Псковская грамота

Часть 4




4. Сето


В истории земель современного Печорского района (да и Причудья вообще) многое связано с народом сето. Что бы там ни говорили путеводители, а корни сето гораздо ближе к эстонским этносам, нежели к славянским и русским, хотя взаимопроникновение культур тяжело отрицать даже самому ортодоксальному стороннику сетуской идентичности.
Узнал о существовании сето я совершенно случайно - в каком-то проходном справочнике был упомянут музей этой народности, находящийся недалеко от Печор, впрочем, точных координат в книжке не приводилось.
Несколько лет подряд, приезжая в Псков, ставил себе в планы добраться до музея и познакомиться с сето, но всё не складывалось, мешало то одно, то другое.



А в прошлом году, возвращаясь из четвёртой «Беломорской были», сделал крюк и доехал-таки до нужного места (дорогу подсказали в конторе Изборского музея, и оказалась она достаточно простой). К сожалению, приехал поздно - никого из смотрителей усадьбы на месте не встретил, поэтому пришлось ограничиться самостоятельным осмотром строений и тех экспонатов, что были выставлены за стены*.



А нынешним летом решил наверстать упущенное и вновь посетил музей в надежде, что кто-нибудь из смотрителей будет на территории. Так и вышло.
Не стану даже пытаться пересказывать то, что услышал в гостях у хозяйки усадьбы (назвать это экскурсией нельзя - поскольку никаких методических барьеров между посетителями и гидом в данном случае не существовало; а вот представьте, что вы постучались в дом к радушным людям, и они приняли вас как будто хороших и давних знакомых - вот это и будет та самая атмосфера, которая окружила нас в усадьбе), а просто попробую дополнить «Заметки» новыми картинками - на сей раз из интерьеров экспозиции - с краткими подписями по существу.



Это льномялка - на досках круга волокна льна превращались в мягкую кудель.



А это ручная мельница, лопата, сундук и два короба для различных надобностей.




Серпы. Надо сказать, что культура молота также была хорошо известна сето.






Маслобойки.




Туеса и короба.






Идол Пеко (верховного бога плодородия и достатка - языческого, разумеется. Сето сохранили языческие культы даже после принятия православия -до наших дней. И одно не мешает в их понимании другому)



Ещё одна ручная мельница - чуть большей производительности, чем предыдущая




Доска стиральная и бочка




Соха




Печь




Девичья (и женская) половина




Предметы рукоделия






Ткацкий станок




Кинкеле и волшебный горшок




Тканые изделия

К сожалению, очень многие представители сето в 90е годы выехали в Эстонию; в Печорском районе в ходе последней переписи только двести пятьдесят человек идентифицировали себя как сето. На территории Эстонии существует несколько десятков памятных мест (объектов туристического интереса), связанных с этим этносом, у нас же таковых осталось менее десяти.
Как бы то ни было, сето - очень открытые люди, радушные хозяева, которые всегда рады гостям.
Если, конечно, гости явились с добрыми намерениями.
Признаюсь честно - теперь у меня и моих спутников в этой поездке таких намерений прибавилось многократно.
А как ещё может быть, если вы неожиданно обрели новых друзей.



---------------------------------------
*Об этом написано в рассказе «Заметки на полях» (посетители клубного раздела наверняка с ним знакомы).

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования