Экспедиция "Олений Rogue 2006"

Часть 5

Тайны острова Русский Кузов (07.07.06), Олений Rogue2006-путь продолжается

После того, как мы возвратились с о.Большой Соловецкий, вечером в гостинице Володя и Наталья неожиданно сообщили, что хотят немного отдохнуть от активных впечатлений и намерены следующий день посвятить изучению Кеми.
Ну а оставшиеся участники поездки планов не поменяли - ещё бы, ведь нам предстояла высадка на один из самых крупных и загадочных островов архипелага Кузова - Русский Кузов. Изначально речь шла о заброске нас на "Казанках", и мы, с одной стороны терзаемые желанием оказаться на легендарных Кузовах, с другой прекрасно понимали, чем может обернуться часовая поездка в моторке по свежему ветерку. Однако в последний момент звёзды расположились к нашей удаче, и в море мы вышли на том же судне, которое доставило нас накануне на Соловки - "Анне-Марии". Специально для этого линкор, имевший на борту группу туристов на Б.Соловецкий, должен был поменять курс и сделать заход на Кузова.
Первое, что мы обнаружили, взойдя на борт, была большая резиновая лодка. Поскольку на Кузовах, конечно же, не имелось никаких причалов и пристаней, то мы решили, что корабль отдаст якорь невдалеке от острова, а до земли мы доберёмся на лодке. Была надежда, что "резинка" останется с нами - тогда можно было бы сходить и на другие близлежащие острова архипелага. Однако по мере того, как на судно прибывала из города команда, каждый моряк задавал остальным один и тот же вопрос: "что это за лодка?". Выяснилось, что никто - включая капитана - не знает, откуда она взялась (да ещё в надутом состоянии) и зачем нужна. В итоге лодку поставили на ребро, так, чтобы она не мешала открыть вентиляционный люк в машину, и забыли о её существовании.
Не успели мы отойти от причала и выйти в открытое море, сразу с обеих бортов увидели крупных морских животных, появляющихся и исчезающих в волнах. Это были белухи, популяция которых в Белом море насчитывает в настоящее время около 800 особей. К сожалению, сфотографировать их мы не успели, поскольку белухи находились довольно далеко и, кроме того, не склонны были позировать перед объективами, полностью погрузившись в охоту за рыбой.
Как я уже говорил, "Анна-Мария" переправляла на Соловки группу туристов. Одна из женщин (с её слов - руководитель группы) поинтересовалась, кто мы, откуда и куда держим путь. Я вкратце объяснил наши обстоятельства. После этого она задала несколько вопросов по достопримечательностям Карелии и Соловецких островов, и рассказала, что их группа прибыла поездом из Москвы, и в три часа утра на вокзале их никто не встретил, и потом какой-то случайно пойманный автобус привёз их не в ту гостиницу, и сейчас они пребывают в полуразобранном состоянии. Особенно этот комментарий подходил к одному молодому человеку из числа путешественников, на лице которого хорошо читались следы весело проведённого в поезде времени, а в руке была открытая бутылка с пивом. Тем временем крейсер вошёл в архипелаг и лавировал между островами. Невдолге прямо по курсу выросла скальная громада Русского Кузова, всё побережье которого со стороны глубокой воды было завалено титаническими каменными глыбами. Однако вместо того, чтобы застопорить машину, капитан продолжал вести "Анну-Марию" под прямым углом к берегу.

