Отчет об автопутешествии по Карелии и к Белому морю
автор © А. Можаев.
При создании отчета мне во многом помогли
Николай Терский, Денис Еречнев и моя супруга Лера.
Спасибо, друзья!
(слева направо) лабрадор Мусик, Елена и Николай Терские, Валерия, Борис и Александр Можаевы, Ксения Еречнева, Павел и Петр Терские, Денис Еречнев на фоне Белого моря. (фото Д. Еречнева)
Пролог.
В Карелии я уже был один раз - пятнадцать лет назад, а память все хранит впечатления о той поездке. Красивая и неброская природа, памятники деревянного зодчества, созданные умелыми руками русских мастеров и ощущения омоложения и очищения души пронзили мое существо. И эти чувства не стерлись со временем разными южными курортами с их палящим солнцем и толпами жующих и потных отдыхающих...
И с тех пор я стремился вернуться туда, сначала подсознательно, а в последние годы осознанно. Прошлым летом я понял окончательно, что есть только одна мечта - вернуться в Карелию! И все тогда стало подчинено этой идее и подготовке в ее реализации. С самого начала было решено ехать именно на машине, потому что считал и считаю ее наиболее удобным средством для путешествий - маршрут зависит только от себя самого. Но машина машине рознь и после недолгих размышлений мой выбор пал на "Ниву", как наиболее подходящий вариант по надежности и ремонтопригодности - все-таки аппарат повышенной проходимости. Благодаря ей (и www.auto.ru) за год круг моих знакомых грандиозно вырос и среди них оказалось много желающих поехать в Карелию, хотя собственно и выбор Нивы был уже обусловлен наличием среди нивоводов интересующихся путешествиями вообще, и, в частности, в Карелию. Для такого путешествия был приобретен новый автомобиль Нива и к моменту старта прошедший уже 17 000 км...
Часть 1.
Компания появилась только незадолго до поездки. Вот она: экипаж № 1 на красной Ниве (1996 год, пробег чуть больше 100 000 км.) в составе Николая (aka Traveller), его супруги Лены, их двоих детей - Павла (15 лет) и Петра (8 лет) и замечательной собаки породы лабрадор по имени Мусик, экипаж № 2 на белой Ниве (1996 год, 70 000 км. пробег) в составе Дениса (aka eda) и его супруги Ксении, ну и я с супругой Лерой и сыном Борей ( 3 года 8 месяцев) на зеленой Ниве (1999 год, 17 000 км. пробег) составили экипаж № 3. Долго мы думали с женой брать с собой нашего малыша, или не брать. Боря накануне должен был приехать из Крыма, но поскольку мы сильно соскучились и, не хотелось проводить такое путешествие без сына, мы решились взять его с собой. Тем более что он сам перед отъездом выразил свое желание ехать с нами!
И вот, собрав все необходимое: палатки, спальные мешки, примусы, коврики, запасы продуктов, лодки, рыболовные снасти, запчасти и инструменты, одежду и запас бензина и др., а также СиБи-радиостанции (которые оказались просто незаменимы), мы согласовали день старта - 6 августа.
Первоначально я собирался проехать по маршруту Москва - Вологда - Вытегра - Пудож - Медвежьегорск - Беломорск (Соловки) - Петрозаводск (Кижи, Кивач и др.) - Сортавала (Валаам) - Олонец - Новгород - Москва, но он устроил не всех, и путем достижения компромисса маршрут запланировали такой: Москва - Новгород - Петрозаводск - Беломорск - Медвежьегорск - Суоярви - Сортавала - Олонец - Вытегра - Вологда - Москва. Ночевать планировалось в палатках, ну и изредка на турбазах и в гостиницах.
Итак, три Нивы стартовали 6-го августа в 9.30 от поворота с Ленинградского шоссе на Конаково (пробег я замерял от своего дома, где-то в 130 км. от места встречи).
Часть 2.
