ОКА на Русском СевереЧасть 5
copyright © Константин из Пушкино (aka Phone)
Часть 5.
Ладога.
Мысль поехать посмотреть одним глазком Ладожское озеро родилась в Вельске. Вообще-то, повидать Ладогу мы планировали, но не в этом году. Однако из-за печального состояния дел с рыбалкой и лесом в Вельске, мы сократили на три дня срок пребывания там. Эти дни надо было чем-то заполнить.
В карельской части поездки изначально планировались Кивач, Гирвас и что-нибудь еще, на что хватит времени. Мы поглядели на карту и были очарованы названиями: Суоярви, Питкяранта, Ууксу, Салми. Было решено посмотреть, что же это такое - западная Карелия и Ладога. Узнали у местных жителей, что дорога через Суоярви на Питкяранту, хоть и лучшего качества, но более скучна. А интереснее дорога на Сортавалу, которая начинается в деревне Пряжа, что стоит на М18. Да и путь там будет короче километров на сто.
Если посмотреть в автоатлас, то можно увидеть круг дорог: Петрозаводск - Суоярви - Питкяранта - Салми - Видлица - Олонец - (М18) - Пряжа - Петрозаводск. А выбранная нами дорога идет хордой от Пряжи на Сортавалу, пересекая дорогу Суоярви - Питкяранта.
Померив "лаптем по карте", насчитали немногим более четырехсот километров и решили, что десяти-двенадцати часов на поездку хватит. Выехали в 4:05 (33832 км на одометре). В Пряже у поворота на Сортавалу были в 4:40 (33868). Здесь, на левой стороне дороги М18(если ехать в сторону Олонца) - кафе и стоянка для фур. Фур в этот час там было более десятка. Поворачиваем по указателю на Сортавалу и вскоре пересекаем реку Святрека. Еще через десяток километров(33880) - деревня Н. Маньга, через пару километров - озеро слева от дороги и деревня Маньга. Посреди деревни дорога поворачивает на 90 градусов влево. Этак и с дороги можно вылететь. Пока все еще темно, небо только немного посерело. Машин совсем нет.
33893 на одометре - указатель на Каскеснаволок. Через два километра вместе с рассветом въезжаем на берег Крошнозера. В свете зари озеро впечатляет. Какая-то женщина в отдалении на мостках то ли полощет белье, то ли набирает воду. Делаю пару фотографий (как выяснилось позже, они не получились) и едем дальше. Совсем рассвело. Справа и слева от дороги между деревьями мелькают ламбинки. Их очень много здесь - и больших и совсем маленьких. И лес здесь довольно красив.
Доезжаем до деревни с милым названием Щеккила (33908). Почему-то вдруг вспоминается фильм "За спичками". В деревне есть магазин, который в это время, конечно же, закрыт. Дорога через деревню немного разбита. Через семь километров (33915) - отворотка влево с хорошим асфальтом. Ни в атласе автодорог 2002 года, ни на карте Карелии 1998 года - этой дороги нет и в помине! Еще через три километра - левый поворот на Видлицу. Здесь есть и километровый столб "48 км" и большой указатель. С развилки открывается вид на дальний лес и ближнее озеро, и деревню Ведлозеро. Наверное, и та дорога, что мы видели чуть раньше - ведет в Ведлозеро. Просто сделали ее недавно.
От развилки до деревни Юргилица(33922) едем вдоль берега Ведлозера. Самого озера не видно - его отделяет от нас узкая полоска леса. А Юргилица стоит на берегу озера. За деревней Куккойла (33927) на протяжении 10-12 км попадаем в полосы довольно густого тумана, по 300-500 метров каждая. Здесь дорога идет через лес. Озера начинаются вновь от деревни Палахта(33949). По деревням стоят знаки ограничения скорости "40" или "50". У деревни Мандера(33952) дорога закрыта на ремонт - объезд через деревню вдоль берега озера. В деревне все еще спят, только в одном из дворов двое мужиков возятся с какой-то техникой. Объезд закончен, и мы едем по новой, с иголочки дороге, на которой еще устанавливаются ограждения, а разметка намечена точечками. Проезжаем деревню Колатсельга(33961) и реку Коллас, которая на карте названа Колос. Здесь и дальше мы пересекаем реки, которые мне очень нравятся - реки с заросшими кустами берегами, с глубокими омутами и быстрыми перекатами, со щетиной осоки, кувшинками и корягами у берега. Ох, как здесь, наверное, хорошо ловить рыбу и на удочку и на спиннинг. Да и просто посидеть на берегу или побродить ранним утром - доставит немало удовольствия. Но мы едем дальше - нас ждет Ладога. От отметки одометра 33967 - дорога становится очень живописной, поскольку проходит мимо каменных холмов, поросших елями и соснами. Здесь очень светло, а между холмами лежат, как блюдца, совсем небольшие озера-ламбины.
С отметки 33981 асфальт кончается и начинается снова(34006) через 25 км сносной грунтовки. Да, за строительство северных дорог взялись не так давно. А может зря - враги-то у нас еще не перевелись - зачем же для них дороги строить - так и до Москвы за неделю доберутся, по хорошим-то дорогам. Здесь мы съезжаем ненадолго с дороги на берег озера. Здесь очень красиво - и дальний берег со стройными елями, и гладь озера в свете утреннего солнца, и ветки упавшего дерева, отражающиеся в зеркале воды. Здесь есть места для стоянки и люди здесь бывают часто. Но довольно чисто.
И снова - вперед. Вскоре доезжаем до развязки Сортавала - Питкяранта (34018). Здесь стоит новый памятник. Две женщины, символизирующие Россию и Финляндию, стоят лицом к лицу, образуя что-то вроде креста. На камне неподалеку - примирительная надпись на финском и русском языках. Памятник малоизвестной Советско-финской войне 39-40 годов. Осматриваем памятник, делаем пару фотографий и едем на Питкяранту.
Вскоре, в деревне у дороги подбираем голосующую женщину - она едет в Питкяранту продавать молоко. В сумках у нее трехлитровые банки свежего молока. От нее мы узнаем, что муж ее работает в ГАИ и обожает ловить финнов, проезжающих через город, за превышение скорости. Питкяранта(34025) встречает нас одноэтажными домиками - что-то вроде большого села у дороги. Вскоре мы высаживаем женщину у автобусной остановки и покупаем у нее два литра молока. При переливании в пластиковую бутылку проливается на асфальт около полулитра. Но женщина не ругается и, вроде, довольна. Мы прощаемся с ней и едем дальше. На южной окраине города уже современная пятиэтажная застройка. Кирпичные дома.
Видели две заправки - ТНК на въезде в город - по десять рублей за литр 92-го и другая, на выезде - с современными колонками. Здесь уже 9-80. Мы заправляем бак до полного. Питкяранта остается позади. На одометре цифры 34033. От Питкяранты до полуострова Ууксу дорога извилистая, а местность - пересеченная. При подъезде к Ууксу дорога уходит прямо, а на полуостров - отворотка направо, тоже асфальтированная. Немного подумав, мы сворачиваем направо(34042), решив, что если ехать по прямой дороге, то Ладогу можно и вовсе не увидеть. Вскоре асфальт переходит в разбитый каменистый грейдер - когда-то хорошо наезженный. Но, похоже, уже несколько лет, как дорожники забыли сюда дорогу.
И вот, наконец, из-за деревьев открывается вид на Ладогу. Как же она похожа на море. Песчаный берег, покрытый у кромки воды валунами, разбивающиеся о валуны волны с белыми барашками пены, густо-синяя вода до самого горизонта. И ветер, слегка пахнущий водорослями и свежестью. Выйдя на берег видим справа в отдалении, на выдающемся в озере мысе, пару палаток и машин. Там отдыхают рыбаки. Полюбовавшись видом на озеро отправляемся дальше. Теперь уже выезжаем на берег полуострова, обращенный к "материку". Здесь, у заброшенного бетонного причала, на перилах которого сидят белые чайки, вода уже нежно-голубая и совсем спокойная. Вдали, на фоне утреннего солнца плывут на резиновой лодке рыбаки - ловят "на дорожку". Здесь мы завтракаем, пьем купленное молоко - неплохое, кстати. И - снова в дорогу.
Недалеко от выезда на материк видим слева, за лесом, темно-синюю полосу воды - до самого горизонта, как на море. Вскоре мы покидаем полуостров и возвращаемся на дорогу(34063), ведущую в Олонец. Салми(334085) и Видлицу(34130) проскакиваем на одном дыхании. В Тулоксе (34145) голосует деньгами парень - подбираем его и везем до Ильинского(34160). Он предлагает нам двадцатку и обижается, что мы не хотим брать деньги. Сговариваемся на десятке, а на другую - предлагаем ему выпить пива за наше здоровье.
Деревня Алексала(34170) - здесь в одном из дворов крутится здоровенный ветряк. И здесь подбираем пожилого мужичка, едущего со свадьбы. Как ни странно, он довольно трезв и интересно рассказывает нам о местной рыбалке.
Олонец (34178). Где-то здесь, в городе, в прошлом году меня оштрафовали гаишники на 50 рублей за превышение скорости. Объездная была закрыта бетонными блоками и нам пришлось ехать через город Самое смешное, что скорость была ровно 60 км/ч, а время было детское - 3 часа утра. При проезде тогда мы встретили одну машину - она, как раз, тихо кралась мимо машины ГАИ, когда меня там штрафовали. В Карелии в населенных пунктах, практически везде "40". Менталитет местный, что ли?
На этот раз Олонец минуем без приключений по объездной. За Олонцом красивые виды на поля и реку Олонку. Мужичок выходит в Верховье (34182). Тоже двадцатка. Мы отказываемся. Он грозит деньги бросить на дорогу. Приходится взять деньги и, качая головами, мы уезжаем. Странный какой-то народ: Интересно, а как мы выглядим в их глазах?
А вот и дорога назад(34187). Выезжаем на М18. Дальше уже ничего особо интересного мы не видим. А может и не замечаем, полные впечатлений от утренних озер, рек и Ладоги. Время в запасе у нас есть и, недалеко от Пряжи, мы сворачиваем на одну из необозначенных на карте дорог, которая приводит нас на дачные участки. Это неинтересно. Мы возвращаемся назад и, вскоре, сворачиваем на очередную неизвестную дорогу, с хорошим асфальтом. Здесь мы встречаем пару КРАЗов, груженых щебенкой, а затем проезжаем мимо карьера, откуда эту щебенку возят. Дальше, за поворотом, идет монтаж вышки сотовой связи - вагончики, снующие туда-сюда рабочие и спица вышки в центре. Еще через четыре километра упираемся в полузакрытый шлагбаум - как раз проехать на ОКЕ. Дальше ехать не решаемся во избежание неприятностей.
В Пряже останавливаемся пообедать в кафе, которое мы видели утром. Выбор большой, но, в основном, продукты быстрого приготовления (тот самый "fast food").
Вскоре приезжаем в Новую Вилгу. На одометре 34343. Ого, да мы проехали 511 км. Вот тебе и "лаптем по карте".
Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 |
|