Имеющийся в рубке эхолот помогал штурвальному избегать опасной близости с донными валунами, и в результате через некоторое время нос фрегата в буквальном смысле слова навис над огромным булыжником, лежащим на берегу. После этого машину застопорили, а нам дали команду "бегом на высадку", поскольку судно не было заякорено и могло сдвинуться на камни. Мы похватали свою поклажу и начали протискиваться сквозь туристов на нос. А они, охваченные любопытством, тоже стали перемещаться в носовую часть корабля, по пути спрашивая друг у друга "куда это мы приплыли" и "неужели это и есть Соловки". Вдруг я почувствовал, что меня кто-то держит за рукав. Обернувшись, я увидел давешнего страдальца с пивом, который неожиданно трезвым голосом спросил:
- Это правда, что вы будете тут искать снежного человека?
Я чуть не выронил кофр с фотокамерой из рук.
- Нет, ты мне скажи - правда или нет? - продолжал допытываться турист.
- Правда, - с трудом сохраняя серьёзное выражение лица, ответил я. - Разве мы похожи на идиотов, чтоб высаживаться на голые камни без всякой цели?
- Не похожи, - согласился мой собеседник. - Значит, всё-таки правда... Молодцы.
Дальше мне некогда было продолжать диалог и я, извинившись, освободил рукав и пробежал на нос. Ребята были уже внизу, я подал им гермик со снаряжением и фотокамеру, а затем слез с двухметровой высоты корабельного носа на камень.

Тут к леерам протиснулся тот самый парень с пивом и задал ещё один вопрос: "а оружие у вас есть?" - но старший матрос начал прогонять всех туристов с носа корабля, поскольку "Анна-Мария" получила дифферент и могла удариться о камни. Зеваки разошлись, заработал двигатель и судно задним ходом отошло от берега, развернулось и взяло курс на Соловки.
В нашем распоряжении было около пяти часов, после чего линкор должен был снять нас с острова. На всякий случай капитан дал мне номер своего мобильного, а я ему - свой (на Русском Кузове, как ни парадоксально, работал Мегафон). Но всё равно - когда "Анна-Мария" скрылась за соседним островом, в груди возникло странное чувство: так, наверное, ощущал себя Робинзон, когда понял, что приютивший его клочок суши необитаем и окружён со всех сторон водой.

Теперь, пожалуй, стоит сказать несколько слов о самом острове.
Русский Кузов поднимается над морем на 123 м (по некоторым данным - 150м) - это самая высшая точка акватории и побережья Южного Беломорья. В плане он имееет форму неправильного треугольника размером 3х2.5 км. Высота других более мелких островов архипелага Кузова колеблется от 15 до 63 м. Скальные купола Кузовов являются частью позднеархейской интрузии гранитов - магматического тела, застывшего в складчатой толще беломорских гнейсов около 2,7 млрд. лет назад. Последний ледниковый покров отступил с территории Кузовов примерно 11600 лет назад - с этого времени образовался архипелаг, окруженный водами приледникового бассейна. И лишь около 2800 лет назад архипелаг приобрёл очертания, близкие к современным.
Всего в архипелаге насчитывается 16 необитаемых островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова.

Кстати, название архипелага, по одной из версий, происходит от карельского "кууси" - ель, а отнюдь не от наименования плетёного короба.
Свою известность Кузова получили после того, как на трёх островах археологами были открыты древнесаамские стоянки, лабиринты, культовые комплексы, а также одиночные священные камни лопарей - сейды. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Саамы (лопари) появились в Беломорье 2-2,5 тысячи лет назад, мигрируя с юга (в настоящее время представители этого этноса компактно проживают на Кольском полуострове и в Финляндии). Известно, что культ камня сохранился у саамов и поныне - во всяком случае, для совершения обрядов кольские саамы специально приезжают к сейдам гор Кивакка и Нуорунен (Паанаярви) и на священное озеро Сейдъявр, затерянное в хребтах Ловозёрских тундр.

