В гостях у командира дебаркадера(музей долбленой лодки)
Сергей Токарев: "Я взял себе такое смешливое звание командира
дебаркадера с «Холодного лета 53-го»... "
Мы едем в вологодское село Галинское, в гости к Сергею Токареву - основателю музея долбленой лодки. Сами экспонаты музея находятся неподалеку от пристани в Кузино, дублере пристани в Горицах, куда заходят многочисленные экскурсионные суда, идущие северо-западными маршрутами. Интересно, что Галинское находится в Череповецком районе, а Кузино - уже в Кирилловском.
Въезжаем в деревню и останавливаемся у дома на горке. Рядом с домом стоит старый черный автомобиль - то ли Эмка, то ли Москвич-400. Чуть позже неприметное место станет весьма отличным от окружающей местности - в честь гостей хозяин выставит флаги и выкатит старинную пушку, правда, деревянную.
Здесь же, в сарае рядом с домом, нам покажут находящуюся в процессе изготовления очередную долбленную лодку, заготовленные материалы для новых лодок и расскажут немного о предыстории музея.
С.Т. Почему появилось такое увлечение и возник музей? Вопрос тут такой, слишком сложный, на который невозможно ответить однозначно. Но то, что это в мозги было положено с детства - это точно. Всегда хотелось быть капитаном своего судна. Пусть это даже маленькая лодочка. Конечно, нынче строю лодки разных стилей, заимствуя от разных народов, ну, и что-то выдумываю от себя. Сейчас ведь время такое - если ты не выдумаешь, значит, ничего и не получишь.
Но время бежит, осенние дни коротки, и мы отправляемся с командиром дебаркадера на причал в Кузино,
где ждут гостей-экскурсантов основные экспонаты музея - долбленные лодки со всех концов света, но изготовленные здесь, на Вологодчине, из вологодских же деревьев. В тихое время, при отсутствии организованных экскурсий, почему-то все время шумных и совсем не организованных, мы услышим рассказ о лодках, сделанных по образцам и подобиям разных времен и народов. У ворот причала нас встречает охранник с добродушно-глуповатым псом. Оставив машину на стоянке у ворот причала, проходим по деревянным тротуарам-настилам ближе к реке. Сколько же здесь, на щебенчатом пляже разнообразных и разноцветных лодок. И о каждой мастеру есть, что рассказать. Вот лодка - копия ладожского дубового челна, найденного в 1878 году во время рытья обводного канала южного берега Ладожского озера вблизи деревни Коровино. Возраст этой лодки оценивается в 5 000 лет. Хранится в одном из музеев Санкт-Петербурга. Автор находки профессор А.А.Иностранцев.
С.Т. Вот эта лодка - точная копия, сделана по чертежам из журнала «Катера и яхты». И мы её испытали - т.е., настоящую лодку... Ту, которая раритет - на воду не спустить, нужно было её испытать полностью...
Где по настилу, а где и по хрустящему под ногами щебню, сопровождаемые карканьем ворон, кружащих над окрестными деревьями, мы переходим от лодки к лодке.
С.Т. А вот это тот самый «Пантелеймон» -
одна из первых удачных лодок и полная мистика, полная и удивительная мистика! Можете даже желания загадывать, многие загадывают и выполняются. Правда, только хорошие желания выполняются. Плохие не выполняются. Вот её когда называл эту лодку, первую удачную лодку, решил - «Пантелеймон», хотя о нем и не знал ничего, знал только, что он целитель. Татьяна у меня купила икону Пантелеймона, одновременно и прочитал, что про него написано. Вроде три совпадения. Но получилось ещё и четвертое... Это когда я поехал за своими домой, и где-то полдвенадцатого, уже вечер, темно и вот - Летиновские горки такие есть, подбрасывают машинку, а наша-то, как мячик... И вдруг, лиса выбегает. А я ещё до этого говорил, что ничего не случится, раз икону Пантелеймона везем. И мы давим лису, что вот выскочила под колеса. Вроде и затормозил, но в самый последний момент её... Говорю, что же ты, Пантелеймон такое делаешь? Для чего такая жертва? И только начинаю разгоняться - бревна лежат поперек дороги, всё заложено полностью. Для нашей бы Оки, это было бы всё ...
Налюбовавшись разнообразием долбленых лодок, наслушавшись рассказов Мастера, пожалев о том, что слишком холодно и слишком быстра вода в Шексне - не поплавать на лодке, мы возвращаемся снова в Галинское. Там, за столом в избе, отдавая должное хозяйским щам, продолжаем неспешный разговор с хозяевами о долбленках, проблемах, разных местных проектах, мастерстве и мистике, обыденном житье-бытье вологодской деревни, под аккомпанемент телевизора, на котором крутятся ролики - про музей, про катания на лодках, создавая чувство лета и праздничного настроения.
С.Т. Я - за все лодки, но в туристических проектах нужна какая-то особенность - для каждого проекта своя лодка. У меня есть эскиз лодки для «Золотой рыбки», для «Батюшки Онего», для «Хозяйки каменной горы» - в общем, для всех. Для каждого своя лодка...
Газ, газ... А у многих мужиков просто денег нет, нет заработков. Я понял это ещё много лет назад. Конечно не сразу пришло там долбить. «Пантелеймона» делал два года . А теперь такое за день, не за день, но дня три и такая простенькая лодка готова. Ну, это если силы есть.
Потом хозяин показывает нам и другие вещи, сделанные им из дерева. Не лодкой единой...
Завершается же наше посещение "машиной времени", под которую оборудована хозяйская баня. Точнее предбанник. Там время и вправду летит быстро и, под уютные разговоры и рассказы Сергея, подходит к концу наша экскурсия. Уже в темноте, щелкнув на прощание деревянную пушку,
мы покидаем Галинское, унося в душе странное чувство с одной стороны не в полной мере оправдавшихся ожиданий, а с другой - некий свет, оставленный в наших душах человеком, Мастером, влюбленным в свое дело и отдающимся ему полной мерой: "Естественно, хочется быть капитаном на своей, хоть и маленькой лодочке".
[текст и фото К. Рекубрацкого (aka Phone) и Е. Филяниной (aka Ламба) ]
Сайт музея долбленой лодки
Как добраться до д. Галинское:
Из Вологды - по дороге на Череповец (А114), в районе Ботово повернуть на Воскресенское, от Воскресенского следовать на Иванов Бор.
Из Белозерска - по дороге на Воскресенское, от Воскресенского следовать на Иванов Бор.
Из Кириллова - по новой дороге на Иванов Бор - Череповец, пересекая Шексну по мосту.
|