Самосожжения старообрядцев
Пулькин М.В.
Самосожжения старообрядцев
Самосожжения старообрядцев— малоизученный феномен религиозной жизни России в конце XVII-XIX в. Самосожжения практиковались наряду с самопогребением, самозакланием, «запощиванием» (добровольной смертью от голода) и самоутоплением. Имеются сведения о единичном случае самоуничтожения при помощи порохового заряда. Однако «огненная смерть» стала наиболее типичной формой массового самоубийства старообрядцев. Самосожжения происходили в ряде местностей России, но наиболее крупные «гари» (Палеостровские, 1687 и 1688 гг., в которых по старообрядческим преданиям погибло более 4 тыс. человек и Пудожская 1693 г., с одной тысячей жертв) имели место на территории Карелии. Последнее крупное самосожжение в Карелии (около 50-ти участников) состоялось в 1784 г. в дер. Фофановской Ребольского погоста. В подавляющем большинстве случаев самосожжению предшествовало строительство специального помещения, располагавшегося в удаленных от жилья местах, созыв сторонников (нередко обманным путем: предлагая «Богу помолиться» и лишь затем открывая истинные цели), подготовка легковоспламеняющихся материалов: пороха, бересты, смолы и пр. Особое значение придавалось «железному утверждению» — решеткам на окна и двери. В процессе подготовки к массовому самоубийству самосожигатели осуществляли перекрещивание водой (предшествующее «огненному крещению»). Отмечены случаи пострижения в монашество, исповедь. Вполне возможно, что в действительности подготовительные обряды были более сложны. Целью самосожжения являлось отнюдь не самоистребление, а обретение «мученического венца». Поэтому важной составляющей подготовки к самосожжению стали обличительные заявления и полемика с представителями православного духовенства. При этом суровые обвинения выдвигались в адрес «никонианской» церкви, российской власти, отступников из числа самих приверженцев «древлих» обрядов. Появление воинского подразделения у стен «згорелого дома» в большинстве случаев не приводило к ускорению трагической развязки. Репрессивные меры в отношении руководителей и участников самосожжений применялись лишь в конце XVII-начале XVIII в. В середине XVIII в. солдаты получали приказы «стараться все то окончить с доброхотством, человеколюбием и с осторожною кротостию, дабы все объявленное скопище не погубило себя». Внимальное изучение дел о самосожжениях показывает, что все эти распоряжения неукоснительно соблаюдались, и вовсе не грубость властей служила причиной того, что самосожжения происходили.
Источники:
Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.)
Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985;
История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. СПб., 1862.
Документы РГАДА. РГИА. НА РК.
Литература:
Сапожников Д.И. Самосожжения в русском расколе (со второй половины XVII в. до конца XVIII в.). Исторический очерк по архивным документам. М., 1891.
|