Теперь, наверное, становится понятно, зачем мы пришли на Русский Кузов. Очень хотелось осмотреть памятники и, по возможности, набрать материал для сравнительного исследования - ведь точных данных по "правилам" и канонам создания сейдов до сих пор не существует. Считается лишь, что сейды делятся на естественные (причудливые сложения камней, образовавшиеся в результате ледниковой или тектонической деятельности, а также вымывания и ветривания почв, иногда имеющие зооморфную, реже - антропоморфную, форму) и искусственные, созданные рукотворно.
Впрочем, у нас ещё будет время порассуждать о классификации каменных построек - пока же вернёмся на остров.
Итак, после высадки мы пристроили своё имущество в расселине за большим камнем и начали подъём к вершине. Кое-где приходилось ступать по голому камню, но всё же в большинстве случаев нога погружалась в мягкий ковёр из мха, выстилающего склон. Крутизна подъема также не была одинаковой - и особо трудные места приходилось обходить по горизонтали. Восхождение далось мне непросто - где-то на уровне 40 метров наступил момент, когда я не смог заставить себя подниматься дальше. Ребята, стремившиеся к вершине, были уже далеко, а я завис на своём горизонте, высматривая менее крутые участки и не находя их. В конце концов, чтобы не терять хотя бы достигнутой возможности, я решил пройтись по скале на уровне покорённой высотной отметки, пофотографировать открывающиеся виды на море и другие острова архипелага, а заодно поискать другие пути к вершине.
Я стал огибать гору с запада, то немного спускаясь, то вновь поднимаясь до крутых участков. В результате я увидел, что север-западный склон горы относительно полого спускается к морю и, кроме того, порос редколесьем. В надежде на перспективу всё-таки достигнуть вершины, я ускорил движение и вскоре достиг границы деревьев. Увы - невысокие ели проросли в русле каменной реки, где смог удержаться достаточный слой почвы, а вокруг котловины, по которой сходил обвал, высились всё те же крутые скалы.

Осторожно перейдя каменную реку, я вышел на плато, которое широкими ступенями постепенно поднималось вверх. И тут увидел первый сейд - камень вполовину моего роста, сверху которого был помещён другой булыжник, поменьше. Метрах в трёх от первого находился и второй сейд аналогичной конструкции, но уже с двумя "навершиями". Преодолевая высокие ступени уступов, я поднялся метров на семь, внимательно оглядывая окрестности - крупные камни изредка попадались в поле зрения, но сейдов более не было видно. Впрочем, и русло каменной реки, как возможного источника "деталей" для возведения сейда, тоже отдалилось в сторону и вниз. Примитивная конструкция ("маленький камень на большом") и явный "рационализм" в выборе места постройки (недалеко от "источника" мелких камней) навели меня на мысль, что увиденные сейды - не что иное, как попытки посетителей Русского Кузова приобщиться к культуре саамов (точнее, к внешнему её проявлению). Желая выяснить, как обстоят дела у ребят, а заодно рассказать о своих находках, я набрал номер Евгения.