В принципе о первом дне рассказывать нечего. Имея один привал с перекусом перед Валдаем, где дети быстро обнаружили свои способности в поиске грибов, мы благополучно доехали до Новгорода. Там все кроме меня пошли осматривать Кремль, а я остался при машинах, поскольку за пару месяцев до этого произвел осмотр достопримечательностей. Надо сказать, что обстановка вокруг парковки была неблагоприятной - слишком было вокруг много навязчивой молодежи, желающей сшибить нехилую монету за просто так, проще говоря вымогательство процветало как нигде. Час прошел, и мы отправились дальше, решив найти ночевку уже в Ленинградской области, в районе Киришей. Бензин до Новгородской области был примерно по московской цене, а там подорожал- 7.30-7.50 р./л., однако, проблем с заправками не было никаких. Перед Киришами, проезжая по мосту через р. Тигоду, начали искать подъезды к реке и местечко для ночевки. Километров десять наездили, пока нашли хоть что-то похожее на место для стоянки и эти километры были неплохим офф-роудом.Такой грязи потом мы уже не видели ни разу. По пути экипаж № 1 дернул девятку, опрометчиво почувствовавшую талант к бездорожью. Мы разбили лагерь, поужинали, а некоторые путешественники даже успели искупаться в речке. Единственной потерей стали мои джинсы, которые так и проехали до Москвы в пакете с грязной одеждой. Немного помучили нас комары - мы же с Лерой получили первый опыт ночевки с нашим малышом в палатке. Итак, первый день закончился.
Пробег по одометру - 669 километров.
Первый привал. (фото Д. Еречнева)
Ищем место для первой ночевки... р. Тигода. (фото автора)
Следующий день начался для нас часов в 8. Мы встали, позавтракали, приготовив еду на примусах. За ночь туман и роса сделали свое дело - палатки промокли, а сушиться было некогда. Мы снялись с места, но проехали немного: у экипажа № 1 появились проблемы с карбюратором, которые после "ритуальной" прочистки были устранены. Наконец, доехали до Старой Ладоги, где сделали остановку и осмотрели крепость и красоты Волхова.
Вид на р. Волхов со стороны крепости в Старой Ладоге. (фото автора)
Конечно, не смогли не сделать остановки у указателя населенного пункта под названием Паша... под которым его тезка и сфотографировался... приятно, черт возьми, иметь именной город...
Далее неплохо пообедали в придорожном кафе в Лодейном поле, параллельно звоня родным и знакомым по мобильному телефону. Отъехав от города мы уперлись в хвост очереди к разведенному мосту и полчаса мы точно провели, ожидая опускания средней фермы, далее без приключений доехали до границы Карелии, где все сфотографировались.
Тезки. (фото Н. Терского)
Мы на фоне разведенного моста. (фото автора)
Граница- вещь хотя и формальная, но мы прочувствовали ее и как природную границу - заметно изменилась природа: песчаная почва и сосны, маленькие красивые елочки- все это приводило в трепет. Наконец, отличная дорога привела нас к окрестностям Петрозаводска, где мы свернули на новую Мурманскую трассу (ту, которая через Кондопогу). Проехав километров 25, свернули по указателю к нашей турбазе, где нас ждали.
К концу 7 августа пробег составил 1 097 км.
На границе Карелии. (фото автора)
Часть 3.
Турбаза "Эдем" в общем и целом оставила сложное впечатление. Обычная советская турбаза, чьи лучшие годы остались в прошлом, а ренессанс еще не начался, однако, какие-то, так и хочется сказать "реставрационные", работы уже начались.
Хороших свободных мест не оказалось, и нам пришлось разместиться в забронированных условиях. Три ночи мы провели по-разному, а питались совместно в домике, занимавшемся первым экипажем...
Петя сразу же по приезду нашел несколько белых грибов недалеко от домика, который так и назывался "Боровичок" и дальше - чуть остановка - он исчезал в лесу и возвращался с охапкой грибов...
На турбазе мы провели двое суток (высушив прямо в номере палатку, отсыревшую во время ночевки на р. Тигоде). Народ, населявший "Эдем", и питавшийся исключительно собранными грибами, был разношерстен, но в целом тих...ну пошумели немного ночью, но быстро замолкли, услышав мое недовольство. На следующий день посетили Петрозаводск и на "Комете" дошли до Кижей. Билеты на "Комету" в принципе были дефицитом, но мы купили с рук по номиналу у людей, испугавшихся видимо утреннего дождика. Кстати, еще проще сделать это на борту самой "Кометы", по крайней мере, там предлагали оплатить проезд безбилетникам.
Про Кижи написано много, повторяться не буду, все очень красиво. Несколько суетливо выглядели толпы иностранных туристов, которых было немало. Вечером вернулись на турбазу.
Пробег - 1 174 км (8 августа).
Кижи. (фото Д.Еречнева)
Следующий день был посвящен водопаду Кивач (хотя заезжали опять в Петрозаводск). Мы все там были первый раз и были очень довольны увиденным, там же, налюбовавшись водопадами, зашли в музей.
Кивач и я. (фото автора)
Денис с Ксюшей ... и Кивач. (фото Д. Еречнева)
У Дениса возникли накануне проблемы с тормозами, но найти в Петрозаводске вакуумный усилитель достойного качества не удалось... вот оно как оказывается у нас.
На обратном пути заехали в Кондопогу по хозяйственным делам, а оттуда - в одноименную деревню. Эту деревушки мы нашли собственно благодаря местному жителю, показавшему нам дорогу. Там мы увидели потрясающей красоты действующий деревянный храм, величественно стоявший на мысе залива. Вид на фоне драматичных облаков и туч был просто не передать...
Вечером вернулись на турбазу. Имели хорошую сауну.
Пробег - 1 365 км (9 августа). На следующее утро снялись с турбазы и отправились к Белому морю...
Успенская церковь в д. Кондопога. (фото автора)
Часть 4.
Дабы не ездить по одной и той же дороге решили проехать не через Кондопогу, а по старой мурманской трассе (через Марциальные воды), от поворота на которую бензина не оказалось до самого Медвежьегорска, собственно и самих заправок не видели...
В Марциальных водах не остановились по причине приезда до нас большого автобуса с туристами, которые быстро заполонили источник - ничего, оставим для будущего.
Покрытие- похуже, асфальт не такой ровный, но машин на порядок меньше, чем на М18, да и сама дорога гораздо интереснее - и виды живописней и поворотов со спусками-подъемами стало больше. Еще был один гаишник, фиксировавший 40 км/ч в населенном пункте, на что и попался белый экипаж, прокладывавший дорогу.
Просто не могли не остановиться у речки с названием Нива, где и сфотографировались... потом обнаружили еще одну речку (а может и ту же самую) под тем же названием с московской "Нивой" на берегу- веселенько смотрелись они вместе.
Четыре тезки с экипажами. (фото Н. Терского)
В районе Гирваса дороги новая и старая сомкнулись. Ближе к Медвежьегорску стали попадаться живописные скалы, безбожно испещренные современными дикарями словосочетаниями типа "Ося и Киса были здесь"... варварство - поэтому едем дальше... у поворота на Медвежьегорск наконец заправка - ТНК со злой продавщицей, не хотевшей наливать "до полного" и, соответственно, сильно недоливавшей бензин. Цена была не сильно высокой - что-то 7-7,50 (ну не дороже Новгородчины). После Медвежьегорска пейзаж стал перемежаться болотами с довольно жуткими поломанными и хилыми деревцами. Сама дорога стала волнистой, что особенно чувствовалось на Ниве.
Еще на турбазе мы решили не гнать до Белого моря сразу, а найти местечко у какого-нибудь озера и постоять там пару ночек: отдохнуть, пособирать грибы и ягоды, половить рыбу. Наметили для этого Уросозеро, собственно больше намечал наш штатный географ и синоптик Николай, наиболее уверенно водивший среди нас по карте пальцем, отмечая наличие возвышенностей и отсутствия болот. Хотя болота оказывались все равно под боком, куда бы мы не заехали. Свернув налево с трассы, мы стали искать место для стоянки на берегу Уросозера. Впервые мы окунулись в более- менее дикую природу. Был одним словом восторг, часа 2 мы пытались найти съезд к озеру, но вместо этого видимо забрались на саму гору Лидовару, которую хотели объехать. По пути на дороге попадались приличные камни, песчаные карьеры - в общем и целом, блуждая, мы несколько раз видели зеркало озера, но съезда так и не нашли. Решили вернуться к началу и посмотреть один из первых правых поворотов, который поначалу проскочили.
Съезд оказался к озеру, он был слегка заболочен, но в принципе проходим для Нивы, однако берег был маловат для трех палаток, да и болотист. Проехав еще назад, мы, наконец, обнаружили проезд к озеру и выехали к берегу. Что и говорить, тут ощущалось недавнее присутствие человека: имелась постройка из стволов под навес, место для костра, самодельная коптильня и слеги для спуска лодки. Метрах в ста было место получше и почище, но пройти к нему можно было только пешком или повалив несколько деревьев Нивой. Природу стало жалко, и мы решили остаться на этом месте. Дети быстренько собрали кучу грибов. Вокруг простилались поля брусники, черники и голубики.
Грибы.(фото Н. Терского)
Мы разбили лагерь и отметили приезд грибами, ягодами и пригублением алкогольного напитка, кстати, местного карельского разлива очень недурственного качества, а также песнями под гитару в исполнении Николая...
Пробег- 1 585 км (10 августа).
Часть 5.
Весь следующий день (11 августа) прошел на берегу Уросозера. Мы даже на полчасика сходили за грибами, общими усилиями собрали быстренько корзинку подосиновиков и подберезовиков, ну и немного белых. Больше собирать смысла не было, так как дети уже и так насобирали вдоволь...
Вот они грибочки... (фото Н. Терского)
На ночь Денис поставил сеточку - к утру поймались штук пять окушков. В общем, с рыбой там было не ахти, на спиннинг у Дениса тоже успеха не было.
Погода стояла отличная, мы с сыном надули лодку и покатались по озеру, он же попробовал себя на веслах, и могу сказать - года через 3 можно делать из него гребца спокойно, молодец!
Так держать! (фото автора)
Закат на Уросозере. (фото автора)
Поздно вечером к нам пожаловали гости на "восьмерке" и "копейке" с лодкой на прицепе (из местных). Они встали рядышком и спустили лодку, а на мой вопрос, не их ли стоянку мы заняли, сказали, что Карелия большая и на всех места хватит, и еще посмеялись, что вот типа уже пол Москвы сюда приехало. В общем, народ в Карелии доброжелательный...
На утро мы собрались и двинули дальше - на Беломорск! Пока собирали свои вещи, к нам пожаловал местный грибник, он оказался очень приветливым и словоохотливым, и много рассказал нам об особенностях местного ягодо- и грибособирания...
Машин вообще после Медвежьегорска было мало и до самого Беломорска бензина вроде и не было... у поворота на Беломорск цена подскочила до 9 рублей за 92-й бензин, и 10р. За 95-й... У въезда в сам город бензин стоил рублей 7 с гаком за 92-й...в общем чудны дела твои, Господи!
Зная, что на подъезде к Беломорску, рядом с населенным пунктом Выгостров, находятся петроглифы, решили на обратном пути заехать и посетить их. Подъезжая к Беломорску, запомнился населенный пункт Сосновец с просто массовыми народными гуляниями прямо по проезжей части... суббота была, однако... Мне даже надоело предупреждать по рации остальных (я ехал там первым) о пешеходах на дороге...
Беломорск произвел печальное впечатление ... Казалось, вот-вот закончатся пригороды и будет город, но нет - весь город состоит из обшарпанных двух- или трехэтажных домишек типа "барак" с многочисленными магазинчиками типа "сельпо". Город постепенно заканчивался длинной чередой кладбищ, потом пошла какая-то промзона с брошенной техникой и заброшенными каменоломнями, что смотрелось жутковато.
Наконец мы выехали на берег Белого моря! "Программа минимум" путешествия выполнена, я бужу спящего сына, и мы подходим к воде. Море в отлив было чрезвычайно спокойным. Звездочек мы не нашли, зато поймали малька скумбрии в камнях и, показав его детям, отпустили восвояси. Побродили по берегу, все сфотографировались и сфотографировали наши автомобили на фоне моря.
Мои на Белом море. (фото автора)
"Три богатыря" на Белом море. (фото автора)
Место для ночевки решили не искать, поскольку визуально ничего хорошего было не видно, да и впечатление от города не радовало... А на Соловки решили время не выделять из-за его нехватки, поскольку на одну дорогу времени нужно было потратить слишком много, а на сами Соловки и не осталось бы ничего L.
Мы сели по машинам и двинулись из города, еще раз отметив его унылость и заброшенность (настроение соответствовало подсознательно тому что произошло в тот самый момент с "Курском" в соседнем Баренцевом море, но мы и тогда, и чуть позже ничего про это не знали). Времени было мало, погода испортилась, а идея о месте ночевки была смутной, поэтому проезжая мимо Выгострова и не обнаружив никаких указателей к петроглифам, поехали дальше. Доехав по М18 до поворота на Сегежу, мы остановились перекусить в местной закусочной (меню было богатым, но качество не очень), там же на развилке обнаружили наличие уверенного приема NWGSM. Собственно, на этом завершилась первая, асфальтовая часть нашего путешествия, поскольку потом мы нырнули направо, вглубь Карелии, на дорогу, покрытую щебенкой. Мы наметили дальнейший маршрут: Волдозеро - Шалговаара - Паданы - Сельги - Гумарино - Янгозеро - Поросозеро - Суоярви - Сортавала, и стоянки у красивых мест.
Отъехав километров 40 по одометру, поняли, что местность нанесенному на карте не соответствует, и решили ехать по наилучшей дороге, не обращая внимания на многочисленные ответвления в никуда. Такая методика по большей части себя оправдывает в тех местах, где нога человека и колесо автомобиля ступает не слишком часто. В это время нас накрыл дождь, закончившийся живописной радугой. Проехав немного, поняли что уже теряемся в многочисленных развилках.
Дорога в глубь Карелии (фото Д.Еречнева)
Уже вечерело и пора было определяться хотя бы просто с ночлегом. Увидев 412-й ижевский Москвич, двигавшийся навстречу, мы выбежали навстречу наперевес со своими картами. Пожилого водителя с внешностью сельского учителя долго уговаривать не пришлось, он остановился сам и, деловито выключив мотор, приветливо поздоровался. Узнав, что мы, мол, путешественники и заблудились он легко (очевидно уже который раз J ) показал нам на карте, где мы находимся, и объяснил, что в реальности дорога уже сильно спрямлена во многих местах. Затем он показал, где лучше остановиться и мы выбрали "ламбушку" (так он назвал маленькое озеро). Там по его словам рыбы полно и клюет она круглосуточно и независимо от погоды. Мы попрощались с ним (он не сразу завел свой Москвич и только после того как завел, я попрощался с ним и догнал остальных, кстати, наиболее типичным автотранспортом "глубинной" Карелии 412-й "Москвич" ижевского разлива и ветхого года и является, но... были и "копейки" с "Нивами") и выехали на бережок "ламбушки". Там было сыровато, а озеро интуитивно ощущалось рыбным. Мы разбили лагерь и поужинали. Денис поставил сетку на ночь.
Опустилась ночь- седьмой день (12 августа) путешествия подошел к концу.
Пробег за плечами - 1 926 км.
"Ламбушка". (фото автора)
Костер. (фото Н. Терского)
Часть 6.
На утро невод нам принес штук 15 рыб, из них одна щучка. Мы остались довольны и, почистив рыбу, свернули лагерь. Всем очень хотелось найти красивую стоянку на пару ночей, предварительно наметили для этой цели Янгозеро.
Лесная дорога. (фото Д.Еречнева)
По дороге к Янгозеру мы почувствовали, что действительно едем по диким местам, потому что грибы росли прямо на...дороге. Развилки множились, на пути встречались длинные и не сильно глубокие для Нивы лужи, что самое удивительное без подводных сюрпризов в виде камней; хлипкие мостики, которые тоже преодолевались без труда. Наконец, достигнув северной оконечности озера, мы выехали на развилку примерно пяти дорог и решили провести рекогносцировку. Денис с Ксюшей и Коля с Пашей отправились вперед, а я со своей длинной антенной остался на перекрестке на связи. Пассажиры разбрелись по лесу в поиске - нет, искать там было не нужно - отборе наиболее совершенных грибов. Николай достиг северной оконечности озера и обнаружил разрушенный мостик, которым начиналась дорога на запад. Форсировав его и немного проехав вперед, он свернул налево вдоль западного берега Янгозера, где были обнаружены несколько весьма грязных стоянок, что, конечно, не вдохновляло. Денис поехал вдоль восточного берега (дорога иногда шла в 5 метрах от воды) и, в конце концов нашел потрясающее место для стоянки, укрытое от посторонних глаз на высоком берегу, даже мысе озера!
Закат на Янгозере. (фото автора)
Янгозеро. (фото автора)
Место всем понравилось, быстро соорудили лагерь, потом все искупались. День был по карельским меркам жаркий, озеро в этом месте - на редкость мелкое, а вода прохладная. Мы искупали и сына, причем Борику вода показалась теплее чем нам, он так смело ринулся в воду и почти нырнул, его быстро вытащили на берег и вытерли, он расхныкался, но мы ему объяснили, что он не на Черном море). Весь следующий день стояли на озере. Собирали ягоды и грибы, гуляли, ловили рыбу, а потом все это с удовольствием потребляли. Наслаждались уединенностью и природой, красивейшими видами озера и окрестностей. Однако к вечеру погода ухудшилась, планировавшиеся выезды на лодках с целью половить рыбу на удочки и спиннинги отменили...
Пробег- 2052 км (13 августа).
Янгозеро. (фото автора)
Часть 7.
Наутро собрали лагерь под моросящим дождиком и стали выдвигаться к Поросозеру, внутренне скорбя о том, что там начнется нормальный асфальт и таких мест мы уже не увидим. Наивные мы люди! - с асфальтом были трудности до самой границы Карелии, а на пути к Гумарино красный экипаж умудрился прыгнуть с одной горочки (скорость 60-70 км/ч) и слететь с дороги (выбрался самостоятельно).
В общем осмотрительность на такой дороге не мешала, что подтвердилось чуть позднее в случае, происшедшем со мной...
По дороге "к асфальту" мы несколько раз останавливались, чтобы на прощание полюбоваться живописными видами природы и одиноких хуторков.
Доехав до главной дороги мы увидели асфальт, впрочем...метров через 100 он закончился и дальше километров 300, практически до самой Сортавалы, асфальт был только в населенных пунктах. Дорога стала откровенно хуже: смесь старого асфальта, грунтовой накатки, песка, щебня и неплохих бульников плюс бешеные лесовозы навстречу. Все перечисленное усугублялось извилистостью и холмистостью рельефа. Так что рации здесь тоже сильно помогли: выезжая на горку второй и третий экипажи уже знали о встречном транспорте и препятствиях на дороге.
Особенно опасны были песчаные гряды. В одну такую я неосмотрительно и угодил, пытаясь объехать колесом камень. Это был за все время единственный раз, когда мой полноприводный зверь потерял устойчивость, а мои попытки вернуть прямолинейное движение привели только к дальнейшему закручиванию. В результате все закончилось разворотом градусов так на 100 к направлению дороги и зависанием авто на мгновения только на левых колесах. Встречный ПАЗик ехал далеко, он успел затормозить, а Нива подумала-подумала и опустилась на четыре лапы. Мы с Лерой отделались испугом, а сын в это время спал сзади. Не хочется думать, что было бы с ним, если бы машина опрокинулась. В Поросозере оказалась бензоколонк
а якобы с 76 и 92-м бензином, не было только "наливальщицы", отошедшей по своим делам. Так сказали ожидавшие ее местные мотоциклисты. Но нам не больно и надо было, тем более, что они заверили, в Суоярви бензин найдем легко.
Почти до Сортавалы окружающие пейзажи были типично карельскими, только названия с русских изменились на финские. Стала чувствоваться "оккупированная территория". Все населенные пункты, встречавшиеся по пути, представляли собой ветхие деревянные строения, либо жилые либо с преимущественно лесопильной производственной направленностью. Суоярви также ничем примечательным не запомнился (только вот "Карельский бальзам" там купили по 60р. а не дороже 100 как в Петрозаводске и Кижах). Бензин оказался на выезде из города в сторону Петрозаводска по той же типичной карельской цене(7,30-7,50р.). Вообще по дороге стали чаще попадаться свидетельства тяжелых боев времен ВОВ - памятники и обелиски...
Озерная дорога. (фото Д.Еречнева)
"Трясучка" в конце концов "приговорила" ржавый багажник на Колиной "Ниве" к смерти - сначала лопнул один кронштейн, а затем другой. В ремонте пригодились накидные ключи, согнутые и зафиксированные проволокой (и скотчем ;-)), они образовали на редкость прочную конструкцию.
Так, глотая белую пыль, мы и проехали развилку на более короткую дорогу к Сортавале и пришлось ехать вдоль Ладоги недалеко от Питкяранты. Вообще эта пыль была нечто! - я ехал, в основном, вторым, впереди - красная машина, а белая держалась от нас дальше, поскольку подсос холодного воздуха у них не работал и им приходилось ехать с открытыми окнами, а по пыли это не очень приятно. У меня же работало все нормально, и пыль мы ощущали только визуально, что потом и сказалось на воздушном фильтре (как выяснилось уже в Москве по приезду). Однажды мы нос с носом столкнулись с лесовозом, который выскочил на нас с второстепенной дороги на горке, я только успел уйти на обочину, дальше мы ничего не видели, только облако пыли, накрывшее нас. Это был второй случай, когда по спине пробежал холодок.
Все чаще стали появляться УАЗики, их практически не было видно раньше. Я подумал, что это, видимо, из-за близости финской границы и, следовательно, повышенной концентрации войсковых частей с ремонтными базами.
Наконец, доехали мы до развилки Петрозаводск - Санкт-Петербург, развилка была классно заасфальтирована, а чуть после асфальт стал временами пропадать, а иногда просто портиться. Дальше мы ехали по гористой приладожской дороге с красивыми видами на шхеры, которых так и не запечатлели на фото, поскольку время было позднее, а нам еще в Сортавале предстояло найти гостиницу, да и обочин подходящих как назло не было, но поскольку мы рассчитывали проделать обратный путь здесь же, то обязательно бы и остановились, но как оказалось не судьба - обратно мы поехали другой дорогой.
Часть 8.
Приехали в Сортавалу и обнаружили там приличное количество гостиниц, так сказать, в основном, общажного типа. С местами была напряженка, в понравившейся гостинице мест не оказалось, обзвон других тоже не дал абсолютно положительного результата. Наконец решили остановиться на одну ночь в гостинице "Хели", на другую ночь мест не было. Вообще весь гостиничный бизнес Сортавалы направлен на обслуживание неприхотливых финских тур...не то слово...люмпенов (грубовато, но факт), которые приезжают туда за дешевыми женщинами и выпивкой. На парковке перед гостиницей видели разные машины, но финские были дай бог 10 летней давности, в общем далеко не средний класс. Меню и все объявления в баре были написаны только по-фински, так что там мы были инородными телами. Сама гостиница- это 2-й этаж в многоквартирном жилом доме, парковка - просто стояночка для максимум 10 машин.
Менеджер гостиницы любезно помог заказать места на катере на Валаам, поскольку дело это оказалось хитрым и даже ему удалось с трудом. В первой гостинице, где не было мест - "Пиипун Пиха", и которая тоже была под финнов, но нам внешне понравилась, рядом пристань с Кометой и местный сторож на вопрос про Валаам (остров и был основной целью) направил нас туда. Комета была на первый взгляд пуста, но на наш стук оттуда вылезла словоохотливая тетка и объяснила, что Валаам нам улыбнулся: народу на всю Комету не удается собрать и что ходят они раз в неделю. Ждать мы не могли и спросили об альтернативных возможностях, тогда она нас послала на городскую пристань и слегка прошлась по поводу монастырских комет - мол, монахи контрактов нахапали, по 4 раза за день туда-сюда их кометы шныряют на Валаам. На нашу реплику, что вот, мол, хорошо монахи живут, тетка разразилась смехом - мол, а когда они плохо-то жили, и на прощанье предложила взять номер телефона. Коля сострил - кого телефон, монахов?... тетка еще посмеялась- оказалось на ракете был телефон...
Дальше мы разгрузились по максимуму, все затащили в номера, потому что словоохотливый тот же сторож порассказал про местные нравы - кто не при финнах, тот ворует и колется, убить не убьют, а скрадут все. Так что, несмотря на охрану в виде деда мы приняли меры предосторожности. Потом мы поехали и поужинали в ресторане "Ладога". Ничего, пристойно, только пусто было (а ресторан занимал приличную площадь) и достаточно недорого.
Вообще вся территория, прилегающая к Сортавале, произвела на меня даже более удручающее впечатление, чем Беломорск. В Сортавале остатки старого лютеранского центра с обветшавшими стенами соседствовали с неприглядными жилыми домами и заброшенными (?) промышленными территориями.
Несмотря на потрясающий шум в баре гостиницы, куда мы вернулись ночевать, до отказа забитый финнами, в номере было очень тихо, была горячая вода с душем. В ресторане мы решили назавтра съездить на Валаам, вернуться и отправиться на Приозерск и там разбить лагерь. Коля знал там хорошее место. Никто не хотел задерживаться в этом городе.
Пробег - 2 365 км (15 августа).
Часть 9.
Рано утром встали, позавтракали в гостинице, собрали все вещи и отбыли к пристани. Машины оставили на охраняемой стоянке. Ох, сколько было машин из Москвы и области! Даже гордость берет за нас, россиян, тянемся мы к культуре...
Отправились на катер, там нас ждали. Свободных мест, замечу, на катере не было, так что это вам не Кижи. Если бы не менеджер "Хели" (спасибо ему за это!) вряд ли что-нибудь у нас вышло. Проезд стоил 70 р. в один конец, 45 минут на воде, мы сходим на монастырской пристани и у нас есть 2 часа на осмотр. Опять же, как и в случае с Кижами, был я и на Валааме 15 лет назад, но на большом теплоходе и причаливал он в другой бухте. Эта, я так понял, для таких посудин не проходима. Тогда удалось посмотреть и красивые скалистые утесы, и побродить по лесу с экскурсией по разным скитам, сейчас же сравнения не получилось - нам доступен был только монастырь. В нем активно производились реставрационные работы, был даже замечен самосвал с московскими номерами. Экскурсия стоила 50 руб. с человека. Женщин на территорию пускали только в косынках и передниках, которые предлагались безвозмездно при входе.
На Валааме. (фото автора)
Запомнился еще белый горбатый запорожец с лихачом в седле, который с шумом сновал по территории прилегающей к пристани, похоже за недорого предлагая посетить отдаленные уголки этого острова, заметил и островную Ниву, а также несколько УАЗиков. Вообще с нами приплыли люди, которые очевидно разместились в местной гостинице на несколько дней, так что обратно катер был не так заполнен. За те же деньги мы добрались обратно, обедали в той же "Ладоге", где днем народу оказалось больше. Затем поехали за пределы города. Денис и в Сортавале не нашел вакуумника.
Недалеко отъехав от Сортавалы мы догнали стадо коров, их гнали просто по проезжей части, слева был склон, а справа лесистый подъем. Одни коровы вели себя покладисто и шли по своей полосе, но некоторые не чурались и встречной. Пастуха, с матюгами погонявшего их, не больно-то они и слушали. Дальше дорога с переменным успехом из асфальта превращалась в грейдер и обратно.
Дорога Сортавала- Приозерск. (фото Д.Еречнева)
Опять же скоро мы подъехали к КПП, пограничники, которых мы узнали не сразу, по началу заинтересовались нами, но пропустили быстро. Так мы поняли, что въехали в приграничную зону. Опять мы старались ехать по карте , свернули где-то и поехали по грейдеру, в результате опять вынырнули на перекрестке на асфальт. Поворачивая на асфальт, я заметил "Мазду", которая нас еще до поворота на грейдер давненько обогнала, водитель на нас вытаращил глаза, из чего мы сделали вывод, что прилично срезали. Так что и карты иногда полезны. Чаще стали появляться питерские машины с лодками и снаряжением, они ехали в Карелию. На выезде из Карелии нам опять встретился КПП. Началась Ленинградская область и пошли только асфальтовые дороги, прощай природная невинность...
Без приключений доехали до Приозерска, где - о, чудо! - Денис купил, наконец, вакуумник. Потом свернули в поисках стоянки на Ладоге. Некоторое время поплутав по сосновому лесу выехали на берег озера. Места там, скажем прямо, весьма обжиты, но довольно аккуратно вокруг. Ладога была спокойна, и линии горизонта видно не было вовсе...Красотища! - песчаный пляж сразу захватил детей и они с упоением стали носиться по берегу, в лесу грибов особо (после Карелии) не было, но черники было полно. Мы разбили лагерь и провели вечер в нашей дружной компании очень хорошо. Оживление вносили только рыбаки, которые рядом с нами часто уходили и возвращались на своей лодке...
Пробег- 2 527 км (16августа).
Ладога. (фото автора)
Часть 10.
Накануне мы решили ехать до Москвы через Тихвин с остановкой на р. Мологе. Утро было спокойным, Коля успел искупаться и разбудить всех, мы позавтракали и не спеша стали сворачивать лагерь, но не спеша не получилось... Поднялся ветер и пошел сильный дождь, в результате все и все промокли, и появилось настроение долбить до Москвы по ленинградке до победного.
По дороге к Питеру мы остановились в Лосево для покупки пропитания на дорогу и рыболовных снастей для Колиных детей, а также посмотреть на пороги реки Вуокса. Там же я обратил внимание на старенький "Фольксваген Транспортер" с сильно пожилыми финнами на борту. Один (лет за 80 точно по виду) со знанием дела показывал остальным, которые помоложе, окрестности реки. Я сделал вывод, что он родом отсюда. Опять слегка взгрустнулось, потому что представил как бы все это было ухожено в ... финских руках.
Река Вуокса. (фото автора)
Потом мы поплутали в районе питерской объездной дороги, но в конце концов выбрались на М10. Имели остановку в Чудово и обед в придорожном кафе, где Паше в макаронах попалась стальная проволока.
Наконец, нас ждали 500 километров асфальта- назад в цивилизацию..., которые прошли как всегда со свойственными возвращению домой чувствами радости и тоски одновременно.
Пробег - 3 457 км (17 августа).
Дома. (фото автора)
Занавеc.
Автор А. Можаев
2000 год.
|