Но, как бы то ни было, в четверг 31 августа прямо с работы я стартовал в путь, имея целью к концу дня догнать резвую «Оку» Константина
Phone, уже колесившую с раннего утра по просторам Ярославской области.
Стремясь совершить невозможное, я, видимо, слегка переусердствовал - и в результате примерно с полчаса поджидал Костю на заправке в Грязовце. Объединившись, мы доехали до Ферапонтова, где и состоялся первый ночлег в этом путешествии. В гостинице было достаточно стыло, бельё на моей кровати оказалось сырым - и немудрено, что утром я уже сотрясал пасторальную тишину маленького посёлка трубным сморканием. До отъезда я успел побродить с фотокамерой вокруг монастыря и сделать несколько снимков.
Перегон второго дня ничем примечательным не запомнился - всю дорогу моросил мелкий северный дождь, временами усиливаясь до ливня, а иногда давая несколько минут передышки. Наступали выходные, поэтому соваться в забитую «осоловевшими» туристами Кемь мы не стали, а путь в Беломорск посчитали невыгодным из-за удалённости города от трассы. Ехать ещё дальше в Лоухи пришлось бы в темноте, но делать это в дождь не хотелось вдвойне - таким образом, методом исключения был выбран пункт второй ночёвки - славный город Сегежа. Перекантовавшись до рассвета, на третьи сутки пути мы, наконец, свернули на дорогу Лоухи - Пяозерский, которую преодолели с несколькими остановками примерно за полтора часа.
Вот и Пяозерский - он гостеприимно встречает пограничным кордоном, пока ещё пустующим, но с января заступающим на неусыпную вахту.
Первым делом едем на заправку, однако по случаю выходных она не работает. Что ж, ничего не поделаешь - с имеющимся запасом горючего направляемся в визит-центр национального парка.
Возле визит-центра пришлось потерять еще примерно полчаса в ожидании администратора (в выходные в здании находится только сторож, который вызывает дежурного администратора по телефону). Оформление путёвки заняло ещё минут сорок, но в итоге все формальности были улажены, и мы выехали к парку. Кстати, на наши сетования по поводу неработающей заправки было отвечено, что достаточно оставить канистру и деньги - а бензин нам привезут прямо к домику. У меня дополнительной ёмкости не было, а Костя оставил свою канистру, которую действительно получил в понедельник заполненной. Позднее, разговорившись на кордоне парка с дежурным, мы узнали, что качество бензина на поселковой АЗС далеко от стабильного, поэтому заправляться там рекомендуется только в случае крайней необходимости.
Выехав от визит-центра, мы практически сразу сделали остановку возле небольшого водопадика, что находится на границе посёлка.
Ну а потом были 59 км до кордона - дорога, за состояние которой (как было объявлено нам в визит-центре) «администрация парка ответственности не несёт». К слову, ответственность парка также не распространялась на состояние здоровья посетителей - за это должен был отвечать один из визитёров, подписывающий договор.
Размышляя о размерах ежедневной профилактической дозы, которая смогла бы оградить меня от нарушения договора и обеспечить нерушимость костиного здравия, я рулил по убитой дороге, время от времени контролируя в зеркальце мятущийся силуэт бравой «Оки». По сторонам открывались волшебные виды - гигантские пики елей устремляли ввысь свои вершины, дорога причудливо петляла среди леса, беспрестанно меняя уклон. Сомнений не было - мы приближались к границам царства старухи Лоухи, полноправной властительницы этих мест, которая уж точно не позволила бы кому-то распоряжаться на своей территории, и уж тем более нести ответственность за состояние дорог на ней.
Нуорунен мы увидели издалека - громадная гора-тунтури постепенно вырастала до своего истинного масштаба, вселяя почтение и пиетет. В визит-центре нас огорчили сразу двумя вестями, связанными с этой горой: во-первых, выяснилось, что инструктора для сопровождения нам не выделят, а во-вторых, мы узнали, что визит на Нуорунен в течение одного дня затруднителен, поскольку включает 22 км пешего перехода по заболоченной местности в одну сторону плюс подъём и спуск. Парковая тропа на Нуорунен ещё не обустроена до конца (поэтому-то и нужен инструктор) - а осенью скорость продвижения по этому маршруту может быть серьезно снижена. Мне показалось странным, что всю эту информацию не изложили на стадии предварительных телефонных переговоров, а преподнесли в качестве сюрприза в визит-центре, когда поездка была уже полностью спланирована, и количество дней пребывания в парке изменению не подлежало. Зато появился повод вернуться в Паанаярви - на сей раз, имея в запасе несколько резервных дней для знакомства с горой.
На этой оптимистической ноте я закончил свои размышления - и сделал это вовремя, поскольку перед капотом возник шлагбаум паркового кордона.
Путь от посёлка до границы парка мы преодолели за час с небольшим - теперь нам оставалось проехать ещё семнадцать километров до моста через Олангу, где и находилась избушка, на ближайшие четверо суток ставшая нашим домом.