"Мы на вершине! - услышал я в трубке. - И здесь... каменные пирамиды! Везде!". Я чуть не завыл от безысходности. Оставив попытки взобраться на вершину с северо-запада, я спустился вдоль русла каменной реки к морю, почти до уреза воды. Тут я увидел оборудованную стоянку - кострище в кольце из валунов и даже подобие лавки, сделанное из невесть откуда взявшегося стёсанного бревна. Впрочем, невдалеке лежали ещё несколько сухих окоренных брёвен, посеревших от времени. Решив перекурить с комфортом, присел на лавочку. Ветерок с моря приятно обдувал лицо, и немного компенсировал воздействие лучей солнца, бьющих прямо в макушку с безоблачного неба. Укрыться на Русском Кузове в тени в полдень оказалось делом практически невозможным, если твой рост превышает пятьдесят сантиметров. Поэтому оставалось только терпеть.
Вдруг я услышал шум лодочного мотора, а затем - ещё одного. Две "казанки" скользили в проливе между соседними островами сначала в кильватере, а затем одна начала обходить Русский Кузов, а вторая причалила к острову напротив. Я видел, как из лодки на берег вышло трое громко разговаривающих (на воде звук разносится хорошо) людей, один из которых выражал намерение "пойти погулять", а двое других, как мне показалось, удерживали его от этого предприятия. Тем не менее, вскоре вся троица скрылась меж камней. А ещё через некоторое время раздался звук ружейного выстрела. Памятуя о том, что кемские и соловецкие жители частенько приходят на Кузова порыбачить и поохотиться (я сам видел в пролеске высохший помёт какого-то некрупного зверя), я решил не привлекать ненужного внимания и, по возможности скрываясь за большими камнями, стал продвигаться к нашим вещам. Одновременно вызвонил ребят и сообщил им о рыбаках-охотниках. Но они уже и сами увидели лодки с вершины и услышали выстрел, и пообещали, что начинают спускаться вниз. Проверив вещи, я пошёл им навстречу тем же маршрутом, каким мы начали восхождение. Лазая по камням, поймал себя на мысли, что подъём даётся мне уже гораздо легче, чем в первый раз - видимо, полуторачасовая "тренировка" сделала своё дело. Тем не менее, звук лодочных моторов не располагал к тому, чтобы бросить вещи без присмотра, и далеко от точки высадки я отходить не стал. Вскоре спустились и ребята. Я позвонил капитану "Анны-Марии" и спросил, всё ли остаётся в силе относительно времени выхода судна с Соловков и, соответственно, снятия нас с острова. Он ответил, что линкор задержится минут на двадцать, и что об его отходе нам будет сообщено. Таким образом, в нашем распоряжении имелось не менее полутора часов. Мы обменялись впечатлениями, устроившись на моховой подстилке и откупорив пиво. Антон и Евгений рассказали об увиденном по пути к вершине и о многочисленных сейдах и прочих каменных конструкциях, находящихся наверху. А я поведал им о каменной реке, рукотворных сейдах, уступчатом плато, стоянке с лавочкой и трёх гигантских естественных зооморфных сейдах, которые находились прямо на берегу на протяжении полукилометрового участка, и каждый из них мог (да и все они вместе могли) служить поводом для избрания Русского Кузова в качестве ритуального места.


Сейд "Утка" (длина 8м) Сейд "Щука" (длина 20м)

Евгений и Антон стали советовать мне всё-таки подняться наверх (Антон даже вызвался сходить на вершину во второй раз). Немного отдохнув, я приободрился и решил всё же взобраться к сейдам - ведь иначе было бы очень обидно уходить с Кузовов.
Теперь подъём оказался не столь уж сложным делом - мне оставалось удивляться, отчего я не преодолел склон сразу. Минут за 25 мы достигли вершины, по пути осмотрев любопытный камень, напоминающий распростёршую крылья гигантскую птицу. "Клюв" её хранил следы то ли грубой оббивки, то ли сколов.

И вот, наконец, вершина - каменистая плоскость размером примерно 1х1,5 км с чашеобразным углублением посредине. И... сейды. Насколько хватало взгляда - повсюду стояли сейды, разных размеров, форм и конструкций. Не хватило бы и дня, чтобы осмотреть и описать их все. К сожалению, большинство каменных пирамид имело выраженные признаки "подделки" - во-первых, из-за простоты конструкции ("маленький на большом"), а во-вторых, вследствие видимых следов вывороченных неподалёку из почвы камней, причём размер лунки часто совпадал с калибром верхнего камня.
Несколько раз попадались и ребусы посерьёзнее: скажем, довольно крупный камень (примерно 80 - 100 см) опирался на более мелкие. Однако в большинстве случаев "мелочь" была как бы подложена под валун с одной стороны (как если бы его предварительно отжали ломом). И лишь совсем редкие сейды могли похвастаться "потусторонним" происхождением, повторяя "классическую" конструкцию известной "Черепахи".
Обращали на себя внимание и каменные кучи, и похожее на капонир углубление в земле с валунным кольцом и следами кострища (что могло быть следствием естественного желания защитить от ветра огонь - причём не обязательно возникшего у древних саамских колдунов).
Монахи окрестных монастырей считают подобные языческие памятники проклятыми и наполненными чертовщиной. Поэтому возле них устанавливают православные кресты (достаточно вспомнить фигуру Беса на Бесовом Носу, поверх которой священниками Муромского монастыря был выбит православный крест). Стоял такой и на вершине Русского Кузова, но мы застали лишь его обломок, торчащий из пирамидальной кучи камней. Почему-то я вспомнил аналогичную историю, связанную с Киваккой, на вершине которой тоже стоял сработанный из толстого бруса православный крест, который ставили несколько раз и несколько раз его валило и ломало ветром, и это несмотря на его толщину и мощную насыпь основания. Местные жители говорили, что гора не принимает крест.
Не имея возможности рассмотреть каждый сейд в подробностях, я просто ходил и фотографировал их. Возможно, позже по фотографиям можно будет увидеть и что-то ускользнувшее от внимания здесь, на вершине Русского Кузова.

остальные фотографии

А ещё я заснял чудесный вид, открывающийся с вершины на окружающие острова и море. Кстати говоря, и Кемь, и Соловецкие острова просматриваются с верхней точки Русского Кузова прекрасно - если, конечно, тому не мешает облачность.


На среднем плане хорошо заметен фрагмент кольцевого выступа в камне.

Спуск к подножию занял минут десять - мы сами удивились такой сноровке, достигнутой всего-то за полдня упражнений. Но, как бы то ни было, вскоре нам нужно уходить с с острова - ведь ещё стоя на вершине, я принял звонок от капитана "Анны-Марии" с информацией о том, что корабль вышел с Соловков и направляется к нам.
В ожидании судна мы подошли к самой воде. Дно под прозрачной поверхностью гостеприимно круглилось каменными боками - однако желающих рисковать не нашлось, поскольку в любой момент нога могла соскользнуть с мокрого камня в глубокую расселину.
Примерно спустя полчаса ожидания, из-за соседнего острова показался силуэт корабля. "Анна-Мария" подошла к камням тем же способом, что и при нашей высадке - перпендикулярно береговой линии, навесив нос над подходящим столообразным валуном.

Мы взобрались на борт и, прощаясь с Русским Кузовом, тут же решили, что на следующий год снова придём на архипелаг, чтобы поисследовать другие острова.
Через полтора часа хода "Анна-Мария" ошвартовалась в Кеми, где на причале нас уже ждали Владимир и Наташа.

Анализируя увиденное на вершине Русского Кузова и сопоставляя впечатления от других поездок, а также информацию из доступных тематических источников, мы можем сказать следующее. Нет оснований сомневаться в том, что на Кузовах действительно сохранились локализации культовых сооружений протосаамской традиции. Однако верно и другое: "плато cейдов" архипелага Кузова дошло до наших дней в сильно искаженном виде. Ведь эти острова во все времена посещались людьми. В XI веке на эти берега проникли новгородцы. С XV века на Кузовах стали высаживаться монахи, основавшие Соловецкий монастырь. У поморов эти острова считались местами традиционного промысла морского зверя. Геодезисты, моряки, военные, туристы, рыбаки, охотники - да мало ли кто за последние годы побывал на Кузовах. Нет сомнений, что кто-то из них, обнаруживая каменные фигуры, разрушал их или создавал рядом новые. Часто - бездумно, подражая лишь примитивной, наиболее легко воспроизводимой конструкции. Иногда - со знанием дела (к примеру, начитавшись литературы и вооружившись простейшими инструментами). Но в любом случае, три составляющих - время, стихии и человек сумели скрыть тайну сейдов Русского Кузова гораздо лучше, чем этого, может быть, хотелось их изначальным создателям.
Остались незыблемы лишь мегалитические памятники, на видоизменение или разрушение которых потребовалось бы слишком много сил. Мы насчитали четыре возможных подобных объекта. Сколько их есть на самом деле - пять, десять или ни одного - об этом, наверное, сегодня точно не скажет никто.

Мы находились в гостинице, когда раздался телефонный звонок из Москвы, сокративший число участников нашей поездки - у Антона расхворались близкие, и ему нужно было срочно возвратиться домой. Это было особенно жалко - поскольку на следующий день наша автоколонна должна была покинуть Кемь и направиться дальше на Север - к тундрам Кольского полуострова, в саамскую столицу Ловозеро.
Но об этом этапе маршрута, конечно же, следует рассказать отдельно.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования