Культ духов-хозяев природных стихий и строений
Логинов К.К.
У вепсов древнейший мифологион не зафиксирован. Зато у карел он прекрасно представлен, пусть и в художественной форме, в "Калевале" Э. Ленрота. Принесли ли с собой в Карелию русские колонисты представления о славянских языческих богах, вопрос более, чем спорный. Известно лишь, что у поморов Сатана в творении мира выступал в виде черного гоголя или утки-морянки, ныряя за землей, из которой Бог создал земную твердь. Этнографически фиксируются в Карелии достаточно отчетливо лишь представления о духах-хозяевах. Это нашло отражение, прежде всего, в преданиях русских Карелии о происхождении духов-хозяев природных стихий и строений. Согласно одному из них после войны Бога и Сатаны, Сатана увел свою дружину в Ад, прочие же его союзники были сброшены на землю. Кто упал на дом, стал домовым, кто на баню - банником, кто упал в лес, стал лесным духом, а кто в воду - водяным духом. Согласно второму преданию Адам и Ева завели детей без благословенья Бога. Когда Бог собрался в гости к Адаму и Еве, они устыдились, спрятали своих безобразных детей, кого в подполье, кого в лесу, кого на берегу озера. Они то и дали начало духам-хозяевам стихий и строений.
В XIX - начале XX века представления о многих духах низшей мифологии у карел, вепсов и русских Карелии по большому счету совпадали. Набор властителей природных один и тот же, во главе лесной стихии стоит "царь лесной", во главе воздушной стихи - "царь небесный", во главе водной стихи - "царь лесной", во главе стихии земли - "царь земной" и "мать-земля". Впрочем, эти воззрения к вепсам и карелам пришли от русских.
Общими у всех трех народов являются представления о духах лесной стихии - "хозяевах леса", то есть леших. "Кару" карел почти полностью соответствуют представлениям русского населения Обонежья о лесном народе "лембоев" (имя духа заимствовано из карельского языка - Л.К.). Как считалось, те и другие живут в лесу целыми селениями и время от времени можно слышать, как они с песнями и игрой на музыкальных инструментах справляют свадьбы, двигаются, подобно людям, свадебными поездами. Представления же карел о "кехне" (лесной "черт с колокольчиком") целиком соответствует русским поверьям о "лесных старцах", заманивающих детей в лес звуком колокольчика и удерживающих их там, пока колдуны не бросят на лесные дороги кресты из ольховых веток или из рябины. Однако в пантеоне духов-хозяев русских Карелии не найти соответствие карельской Тапиоле и мужу ее Хийси. Тапиола - владычица лесных зверей, а не жена рядового лешего или даже "царя лесного". В свою очередь у карел нет и не было аналога русалке-"полуденнице", поджидающей на дереве свою жертву в жаркий полдень.
У карел и русских разные представления о хозяевах стихии ветров. У русских Пудожья и Поморья ветры - это четыре брата, разъезжающих по небу на тройке коней, запряженных в колесницы. У северного ветра кривая на один глаз и злющая жена, которая имеет обычай надолго выгонять его из дома. У западного ветра, наоборот, жена красивая и ласковая. Поэтому западный ветер "на воде не ночует", а, разыгравшись, бурей, спешит домой, когда женщины в лодке покажут ему голые зады или (у русских Поморья) споют песню с намеком, что жена ему изменяет. Восточный ветер считается подростком, который выходит из себя, если гребцы оскалят ему свои зубы. Южный ветер самый старший и самый сильный, но крыши с домов он срывает и топит лодки на воде от избытка сил, без всякой злобы к людям. Карелам Сямозерья хозяева ветров представлялись иначе. По крайней мере, западный ветер описывается в виде черного всадника на черном коне. Какого цвета конь и всадник хозяев других ветров, неизвестно. Представлений же о воздушных "бесах" - мелких и многочисленных, как комары в душную июльскую ночь, характерных для русских Карелии, у карел не отмечалось.
Представления о духах водной стихии - водяных и русалках, у всех трех народов на удивление совпадают. Водяные царствуют каждый в своем озере или реке, а русалки расчесывают волосы на камне перед приближением беды. У русских Карелии, правда, иногда русалки появляются обнаженными во ржи на берегу озера или разгуливают по берегам в красных сарафанах. У карел, в свою очередь, водяной мог иногда иметь тело не черного цвета, как обычно, а красного.
Описания духов стихии огня зафиксированы крайне фрагментарно. Однажды автору удалось записать рассказ о том, что дух-хозяин огня - это мужчина с огненно-рыжей бородой и волосами, очертания лица и одежды которого постоянно меняются. Иногда у русских Карелии этот дух ошибочно описывается как человек, ростом в высоту сосен, одетый в красную шляпу и красную куртку, который показывается людям перед большим пожаром в деревне. В общерусских поверьях это одна из ипостасей лешего.
Представления о духах-хозяевах двора и хлева у трех народов Карелии во многом сходны, хотя имеются и различия. Главные "хозяева дома", якобы, похожи на обитающих в доме людей и их столько же, сколько людей в доме. Русский Гнетке это аналог вепсского и карельского домового, "который давит, не дает дышать по ночам". Карельский "халдие" - это почти аналог русскому "хозяину двора". Мара, согласно поверьям русских Пудожья, по ночам выстригает шерсть на овцах у нерадивых крестьян, которые не моют во время овец в воде. Вепсскому "хозяину печи" в Пудожье соответствовал "запеченник", вепсскому же "хозяину порога" в поверьях русских Карелии соответствия не было. "Подполянники" и "жихарь" русских Пудожья - это все члены семьи духов-хозяев дома с неясными функциями. Кеба, как Кикимора ( русских Заонежья и Поморья), согласно народным поверьям, путают по ночам пряжу, не дают спать детям. У карел эти функции закреплены за умершими предками. Кикимора русских не только будит детей, но производит переполох среди кур, а Кева (Веснуха) насылает по весне бессилие на людей.
Дух-хозяин овина ("овинник" или "ригачник") в русских и вепсских поверьях покровительствовал ночующим в этом строении путникам, но наказывал тех, кто топил овин в неурочное время.
Духи-хозяева бани, по поверьям карел, бани оказывал содействие роженице и новорожденному в семейной бане. У вепсов же и русских они представлялись очень опасными духами, которые за пользование баней в неурочный час наказывают людей смертью от угара. Жена "банника", якобы, мастерица насчет воровства в бане маленьких детей, вместо которых она людям подсовывала свое отродье. Тем не менее, к помощи банных духов у всех трех народов прибегала молодежь, чтобы погадать о будущем замужестве, взрослыми в бане же осуществлялись многие колдовские и целительные обряды. Самым безответственным у всех трех народов считался дух-хозяин амбара, которому без помощи людей было не под силу отстоять хозяйское добро от людей. Тогда, как "колодезник" или "колодезный" (русские Пудожья и Поморья) считался способным затащить в колодец того, кто его оскорбил и не уважил. Особую группу составляют поверья русских Поморья о Морском Змее, Морском Сотане ( якобы являлись перед кораблекрушением), о Черном монахе (являлся, чтобы спасти людей от смерти и кораблерушения) и о Болотной бабе (являлась людям на берегу перед бедой). Но ни один из этих персонажей народного мифологиона духом-хозяином стихии или строения не является.
|