Отчет Москва-о.Сидоров-Колгоостров май 2006

Итак. Четверг 25 мая 2006 г, ежели не врут, то от рождества Христова. День только начался - два часа ночи. Машина с группой на борту, состоящей из трех человек бодренько вышла по Ярославской трассе. Конечным пунктом стоит поселок Чупа, находящийся практически на границе с Мурманской областью на берегу Белого моря. По километрометру и GPS расстояние составляет приблизительно 1650 км. Расчетное время прибытия два ночи пятницы из расчета средней скорости 80 кмч.
В составе группы сменный водитель и штурман, оснащенный GPS и лишенный алкоголя на все время поездки. В обязанности штурмана входит не давать спать водителю, контролировать курс по GPS, рассказывать анекдоты и истерически орать и пугаться «в случае чаго». Второй водитель мирно спит на заднем сиденьи в ожидании своего часа.
В будний день, ночью, Ярославка не сильно оживленна. Сергиев Посад остается слева уже через пол часа. Далее без приключений минуются Переяславль и Ростов. За Ростовом были некоторые затруднения с местными фурами. Безкультурные малоопытные водители не могут даже толком уступить дорогу, в следствии чего, создают аварийные ситуации. Тормоза у машины проверены - на высоте. Светает. Замечено что по Ярославске светлеет впереди для идущих от Москвы, что сильно улучшает видимость. Пройден Ярославль. Время в пути 4 часа 30 минут. Смена водителя и дозаправка. Далее не могу сказать до самой Вологды, ибо спал без задних ног. Перед Вологдой сильно подкинуло - пришлось проснуться, чуть не прикусив язык. Выезд на Вытегру действительно неоднозначный - но все решаемо, если спросить у постовых гайцов. Перед Вытегрой наблюдается километра три грейдера. Нас пыталась обойти тойота авенсис. Очень гордая. Она промазала в поворот на грейдер, видимо от радости разогнавшись, и пока елозила задним ходом мы ее обошли. Далее включив полный и держа 80-90 кмч оставили глотать пыль. Далее до Вытегры без приключений с получасовым перекусом на прекрасно оборудованных стоянках по дороге. Выезжая с перекуса была замечена летящая вдаль все та же тойота. Плановая смена водителя, тойота догнана, и оставлена сзади с наилучшими пожеланиями. Средняя скорость 140 кмч. Машина идет как катер. В принципе, до самого Медвежьегорска дорога отличная (только что проложенная). Но встречаются места старой трассы. Небольшие участки. Пару раз было лень сбавлять скорость - продемонстрирован прыжок с отрывом всех четырех колес - исполнено без повреждений под несдержанный мат с заднего сиденья, пытавшегося выйти через крышу второго водителя. По дороге, безусловно, встречались красивые пейзажи Вологодской области - но у нас был жесткий график и останавливаться у каждой пасторали мы не могли.
В 15.30 были в Медвежьегорске. Мое ИМХО - отвратительнейший городишка с одним достоинством в виде заправки ТНК где можно разжиться неплохим дизелем на въезде. Объясню почему жирный минус. В тот день в городе был последний звонок. Милые детишки в бантиках и тп (от пионеров отличие разве что без галстука). При этом серые дома, серые лица, ни одной улыбки. Пытались перекусить. Две забегаловки заняты пионерами ( не советую заходить в одиночестве - местные мальчики очень некоммуникабельны). Нас было трое и на джипе - может быть поэтому такое отношение? Не знаю. Но когда мы пытались спросить у вполне взрослых барышень неторопливо идущих по улице (заметьте, машина находилась вдали и никак с нами не могла быть ассоциирована) они резко увеличивали скорость, отворачивали лицо в другую сторону и проходили мимо не реагируя на вполне культурную фразу «Извините пожалуйста, а не могли бы вы подсказать....». Перекусить нам так и не удалось. Потеряли час. Дорогу смогли узнать у единственной симпатичной продавщицы на выезде в Петрозаводск (промазали где то). Она так стремилась нам все рассказать, так загадочно улыбалась и так свешивалась к нам из своего окошка, что возникла шальная мысль взять ее с собой, тем более, что девушка была как мне показалось, - не против, а наоборот «за» всеми своими вторыми девяносто. Мысль была задушена в зародыше, - а жаль. Далее шел водитель Камаза. Его брать с собой мысли не возникало. С другой стороны в позитиве кратчайший путь по грейдеру три километра до М18 (Мурманская трасса) и пожелание счастливого пути. Кстати за разговорами и потерей часа времени на поиски еды в этом негостеприимном месте нас обогнало угадайте кто? Правильно!!! Задолбавшая всех Тойота Авенсис. С каким то маньяком за рулем, обуреваемым жаждой преследования.
Выехали на трассу. Перекусили 15 минут и в погоню за тойотой. Я решил не меняться, считая тойоту личной добычей. В общем, с гендикапом в пол часа тойота была в очередной раз обижена с соблюдением всех правил дорожного движения. До Чупы от Медвежьегорска 500 с лишним км. Успеваем с запасом.
Небольшое отвлечение про GPS, красоты природы и нерадивость штурмана. Тот хороший человек, который выдал мне GPS на «поиграть» говорил, что карты Карелии он даже купил и закачал на «пальму». Так вот. Я не знаю, что он покупал. Но если это официоз (а брал он легальную карту, а не пиратку) то это карта для моряков. На карте есть все реки, некоторые дороги к рекам (порой они пересекаются и дорога исчезает в пучине) и целых четыре населенных пункта!!! Причем все те, через которые нам не ехать!!!! Вывод - проверяйте покупку, не отходя от кассы. После Медвежьегорска природа сильно меняется. В лучшую сторону или худшую - сложно сказать. Каждому свое. Мне очень понравились придорожные озера. Вода упирается в трассу, а метров через пять от дороги стоят высокие причудливые скалистые берега этого маленького чуда природы. Смутило одно. У двух озер был брат близнец на другой стороне дороги. Диаметрально напротив. Если идут проливные дожди или тают снега - насколько проезжим будет данный участок? Речки. Речек много и ни одной, похожей на предыдущую. Есть мелкие и бурные, есть широкие разлившиеся, есть ровные как канал с невысокими очень аккуратными травяными берегами. На обратном пути выходил у каждой покидать спиннинг. Ничего не поймал - но рыба там есть!!! Ловить надо уметь. Штурман таки сломался. Перестал подавать водителю прохладную открытую минералку, травить байки, а бесполезный GPS убрал в бардачек. Храпеть - не храпел. Трясло сильно. Держал 140-150 кмч.
Мурманская трасса в принципе ровная. Много участков с ямками или трещинами. О чем сигнализируют знаки. Как характеристику приведу следующую картину. Где то 50 км меня таскал мАсквич 2141 с питерскими номерами. Я не мог его догнать, а он не мог от меня уйти. Мы не гонялись. Я держал темп - он то отрывался, то сбавлял. То есть при желании я мог его обогнать - но для этого пришлось бы напрячься и не мало. А смысла в этом не было. Через 50 км он сбросил темп. Почему? Мне показалось, что он банально устал. Держать машину на постоянно появляющихся участках с ямками (именно ямками, больших засад там нет) и сохранять достаточно большую скорость для детища нашего автопрома требует основательного напряжения и сноровки. Мой L200 достаточно тяжел и комфортен. Что доказал проделанный мной маршрут до самой Чупы не снижая скорости и без признаков усталости. Передние амортизаторы отрабатывают все неровности, задние рессоры нагружены 800 кг груза. Держит дорогу как корабль курс. Водитель только должен следить, где удобнее проехать чтобы совсем исключить тряску. Опять же, сиденье шумоизоляция и тп.
Про ГАИ. Они же ГИБДД. Ребята!!!!! Там самые дикие гайцы в России. Я был под Магнитогорском, под Е-бургом, в Киеве, Тюмень, Рыбинск и еще черте где... Таких вижу в первый раз. Второй кусок группы ехал поездом и прибыл в четверг рано утром, когда мы только начинали путь. С учетом того, что после Медвежьегорска по трассе берет только Мегафон, у нас был один телефон на троих. По нему было доложено штурману, что проезжая поворот на Лоухи необходимо набрать Юре и он нас встретит. Штурман, как в анекдоте передал мне, что встречать будут в Лоухи, куда мы жизнеутверждающе и повернули. Знак 40! Честно признаюсь, я чту правила. Не соблюдаю их в экстренных случаях, когда другого выбора не предоставлено или при крайней необходимости - опять же не создавая аварийной ситуации. Под знак 40, я естественно, не оттормаживаясь экстренно вхожу со скоростью 60. Которая постепенно снижается до 50-ти. Выбегает мальчик. Это не гаец - это мальчик!!! Тормозит, и ждет пока я выйду. Я не люблю бегать за мальчиками. Открыл окно и жду его в теплой машине - мокнуть под дождем его дело. Малец говорит мне, что я нарушил и моя скорость аж целых 56 кмч!!!! Какой конфуз. Предлагает пройти. Сажусь к ним, и вижу вот оно!!! Местный шеф!!! Он не помещается в «шестерку» жигулей при отодвинутом до упора назад переднем сиденьи. Голова упирается в крышу. Предлагают оформить. Требую предъявить фотографию ТС в момент нарушения. Отвечают что у них два свидетеля. Парирую что у меня в машине тоже два. Говорят, что будут составлять. Оставляю их «составлять» в холодной «шестерке», сам иду к себе греться. Расходимся, еду к развороту. Разворачиваюсь. Надо отметить, что в МАскве я им обычно очень сильно возражаю, равно как и в ПодмАсковье. Такие вещи мой дорогой доказывают, иначе вы меня оскорбляете.
И не важно нарушил ли или нет. Я выполню любой приказ мгновенно, но пусть они сначала докажут!! Ты командир? Докажи. И все, и мы уже идем в море. (М. Жванецкий)
Другое дело один на трассе, где до ближайшего населенного пункта, не говоря уже про адвоката, травмпункт, без связи против трех дурней с АКМ. Веду себя скромнее. Но после второго захода мимо них я озверел. Обратно знак 60. Держу ровно 60. Перед самым знаком 40, выбегает многообещающий юнец. Нарушаем? Мальчик, если ты хочешь жить долго и счастливо, и иметь возможность лет через пять получить полосатую палку в руку, а ни в какое иное место, а также научится играть на свистке - ты практически мгновенно принесешь мне сертификат на то непонятное устройство в твоей щуплой ручке, расскажешь мне телефон собственной службы безопасности, 5 раз очень четко представишься, чтобы я расслышал будучи глухонемым, кто у нас сегодня будет подавать рапорт об увольнении. Мальчик невнятно улыбаясь (до этого он был очень счастлив - практически как у Стругацких) проблеял - «ну у вас же 55 кмч». У ребят в машине случилась истерика. Королевским жестом выхожу, нежно приобняв мальченку поворачиваю его к знаку стоящему прямо перед бампером и задушевно интересуюсь, - сколько цифр сей вундеркинд проходил в школе, или как пишется четвертый А класс? Парень совсем сник. Он все еще пытался вспомнить, как произноситься слово «извините великодушно» мы уже отъезжали. В заднее зеркало видел как в открывшуюся дверь «шестерки» монументальный, матерый человечище, подзывал мальца, выяснить какого юаня с этого мАсквича не сняли второй протокол. Позднее в задушевной беседе с ребятами из Чупы мы выяснили, что данный монументальный представитель второй древнейшей есть суть форменный использованный контрацептив даже по их меркам. По М18 разрешенная скорость легковых 90 кмч. Интересно почему. За мои 140-150 было бы и честнее и прибыльней.
Пост Лоухи проехали без задержек. Итого один протокол на всю трассу. Ни одной засады. 18.45 поворот на Чупу.
Маленькое отступление про машину и про расстояние. Как экспедиционная машина L200 проявил себя выше всяких похвал. Я ездил на тазиках 5 лет на разные расстояния. 300-400 км уже утомляет. Сложно держать скорость. Некомфортно. Как следствие усталость. Груз. Ни одна из отечественных машин не может везти тонну груза и 3-х человек с крейсерской скоростью 140 кмч. Ни на одной из отечественных машин нельзя доехать от Москвы до Чупы за 17 часов из которых 2 часа отдыха удерживая среднюю скорость порядка 110 кмч. В плохую погоду при обгоне фур, камазов и прочих, на опасных участках дорог L200 ведет себя а) устойчиво б) сокращает время обгона относительно отечественных раза в 3-и в) отчетливо виден встречным г) уважаем встречными и пропускаем д) уважаем обгоняющими. Все это увеличивает БЕЗОПАСНОСТЬ! Хотя за всю дорогу меня обгонял на стоянке один тойотик да пара сумасшедших на ауди у городов. Расход топлива 12 литров на 100 км дизеля если держать 100-120 кмч и 13-14 литров если держать 140-160 кмч. Из минусов, потрясывает на заднем сиденье. Дорога Москва - Ярославль - Вологда - Вытегра - Медвежьегорск - Чупа выше всяких похвал. 3 км грейдера перед Вытегрой - детский лепет. Два узких места это выезд из Москвы до Сергиева Посада и Переяславль - Ростов. После Переяславля, Ярославка однорядная. Дурная фура с лесом карабкающаяся в гору со скоростью 20 кмч, запрет обгона и большая вероятность встретить на следующей горке гайца с разговором про «встречку». От Ростова просто трафик меньше, хотя тоже есть узости.
Чупа.
Поселок Чупа расположен на берегу Белого моря. Вернее там залив и подобие фьердов (слово красивое, а так там шхеры). Приехали мы в дождь. Белые ночи в Петербурге - полная фигня! На Белом море понятие «ночь» отсутствует. Это непрекращающийся полярный день. В дождь, когда все небо затянуто облаками, а вниз спускается мокрый туман - освещение не изменяется ни на йоту. Оно постоянно как константа в арифметике. В Чупе есть мэрия. Меня всегда интересовало, какой интеллигентный человек заменил слова градоначальник, губерния, поселковый или даже сельсовет на это? Дом тот же. Флаг. Большая лужа на входе. Одинокая старенькая иномарка. Юрий - веселый мужчина, встретил, сопроводил к причалу. Причалов в Чупе много. Насколько я понял, они есть неотъемлемая часть дома у моря. Являются ли они коллективной собственностью или принадлежат частным лицам либо городу - не узнавал. Подошел катер с остатками группы. Приехав заранее, они имели экскурсию с рыбалкой и возлияниями. Выловили несколько морских чертей, они же бычки. Стали торопиться, грузится на катер, ибо путь наш лежал на остров Сидоров. Машина на стоянке. Стоянка это участок у соседнего дома. Если приедете сами - лучше договорится с местными. Когда знают чья машина и к кому - не тронут. Иначе может выйти нехороший инцидент. Вышли в море. Катер. На нем капитан! Андрей. Хмурый, ответственный, потомственный рыбак. ТРЕЗВЫЙ!!!! Я не знаю, пьет ли он вообще - но при нас и с нами он ни-ни - как ни уговаривали. Высший бал. Море вещь опасная. Меняется погода, обстановка. Оно не прощает. Респект (в смысле уважуха). Второй молодой человек Саша. Обычный хороший парнишка и, внимание, тоже не пьющий. Андрей ответственный за катер, лодку и рыбалку. Саша за кухню, баню, сон и на всякий случай. Путь до острова Сидоров 3-4 часа. На катере тепло. Есть каюта на 3-4 спальных места и кухня со столовой. Там мы выпили за встречу, рыбалку, природу, под закуску, просто так без повода, ну и наконец за мир во всем мире и большие сиськи. Проход до острова при такой погоде не блистал красотой. Редкие сосны на каменистых склонах. Чайки. Котики. Но их видно плохо. Приплыли. Перегрузились в лодку - сошли на берег. Дом из бревен теплый. Кровати обычные сбитые из толстых лаг выброшенных морем. Двухярусные. Печка. За строительство веранды с щелями в ладонь с удовольствием оторвал бы что нибудь архитектору. Сон.
