Карельский блицкригЧасть 4
автор © Виктор Лукьянов . Luca.
Глава 4. "День второй. Часть 2."
20 августа. Воскресенье. Чудово - Грузино - Старая Ладога - Петрозаводск.
14:55. 83.180 км (191/810 км).
В зеркале заднего вида, в последний раз блеснув на солнце, скрылась излучина Волхова. Мы уезжали из первой столицы Древней Руси - Старой Ладоги, вокруг которой за века сосредоточилось множество интереснейших объектов, реальных исторических событий и легенд...
Можно по-разному относится к версиям и гипотезам историков, археологов, исследователей, но несомненно одно - сюда стоит вырываться из больших современных городов, вырываться из круговерти во многом хаотичного нашего мира, чтобы прикоснуться к древним камням и своими глазами посмотреть на земли, чья история со времен Гостомысла неразрывно связано с зарождением, развитием и становлением своего народа и своей страны...
Последним местом нашего пребывания в Старой Ладоге стало "Урочище Сопки"...
"...Иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу, друзии же сказают, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу и с того умре, есть могыла его в Ладозе...", - гласит Новгородская летопись. Ей вторит Архангелогородская: "...И слез с коня своего, желая взять главу коня своего, сухую кость, и лобзать ее. И тотчас изошел из главы из коневой, из сухой кости, змей и уязвил Олега в ногу. И с того разболелся и умер. И есть могила его в Ладоге..."
..."Олегова могила" - самая крупная из рукотворных сопок Приладожья... Эта сопка - крайняя точка на левом берегу Волхова, которая просматривается из крепости. Здесь должна была стоять стража, следящая, не появились ли в Ладожском устье викинги. По Архангелогородской летописи, волхвы предсказали Олегу смерть еще до того, как он принял наследие Рюрика. Значит, и череп коня должен был лежать на волховском, а не днепровском берегу. Ну а если Олег умер в Ладоге, то где же его и положить, как не в основание "поста № 1"?.."
(© А.Чернов, журнал "Огонек", 29/1998)
Скромный каменный обелиск гласит лишь, что сие место - памятник археологии, и более ничего.
Версия о том, что данное урочище является последним пристанищем Вещего Олега, по-прежнему - лишь версия. Но версия не без оснований...
Две из трех гипотез его гибели указывают, что это произошло именно здесь. Одна напрямую связывает могилу Олега с Ладогой, вторая же, согласно которой, он умер "за морем", косвенно подтверждает первую:
Место вокруг Олеговой могилы - Морьещина (тут протекал Морев, то есть "Мертвый ручей"). Между Морьещиной и Велешей - "Заморье".
(© А.Чернов, журнал "Огонек", 29/1998)
"Велеша" - капище языческого бога Велеса рядом с Любшой. Находится в двух километрах ниже по течению Волхова от земляного городища Ладоги. Любша - еще более древнее поселение, чем Ладога, древнейшая славянская крепость на территории Восточной Европы. Существовала как раз в те времена, когда Ладожское озеро, переполняясь, вплотную приблизило свои берега к этим местам. Тут было древнее устье Волхова и Любша закрывала его от судов норманнов. Название же "Велеша" произошло от имени змея-божества Велес, рядом с чьим капищем был омут, в котором древние славяне приносили в жертву молодых девушек, топя их, а позже - кидая в него те самые "глазки". С крещением Руси и возник сюжет иконы в Храме Святого Георгия, где молитвами спасшаяся от жертвоприношения девица ведет в город поверженного языческого бога змея-Велеса...
Машина плавно вписалась в поворот и, перемахнув небольшой бугорок, нырнула вниз по дороге. Обернувшись на мгновение назад, я увидел, что "бугорок", с которого мы спускаемся, тянется через поле за лес и, видимо, еще дальше за него. Похоже, это и есть берег древнего Ладожского озера в период его разлива. Значит, мы едем по дну?.. :-)))
15:02. 83.188 км (199/819 км).
Подъехали к М18, пересекли ее и направились в Новую Ладогу - посмотреть ладожские каналы. Старый петровский канал встретился нам первым, его мы пересекли по мостику, и вскоре оказались в тупике - на пятачке у новой церкви Ионна Богослова. Оставляем машину и идем за ворота высоченной каменной ограды. За этой церковью - старая, имени этого же святого. Совсем запущенная, к сожалению, одни стены и своды. Кирпичное крыльцо, сделанное в стиле старорусских палат XIV...XVI веков, своей архитектурой напомнило к/ф "Иван Васильевич меняет профессию". В своем невежестве ничего более существенного о Руси того периода мозги "на гора`" не выдали... :-(((( Церковь значительно меньше новой, но нам показалась гораздо более оригинальной по стилю, несмотря на свое полуразрушенное состояние... За ней - большое кладбище, много могил прошлого века. Пройдя его, вышли к новому каналу. Я почему-то представлял себе его в виде относительно современного и действующего гидротехнического сооружения. Ан нет. Не только не действующее, но и достаточно запущенное. Немного шире старого петровского (раза в полтора-два), правда. Вышли мы к нему почти аккурат около Волхова. На другом берегу видны сохранившиеся маяки, указывавшие когда-то вход-выход из противоположной части канала... Постояв пару минут и посмотрев окрестности, пошли назад к машине...
15:24. 83.193 км (204/824 км).
Выезжаем обратно из Новой Ладоги. По дороге слева замечаем городскую площадь, примыкающую к набережной Волхова. У площади на постаментах поставлены боевые речные катера. Памятник погибшим в В.О.в. Куча детей и подростков оккупировали палубы и пушки...
15:31. 83.199 км (210/830 км).
Снова подъехали к М18. Очень неудобный перекресток для выезда из Новой Ладоги налево по направлению в Петрозаводск-Мурманск. Минуты три не получалось найти "дырку" в движении машин, чтобы вклиниться в поток. Но, все когда-то кончается, к счастью - не только хорошее... :-))) Мы на М18. Пересекли мост через Волхов и держим курс на Лодейное Поле...
С погодой везет "нещадно"!.. :-))) Солнце шпарит вовсю, от дорожного пекла спасает лишь лес, стоящий густой стеной по обочинам трассы. Дорога вполне пристойная, попутные хотя и есть, но это не создает проблем, т.к. встречных практически нет - и мы, слегка убаюкиваемые достаточно плавным ходом машины, вспоминаем увиденное в первой половине дня, неторопливо рассуждаем о том, куда сегодня поедем дальше и где будем ночевать. Потенциально ночевка запланирована в Подпорожье. Но фактически я так и не смог раздобыть сведений о ее месторасположении, ценах, условиях и пр. Кроме нее в журнале "За рулем" вычитал о наличии в окрестностях Подпорожья кемпинга "Инема". Но где он находится и что там вообще такое - тоже не ясно...
Неспешный ход наших рассуждений прерывается прямо-таки визгом антирадара. Инстинктивно топлю педаль тормоза в пол, одновременно пытаясь по обочинам разглядеть рыцарей свистка и жезла, застигнувших нас врасплох. Тщетно - прямой участок просматривается прекрасно, никаких ответвлений или "углубленных" в лес обочин не видно. Антирадар по-прежнему орет, как резаный. Я уже успел оттормозиться со 130 до положенных 90 км/ч и даже чуть меньше. На всякий случай... ;-) Наконец, мое пристальное внимание привлекает двигающаяся навстречу колонна из разношерстных автомобилей, возглавляемая красной "семеркой". Вспоминаю: ведь о дорожных ментах Ленобласти ходят разговоры, что любят они по встречке на скорость ловить. Так и есть!.. В машине едут доблестные сотрудники ГИБДД. Едут, похоже, строго 90 км/ч, собрав за собой вереницу из 25...30 машин. Поймав на себе пристальный, слегка раздосадованный взгляд блюстителей порядка, и одарив их в ответ лучезарной улыбкой в 64 зуба, мы спокойно разъезжаемся каждый в свою сторону... :-)))) Так вот почему практически не было встречных!..
15:40. 83.214 км (225/845 км).
Въезжаем в поселок с "романтическим" названием Сясьстрой. Сразу слева видим довольно большой автозаправочный комплекс "Балт-Трейд". Подкрепиться не помешает ни нам, ни коню - сворачиваем... Оказывается очень даже приятный комплекс с довольно чистым и уютным кафе. Заправив машину, идем перекусить. Не Бог весть чего, конечно (полуфабрикаты из микроволновки на одноразовой посуде), но что еще надо в дороге?!.. Было бы съедобно. А на "съедобно" тянет вполне, даже более чем...Пока ждем заказанного - вновь смотрим карты и набранные из интернета материалы. Иришка делает для себя открытие: оказывается у нас есть масса чего почитать с пользой для дела и весьма интересное (утром-то спросонья ей не до того было...:-))) ). Я между тем обнаруживаю на двухкилометровке деревушку Инема, что расположена между Лодейным полем и Олонцом - ага, вот ты где спрятался, "загадочный" кемпинг, упомянутый в "ЗР". Непонятно, правда, почему его там охарактеризовали как, "находящийся в окрестностях Подпорожья", когда, судя по всему, он должен находиться аккурат на большаке под номером М18? Может тут что-то не так?.. Ладно, посмотрим...
16:58. 83.214 км (225/845 км).
Проверив уровень масла и заменив перегоревшую лампочку заднего габарита, выезжаем на трассу... "Балт-Трейд" оставил хорошее впечатление, первые километры не принесли и разочарований в качестве залитого бензина...
Решаем, что экскурсий на сегодня достаточно и что надо по-быстрее добираться до вожделенной Карелии. Поэтому катим нигде не останавливаясь. За окном проплывают широкие реки, несущие свои воды в Ладогу. Изредка - городки, деревни и деревеньки... Кстати, мосты через Пашу и еще какую-то небольшую речушку в д.Потанино реконструируются - движение по одной полосе (в обоих случаях - по встречной...), безо всяких светофоров.
Перед Пашей - небольшая пробка. Прямо перед мостом находится перекресток и многие встречные на нем поворачивают налево. Точнее, пытаются поворачивать, т.к. попутные нам уже сгруппировались одна к одной, пытаясь попасть на единственную полосу на мосту, вытянувшись в "хвост" длиной около 200 метров и с дистанцией между машинами по метру-полтора. В результате у встречных начинает образовываться аналогичный "хвост", вытягивающийся в сторону единственной полосы на мосту - грядет натуральный "запор"... :-))) Ситуацию удается разрешить благодаря идущему впереди на две машины "Мерседесу". Он притормаживает, не выезжая на перекресток, и пропускает на поворот три-четыре встречных машины. За поворотом все стоят намертво, "хвост" встречных далеко за мостом. Минуты через три начинается какое-то движение... Пара машин прорывается на мост. Стоящие за ними тоже немного продвигаются вперед. В образовавшееся пространство между перекрестком и мостом вслед за "мерином" вклиниваются еще две машины, причем вторая, явно не умещаясь, снова перекрывает поворот. Что за люди, блин!.. <:o Стою, не двигаясь с места, давая возможность встречным проехать чуть вперед и почти развернувшись все-таки попасть в поворот. Прошло машин шесть и, наконец, настала моя очередь проехать вплотную к мосту. Кое-как "разобрались" и там, слава Богу - едем дальше...
17:55. 83.300 км (311/931 км).
Впереди указатель "<<<Лодейное поле 12 км|". Поскольку экскурсионная программа "семейным советом" на сегодня прихлопнута, мы уходим направо на недавно построенную объездную. Отличный свежий асфальт, хочется нажать педаль акселератора. Но асфальт настолько ровный и гладкий, что таит в себе неожиданный сюрприз... если к этому не быть готовым заранее...
Как и положено любой объездной дороге, объездная вокруг Лодейки имеет почти постоянный поворот, в данном случае в левую сторону. Но радиус поворота тем не менее периодически меняется от более плавного к более крутому и наоборот... И вот в один из таких моментов (у правой отворотки с указателем на Чудово 321 км...), когда вначале плавный поворот начинает заметно уменьшать свой радиус, я понимаю, что машина не очень-то слушается руля, который в этот момент доворачиваешь еще на чуть больший угол. Спасибо Kапе (Kapa), отметившему в своем отчете о поездке в Карелию в начале лета схожий эффект при аналогичных дорожных условиях на дорогах Карельского перешейка. Взяв себе на заметку этот момент, я вспоминал о нем практически каждый раз, когда оказывался на свежеположенном и выкатанном едва ли не до зеркального блеска асфальте. Тем не менее, даже учитывая мою психологическую готовность в данный момент к подобной неприятности, эффект оказался немного неожиданный и, соответственно, не самый приятный. Но все обошлось...
