Путешествие в Карелию. Автопробег "Карелия 2000"

автор © Павел Калинников

оригинал опубликован на http://m16.ipmce.ru

Понедельник, 26 июня 2000 года.

8.13, 53192км. Заправка за г. Домодедово: 20л по 6.00 (не полный бак - 27л).

Итак, сбор участников назначен на 10 часов на Ярославке. В 9 заехал за Duck и примерно в 10:15 увидели пару знакомых машин у обочины в самом начале Мытищ. Команда из пяти человек на трех машинах. Евгений (Evgeny Ma) и Максим (maxik) на "Святогоре", Виталий (Balu-Scorpio) и Татьяна (Duck) на Форде-Скорпио 2.9i и я (kapa) на Оке. Наклеили бумажку "Автопробег Карелия-2000" и тронулись в путь. (10:39, 53269км)

Решили, что до Верхних Двориков каждая машина едет самостоятельно, чтобы не путаться в пробках у Москвы. И я поехал первым. Было гораздо свободнее, чем бывает в субботу утром. Но граница Московской области уже очень близко, а наших что-то так и не видно, и я поехал совсем медленно. Километров за пять до Верхних Двориков меня обогнали наши машины, и в Двориках мы остановились. (11:32, 53348км)

Дальше поехали колонной. Москвич впереди, за ним Ока, и сзади Форд. (13:09, 53469км, Ростов Великий) По пути на Ярославль, когда началась хорошая широкая трасса, случилась первая вынужденная остановка - у Форда прохудился глушитель, и он зарычал во весь свой трехлитровый рык. (13:49, 53520км, приехали в Ярославль.) В Ярославле нашли сервис, в котором заварили трубу и поехали дальше. (15:06, 53528км, ремонт закончен) Проезжаем Ярославль через центр, под проливным дождем. На выезде из города заправились. (15:32, 53540км, 40л по 6.20, 28л в баке, 20л в канистре)

За городом остановились на обед в придорожном кафе. (16:17, 53540км, закончен обед) Дорога до Вологды прошла без приключений, временами под сильным дождем, и вскоре мы приехали в Вологду. (17:39, 53652км, Вологодская область) Хотя перед Вологдой у меня стало откручиваться сидение. Ощущения такие необычные, как будто кузов переламывается пополам. (18:34, 53728км, Вологда) Объехали несколько гостиниц и остановились в гостинице Спутник. (150р место в двухместном номере с душем.) Поужинали в ресторане и разошлись спать.

Вторник, 27 июня 2000 года.

Утром проснулись рано (06:46). Очень яркое солнце, не спится. Мы с Виталием пошли прогуляться по утренней Вологде. Сходили на берег одноименной реки к кремлю. По дороге я купил схему дорог Вологодской области. Дороги на ней больше соответствуют действительности, чем на двухкилометровке. (09:27, 53741км, выехали от гостиницы)

Софийский собор
Софийский собор (XVI)
Вологодский Кремль
Вологодский Кремль (XVII)

На выезде из Вологды заправились. (09:49, 53746км, 13.67л по 6.10, полный бак) Вскоре справа открылось Кубенское озеро. Мы остановились поглазеть на него. (10:34, 53796км, дальше) Потом увидели указатель "Святой источник 16" и решили посмотреть, что это за источник. Свернули. (824,10:58) Километров 10 хорошего асфальта. Потом грейдер с глубокой лужей. В луже Форд задел передним бампером грунт от чего разбилась противотуманка и оторвался кусок бампера справа. Остановились, привязали бампер проволокой, спросили дорогу и поехали дальше. Началась грунтовка с сухой глинистой колеей, затем сырая лесная дорога и еще метров двести пешком до источника. (12:01, 53842км, источник.) На источнике часовенка, избушка и купальня. Набрали воды и возвратились к машинам. Вообще-то, последние километры пути, там где мы застали сухую глину, в дождливую погоду превращаются в непролазную грязь, которую по силам преодолеть только грузовикам. Но от источника куда-то в лес уходит благоустроенная пешеходная дорожка. Вероятно, она выходит к ближайшей деревне, т.е. совсем не обязательно ехать прямо к источнику - прогулка по лесу тоже может понравиться.