Рыбалка на Белом море тесно связана с приливами и отливами. Есть множество видов рыб, которые клюют только на сеть. К примеру сельдь. Питается планктоном, а на крючок его не насадишь. Поэтому все в Чупе имеют лицензию на сеть 50 метров за 700 рублей в год. Вылов неограничен. При отливе с помощью лопаты накопали в приливной зоне пескожила. Забавный червяк, напоминающий Дюну. Накопали много. Первая рыбалка не задалась. У меня от трассы, недосыпа, курения и алкоголя страшно разболелась голова. Два человека не рассчитали на сырость и холод одежду. Поэтому ловили мало. Андрей поймал одну треску на спиннинг. Добрый совет всем - одежда должна быть следующая в любое время года: Зимний непромокаемый комбинезон (в «Спецодежде» их много), зимняя же куртка с капюшоном, болотники с двумя парами шерстяных носок (у бабушек, вязанные, импортные у одного были - человек сильно жалел), свитер вязанный шерстяной, шапка вязанная шерстяная, перчатки вязанные шерстяные, Плащ палатка или дождевик сверху, «пенка» под задницу. Таблетки от качки обязательно. У нас ребята страдали от качки по разному. Тут и длинна волны, и высота, и частота, и принятое на кануне или не принятое. Первый день меня не укачивало, а вот на третий плохо пришлось. Первый признак - сосед бледнеет, когда спектр меняется на зеленый - клиент готов, рыба накормлена. Так создается планктон.
Ловили на желтые обманки типа джиг с грузом 30-50 грамм и на вышеозначенного червя из Дюны. В 12 дня и 12 ночи. Связано с отливами и приливами. В отлив копаешь червей, в прилив ловишь треску.
Котики. Котики - это такие любопытные твари, которыми порой незаконно питаются местные жители, рассказывающие о том, что мАсквичам это есть нельзя, ибо специфично. Возможно, они правы. Не пробовал. Про вымирание котиков - вранье! Их там много. Они ловят нашу рыбу наравне с чайками и гораздо эффективней. Заснять котиков сложно. Они очень чуткие мерзавцы. С любопытством и с расстояния они высовывают из воды хитрые мордочки и смотрят на тебя. Ты на них тоже, но только в бинокль. При попытке подойти ближе, тут же ныряют метров на 100-150. Попытка застать на лежбище - дело хлопотное. Больших лежбищ мы не наблюдали, а мели в море - опасная затея, да и соскальзывают в воду они шустро. Если только залечь в камуфляже и подождать - но тут есть вариант, что при приливе затопит отмель. Много уток. Утки угольно черные. Самцы черно-белые. Разными местами.
Под домом жила норка со щенками. Не раз была кормлена морскими бычками. Очень осторожный дикий зверь. Так же на острове были обнаружены следы лосей. По словам Андрея, лоси легко переплывают с острова на остров и спасаются от насекомых. Едят мхи и лишайники, которых на камнях пруд пруди. Очень мешают восхождению и особенно спуску. Можно запросто навернуться. Встречи с лосями не произошло. Корова с теленком - не самое приятное знакомство вдали от травмпункта и в отсутствии высоких крепких ветвистых деревьев.
Еда. Еда это главное. Очень хорошо приняли. Многие продукты местного производства. Тушенка из лося, семга или горбуша собственной консервации, отважно добытое и бережно сохраненное. Экологически чистое и здоровое. Сало собственного посола - великолепно, даже для меня не любителя. И с чесночком под борщец или уху. А перед этим по пятьдесят для аппетита. Не больше. Завтра ж на рыбалку.
Баня. С баней есть обидный нонсенс. Она есть. Сделана из деревянного старого судна. Печка есть, парилка, где помыться и предбанник. Но архитектору - оторвать!!! Щели в парилке, труба выведена вверх чуть выше крыши. Вылетит искра и бегай с ведрами к морю тушить. Веник применить в парилке можно только карлику. И веник должен быть не больше веера, ибо потолок. В остальном - хорошо что она есть. Без бани мы бы никогда не открыли купальный сезон именно в Белом море. Температура воды такая, что опущенную в воду по локоть руку сводит ровно через 30 секунд. После бани смогли устроить даже небольшой заплыв метров на 20-30-ть.
На третий день выглянуло солнце. Рыбалка нам не удавалась из-за собственной неподготовленности и слабости организма к качке. Ведро трески нам случилось таки поймать - но уха и копчение требует большего. Командирским решением Андрей поставил небольшую сеть. Были взяты камбала и пинагоры. Пинагор - это забавная рыба похожая на того же бычка. С присоской под брюхом. Присоской можно укрепить пинагора на камень, другу на лоб или еще куда. Так он и будет ожидать чистки и резки. Теперь правильный рецепт ухи. Уха отличается от рыбного супа не только тем, что готовится на костре или с использованием только что пойманной рыбы. В ухе главное водка!!! Причем не стакан рядом с тарелкой, как многие думают, а добавления 100-150 грамм непосредственно в котел за 10 минут до снятия и подачи. Тому есть разумное объяснение. Водка, помещенная в рыбный суп, отбивает специфические запахи и привкусы, появляющиеся при приготовлении из рыбы, сама свой вкус не добавляя. От себя могу сказать, что с добавлением водки и без оной это два абсолютно разных блюда. Мой голос за первое.
Высушив вещи на солнце, попарившись и помывшись на прощанье, отведав копченой трески (а это вам не магазин, Андрей с Сашей делают, что пальчики оближешь) засобирались домой. Ребятам на поезд, нам машиной по Карелии вниз к Петрозаводску. По дороге вели разговоры, допивали что осталось, закусывали чем бог послал. На пристани встречены, довезены до вокзала. Машина цела.
Далее пойдет монолог об этническо-политическо-социальной составляющей. Все это мое ИМХО подчерпнутое из разговоров с местными и собственных наблюдений.
Первое. Поселок Чупа географически есть интереснейшее место на земле. Белое море - которое по фауне не уступает Черному и в разы превосходит Красное тем более Мертвое. Есть лес (сосны которые запрещено рубить). Лесникам виднее, но материал для постройки в виде бревен, лаг, досок, камня, щедро предоставляет морской прибой. Выходы породы на островах, шхерах, берегах, вдоль дорог оставляют ощущение что весь гравий берется именно тут. М18 рядом - а это значит коммуникации. Ягоды, грибы, рыба.
Теперь сам поселок. Если не брать морской шлейф - отвратительное, серое, промозглое, без горячей воды и отопления, богом забытое место. На морском шлейфе стоят причалы, и приличные домики. В поселке же, полуразвалившиеся 5-ти этажки, явно хрущевской постройки. С работой в поселке не густо. Большую часть населения составляют уголовники, коротающие за самогоном время между отсидками и молодые люмпены еще не ощутившие тюремного угара - отсюда смелые. Работа это либо гос служба, за которую не платят (исключение мздоимство власть придержащих) или сбор ягод. Очень хорошо, что нас провожали. Ребята заскочили в местное заведение. До этого, приняв на грудь в катере, они были полны ветреных надежд на романтическое общение с противоположным полом в рамках военно-морской любви. «Простите мадам, но мой корабль отходит ровно через пол часа, у меня нет времени на ухаживания. Да, я граф, из Петербурга». Кому невтерпеж 3-10 дней поговорить в лесу о бабах - мой совет - берите с собой! В общем, из кабачка они вышли в филосовском настроении. Хмурое заведение. Местные барышни ущербны, именно ущербны, а не некрасивы. Даже несмотря на водку. Если им немного последить за собой, улыбнуться и вернуть душевный покой - я думаю что не мисс России, но очень симпатично. Так это выглядит как поселение бомжей на свалке или при вокзале. За всем этим, зорко следят местная опустившаяся молодежь. Косые взгляды и прочее присутствует. С нами были сопровождающие, поэтому закупиться и уйти удалось без ненужных конфликтов.
Маленькое отступление не в тему. Я никак не могу понять одного. Почему молодые люди предпочитают ничего не хотеть, ничего не делать и валить все на то, что у них нет папы миллионера, и они не родились в МАскве или Нью-Йорке? Пример Юры детально показывает, как в отдаленном месте, можно зарабатывать на туризме и развивать эту тему даря многим людям радость?! Давая нормальную оплачиваемую работу местным. Но эти дурни предпочитают клясть судьбу, жрать ханку без удовольствия и завидовать тем, кто хоть чего то добился. Отсюда и косые взгляды. Только не говорите мне, что человека надо учить бороться.
Теперь немного позитива. В поселке есть очень интересные, воспитанные, доброжелательные люди. Андрей ни разу не пытался вступать в дискуссии или пытаться поговорить по душам. Все очень профессионально. Если спросили - ответил, четко и ясно. Если попросили - сделал без лишних разговоров. А учитывая его опыт - сделал всегда хорошо. Уважение и почтение.
Как показатель упадка поселка могу привести пример о том, сколько стоит снять 2-х комнатную квартиру. 300 рублей!!! Никто не хочет там оставаться. Коммунальные стоят 1500 рублей а снять квартиру 1500+300 р. Но коммунальные - они не выполняются. Электричество - перебои, отопление - перебои по месяцу (и это зимой), горячей воды - нет. Если бы поселок состоял из частных домов - я бы понял. Но 5-ти этажные хрущебы?
Покидая, и заканчивая рассказ о поселке Чупа, хотелось бы отметить, что не все тек грустно. В Белое море впадают множество рек, в которые входит красная рыба. Наверняка там процветает браконьерство и беззаконие. Однако у Юры все вполне прилично. Можно взять абсолютно легальную лицензию на спортивную (без трофеев) или трофейную рыбалку. Цена не большая. От 200 до 1000 рублей. М18 постоянно подлатывается, а это значит что возможно лучшие годы этого красивейшего края еще впереди.

Ночь. Очередная ночь очень похожая на день. Распрощавшись с друзьями, идем вдвоем по М18 в сторону Петрозаводска. В планах осмотр красивых мест, встреча с небезызвестным Дмитрием Патемой. Еду и не понимаю, как же это я в Чупу гнал 150 кмч? Видимо усталость и отсутствие темпа. Отсутствие желания темпа. Медленно иду 120-ть. Комфортно. Друг спит на переднем сиденьи. Пройдя где то 100 км, вижу красивое озеро и съезд к нему. Не спрашивайте как оно называлось. Это край Тысячи Озер. А я малость притомился. В первом повороте уже кто то стоял. Во втором нашлось место и мне. Палатка, надувные кровати, спальники. Дождь.
Прохладно отночевали. В машине без печки в спальнике вполне тепло. Только ноги затекают даже у меня, невеликого ростом. Умылись, собрались и в путь. Хорошо что Дмитрий сам позвонил. В отсутствии связи КПК основательно подсадил батарею и все контакты, как и все программы ушли до подзарядки и восстановления с бэкапа. По дороге я выходил покидать спиннинг на каждой заслуживающей внимания речке. Таких речек мы насчитали целых восемь. В итоге промочил ноги в кроссовках. У L200 есть вторая печка. Кроссовки высушены за пол часа без обогрева салона.
По М18 очень много интересных съездов на грейдеры. Все они ведут к водоемам необыкновенной красоты. Однако мой приболевший друг, рвался в цивилизацию. К гостиничному бизнесу, продажной любви, хорошим стоматологам, теплым сортирам и мягкой туалетной бумаге. Хвала всевышнему, прозвонился Дмитрий. С ним мы договорились для начала перекусить в Петрозаводске. Пообщаться, познакомиться и выработать дальнейшую программу. И вот тут, когда я перестал ожидать звонка с работы с заветным телефоном и включил привычные 140 кмч, я понял, что гайцы меня ждали. Всего лишь два протокола. Они с завидным упорством продолжали штрафовать меня за 20-30 кмч привышения (о четырех засадах я был предупрежден). Ах, пошто штрафуешь ты меня, пошто? На месте они не берут. У меня стала кристаллизоваться мысль об автоматизации процесса, путем выкидывания камушка с 50 рублями (Камни я набрал матушке на Белом море, очень просила старушка... Друзья кидая рюкзак в машину сильно матерились: «У тебя там что, камни?» «Камни» - скромно отвечал я. Люди очень недоверчивые созданья). Кстати, кто-нибудь пытался просто мимо гайцев проезжать на М18? Догнав, бьют не больно, или просто плюют и не догоняют? Хотя при беседе с ними, выяснилось, что они нормальные ребята. Не прочь рассказать, где лучше ловить рыбу, где отдохнуть, где покутить. Они прекрасно понимали, что на джипе с московскими номерами невозможно ехать 90 кмч. Но штрафовали именно на протокол. Дмитрий сказал это обычная практика. Неужели ГАИ таки начинает работать??! Был бы очень рад.
Петрозаводск. Что позабавило. Перед въездом идет пара-тройка деревень. Везде 40! Хм, отличные места для засады. Въехали.
Маленькое отступление про ГАИ. Ребята там однозадачные. Если он пошел ловить тебя за скорость, у него не хватит смекалки проверить тебя на наличие ОСАГО, алкоголь или еще чего. У него установка. Это не Подмосковье, где он любым способом хочет денег. Если ты не нарушаешь - он тебя не остановит. Видимо это идет от специфики профессии в провинции (не судите строго, слово общепринятое, не обидное). Он, находясь на службе и без взяток, получает больше многих. И он не хочет ничего менять ради призрачной огромной взятки. В Чупе, как я писал, немного по другому. Да здравствуют ГАИ областных центров.
О Петрозаводске и гостиницах. Никогда, повторяю, никогда не селитесь в «Северную». Я был там два раза. Туда дорога нелепым иностранцам и людям желающим вспомнить аромат милых сердцу Советских времен.
Да! До этих штучек мастер, этот самый Джон Ланкастер. Но жестоко просчитался пресловутый мистер Пэк. Обезврежен он, и даже, он подстрижен и посажен, а в гостинице Советской, поселился мирный грек. (В. Высоцкий)
Первоначально мы поселились в гостинице, которую посоветовал Дмитрий. Рядом с его домом. Милая девушка взяла паспорта, сама заполнила, все рассказала и показала. Без пиетета, но с профессиональным уважением. Нет ванной советских времен - не беда. Есть душевая кабинка в евро стиле. Но!!! 2000 руб. за двоих без надценок и машинка пред ее светлыми очами, рядом с мечтой детства - Кукурузером. Для сравнения, в Северной, 2050 (250р. За стоянку, ибо джип и без завтрака). Когда в Северной оформлялись, портье вела беседу с горничной о том, как проливается вода в дешевый номер (там есть номера за 600 р без горячей воды и тп) «А нет у нас больше дешевых номеров, не хочет доплачивать, пусть мокнет... Дождь в Петрозаводске, он это понимает?»). И это при клиентах!!!! Ресторан я помню еще по Новому Году. Ни ногой!!! Может не быть сервиса, может не быть горячей воды, но улыбку девушки у оформления и цена - качество - мне не заменит ностальгия по ушедшим советским временам.
Созвонились с Дмитрием. Заняли диспозицию у кормления в кафе рядом. Отменное кафе. Чем-то похоже на ресторан. Познакомился с творчеством современной эстрады на большом экране. «А тому ли я дала?» - вопрошали с голубого экрана... Анекдот бесспорно старый, но с секси девушками, работающими под Траволту в «Криминальном чтиве» - что-то новое. Хотя, бесспорно утомляет.
Подошел Дмитрий. Выпили за встречу. Наметили планы. С утра к нему в хозяйство. Колгостров. Как уже не раз писали, остров получил название от камня, который издает звук. Навроде колокола. (Позднее ударив по нему, могу сказать что «колго» - это не переводимо). Когда вы возьмете костяную чашу и внутри ударите по ней эбанитовой палочкой - вы почуствуете «колго». Попробуйте покатать во рту гладкий небольшой камешек...«Колговый»... Звук напоминает слово «колг». Ни дзинь, день-дзень... а именно «колг».)
О Колгострове.
Дмитрий взял в аренду часть Колгострова. Остров расположен на Онежском озере
в Аннинской губе плохо приспособленной для судоходства. Видимо, именно из-за трудно доступности во времена Хрущева, деревня, расположенная на нем, была признана убыточной и ликвидирована (расселена). Поэтому же, данный уголок природы, остался мало потревожен нечистой рукой человечества. Дмитрий восстановил три дома. Поставил баню (а это важно учитывая отсутствие горячей воды, отопления и электричества). Один берег острова представляет из себя равнину. По равнине разбросаны березки. Все выглядит очень опрятно и совсем не похоже на Карельскую природу с ее каменистыми склонами. В середине острова проходит каменный хребет. Выход ли это породы, или кто то специально натаскал целую гору камней величиной со среднестатистического кабанчика - оставим выяснять специалистам. Восхождение на хребет в местах предназначенных для этого, задача не сильно трудоемкая. Но есть места, где можно проверить силу рук и испытать чувство опасности. С хребта открывается прекрасный вид на равнину, постройки и озеро. В хорошую погоду зрелище завораживающее. С другой стороны острова наблюдается типичный карельский пейзаж. Камни, наваленные вдоль берега и представляющие собой те самые берега. И сосны. Между хребтом и берегом есть превосходная лужайка. Или поляна? В общем, ровная поверхность, покрытая травой. Слегка заболоченная в эту пору. Проходя по ней, у нас из под ног, из сочной травы, вылетела пара куропаток. Дмитрий утверждает, что здесь полным-полно зайцев. Зайцы обнаружены не были, а вот заброшенная берлога была осмотрена и изучена. Вдоль поляны еще можно заметить следы дренажных канав. С поляны, если подняться вверх по хребту, легко дойти до того самого камня, именем которого и назван остров. Камень не является хрустальной глыбой, при прикосновении к которому, раздается тонкий звук и счастье нисходит на всякого пришедшего. Напротив, это обычный расколотый булыжник причудливой формы. При ударе по нему раздается звук «колг», который резонирует внутри полости трещины. Дабы привнести немного мистики, могу предположить, что в полнолуние, подойдя к камню, три раза поклонившись, два раза плюнув через плечо, достав скатерть, возложив на камень, расставив посуду, бутылочку и закуску, по древней легенде можно обрести счастье. Если не свалится с хребта на обратном пути после такого удара по вестибулярному аппарату. Вообще данное место хорошо для медитации в стиле Дзэн. Есть что-то схожее в резонирующем звуке «колг» и буддийском «омм-мм». Про петроглифы, гиперборею и прочие теории буду краток. А веруете ли вы? Дмитрием были показаны «рыба» и «ровные круги». Я не специалист, и не могу утверждать искусственного ли это происхождения или природного. Да и не важно это. Рисунки на камнях есть. И это факт. Кому интересно - тому интересно. С моей точки зрения, это причудливо и необычно. А строить теории - это «не к нам, это в медпункт». Что отличает человека от всего остального? Душа? А вот и нет. Способность к абстрактному мышлению. По капле воды можно предположить, что есть моря. Что цифра «1» самое бесполезное изобретение, ибо либо «это» не встречается вовсе, либо «это» со сходными признаками стремится к бесконечности. Вот и получается, что, наблюдая какую либо данность и применяя эту человеческую особенность, мы можем строить теории одна другой забавнее, в том числе и верные.
Гулять по острову при хорошей погоде премило. Главное не спешить. Откройте слух и зрение. Комары в это время не отвлекают вовсе. Да и ветерок с Онеги разгоняет их, как и облака. Клещи есть. И слава богу! Если бы их не было, можно было бы предположить санэпидем обработку, после которой выживают только очень злые вирусы и человек. Борьба за выживание при этом переходит в портер. Отсюда, вспоминая, Майка Науменко и группу «Зоопарк», замечу: «Лето. А в магазинах нету «ДЭТЫ»». Берите с собой непременно и одевайтесь соответствующе.
Рядом с хозяйством Дмитрия расположена пресловутая часовня. На ней висят две таблички, свидетельствующие о безрезультатных попытка восстановить этот памятник союзного значения. Каюсь, не религиозен. Мое кредо, воинствующий атеизм. С другой стороны памятники архитектуры и труд предков вызывает во мне чувство любопытства. Положение с часовней на данный момент такое. Ставили на совесть. Коробка цела и даже не прогнила. Прогнила крыша, вусмерть. По крыльцу ходить тоже только осторожно. По большому счету переложить крыльцо да перекрыть крышу. С куполом сложнее. По словам Дмитрия для данных работ необходимо разрешение и сертификация. Еще в ранней юности, работая в одной фирме, начальник на все вопросы о зарплате отвечал так: «Ты в какой стране живешь?» Очень весомый аргумент. Энтузиасты, ау! Причем энтузиазм надо приложить не в области крыши - это дело максимум недели для двух рукастых человек, а в области бюрократии и разрешений. Кстати, как это не крамольно, у Минкультуры есть деньги (сведения проверенные), то есть профессионалам в области «договориться» можно еще и подзаработать на этом. От себя замечу следующее. Соседство с кладбищем при часовне вносит неповторимый колорит для особ с тонкой душевной организацией. Можно ночью вместо банального похода «до ветру» заглянуть на кладбище. И побоятся всласть. Там от гостевого дома каких то 50-100 метров.
Озеро и рыба. Рыба есть - и как говорится. Я жесткий противник традиционных способов лова, как-то: сети, динамит, электричество и тп. С годами становлюсь сентиментальнее, начинаю рыбу отпускать. Пару хвостов можно взять везде, а больше и не нужно. Ну куда вам 20 кг красноперки? Друзьям? Зайдите на рынок и возьмите. В озере обитают милые в детстве «матросики» с ладошку. Обитают толпой. Что характерно, черви на острове имеются в избытке. «Пошел бы окуньков половил» «Я вам о высоком толкую, о Петрарке....»(Формула Любви). Так же наличествует и более крупные сорта. Лещи, щука. Если проехать дальше вокруг озера, можно обнаружить форель, сига, судака. Мое ИМХО, брать надо на джиг. Дно каменистое не ровное. Зацепы при ловле ступенькой обеспечены. Отсюда джиг или всплывающий воблер с заглублением до 10 метров.
Ветер. Он влияет сильно. Гоняет рыбу по Онеге, как кошка мышь. Рыба уходит от ветра в заводи, или наоборот, за остров, прячась от волнения. На ветру ловить непросто, лодку раскачивает, и холодок пытается пробраться под куртку. Леща можно брать на червя. Вообще, на червя можно брать все.
Теперь о дороге. От Петрозаводска всего то 120 км. И это вам не Москва, где первые 50-70 км мы стоим в пробке часика два - три. С другой стороны, вместо обычных 100 км по трассе плюс 4 км по полю к даче, - тут «по полю» получаем 40 км. От деревни Кедрозеро идет грейдер. На нем мне не уступала дорогу «нива» с московскими номерами. Когда терпение лопнуло, пришлось вылечить, при обгоне черпанув из лужи прямо за стекло водителю. Дорога каменистая. При дождях ее не размывает. Камни очень коварные. Вот вроде мы выше, но на скорости, попав колесом в ухаб, цепляем его рамой. Разогнаться не получается. Комфортная скорость 40-60 кмч по грейдеру и 10-30 кмч последние 20 км до берега. Грейдер идет до лесозаготовок. Опять рубим сук на котором сидим. И ради чего? Кондопожский деревоперерабатывающий? Ах оставьте. Ту рекламу, которую каждый утром по дороге на работу достаете из почтового ящика, и проходя мимо урны переправляет ее туда. Глянцевые журналы «для мужчин», «для женщин», «для тинейджеров». Интернет отменили? Сейчас можно все читать с телефона. Бухгалтерская отчетность? Хм. Компания 1С объявила о банкротстве? Тратить бесценный лес ради той чуши, которую думает человечество и хочет увековечить в периодике? Хотя надо отметить в Кандопоге жизнь наладилась. Появились рабочие места, благосостояние возросло, Ледовый дворец, детский спорт и тп. Но что мы скажем детям на вопрос: «Папа, а как можно заблудиться в лесу?».
Последние 20 км идти можно даже не на джипе. На джипе комфортнее за счет полного привода, но ту важен клиренс. Чем выше - тем лучше. Камни и просто выходы породы могут сильно повредить машину. Я честно доехал до самого берега. Один раз заглох - но это от незнания дороги и тп. Вначале я думал что L200 достаточно высок. Но получив 5 раз по раме стал ловить камни на колесо. У L200 все спрятано за раму. Коробка, картер, раздатка прикрыто мощными железными щитами. Интересно, откуда в Японии такая неплохая сталь? И они ее не пожалели. Есть и минусы. В отличии от «козла» или «нивы» появляется нехорошее чувство боязни «покоцать» там красочку и тп. Две-три бутылки пива успокаивают это чувство. Перед поездкой, мне было интересно проверить страховку Росно. Имея L200, я являюсь VIP клиентом, и по этой программе они обязаны эвакуировать меня бесплатно до ближайшего сертифицированного сервиса дилера из любой точки нашей страны. Не удалось. Машина прошла везде.
У озера нас встретили рабочие Дмитрия. «Рабочие» - это название, а не принадлежность. Рабочий человек пашет. Эти канючат. У всех бывают в жизни разные ситуации. Но даже если вас съели - у вас все равно есть как минимум два выхода! Других «рабочих» там правда нет. Попробую описать. Вспомним фильм «Покровские ворота».
Штихель и спецштихель. Ну и конечно есть что поделать, встал с утра - сразу за дрель.
Делать, доделывать, переделывать - у Дмитрия есть все. Из камней с хребта можно замок сложить давно. Но нет. Are nore, Nostra ale (если один человек сделал, другой завсегда поломать сможет lat.). Причем фраза: «Тут Фимка, усе от меня зависит» к ним не подходит абсолютно. Сидеть дома, пить водку и жалеть себя, рассуждая, ах кабы не то дак это... Смекалки - ноль! Я понимаю, кулибины нонче нарасхват. Снесло у Дмитрия пирс с основания, перекосило. Две недели они не чесались. Я был с другом, попробовали впятером. Не выходит. Поехали к машине за хайджеком и цепью. Лодочный мотор «рабочие» довели. Показательная деталь. Мотор не заводится. Я беру весла. И не важно заведется он или нет. Если нет, дак на веслах догребем. Этот нет. Он плачется на жизнь, на судьбу, на все вокруг и тупо дрючит мотор. А подумать? Не умеем? Хотя бы мысль - а почему он так? А нет - так весла и вперед! Моя четырехтактная ямаха заводится с пол-оборота. Но этому гению, я ее никогда не доверю. А вот за то, что эти, с позволения сказать, аборигены, забывают выпустить собак погулять - я бы, если честно, взял бы дрын, и гонял бы их по острову пока они мне шепотом, шепотом, ше-по-том не скажут, кто здесь капитан!
Собаки.
Собаки у Дмитрия гораздо более умные и работоспособные чем «рабочие». Я, признаться, очень люблю среднеазиатов. Они же алабаи. Спокойные, в меру злые, большие верные друзья. Они не спасуют ни перед медведем, ни перед человеком. Они, сознавая свою силу, не будут бегать и тявкать. Не станут бросаться на всех, кто идет мимо. Но на их территорию - ни ногой! Многие заводят себе питомцев. Но с собакой необходимо работать. Нужно четко понимать, что ваше время будет уходить на собаку в достаточной степени. И вот тут, все забывают о том, что собака - партнер и друг. Сколько времени у вас ушло, для того, чтобы построить душевные отношения со старым другом? С собакой тоже самое. Вы вожак стаи. И должны так же заботиться о стае, как и она беспрекословно вам подчинятся. Прекрасно выйти утром на прогулку по острову в сопровождении двух спокойных сильных собак. Встреча с лосем, змеей или медведем вас не сможет напугать. Их встретят собаки. Мне очень понравились вольеры. Среднеазиат на диване в квартире - это такой же нонсенс как холодный некрепкий и несладкий чай. Хотя в последнее время, почему то, становиться модным пить эту субстанцию.
Мы гостили два дня. Все посмотрели. Объехали вокруг острова. Отлично сидится за самоваром в беседке. Говорить не хочется. Можно долго смотреть в горизонт, курить и пить чай. Белые ночи не столь очевидны как на Белом море, но тоже достаточно светлы. Рыба косяками разводит круги по воде. Тишина. Птицы молчат. Потом вдруг резко, хором начинают свой концерт. Видимо что-то случилось. Кто-то прошел.
Итак, что есть интересного на острове и вокруг него. В программу посещения не входят: стрельбы из всех видов стрелкового оружия по крупной и мелкой дичи, гонки голыми на гидроциклах, бар с деффками легкого поведения, катания группой на банане, виндсерфинг, подводные съемки Кусто, спуск с горы на парапланах и прочие прелести современного отдыха. В номерах отсутствует каналы ХХХ и спутниковый спорт, ванна джакузи с 12-тью видами массажа, будуар, Wi-Fi бесплатный доступ в Интернет. Место для детей с французскими горничными и ролевыми играми, прокат автомобилей, развалины Карфагена - всего этого пока нет. Все это вам придется брать с собой .
А присутствуют следующие вещи. Домик на 3-5 человек или платки на такое же количество. В них установлены газовые баллоны с плиткой на две камфорки. Печка на случай холодов. Удобства на улице - недалеко. В программе имеются катания на лодке с подвесным мотором или катере с водометом, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, любование фауной, восхождения на гору. Баня, пирсы для купания, самовар - все есть. Если Дмитрию удастся найти вменяемых рабочих, то в сервис может входить приготовление пищи, отопление, уборка, сопровождение на рыбалку охоту или прогулку. Естественно, надо понимать, что цена от этого увеличиться.
Остров ранее был соединен с другими островами и побережьем наводными мостами. На соседних островах так же есть красивые места. На лодке, проходя только вокруг Колгострова, мы почувствовали себя галерой, лавирующей в фьердах. С собой хорошо взять бинокль и фотоаппарат. Если заранее договориться, думаю, станет возможно осуществить путешествие по островам, со стоянками и пикниками. Так что если есть желание отрясти суету, побывать в Карелии, подышать, полюбоваться и при этом не мокнуть в старой дедовской палатке рядом с трассой бок о бок с еще парой десятков таких же, не думать о встрече с диким недружелюбным зверем или представителем человечества - место очень подходящее. Одиночками или группами байдарочников может быть использована как стоянка или база. Скорее, все таки, Колгостров для семейного отдыха. С женой и детьми отдых мужчины превращается в обслуживание и ухаживание за семейством, оставляя мало времени для своих радостей. Здесь, на острове, предоставлены достаточные условия, чтобы не ломать голову с палаткой, лодкой, костром и прочим. Связь обеспечивается телефоном. По мобильному, вас слава богу беспокоить не будут. Мобильный Мегафон можно поймать в Онеге, отойдя от острова. Полагаю через год покрытие там будет. Электричество есть в виде генератора. Хотя не зачем оно там с белыми то ночами? Подзарядить мобильный, ноутбук, поглядеть Чемпионат мира по переносному ТВ? Для этого хватит.
Теперь мысли о том, «как?». У Дмитрия крайне демократичные цены. Они сравнимы с турбазой времен перестройки. Думаю, если добавить в сервисе - он вполне может их и поднять. И будет прав!!! Выгнать «рабочих». Нанять пару непьющих, работящих ребят. Показать им перспективу. (Почему женщине не пописать в мороз, а мужчине в туман? Видимо перспектива нужна. М. Жванецкий). Они бы и печку в гостевых домах топили, и на рыбалку возили. И петроглифы показывали (а может, грешным делом, выбили бы еще пару-тройку). Пока же это класс - «турбаза». Сам пошел, нарубил, затопил, съездил. С другой стороны, при его ценах - это нормально. Ну еще может быть сделать трансфер более уверенным. Доставка там конечно не самая страшная - но по моим прикидкам, достаточно дорогая, а может превратиться еще и в трудоемкую. И один Дмитрий, машину с камня не снимет. Тем, кто собирается к Дмитрию отдохнуть, советую брать с собой на всякий случай: медикаменты, теплую одежду, термосы, спальники (может вдруг потребоваться, а до цивилизации далековато - можно испортить отдых бегая за таблеткой анальгина). И обязательно берите хорошее настроение и удочки. Смотреть и ловить там есть что. Кстати, любителям луков, арбалетов, скалолазанья, водных лыж. Это остров. Никто не придет вас туда арестовывать за отсутствие тридцати восьми разрешений и сертификатов, запрета на стрельбу из лука по куропаткам и тп. С острова все видно. Туда не проникнешь незамеченным как Пятница. Это, безусловно, не курорт пять звезд, где вы берете на прокат любое снаряжение, проходите трех дневные курсы и тихо погибаете у берегов Турции. Это другой вид отдыха. А еще о дайвинге. Почему бы и нет. На дне причудливые камни. Может есть и гроты. Естественно, оборудование брать с собой. У Дмитрия есть «буханка» - в нее много что влезет.
Возвращение. Дождь. Загрузились. Что нравится в машине - при полной загрузке, нужными и ненужными вещами, всегда есть место, куда кинуть пару рюкзаков и несколько сумок. Причем все это не пахнет в салоне. Кабина и багажник - детали разные. Поехали от воды. Промазал. Разворот. На объездную дорожку. Четыреста метров сложностей вверх. И вот тут я пропустил. Очень качественно пропустил. У L200 есть еще минус. Кому-то он покажется незначительным. Когда идешь в горку, капот выше и тебе не видно, что в метре под ним (длиных это не касается). Лег на камень креплением переднего колеса, а задним уперся в другой валун. База длинновата. Достаем цепь и хайджек. Цепляемся за дерево и как лебедкой тянем. Хм. Порвался буксировочный трос. Мать! Дождь. Бензопилой по сваленному стволу - есть твердая круглая площадка. Хайджек сзади под противооткатный брус. Задница L200 поднимается на уровень шеи. Валим вбок. Задние колеса вне колеи. Дмитрий с собакой в салоне интересуется, отчего сейчас трясло. Второй заход. Задница перенесена на полтора метра, за камень. Выпускаю всех из салона. Собираем разбросанные инструменты, укладываем цепь. Вырвались. Час работы с перекурами. Долбанный трос. Надо было оставить пару пива - пролетели бы на ура. Четыреста метров куда «все боятся» в гору пройдены. Садимся - едем. Четче отрабатываю камни, больше 30 кмч не иду. Пониженная не нужна.
Ах, какая выпечка в Кондопоге. С ягодами и маком. А можно и в горчичном соусе . Какой удобный откидной борт машины, в отсутствии ровного капота. Там прекрасно ложатся закуски и разливается. Увы мне. Мой удел - «Байкал». Приезжаем в Петрозаводск.
И тут мы совершаем стратегическую ошибку. Повторяю. Гостиница Северная - полнейший дорогой отстой!
В Петрозаводске, почти все заведения работают до 22-23 часов. Грустно. Нашли «Дежавю» до 3-х ночи. Напротив все той же Северной. Неплохой быстоприготов и шустроперекус. Мое ИМХО. В Петрозаводске, поздним вечером нужно идти в сауну. Она и работает долго, и помыться с дороги и ... тоже можно. Поесть - заказать туда. Цены смешные. 500 р час. Ну ка, кто мне в Москве найдет с бассейном, большую, двумя комнатами отдыха, сервисом, и тп за 500 в час? В центре города, а не в подвале в Бутово? Посидели. Продолжили в номере. Расстались. Перед расставанием, тепло попрощались, с уверениями, непременно встретится вновь. Новый год же ж, всего через пол года.
Путь домой. Я уверен, что Дмитрий читает эти строки.
Дмитрий!! Что я тебе сделал плохого? За что ты меня так невзлюбил?
В общем, Дмитрий сказал, что из Петрозаводска можно доехать до Вытегры с другой стороны Онеги. И мы повелись.
Он был прав. Бесспорно можно. Но нужно ли? Про Ленинградскую трассу я молчу. Выход через Лодейное Поле. Я живу на Ленинградке. Ровно в месте раздвоения Ленинрадского проспекта на Волокаламку и Ленинградку. По Ленинградке я не езжу никогда!!!! Однажды были в Бологом. Я проклял все. Из Бологого 14 часов. Все в пробках, фуры и долбанный Вышний Волочек. Но, я отвлекся. До Вытегры, по словам Дмитрия, 30-40 км грейдера. Бытует мнение - хорошего грейдера. Может я избалован, но когда я на полном приводе не могу идти по грейдеру 80-90 кмч, а, чуть не вылетая с него, иду 20-40 кмч - это не есть гуд! И его не 30 км. Но по порядку.
Закупившись в «Сигме» карельскими бальзамами и настойками, шустро перекусив там же, поехали искать заправку. Последнее время пользуюсь только «Лукойл». Не потому что «Спартак», хотя и это тоже. А потому что EVRO3 и EVRO4 есть только там. Смотреть надпись на колонке. И еще. «Лукойл» единственный держит цены. У них качественный дизель и бензин на «рупь» дешевле. Есть еще BP. Но там все купажированное, то бишь, смешанное с присадками. Хотя и доведенное до уровня.
Лукойл есть по всему маршруту. В Петрозаводске, у Вытегры, Вологда, Ярославль. Стартовали. 80 км - полет нормальный. Трасса. А вот дальше грейдер. Идет до самой Вытегры. Иб ту ю миме! Любители отечественного автопрома!!!! Даже в таких условиях, «козлики», «нивы», «буханки» - глотали пыль и уступали дорогу. А у них в салоне то, еще и трясет немилостиво. Расход увеличился в полтора раза. Ибо 4WD. Там не 30 км... там все 80 км. На 200 км до Вытегры - 80 км трассы и 10-20 км асфальта. Остальное утыкано знаками «большие сиськи 5, 10, 15 км» Грейдер разбитый. Он твердый - но яма на яме. Ровных участков практически нет. Показательная ситуация. Участок в 5 км отличного гранитного асфальта. Поселок. Стоит стела. «Здесь был остановлен немецко-фашистский оккупант 1941-1944». И он действительно был там остановлен. Поскольку далее асфальта нет. Корпус Гудариана далее не прошел и дорогу не проложил. Ну почему они не подпустили его чуточку ближе? Где тактика заманивания? Имели бы сейчас хорошие дороги. Они же все равно до Москвы дотелепали. Видел «места ожесточенных боев». Дорогу не ремонтировали еще после «дружественной» бомбежки. Воронки и ямы как в кино. Дмитрий, я ведь доеду до Петрозаводска. И скажу все, что думаю про Ивана Сусанина, поляков, Лже-Дмитриев, Минина с Пожарским и прочих героев древности:-).
По большому счету вышло тож на тож. Если бы я дал крюк вокруг Онеги через Медвежьегорск - я бы потерял 300 км. Здесь я их выиграл. Бензин тот же за счет 4WD. Время тоже. 200 км я ехал 4 часа считая паром. 500 км на скорости 140 с одним протоколом я бы ехал столько же - но без постоянного напряжения и тряски. Да. Еще. Если кому-нибудь взбредет в голову съэкономить - держитесь главной дороги. Там после парома неоднозначно. Помните, что в Карелии два Подпорожья. И поворот после парома на Подпорожье, ведет не к Вытегре, а наоборот.
Я поставил себе задачу доехать в одинаре. Не меняясь. Просто проверить насколько это возможно.
Забегая вперед, скажу - да. Причем не так сложно. Это опять же к разговору о машинах и отечественном автопроме. Ложась в 4 утра с выездом в 11-ть утра «по магазинам» и в 14 часов «на Москву» и пройдя всю трассу (1100 км) - вполне реально. Два кофе на заправках и один энергетический напиток. Добавлю, что для этого не надо иметь 100% здоровье, 18 лет от роду и нечеловеческую упертость. Достаточно водительского стажа и L200.
После Вытегры стали попадаться гайские засады. На грейдере, я чуть не оставил передний номер. От тряски болты открутились, и на мое счастье его заблокировало воздухозаборником в бампере. Заметил на заправке. Повезло. Повезло вторично на перегоне Вологда - Ярославль. На дорогу вышел лось. На скорости 120 км, при вхождении в поворот, ночью, с дальним светом. Еле отвернул. Иначе - шашлык и проверка страховки Росно. Навстречу шел камаз. Могло бы получиться неприятно. Лось был здоровый. С машину так это точно.
Когда стало светать, уже был пройден Ярославль. Заплутавши в темноте в Вологде, а потом и в Ярославле - потерял 150 км и два часа времени.
Как и писал выше, рассвет в противоположном от Москвы направлении. Небо светлело сзади. После Ростова пошли составы груженые лесом. Дважды на глазах у гайцев брал их по обочине (езда по обочине это вам не «встречка»). Идет такой состав, за ним 8-10 машин. И все это ползет со скоростью 20 кмч в горку. А за горкой встречные или обгон запрещен. По обочине под шестьдесят, не останавливаясь, их и обходишь.
Москва. Столица. Хм. Ужос. Толпа мчится фиг знает куда. А ведь всего то 4 утра. Несмотря на потерю темпа, промахи на развилках - 12 часов времени на 1100 км. Отпуск окончен. Многое сделано, но очень многое осталось дожидаться своего часа.

Итог. Карелия, пока еще одно из лучших «диких» мест для отдыха. Про лютые морозы и гнус - вранье. Морозы могут быть везде. А комаров у меня на даче в Подмосковье полно. Белое море - все таки не в сезон. Ехать надо попозже. На месяц где то. В июле. Колгостров - думаю всесезонен. Необходимо только договорится с Дмитрием о трансфере. Интересно взобраться на хребет зимой. Половить на льду. Учитывая географическое положение, от ветра всегда можно спрятаться на другой стороне острова. Посещая Карелию зимой в Новый Год, выяснил, что на весь край всего 1000 мест. Летом, естественно, побольше, но думаю ненамного. Такова статистика и предложения тур фирм. Собираться необходимо заранее. По трассе множество грейдеров к озерам. Можно приехать с палаткой. Правда, боюсь, что легкодоступные места будут заняты. Местное население неоднородно, как и везде. Встречаются превосходные люди, - мне везло. Для остальных у меня лежал арбалет на заднем сиденьи. Мера, скорее для вящей предусмотрительности, нежели как средство вразумления. Да и вдвоем были.
Идея популяризации отдыха может привести к ситуации на Селигере. Куда не едет поднасрать разве что ленивый. У дороги в местах остановок, у озер в местах доступных стоянок, - мусора в избытке. Куда бы ни ступала нога человека, везде остается жирный масляный отпечаток. Хайджек оказался незаменимой в хозяйстве вещью, и полюбился всем, кто его наблюдал в работе. Думаю, в машине, вещь ценнейшая. Только не горячитесь как я. 16 тонн и 1,5 метра это много. Берите на 8-мь тонн и покороче. Хотя я своим и пирс Дмитрию пододвинул и соседу дом приподнял и машину выручил.
Одной из основных задач была проверка машины на прочность. «Японская штучка» себя оправдала. К разговору о машине для экспедиции - то самое. Есть еще ее одноклассники, но кроме Мазды в ту же цену альтернатив нет. ХайЛюкс от тойоты дороже. Проще уж взять подержанный Кукурузер. Нисан еще дороже. Форд - американское гуано. Расход топлива, плохая проходимость и завышенная цена. С маздой непонятно. Она такая же, кроме привода. У нее постоянный передний. Учитывая тонну груза сзади - ну не знаю. Если я правильно понимаю роль машины в экспедиции, то основное это безопасность передвижения с максимальной нагрузкой по участкам дорог на большие расстояния, учитывая разбитость трасс и грейдеры. 50 км болота - это в клуб 4х4. Необходим обвес и доводка машины. После таких гонок на выживание всем иметь ввиду 5000-7000 мертвых бакинских комиссаров на ремонт. Идеальный вариант, брать в аренду «буханку» уже на месте - если есть необходимость лезть в длинный путь по болоту.
Теперь о том, зачем ехать в Карелию? Для меня это просто один из вариантов поглядеть на себя со стороны. Проверить какие то свои мысли. Отдохнуть от людей.
Этот край не является таким уж суровым или аскетичным, как бытует мнение. Его красота в спокойном, немного хмуром совершенстве. Когда нет ничего лишнего. Зима должна быть со снегом, лето с солнцем и дождями, лес сосновым, поляны зелеными с березняками, вода чистой и прохладной. Небо - синее, вода - мокрая, у женщин - свои секреты.
Вот в общем то и все. И прежде чем откланяться... Хотел бы выразить признательность Генералу с проекта К2000 за бесценную информацию выданную до поездки, самому проекту К2000, и Дмитрию Патеме, радушно принявшему меня в своих угодьях.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования