Третий день нашего пребывания в Паанаярви решено было посвятить водным процедурам, а точнее - перемещению на моторке к двум водопадам Мянтюкоски и Селькякоски, расположенным примерно в 22 км от места впадения Оланги в озеро, давшее название национальному парку.
Поднявшись рано утром, мы отправились к домику инспектора у моста, чтобы узнать о своих дальнейших тактических планах. Однако домик оказался запертым, а из живых существ наличествовала только беспрестанно орущая кошка, впрочем, сытая. Памятуя о том, что нормальные герои всегда идут в обход, мы поехали к кордону за справками. Там немало удивились нашей легкости на подъем, объяснив, что ехать нам нужно было по левой отворотке центрального перекрёстка, к лодочной станции. С оказией забрали только что доставленный из Пяозерского бензин, заправили Оку и двинулись в обратную сторону. Костя признался, что грейдер от кордона до перекрёстка с каждым новым проездом «становится всё лучше», однако я упросил его ехать осторожно, поскольку с пассажирского сиденья Оки действительность воспринималась, мягко говоря, диалектически. Однако самое главное испытание ждало меня впереди. Ситуативность бытия и бренность человеческого пути наиболее остро предстали на каменистых подъемах и спусках, равномерно чередовавшихся по пути от перекрёстка к лодочной станции, когда Ока, напрягая свои 32 лошадиные силы, карабкалась по булыжникам круто вверх, чтобы потом невесомым перышком отдаться власти земного притяжения в практически свободном полёте под гору. Особенности конструкции автомобильчика заставляли переживать дорогу настолько остро, как если бы я проделывал этот путь на собственном седалище, подталкиваемый вперёд неведомой силой. Вылез я из машины на деревянных ногах и с плохо соображающей головой, но мелкий дождик быстро охладил пылающий разум, как выяснилось - подготовив его для новых потрясений.
Дело в том, что ни Костя, ни я не имели достаточного опыта самостоятельного управления моторной лодкой, и поэтому в визит-центре нам пообещали сопровождение инструктора. Однако сам инструктор лодочной станции, услышав о нашем намерении ангажировать его в качестве капитана-механика, пришёл в искреннее недоумение. Пока Костя бегал в Оку за забытыми удочками, инструктор повёл меня к лодке и объяснил, как управляться с мотором. Я робко поинтересовался, не входит ли в противоречие с пунктом о собственной ответственности посетителей парка за своё здоровье управление моторкой без прав и навыков, на что инструктор изрёк философскую фразу о том, что всё в этой жизни когда-нибудь приходится делать в первый раз. Тут пришёл Костя, инструктор стал отвязывать фал, готовясь оттолкнуть лодку от берега, и я понял, что настала пора задать главный вопрос - обозначен ли судовой ход. Инструктор с секунду подумал, а потом ответил, что бензина в баке 12 литров, и этого хватит с большим запасом, даже если мы решим прогуляться в Финляндию и обратно. Комментарии, как говорится, излишни. Вручив себя и Костю судьбе, я вырулил от причала и повёл лодку в озеро. Как на зло, стоило нам только выйти из протоки, как небо нахмурилось и полил дождь. В таком режиме мы прошли все двадцать километров до Рускеакаллио - Красных Скал, после чего дождик, наконец, унялся.
Оставшиеся пару километров до места впадения ручья Мянтюйоки в озеро мы проделали практически в идеальных условиях - разве что небо было затянуто облаками, и поэтому краски осени играли не столь сочно. Обогнув небольшой мыс, завели лодку в бухточку и «привязали» к камням. Отыскать тропу к водопаду оказалось несложно, поскольку место это весьма активно посещается, и натоптанных дорожек имеется превеликое множество. В плане антропогенного фактора в тот день нам повезло - мы были совершенно одни. Поднявшись по небольшому уклону, вскоре достигли водопада Мянтюкоски. На меня он произвёл очень сильное впечатление - прежде всего своей живописностью, изяществом и... неожиданной «фотогеничностью».
Когда, наконец, мы спустились к лодке, то обнаружили перемены в атмосферных процессах. Задул довольно сильный ветер, погнав встречную волну - пока лодка находилась в бухте, неудобств не чувствовалось, но стоило выйти в открытую воду, как пришлось срочно вспоминать приёмы лавирования. Подведя лодку к противоположному берегу, мы пошли вдоль него, пытаясь обнаружить другой ручей - Селькяйоки, на котором и находился водопад, который иногда называют Мюллекоски (Мельничный), а правильное его название имеет тот же корень, что и имя ручья, дающего ему жизнь.
Найдя, наконец, нужное место, пришвартовали лодку и, прыгая по камням, отправились на поиски водопада.
Долго искать не пришлось - Селькякоски находится буквально в ста метрах от берега, но гораздо сложнее оказалось найти хорошие точки для фотосъемки, поскольку берега ручья сильно заросли кустарником и деревьями, а прибрежные камни очень скользки. Два мельничных жернова и остатки деревянного сруба недвусмысленно поведали новейшую историю водопада...
Бася в своём отчёте упоминала, что у Мюллекоски до сих пор живёт душа мельника - спорить не буду, но эманаций тонких энергий в этом месте я не почувствовал... впрочем, дух мельника просто мог отлететь по своим делам или, ощутив нашу творческую юродивость, успокоился и не нашёл достаточного повода вмешаться в ситуацию.
Пока мы осматривали водопад, ветер прогнал тучи, и над озером раскинулось синее небо, мгновенно отразившееся в северной воде и окрасившее её в тот самый глубокий и незабываемый цвет.
На обратном пути мы причалили к небольшой песчаной косе, где обнаружили следы непонятного происхождения. Костя побросал спиннинг, но рыбацкая удача не сопутствовала ему в тот день, и к лодочной станции мы не привезли никакой животной добычи - лишь впечатления и фотоснимки.
Обратный путь к избушке был недолгим - и вот уже трещат дрова в печке, гудит огонь горелки, нагревая чайник, и вечерняя беседа неспешно льётся над столом. Поглядев на вечереющее небо, я решил пойти поснимать закат - Костя тут же посоветовал отправиться к мосту и начал собираться следом. Но закат был очень коротким - дойдя до моста, я поймал лишь пару мгновений вечерней зари, после чего над Олангой сгустились предвечерние сумерки.
Тут со стороны кордона к перекрёстку подъехал УАЗ-Патриот с карельскими номерами и свернул в сторону нашей избушки. Это прибыли соседи, занявшие домик-близнец. Аркадий и Марина оказались из Петрозаводска, и мы быстро нашли общий язык в разговорах о путешествиях по Карелии (как потом выяснилось, они встречали этим летом нашего товарища Евгения (
GEM), так что, Женя, если ты читаешь эти строки, то напрягись и вспомни, где в столице РК ты общался с патриотоводами).
Укладываясь спать, договорились, что завтрашние планы целиком будут зависеть от погоды: в случае ясного неба мы пойдём на Кивакку, а если случится дождь, то снова возьмём лодку и отправимся рыбачить.
Постскриптум.
Около нашего домика в траве на берегу Ципринги мы обнаружили любопытный сейд.....