На Святом источнике

Труднее всего было ехать по колее. Перед лужей притормозили, но преодолели ее легко, без приключений. Дальше Женя поехал быстрее. В поворотах на грейдере уносит также как на снегу, так что ехать было очень интересно. Почти все большие камни удалось объехать, кроме одного. Легкий удар снизу и понеслись дальше. Выехали на асфальт и остановились. (12:39, 53863км, вернулись на асфальт.) Заглянул вниз - на защите картера появилась свежая царапина. Женя тоже осматривает машину - у него на защите вмятина, но картер должен быть цел. А я и не знал, что у Москвича просвет меньше, чем у Оки. Оказывается, мы так неслись, потому что Женя решил потренироваться. Ну, а я почему-то решил не отставать. А вот Форд пропал - его даже не слышно. Минут через десять показался Форд. Он снова рычит. Предположительно ударом о камень сорвало глушитель, снова надо искать сварку. (12:43, 53860км, вернулись на трассу)

13:05, 53893км, поворот на Кириллов.

Остальной путь до Кириллова прошли хорошо. В Кириллове сначала попытались найти сварку, но безуспешно. (13:35, 53910км, Кирилло-Белозерский монастырь.) Подкрепились в кафешке и пошли знакомиться с достопримечательностями Кирилло-Белозерского монастыря.

(15:50, 53910км, выезд из Кириллова) Продолжили путь на Липин Бор. (16:01, 53926км, свернули на Ферапонтово) В Ферапонтове мы не задержались, вид монастыря как-то не впечатлил моих спутников. На самом деле к монастырю надо было сворачивать позже, с той стороны видны оба озера и все выглядит совсем по-другому.

Ферапонтово
Ферапонтово

(16:48 53959км, смотровая яма.) По дороге попалась эстакада, осмотрели Форд снизу - сварка не нужна, вырвало шпильку крепления глушителя к штанам. Остановилась Газель, которую мы недавно обогнали. Ребята предложили помощь, болты у них дома есть, и эстакаду они там покажут. Поехали за ними в Липин Бор. (17:15, 53995км, прибыли в Липин Бор.) К сожалению, завернуть болт не удалось, необходимо высверлить остатки шпильки. И мы поехали дальше искать дорогу на Каргополь. (17:50, 53999км, выезд из Липина Бора.) Ребята с Газели сказали, что ездили туда, но есть там участок, по которому им проехать не удалось. Однако в Прокшино стоит указатель на Архангельск и значит как-то проехать там можно.

18:19, 54034км, проливной дождь, гроза.

18:23, 54039км, указатель на Остров.

18:25, 54042км, если появился свежий асфальт, значит, он скоро совсем закончится.

18:26, 54043км, конец асфальта, дальше гравий.

19:17, 54072км, проехали под строящимся мостом, Прокшино, поворот на Архангельск.

19:31, 54082км, Березник.

Пошел дождь. Едем по каменистому грейдеру. По дороге, к немалому нашему удивлению, встретилась столовая, в которой мы пообедали. (20:17, 54086км, закончился обед в придорожном трактире.) Хозяйка заведения сказала, что дальше дорога есть, но километров через двадцать-тридцать нас ждут серьезные испытания. Что там такое она не знала. Постепенно, общаясь с прохожими и водителем встречного Запорожца, выяснилось, что дорога в хорошем состоянии, но в одном месте есть очень большая лужа, в которой многие застревают. Но нас утешили тем, что в том районе дождя пока не было, и сегодня все машины там проехали. На одной из остановок Duck почему-то захотела прокатиться на Оке. (20:25, 54091км, мост через Индоманку.) Выехали на какой-то перекресток. Об этом перекрестке никто раньше не упоминал, и мы долго не могли понять, куда ехать дальше. Поехали наугад, налево. Дорога сузилась, и появилось подозрение, что мы ошиблись. Решили проехать еще километр и, если ничего не изменится, то вернуться к перекрестку. Через километр дорога повернула направо, и пошла примерно в том направлении, в котором нам надо двигаться, но вскоре мы остановились перед серией больших луж. (22:49, 54123км) Издалека послышался гул мотора. В монокль разглядели, что это большой тягач. Женя и Виталик пошли к нему, а мы остались ждать. Через некоторое время начался ливень. Ребята вернулись, и мы поехали назад. Я ехал последним и нас догнал этот большой грузовик. Оказалось что это МАЗ. Так мы и ехали под проливным дождем, по каменистому грейдеру, через узкие деревянные мостики, под слепящий свет единственной фары МАЗа. Проехали перекресток и через несколько километров уперлись в ту самую лужу. МАЗ проехал вперед, сходу преодолел лужу, и так подпрыгнул на выходе как будто там полуметровая ступенька. Что-то подобное я видел на соревнованиях по триалу на автополигоне в Бронницах. Да, проезд впечатляет. Правда не понятно, что останется от наших машин, если их привязать к этому МАЗу. Время позднее, мы решили не торопиться, переночевать здесь, а утром заняться лужей. МАЗ уехал в деревню, а мы отъехали чуть назад на небольшую площадку и улеглись спать в машинах. (00:11, 54134км, остановка на ночлег.) Часа через два вернулся МАЗ. Мужики очень уговаривали нас переправиться с их помощью на ту сторону лужи. Пугали, что нам самим там никогда не проехать, что мы неделю просидим около нее. Но мы не согласились. Так они и уехали.

