чист, сверкает свежей краской; в Троицком комплексе находится сумасшедший дом, этот комплекс находится в весьма плачевном состоянии. В Троицком нам удалось посмотреть храм изнутри. Снаружи ходят врачи и люди в полосатых пижамах, которые все время куда-то таскают туда-сюда какие-то тюки и матрацы. Возле Преображенского корпуса стоит часовня, в которой бьет подземный ключ; если вам повезет (т.е. не будет очереди), то попробуйте воду - вкус необыкновенный.
Лодейное поле - Санкт-Петербург.
Возле Лодейного поля идиотская развязка после моста через Волхов. Больше ничего запоминающегося нет. Хороший асфальт заканчивается сразу после поста ГАИ, на котором висит плакат с пожеланиями счастливой дороги. Заправился возле селения Паша на Юкосе: 19л Х 18р70к.
Еще немного - и мы в Питере.
Санкт-Петербург - Москва.
В Питере усиленно строят КАД, чем я с удовольствием и воспользовался. Кольцевая пустынна, левый ряд свободен - красота! Перед каждой развязкой стоит табличка «съезд». Из Питера пробки. За неделю, пока меня не было, кое-какие участки на трассе доделали и принялись за новые. Заправился еще раз на Лукойле возле Кузнецовки 34л х 19р20к. В В.Волочке пробок не было, в Торжке тоже - повезло. Зато родной МКАД меня «порадовал»: от Ленинградки до Симферопольки я стоял в пробке с 22-00 до 23-50. В Подольске я приехал в 24-25, на одометре 23840км.
Всё, путешествие окончено.
Послесловие.
1) Бензин есть везде, правда в дальних районах «брэндовых» заправок маловато.
2) Сотовая связь развита, даже мой БиЛайн «ловился» практически везде.
3) Гостиницы лучше бронировать заранее.
4) Местные все очень приветливые и доброжелательные, только в основном сами ничего интересного не знают о тех местах, в которых живут.
5) Дорога через Приозерск до Сортавалы - жестокое испытание для вашей машины, об этом стоит подумать.
6) Если не искать стоянки у воды, то «упасть» на ночь можно в любом месте - леса на всех хватит.
7) Одежда в дорогу: пригодятся как шорты, так и зимняя куртка.
8) Комары. Я родился в Коми в г.Инта (немного ниже Воркуты - кто не знает). Так вот по сравнению с Интой, в Карелии комаров просто нет. Возьмите с собой «Москитол», баллончика 2 - 3 хватит за глаза.
9) С червями для рыбалки есть некоторые проблемы. Проблема есть, а червей нет. Везите из Питера, где их можно купить.
10) Выбросить мусор - проблема. Смешно, но я вез мешки с мусором от Кирьявалахти аж до самого Петрозаводска.
11) Съездить обязательно стоит.
Сайты, которым я очень благодарен за сбор информации перед своим путешествием:
www.around.spb.ru - здесь собрана лучшая и самая полная информация о Ладоге.
www.luca.ru - сайт Виктора Лукьянова, человека, который тоже «болен» автопутешествиями. Почитайте его отчеты о Карелии - тут же засобираете чемоданы
www.karelia.ru/Catalogue/?cat=8 - каталог ресурсов: туроператоры и различная справочная информация по Карелии
www.ticrk.ru/ru/rests.php?region=&city=&type=&page=7 - обзор всех гостиниц и коттеджей Карелии с телефонами, адресами и ценами.
Ну и конечно же, отдельное и самое главное спасибо k2000.ru - лучшему ресурсу в данной тематике из всех существующих.
С уважением ко всем, Максим aka sin0bi.
|