Вот и указатели на Олонец и Петрозаводск в одну сторону, на Подпорожье - в другую. Перед этим мы остановились у поста ДПС и попытались выяснить у служивого, что за кемпинг "Инема" и где он находится. Увы, ничего вразумительного добиться от него не удалось, кроме того, что деревня Инема есть по дороге на Олонец - это да, но кемпинга такого он там не знает, а есть другой, но называется точно не так, как работает и какие условия там - понятия не имеет... И вообще, с какой целью следуем, граждане?!.. Получив же ответ, что в отпуске мы и едем в Карелию покататься-посмотреть, а потом с той же целью на Кольский полуостров, удивленно хмыкнул: "Во, делать вам нечего, в такую даль переться... У нас тут, вон, тоже Александро-Свирский монастырь есть - езжали бы туда и смотрели..." Объяснять ему, что мы и так не полчаса назад из гаража выехали, и нам, что Александро-Свирский монастырь, что Белое море - все одно, мы не стали и, поблагодарив ради приличия за интересную информацию, съехали с обочины у поста на дорогу и медленно поехали к указателям на Петрозаводск и Подпорожье, так и не утвердившись до сих пор еще во мнении, по какому же из направлений ехать. Через минуту все было решено, за пять метров до развилки приняли спонтанное решение поехать проверить все же деревню Инема на предмет наличия в ней условий для ночлега, а если не "проканает", то вернуться и двинуть в Подпорожье...
Забравшись сразу после развилки на насыпь перед мостом через реку Свирь, увидели знак "20", одновременно начал попискивать антирадар, что, несомненно спасло в тот момент нашу подвеску, позволив после снижения скорости до требуемых 20 км/ч вовремя оттормозиться до скорости черепахи и в таком режиме преодолеть около 200 метров мостового покрытия, аналагов которому я не видел ни до, ни после него - разбито все в хлам!..
Благополучно миновав машину ГАИ, из которой велась стрельба радаром в обоих направлениях и всласть намигавшись встречным в течение первых пары-тройки километров после этого, продолжили свой марш-бросок к потенциальному месту ночевки...
18:25. 83.344 км (355/975 км).
Проехали неожиданно открывшийся в листьях деревьев, стеной стоящих вдоль обочины, указатель налево на Александро-Свирский монастырь. Поскольку времени уже было седьмой час вечера, то даже пробовать заехать посмотреть не стали, хотя ради такого, конечно же, были готовы поступиться решением "семейного совета" завершить на сегодня интенсивную ознакомительную программу... А через пару километров слева открылась АЗС, паркинг для фур, придорожный трактир и указатель на кемпинг. Влево от площадки уходит асфальтированная дорожка. Сворачиваем на нее с трассы и сразу останавливаемся, справляясь у харчующихся в трактире дальнобоев, где тут, собственно, кемпинг. Оказывается, он буквально в трехстах метрах по этой дорожке, хотя с дороги его не видно. Не успев включить даже третью передачу, останавливаемся у двухэтажного здания кемпинга. На нем надпись - "Мотель Инема". Ну, нашли, слава Богу!..
Здание, на первый взгляд, относительно ничего такое, хотя и не "Шератон", конечно. Иду выяснять условия проживания и цену вопроса - 170 рублей за 2-местный номер "с санузлом". Халява практически. Охраняемая стоянка машины на ночь - то самое "гнездовище" фур в 300 метрах от кемпинга, у самой трассы (для легковых еще то ли 5, то ли 20 рублей за ночь, то ли что-то в этом диапазоне... не помню точно...). По ходу дела выясняю, что мы еще можем успеть даже посетить Александро-Свирский монастырь, т.к. одна из двух барышень, находившихся за стойкой, поведала мне, что неделю-две назад как раз в это время суток была там и монастырь был открыт для посещения туристами и что работает он в таком режиме до 20 часов...
Возвращаюсь в машину за документами и докладываю штурману "оперативную обстановку". Штурман выглядит вполне удовлетворенным открывающимися перспективами и дает "добро" на поселение... :-))) В этот ранний вечер у него, в отличие от вчерашней поздней ночи потенциально выбор есть, тем слаще им не пользоваться... :-)))
Оставив Иришку в машине, иду оформляться. Паспорта на стойку, ручку - в бланки "заселенцев", шуршание купюрами, ключ в руки и вперед - смотреть номер на втором этаже. Увы, "санузел" представляет собой тесное сумрачное помещение, куда впихнуты "ночная ваза" с водопадом из-под потолка и рукомойник, к который и яблоко-то не просунешь помыть. Нее... Такой хоккей нам не нужен... Спускаюсь в холл, уточняю насчет душа - "Душ на первом этаже только, 15 рэ с человека..." Такой кайф обломали!.. Номер-то, кстати, сам ничего вполне. Хоть и не большой (ну, что же ждать от мотеля, стоящего посреди карельской практически тайги?!..), но довольно чистенький с современной вполне "свежей" мебелью...
Штурман принял известие об отсутствии душа с явным негативом и тут же воспользовался ранее отвергнутой возможностью выбора - едем дальше!..
18:38. 83.346 км (357/977 км).
Проблем с выпиской и возвратом денег не возникло и мы снова выезжаем к трассе. Опять диллема: возвращаться в Подпорожье, как собирались в случае облома с кемпингом Инема, или ехать в Олонец, где нам "обещали" гостиницу, построенную чуть ли не специально для финнов, удивительным образом особо предпочитающих этот городок?.. В первом случае перед нами встает реальная перспектива найти ничуть не лучшее заведение, чем то, которое только что было нами отвергнуто. Если же ехать на Олонец, то становится абсолютно ясно, что "Вепсское кольцо" (Подпорожье - Вознесенье-на-Свири - Шелтозеро), как часть маршрута, наверняка безвозвратно погибает для нас в этой поездке... Стоим у выезда на трассу - думаем... Через несколько минут размышлений кладем на жертвенный алтарь страну Вепсов и подчиняемся желанию, во-первых, по-быстрее попасть в Карелию, во-вторых - обеспечить себе хоть сколько-нибудь "цивилизованный" ночлег, раз уж решили пока ночевать не бесплатно на стоянках у озер. Этому решению способствуют и довольно "маниловское" размышление-оправдание, что, в конце-концов, можно и из Олонца, в случае чего успеть вернуться в Подпорожье, и то, что к Вепсам, при случае, можно будет попробовать съездить из Петрозаводска уже... Левый поворотник и мы едем в Олонец...
Через несколько километров указатель - "РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ"... Ну, наконец-то мы до нее добрались. Сваливаем на обочину и фотографируемся на фоне указателя - настоящий "Карельский блицкриг" начинается...
83.364 км (375/995 км).
Дорога идет премущественно через вполне глухие леса. Солнце стоит еще совсем высоко - чувствуется, что забрались довольно уже далеко на север. Размеренный характер движения нарушает опасный левый 90° поворот - прямо начинается новый строящийся участок М18, который, по всей видимости, будет огибать по лесу Мегрегу и, возможно, Олонец... Интенсивно снизив скорость, сворачиваем налево, ж.д.переезд, несколько поворотов один за другим, знак н.п.Мегрега, пост ДПС. Мегрега, вытянутая вдоль дороги и одноименной реки, вьющейся рядом, плавно переходит в еще какую-то деревеньку, потом еще, еще... Через 9 км мы минуем знак "ОЛОНЕЦ". Время - 19:03...
19:10. 83.379 км (390/1.010 км).
Расположенный и первого перекрестка со светофором (тут М18 поворачивает направо) гостинично-ресторанный комплекс "Олония" огорчил нас отсутствием мест. На будущее тетушка у стойки портье рекомендовала расчитывать на них исключительно после бронирования мест, как минимум, за неделю до заезда. Мда... Жаль, конечно. Все, что нас интересовало в плане ночлега, кроме наличия свободных мест, в этом заведении имелось: номера полулюкс, душевые в них, ТВ, уровень цен, включенный в цену номера затрак. Хотя надо заметить, что снаружи отель производит впечатление более фешенебольного (в определенном смысле, конечно...) заведения, чем внутри. Не знаю, как оно в номерах, но холл и стойка довольно потрепанные, с потрескавшейся полировкой и затертым насмерть паркетом. Из чего я сделал вывод, что финны, якобы души не чаящие в этом городе, предпочитают изливать (или заливать?..) свою ностальгию путем банальной пьянки до полусмертного состояния, в котором степень и количество потертостей коврика у кровати - уже не столь радикальный критерий... Тем не менее, на всем протяжении нашего маршрута от Москвы этот отель - несомненно наиболее пристойное заведение, в котором вполне с комфортом можно провести определенное время лицам, неотягощенным пристрастием к швейцарам в золоченых ливреях у дверей...
Сделав дружно с Ириной вид, что даже ради хохмы не предполагали вариант с возвращением в Подпорожье, отъезжаем от "Олонии" и выдвигаемся в сторону Петрозаводска. Цель ясна - добраться до него, как можно раньше, если получится - до наступления темноты, чтобы не петлять по незнакомому городу в поисках гостиницы, коих в моем "справочнике" набралось немало за время подготовки к отпуску...
Постепенно дорога становится все более извилистой, учащаются спуски и подъемы. Впрочем, они даже отдаленно не напоминают горные серпантины, о которых я прочитал в отчете одного из кареломанов, и езда в целом вполне легка и приятна...
Почувствовав небольшой голод, начинаем искать места съезда с дороги к одному из небольших озер, все чаще и чаще появляющихся невдалеке от трассы, считая кощенственным устраивать "пикник на обочине" в окружении столь прекрасной природы. Но, то излишне ускорившись в какой-то момент, пролетаем отворот на грунтовку, то сквозь деревья видим, что приглянувшееся было место уже занято, принимаем решение все же "покощунствовать" немного для начала... 10-минутная остановка: бутерброды, полухолодный уже чай, заваренный еще утром в Чудово, обследование близлежащей растительности отнюдь не в поиске грибов и ягод (чего их там искать?!.. их там собирать просто надо...:-))) )- и мы едем дальше...
21:20. 83.537 км (548/1.168 км).
Проехали пост ДПС, что перед кольцом у Петрозаводска. Налево по кольцу - Суоряви и Мурманск, прямо - отель "Петр I", направо - Петрозаводск, гласят указатели. Поворачиваем направо, поразмыслив, что останавливаться на три ночи в Петрозаводске на его дальней окраине (это относительно "Петра I"...) - не самое лучшее решение. Правда, после этого сразу останавливаемся на обочине и по "сотке" пытаемся прозвонить отель "Калевала", что аж в 30 км от города. "Где логика? Где разум?.." (© из анекдота про Вовочку...) :-)))
Прозвониться нам не удается ни по одному из трех надыбанных на сайтах о Карелии телефонов: один постоянно занят, по второму дважды попадаем на какую-то полуглухую бабку, по третьему робот-оператор "Северо-Западного Джи-Эс-Эм" тоже дважды сообщает нам, что такого номера не существует... Начинает смеркаться... Звоним в гостиницу "Карелия" - робот вездесущ... :-((( Плюем на это дело и прозваниемся по домам, сообщая бодрыми голосами, что мы в Петрозаводске и что у нас полный о`кей, после чего по карте Петрозаводска, расположенной в атласе Карелии и недалеко ушедшей по своему качественному содержанию от пачки "Беломора", выдвигаемся в город в надежде обнаружить набережную Гюллинга, на которой расположен туркомплекс "Карелия". После пары прохватов нужных поворотов нам удается все же до наступления темноты - благо в это время на севере сумерки еще очень и очень долгие - запарковаться у гостиницы. В наличем 2-местных номеров все в порядке и вот уже мы переступая через сумки на полу с удовольствием плюхаемся на казенные кровати...
Решив проблему с ночной парковкой машины, мы спускаемся в ресторан, от души опрокидываем в себя грамм по 200 "беленькой" под плотную (ооочень плотную) закуску и в 23:40 наступает полный отбой...
Итак, второй день нашего путешествия, после прохождения 548 км, завершен... Не так много, в общем-то, конечно. Но и не так мало, если учитывать, что практически вся первая половина дня ушла на пешие "экскурсии", а вторая хотя и слегка, но достаточно перманентно сопровождалась "душевными переживаниями" о том, как ехать, куда ехать и что нас там ждет?.. Минусы этого дня - урезан маршрут на участок "Вепсского кольца", плюсы - мы уже в Карелии и появилась возможность, не дергаясь со шмотками и проживанием целых два дня и три ночи, провести их плодотворно в окрестностях Петрозаводска... Ну, что ж... будем пытаться не свести "на нет" полученные плюсы, раз уж минус - состоявшийся факт... :-)))
Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 |
|