Среда, 28 июня 2000 года.

Рассвело. Дождь закончился. В Оку постучали, пора ехать. Пока я убирал спальник и грел машинку, все уехали к луже. (04:35, 54134км) Когда я подъехал, Женя уже сидел в луже, пытаясь выехать на ту сторону. Макс и Таня разувшись, ходили вокруг. Москвич побулькивал выхлопом. Шел вперед, буксовал и снова откатывался назад в лужу. Несмотря на дождь лужа не увеличилась в размерах, видимо есть сток. Слева и справа она окружена огромными бревнами, по которым можно перейти на тот берег. Берег тоже укреплен бревнами, и они мешают выезду. Когда-то здесь был мостик, но от него остались только разбросанные по краям куски древесины. Наконец Максик заметил, что бревно хотя и выглядит внушительно, но сильно подгнило, и Женя попробовал ехать прямо на него. Визг буксующей резины, шквал камней из-под колес и... Ура! Женя выехал!


Evgeny Ma первым рискнул форсировать препятствие

Теперь Виталик. Форд нырнул в лужу и забуксовал у выезда. Решили вытягивать. С того берега подъехал ЗИЛ. Но усилий потребовалось совсем не много. Женя с Максом потянули за буксировочный канат, и Форд благополучно выехал.


Теперь Balu-Scorpio штурмует лужу под чутким руководством Жени

Я тоже подъехал к краю лужи, подождал немного и... Переехал как-то очень легко. Колея справа оказалась такой широкой, что Ока полностью в ней поместилась и легко выехала наверх. В общем, для истории это не сохранилось.

Дальше дорога улучшилась, как-то незаметно началась Архангельская область. (06:50, 54214км, начался асфальт.) Не доезжая километр до Каргополя мы повернули на Пудож (06:57, 54225км).


Мост через какую-то речку - единственный островок асфальта на десятки километров грейдеров


Та же самая речка

7:17, 54247км, Форд закипел, остановка на ремонт. Виталий закрепляет радиатор, Женя выкачивает воду из салона, оказывается пока он елозил в луже ее там набралось не мало. Таня сделала бутерброды, легкий завтрак. (8:29, продолжаем движение)

Около Каргополя начался асфальт, иногда плиты, но потом снова пошел грейдер. Мокрый песок, машинку хорошо носит. В одном месте песок такой глубокий, что машинка останавливается - не хватает мощности. Два метра назад и снова вперед - выехали. Дорога странная, извилистая и холмистая. На вершинах холмов канавы и промоины, а между холмами ровная песчаная трасса.

Храм в деревне Гавриловская
Храм в д. Гавриловская

8:38, 54257км, деревня Гавриловская, виден большой деревянный храм.

Потом начался свежий гравийный грейдер, настолько глубокий, что на нем машинку тоже носит по дороге. Вдруг остановились. Оказалось, что прошли первую тысячу километров. Вскоре приехали на границу Карелии. Отметили и это событие и поехали дальше. (9:40, 54295км, Карелия. 10:00, поехали дальше в Карелию.)

