Обереги и амулеты

Логинов К.К.

Для защиты от негативного влияния духов-хозяев природных стихий и разных несчастий или тривиального невезения народы Карелии, как и во всем мире, использовали обереги и амулеты.

Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти. Главными повседневными оберегами карел, вепсов и русских Карелии в XIX - начале XX века был нательный крест и пояс. Крест на младенца надевался часто еще при родах, чтобы ребенок не умер некрещеным, и душа его не досталась черту. За некрещеного, согласно народным верованиям, не мог заступиться его ангел-хранитель. Следующий свой оберег, по народным поверьям, ребенку давался самой природой, как только у него вырастал первый молочный зуб. До того он считался особо доступным проискам нечистой силы, из-за чего его не принято было оставлять одного ни на минуту. После вырастания первого, оставляя ребенка в зыбке без присмотра, в зыбку клали для оберега комель того веника, которым мать парилась в первой послеродовой бане. Считалось, что он отпугнет домашних духов и другую нечистую силу. Обереговую функцию несла также накидка на зыбку, которую принято было шить из материнской юбки. Под подушкой в зыбке принято было держать для оберега два скрещенных ножа, раскрытые крестом ножницы, рукописную молитву "Святые помощи" (90-й псалом) или "Молитву Честному кресту". От духов, которые, по поверьям, проникали в дом снаружи, дитя оберегали веником для пола, поставленным на ночь на порог. Вместо веника на порог часто клали топор лезвием вверх. Оберегом от сглаза младенцу служили мазки сажи за ухом или на тех частях тела, где его кости образовывали "крест". Пояс первый раз на младенца надевали у печного столба по достижению им года, но если он умирал до этого срока, то в гроб клали подпоясанным. Дети в возрасте от 1 года и до 7 лет (возраста, в который, по народным поверьям, "развязывается ум ребенка") носили на шее, привязанную к крестику ладанку из красного материала с кусочком ладана и лепестком сусального золота внутри. У вепсов, карел и русских в Обонежье заменой христианских символов в ладанке мог служить "версливый" камень (то есть дресва от камня, которым нагревали воду в деревянных бочках и кадушка). В Заонежье иногда ребенок носил в заткнутом наглухо гусином перышке капельку ртути.

С семи лет для оберега от сглаза начинали носить булавку. Такую булавку, застегнутую "как можно ближе к телу", старухи в деревнях Карелии повсеместно носят и в наши дни. Мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет.

На свадьбу жених и невеста брали для оберега от колдовства молитву "Отпуск", которую покупали у колдуна родственника или знакомого. Невесте в подол втыкались иголки с отломанным ушком, жениху такие иголки втыкались в поясную часть брюк. Жених и невеста могли носить с собой для оберега лук и чеснок, ртуть в гусином перышке, жених под пятку в правый сапог клал серебряный рубль или плоский камень. Дополнительным оберегом в день свадьбы ему служил ремень, никогда не одевавшийся на человека. Жениха и невесту колдуны перед поездкой в церковь очень часто опоясывали рыболовной сеткой по голому телу - самым сильным после креста, пояса и ртути оберегом народов Карелии. В северном Обонежье оберег вкладывался и в головной убор жениха, для чего перышки хищной птицы закладывали за подкладку картуза или шапки. Свадебные обереги носились новобрачными в течение 40 дней после свадьбы.

В дороге оберегами путникам из Карелии служили "дорожные" молитвы и апокриф "Сон Пресвятой богородицы", горсть родной земли в матерчатом мешочке или засушенный крот, а родившимся "в рубашке" - высушенная "рубашка". Воины из Карелии в 1-ю Мировую войну для оберега от пуль отсыпали немного родной земли на бруствер окопа. От пуль некоторые воины также носили с собой особые молитвы, которые продавались перехожими каликами или давались им от имени местных колдунов. Охотничьими оберегами у карел и вепсов были медвежьи когти, куски смолы, вытопленной ударом молнии из сосны. Вепсы иногда с обереговой целью перед выходом на охоту рисовали медвежьи жиром косые кресты по плечам на верхней одежде.

Традиция ношения амулетов у народов Карелии была менее развитой, чем ношение оберегов. "Рубашка", в которой иногда рождался ребенок, могла служить не только оберегом, но и амулетом. Ее прихватывали с собой, "на счастье", матери, когда отправлялись за покупками в лавку или на ярмарку. "На счастье" ее мог носить с собой и сам хозяин этой "рубашки". Юноши, для получения удачи в любви, в Карелии имели обычай носить в кармане засушенную траву "царские кудри". Мужчины для этой же цели зашивали в гашник своих портов высушенную летучую мышь. Русские рыбаки и охотники в юго-восточной части Карелии брали с собой на промысел косточку от жертвенного животного с общественной трапезы вместе с огарком от свечи, горевшей в церкви на Великий четверг (последний четверг перед пасхой). Верили, что добыча от их ношения с собой утроится.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования