Успенская церковь в Кондопоге
Вот уже более двух столетий отражается в зыбком зеркале Онего-озера устремленный в небо храм, облик которого навсегда остается в памяти каждого, кто видел его хотя бы мгновение. Неизвестные нам народные мастера сумели создать удивительное по эмоциональному воздействию архитектурное сооружение, точно соответствующее своему месту и своему времени.
История села Кондопоги, расположенного на древнем волоке между озерами Онего и Ниго, прослеживается еще с XVI века, когда оно становится значительным центром края. Но расцвет села пришелся на XVIII век. В 1757 году были открыты богатые месторождения мрамора в Тивдии и на Белой Горе. Кондопога стала перевалочным пунктом, откуда мрамор доставляли на кораблях и посуху в Петербург, остро нуждавшийся тогда в отделочном камне. В то время количество домов в Кондопоге достигало восьмидесяти - число значительное для малодворных карельских деревень.
Немалую роль в развитии села сыграла и разработка залежей железной руды, которую перевозили отсюда на металлургические заводы Петровской слободы (ныне г. Петрозаводск). Продукция окрестных заводов - ядра и пушки - направлялись из Кондопоги в Петербург: правительство России требовало от северного края все больше оружия для войны с Турцией.
Все работы возлагались на плечи крестьян (например, к одному только заводу в Лижме было приписано до 2400 человек). Крестьянам не хватало ни сил, ни времени для работы в своем хозяйстве. И, как следствие, в народных массах нарастали недовольство, мятежные настроения. Участились побеги с заводов. Вся эта стихия неминуемо должна была вылиться в крестьянский бунт. Вторая половина XVIII века в России полна подобных драматических событий, достаточно вспомнить пугачевское восстание. Наверное, дух пугачевщины был жив и здесь.
Остров Кижи, расположенный в непосредственной близости от Кондопоги, стал центром народного восстания в Карелии в 1769 году. Среди восставших были русские, карелы, вепсы, одинаково угнетаемые царским самодержавием и выступившие плечом к плечу против общего врага. Восстание было жестоко подавлено. Но расправа с крестьянами не подавила общего подъема самосознания народа. Как считают ученые, эти события не могли не повлиять на архитектурный образ Успенской церкви, возведенной в Кондопоге в 1774 году. Свободолюбие северян, скорбь о погибших в Кижах земляках, вера в грядущие победы - быть может, такие мысли хотели передать своим потомкам создатели храма-обелиска?
После установления Советской власти в Кондопожской волости в 1918 году Успенская церковь стала пониматься уже не как культовый центр, а как памятник истории и культуры карельского народа. В 1927 году храм был реставрирован. В 1950-х годах Успенская церковь, признанная памятником государственного значения, подробно исследована и вновь реставрирована архитектором А. В. Ополовниковым.
Сейчас популярность храма давно перешагнула границы Карелии, и местные жители уже не удивляются толпам туристов и иноязычной речи возле Успенской церкви. Но появилась в последние годы другая опасность - как уживутся рядом это произведение искусства и гигантские промышленные новостройки города Кондопоги: все 45 лет своей жизни город стремительно растет, возникают все новые заводские корпуса и трубы, новые жилые массивы. Изысканная красота может превратиться здесь в нелепую безделушку в сравнении с сооружениями иного масштаба и времени. Поэтому стало необходимым создание вокруг памятника охранной зоны и зоны регулирования застройки, которые обеспечат по крайней мере "мирное сосуществование" старой и новой архитектуры. А может, сама современная архитектура должна изменить здесь свой облик под воздействием народных традиций, сконцентрированных в церкви Успения?
Проблема не из простых, и от ее решения зависит будущее Кондопожской церкви.
Какой же он, храм Успения на берегу Чупа-губы? Писцовые книги Шуйского погоста гласят, что на этом месте стояли раньше одна или даже две предшественницы Успенской церкви. Неизвестно, как они выглядели, но последняя - достойная им замена. Высокий выразительный объем сооружения зрительно организует огромное окружающее пространство, придавая ему новый смысл, "очеловечивая" суровый ландшафт. Это единственная в прошлом высокая доминанта - главный аккорд в торжественной симфонии северной земли. Нетрудно заметить, что церковь служит своеобразным ориентиром, указывающим на человеческое жилье посреди многочисленных островов и заливов Онего.
Северное солнце имеет одну особенность - большую часть года оно висит над горизонтом, преподнося все окружающее в контрастных светотенях. И это отразилось в народной архитектуре: особое внимание зодчие всегда уделяли силуэту постройки, стараясь внести в него неповторимые черты. Графичность характерна и для Успенской церкви - ведь на больших расстояниях, когда не видны детали, только силуэт может назвать путнику имя поселения, а местному жителю - напомнить о родном доме.
В высотности Успенской церкви заключена ее основная идея, которую талантливые умельцы воплотили в реальность всеми имеющимися у них средствами художественного выражения.
Церковь по традиции поставили на самое высокое место на узком мысу, вдающемся в озеро. Главную вертикаль храма составили четверик, два яруса восьмериков с повалами, восьмигранный шатер безупречных пропорций и, наконец, чешуйчатая главка с крестом. Все эти архитектурные элементы превращаются в грациозное сооружение благодаря великолепно найденному соотношению их между собой.
Скульптурно пластичен алтарь с восточной стороны церкви. Повторяя общий строй сооружения, он тоже стремится вверх, внося разнообразие в фасад изящными кривыми линиями бочкообразного завершения. Уникальны крыльца с обеих сторон Успенской церкви. Расположенные на выпущенных из стен мощных кронштейнах (конструктивное решение смело и убедительно), они значительно обогащают объемную структуру сооружения, создают своеобразную переходную ступень от открытого окружающего пространства к замкнутому интерьеру церкви.
Декоративное убранство удивительно точно соответствует художественному образу церкви. Здесь нет затейливой резьбы и фантастического многоглавия, как в Кижах, но скупой и лаконичный декор производит огромное впечатление. Наибольшее сосредоточение его там, где человек непосредственно соприкасается с храмом, - возле крылец. Нельзя не заметить причелин и куриц над трапезной и дальше, вверху, лемех небольшой главки. Но, пожалуй, самое интересное среди декоративных деталей Успенской церкви - фронтонный пояс, расположенный между восьмериками. Его зубчатое очертание многократно повторяет острый силуэт шатра. И уже в последнюю очередь внимание обращается на наличники окошек, состоящие из сливной доски, поддерживаемой небольшими резными кронштейнами. Живописную асимметрию создает и само размещение окон на боковых фасадах памятника.
Все детали декора объединяет их рациональность - они не только украшения, но и конструктивные элементы: фронтонный пояс является водоотливом; воротнички главок, резьба на других деталях способствуют более быстрому удалению дождевой влаги; повал также препятствует проникновению воды в бревна сруба и служит основанием для полиц шатра.
Большой интерес представляет собой интерьер здания. Нельзя не поразиться сходству столбов, поддерживающих балки потолка и трапезной, с человеческими фигурами. Крупные, перетянутые в трех местах резными жгутами балки напоминают людей с напряженными под тяжестью потолка мышцами тела и рук. Это явление имеет древнее происхождение: изображение женщины-богини с поднятыми вверх руками встречалось при археологических раскопках древних поселений славян-язычников; такой мотив часто присутствует и в старинных народных вышивках. Эти столбы задают тон всему интерьеру трапезной.
Подстать опорам и широкие, украшенные резными подзорами скамейки вдоль стен. Помещение самой церкви производит после трапезной иное впечатление. Главную роль здесь играют пятиярусный иконостас и расписной потолок. Форма иконостаса напоминает о господстве барокко в городах России XVIII века: отголоски этого стиля чувствуются в колоннах и карнизах, вьющихся виноградных лозах иконостаса. "Небо" состоит из центрального круга и шестнадцати треугольных икон с изображениями Христа в окружении ангелов. Среди икон Кондопожской церкви есть и весьма ценные. Трехрядная икона XVI века экспонируется в петрозаводском Музее ИЗО.
42 метра - внушительная высота Успенской церкви. Она уступает по высоте среди дошедших до наших дней деревянных храмов лишь церкви в селе Пияла Архангельской области. Но, как известно, все познается в сравнении. Окружение памятника - горизонтальные линии пейзажа, низкие острова, приземистые деревянные дома зрительно еще больше увеличивают высоту храма, и кажется, что где-то под облаками парит его глава. Такое явление - перераспределение горизонтальных и вертикальных размеров объекта - изучено и объяснено современной психофизиологией, но народные мастера интуитивно использовали эту закономерность зрительного восприятия контрастной вертикали храма. Контраст ясно прослеживается во всем, образуя своеобразное единство противоположностей художественного образа:
- вертикальность храма и горизонтальность ландшафта;
- вертикальность экстерьера и горизонтальная направленность интерьера;
- статичность объема трапезной и динамичность шатра;
- тяжелый монолит четверика и легкие воздушные крыльца;
- глухая поверхность стен и изящные декоративные детали.
В архитектуре Кондопожской церкви контраст возведен на качественно новую ступень, когда храм не только выражает вертикальность внутреннего напряжения, но "взлетает" над землей вопреки всем законам. Однако эффект взлета можно полностью заметить и ощутить лишь тогда, когда к трем измерениям архитектурного Пространства сооружения добавляется четвертое - Время, то есть при непосредственном созерцании храма попробуем мысленно смоделировать восприятие памятника при подходе к нему по одной из дорог (со стороны города).
Первый вид на церковь открывается с вершины холма, по которому проходит дорога. Отсюда церковь выглядит совсем невысокой, и зритель, ожидающий увидеть все ее прелести сразу, будет даже разочарован. Но уже на пологом спуске с холма к озеру начинается удивительная архитектурная метаморфоза: шатер церкви медленно, а затем все быстрее выходит из-за линии горизонта; пропорции удлиняются - храм в этот момент похож на лебедя, вытягивающего шею для последующего взлета.
Однако вскоре церковь скрывается из вида за домами деревни, давая "психологическую паузу" для осмысления увиденного. И вот неожиданно на повороте дороги она появляется снова, уже целиком на фоне неба, - словно взмахнула крыльями сказочная птица. Дорога поворачивает прямо на церковь, и уже невозможно не ускорить шаг навстречу прекрасному.
"Действие" продолжается: вследствие изменения ракурса силуэт все больше обостряется, увеличивая эмоциональное напряжение, а когда человек сворачивает с дороги на тропинку к подножию храма - уже на самой высокой ноте звучит песня лебедя. Воспринимаются более мелкие детали сооружения, и от сравнения их с размерами здания оно все больше возвеличивается.
Но впереди ритм ступенек крыльца, ведущих вверх. Когда же лестница позади, а с крыльца открываются взгляду просторы Чупа-губы, человек, до сих пор лишь мысленно тянувшийся ввысь вместе с храмом, теперь реально взлетает над землей, отрешаясь от ее дел и суеты. И хотя впечатления огромны и неизгладимы, это еще не финал. Образы природы и архитектуры уже не способны воздействовать еще сильнее, и зодчие обращаются к образам человеческим - в сумраке трапезной две фигуры с поднятыми к небу руками продолжают идею нацеленности в зенит шатра. Затем появляется и само "небо" с множеством линий, стремящихся в его центр. И, наконец, последнее чудо - солнечный зайчик, отраженный от глади озера, в определенные часы ложится на лицо Христа в центре потолка.
...Может быть, весь этот архитектурный спектакль - удачное стечение случайностей, но факты историко-архитектурных исследований в разных районах Русского Севера утверждают обратное. Во многих сохранившихся ансамблях есть своеобразная "режиссура" восприятия, а в Успенской церкви она до предела отшлифована многовековым опытом зодчества - ведь церковь эта появилась уже на закате народных традиций, став поистине "лебединой песней" народной культовой архитектуры.
Многолика Успенская церковь. В полдень или на вечерней зорьке, летом или в зимних сумерках - всякий раз по-иному воспринимает ее человек. Можно многократно приходить сюда, и всегда встреча с ней принесет что-то новое, раскроется неизвестная доселе грань в душе самого человека. Таково любое подлинное произведение искусства, к которым полноправно относится церковь Успения в Кондопоге.
|