(10:15, 54310км, проехали Усть-Реку и повернули на Пудож.) Меня стал одолевать сон. После того, как я стал терять картинку и задевать деревья по обочинам включил аварийку, и мы остановились. С этого места начался асфальт. Посовещавшись, решили отъехать и поспать. Поехали к реке. Пока я спал, ребята искупались. Потом я тоже искупался, и мы поехали дальше. Но Форд мы так и не дождались. Женя вернулся, потом и я поехал обратно к реке. Увидев в конце длинной прямой наши машины, я развернулся, и снова никого не дождался. Опять поехал туда и встретил Duck. У Форда сначала что-то отвалилось, а потом он застрял в луже. Но теперь все нормально, ребята едут.


Не только нас тянет к воде - бабочкам тоже жарко

Приехали в Пудож и попытались найти заправку и автосервис. (14:03, 53385км, Пудож. 14:30, узнали, где сервис и поехали искать.) После непродолжительных поисков нашли частный сервис, где взялись за Форд.

На выезде из Пудожа заправились и дальше поехали на Медвежью Гору. (15:36, 53392км, заправка на выезде из Пудожа, 35л по 6.00, 16л в бак и 19л в канистру.) Нас уже обрадовали тем, что до самого Медвежьегорска будет асфальт. И тут Женя обнаружил, что мы нагнали график и пора искать место для ночлега.

Мы выехали на берег Онежского озера, на Заонежский залив. Нашли подходящую полянку и остановились. (18:11, 54523, берег Онежского озера.) Вокруг невысокий сосновый лес, почва песчаная. Берег тоже песчаный, чистый белый песок. Поставили палатку, развели костер и попытались сварить гречневую кашу. Оказалось что весь берег это сплошной муравейник. Муравьи большие черные, кусаются не больно, но постоянно. Они везде. Стоит дотронуться пальцем до ствола любого дерева, как тут же отряд муравьев набрасывается на него. А под ногами они везде.

Я поплавал с ластами и маской. Дно песчаное, с волнистым рисунком от прибоя. Кроме песка вообще ничего нет, ни камней, ни водорослей, ни моллюсков. Пустыня. Хотя вода очень чистая, прозрачная и на мелководье достаточно теплая.

Карелия - Белые ночи на Онежском озере
Белые ночи на Онежском озере

Мы поужинали. Оказалось, что Максик знает потрясающе огромное число песен.

А муравьи уже добрались до багажника, придется переставить машинку. Ну, в общем постепенно все угомонились и уснули.

Карелия - В лесу на берегу Онежского озера Карелия - В лесу на берегу Онежского озера
В лесу на берегу Онежского озера

Четверг, 29 июня 2000 года.

8:39. Подъем. Утром сварили манную кашу, позавтракали и поехали дальше. Форд немного побуксовал в песке, закопался по задний бампер, но постепенно его вытолкнули/вытянули и вернулись на трассу (10:51). Впереди Медвежьегорск и дальше водопад Кивач и Марциальные Воды. Попытались заехать в Гирвас, но что-то там мы ничего не нашли, хотя мы хорошо искали. (13:44) И вот водопад Кивач. (15:00, 54723км) Въезд платный. Водопад красивый. Ритуальное омовение головы и мы идем в музей.

Карелия - Водопад Кивач - Верхний порог
Водопад Кивач. Верхний порог
Карелия - водопад Кивач
Вид на реку за водопадом.
Карелия - водопад Кивач
Совещание.
Карелия - водопад Кивач
www.auto.ru
Карелия - водопад Кивач
Место ритуального омовения.
Карелия - водопад Кивач
Сосенка на скале

Цветочки.

Обводная протока
Карелия - водопад Кивач
Вид со смотровой площадки.

Там бабочки, птицы, разные животные, рисунки детей. А еще под каждым деревом табличка с названием. Оказывается добрая половина ёлок - это вовсе не ёлки, а пихты.


По дороге к музею. Duck.

От Кивача мы поехали в Марциальные Воды. (15:45, 54775км, Марциальные Воды) Сходили в местный музей. Попили водички и взяли с собой. Поскольку было жарко, а вода холодная, то вкус понять было трудно. Потом покачались у древней сосны и поехали дальше.


У древней сосны.
Карелия - Марциальные воды - Петровский храм
Петровский храм.
Марциальные Воды.

(16:30, 54776км, покидаем Марциальные Воды) Теперь наш путь ведет в город Сортавала на северном берегу Ладожского озера. По дороге остановились пообедать. (17:00 - 17:40, обед) На станции Шуйская есть заправка ТНК со всеми видами топлива.

(17:33, 54871км, асфальт закончился) Снова пошел грейдер. Теперь это песок и камни. Но изредка наружу выходят скальные породы. В поворотах песок глубже и машинку заносит. (19:36, 54943км, объехали Суоярве и повернули на Сортавалу) (21:50, 55036км, закончился грейдер) Начался асфальт, и мы свернули на заправку в город Питкяранта. (Заправка в Питкяранта. 35л по 6.00, 20л в канистру, 15л в бак.) Заправились и узнали, что в городе имеются гостиницы и даже не одна. Поехали туда и к своему немалому удивлению не нашли в тамошних гостиницах свободных мест. Пришлось ехать в Сортавалу. Дорога проходит по берегу Ладоги. Очень красивые виды. Скалистые берега островов, покрытые сосновым лесом. Вдруг в Оке сильно запахло бензином. Включили аварийку, но головная машина долго ее не замечает. Форд обгоняет колонну, и мы останавливаемся. На крышке канистры загнулась прокладка, и бензин выплескивается через нее. Закрыли как следует, и продолжили путь.

Трасса очень извилистая, со множеством поворотов. В одном из них машинка не захотела поворачивать. Гладкий сухой асфальт, поворот руля - скольжение. Снова поворот руля, более плавный. Машинка начала поворачивать, и снова скольжение. И еще более плавный поворот руля, и только теперь поворот принят. Никогда еще на асфальте не встречал таких трудностей.

Приехали в Сортавалу. (23:57, 55123км) После долгих поисков нашли подходящую гостиницу и остановились на ночь. (Гостиница называется "Пиипун Пиха", что переводится как "Дом с трубой", 190р место в двухместном номере с душем и завтраком + 30р парковка.) В городе очень много машин с финскими номерами. Фины приезжают сюда за тем, чего они лишены у себя на родине.

Выяснилось, что отсюда можно за час доплыть до Валаама - появился ещё один вариант продолжения путешествия. Но пока в душ и спать.

Пятница, 30 июня 2000 года.

Завтрак входит в стоимость номера, поэтому позавтракали мы в ресторане. Сходили на Метеор, пришвартованный за гостиницей, чтобы узнать подробнее про возможную поездку на Валаам. Решили все-таки остаться здесь до двух часов, когда Метеор отправится на острова, провести там четыре часа и вернуться последним рейсом. А пока мы с Таней пошли в город на выставку художника Кронида Гололева. Выставка обалденная, жаль что фотоаппарат отстался в машине. Картины вырезаны из дерева. Только их очень много. У каждой можно запросто провести минут по десять и больше. Картины сельской жизни, застолья, праздники, сцены из народных сказок, виды Валаама, Сортавалы, библейские сюжеты. Многие работы подписаны 1938-39 годом. Видимо это повлияло и на тематику. Лица грубоваты, но очень выразительны. Снег на крышах вообще как настоящий. Особенно впечатляет объемность, многоплановость работ, хотя доски совсем не толстые. Весь второй этаж отдан живописи и графике. Очень красивые акварельные работы.

К двум часам вернулись к гостинице, и пошли на Метеор. Взревели моторы и мы поплыли. Сначала были видны живописные берега, потом мы нырнули в туман и, когда туман расступился, открылись берега, теперь уже Валаама.

Мы высадились на берег, освященный молитвами валаамских монахов. Ну, что сказать про Валаам. Даже если бы мы высадились на пустынный выжженный берег, я бы испытал те же чувства. Я и не смотрел совсем вокруг, не ожидая увидеть что-то необычное. Все в памяти, все в прошлом. Не скоро еще это место снова обретет былую силу.


По дороге в Никольский скит.
Карелия - Валаам - у Никольского храма
У Никольского храма.
На Валааме.

На Валааме оказалось очень холодно. Мы сходили в Никольский скит. А потом небо затянуло тучами, и стал накрапывать дождик. Встал выбор, или вернуться ближайшим рейсом или погулять еще два часа, но возможно вымокнуть под холодным дождем, а мы все в футболках. Только Таня взяла ветровку. Решили вернуться. Дорожка на Валаам протоптана, теперь я смогу вернуться сюда позже...

Карелия - Валаам - Поклонный крест и Никольский храм
Поклонный крест и Никольский храм

Вернулись к гостинице, по машинам, прогрелись и в путь. (18:03, 55131км, выехали из Сортавалы) Дальше по дороге увидели место проведения технической инспекции ралли "Белые ночи", этапа чемпионата страны. Потом пообедали у дороги и поехали дальше (19:48, 55210км). На выезде из Карелии сделали короткую остановку.


Вот и все - прощай, Карелия!

(20:40, 55240км, выехали из Карелии) Перед границей Карелии проехали пограничников. Выпускают из Карелии свободно, а на въезде останавливают. (21:10, 55266км, Заправка, 7л по 6.50р) Снова кусочек грейдера. Красная гранитная крошка. (22:08, 55317км, Лосево) Река Вуокса (22:22, 55318км), достаточно широкая со множеством порогов. Даже какой-то каяк там плавал. Поблуждали по узким дорожкам Ленинградской области и выехали к Неве на трассу М18. Женя очень захотел спать, и мы стали искать место для отдыха. За Кировском остановились поспать.

Cуббота, 1 июля 2000 года.

Думали часок отдохнуть, но проспали до утра. Утром (06:15, 55501км) поехали дальше на трассу Е95 на Москву.

По дороге позавтракали в придорожном кафе и поехали дальше. (7:54, 55591км, завтрак в кафе "Экватор" в Бабино) (8:00, Новгородская область) Вдруг Виталий обгоняет колонну. Оказывается Ока резко задымила. Я заглянул вниз - да, клубы пара. Начали разбираться. Под машинкой ручьем течет тосол. Оказалось, что ослаб хомут на шланге, по которому тосол возвращается из печки в термостат. Течь только началась, в бачке тосол еще есть. Поменяли местами два хомута, долили пару литров онежской воды и поехали дальше. (10:00, потек тосол) Я даже обрадовался, что и Окусик немного поломался, а то как-то не удобно совсем. Перед Валдаем у малышки полностью закончилось топливо и пришлось остановиться и перелить из канистры в бак. Обедали и заправлялись на Валдае. (Заправлено 10л по 6.40?) Потом Виталик стал засыпать, и Таня пересела к нему. Как только я остался один меня тоже понянуло в сон. После того, как я отключился и проспал очередное торможение "Москвича", я начал читать вслух по памяти - это очень помогло преодолеть сон. До Зеленограда доехали без приключений и свернули в Фирсановку, там нас ждали.

(16:36, 56179км, Фирсановка) Никогда там не был, но поспать очень хотелось. За одно можно подождать Таню и отвезти ее домой. Но Максик тоже захотел ехать на Оке. Вещи кое-как вместились. Машинка заметно просела. Эта предельная нагрузка и ехать можно только по гладкому асфальту. Но дорога обещает быть гладкой, только по этому я и согласился. Поехали. Машинка трогается с огромным трудом. Обычно даже на второй передаче она гораздо легче трогается. Ну, и поехали. Машинка медленно увеличивает скорость, динамика полностью потеряна. Доехали до МКАДа, разогнались до сотни и поехали, стараясь нигде не тормозить, очень плавно прокладывая курс между фурами и группами легковушек. Только, кажется, Maxik очень нервничает, когда мы огибаем фуры. Свернули на Профсоюзную, и дальше на Каховку. Завезли Максика. Потом Татьяну и старой Каширкой домой. (19:46, 56288км, вернулись домой)

Общий пробег: 3096 км, из них 650 км по грунтам + 1 брод
Израсходовано топлива: 160.67 л на 980.89 руб.
Средняя цена топлива: 6.10 руб/литр
Средний расход: 5.42 л/100км
Повреждения: царапина на защите картера, две отметины на левом переднем диске (один раз поймал камень и один раз соскользнул с бетонной плиты), сорванный хомут на одном из шлангов с тосолом.

26 июня - 01 июля 2000 года

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования