Поездка на Соловки


автор Phone
2006

Т. Т. - с благодарностью... 

Предисловие. 

Решение об этой поездке было принято, в общем-то, уже давно. Клуб К2000 собирался упрочить свое существование совместной глобальной экспедицией, ну а я с трудом выкроил четыре рабочих дня для того, чтобы принять участие в двухдневной поездке на Соловки (как части клубной эскапады), а затем насладиться неспешной поездкой обратно с проездом по новым или знакомым, но любимым местам. Путь туда, к сожалению, был вписан в узкие временные рамки. В Кеми - стартовой точке к Соловкам - нам надлежало быть к вечеру четвертого июля. Можно было, конечно, приехать и пятого поутру, но в этом случае сильно возрастал риск опоздать к отходу уже оплаченного рейса на Соловки. И в эту поездку, после долгого перерыва, я ехал не один.
 
Пушкино - Кириллов - Кемь. 

Из Пушкино мы выехали после двух часов дня. В этот день нашей конечной целью был Кириллов, где мы должны были переночевать в гостинице "Русь". В ясный день, по достаточно свободной дороге мы скоро доехали до Переславля, не слишком выбившись из графика на "Владимирских горках", начинающихся сразу за Верхними Двориками. В самом Переславле лучше ездить через город - там дорога поинтереснее, несмотря на ограничения скорости да пару светофоров на пути. А в Переславле мы остановились у музея утюга, что стоит прямо у дороги. На этот раз удалось послушать рассказ главного хранителя музея об утюгах, излагаемый отнюдь не дежурно, а с хорошим юмором. Из рассказа хранителя мы узнали, что, несмотря на все разнообразие утюгов, их типов всего... Впрочем, зачем я буду Вам рассказывать о том, о чем лучше услышать от человека, любящего свое дело. А двери музея всегда открыты для Вас... 
Посещение музея заняло минут двадцать, после чего мы снова продолжили путь. До Ярославля мы доехали без особых хлопот, приблизительно соблюдая скоростной режим и, иногда, пользуясь "спонсорской помощью", пристраивались в хвост быстролетящим иномаркам. Несмотря на посещение музея, в Ярославль мы прибыли по графику. В этот раз проезд через город был значительно облегчен благодаря присутствию на пассажирском сидении живого человека, к тому же хорошо знакомого с городом, а не бездушной карты с планом, из которого можно понять только то, что едешь ты не туда. В очередной раз пожалев, что опять не сделать снимки с моста через Волгу, я вскоре выехал на дорогу, ведущую в Вологду. На этой полупустой дороге мы сделали остановку только под Грязовцом, где заправили машину и поужинали в кафе на заправке. Чем дальше мы продвигались к Северу, тем больше чувствовалась разница между реальным временем и тем, ощущение которого давало нам все еще высоко стоявшее солнце. Время белых ночей - "целуются зори".
В Кириллов мы прибыли около одиннадцати вечера. Было еще совсем светло и, несмотря на то, что известная мне дорога к гостинице была перекопана, нашел я ее без труда. А еще мы съездили к монастырю, вход в который был уже закрыт. Любезный охранник поведал нам, что откроются ворота только в восемь утра, а до этого туда никого не пускают. Однако, после недолгих разговоров выяснилось, что он сможет пустить нас и в начале восьмого, раз уж нам надо так спешить. Правда, его любезностью воспользоваться не удалось - пришли мы сразу после открытия ворот монастыря, поскольку проспали лишнего. Утро было солнечным и прохладным, а потому очень приятным.
Миновав монастырские ворота мы попали на мощеную дорогу, ведущую к одной из внутренней частей Кирилло-Белозерского монастыря - монастырю Успенскому. Забор справа закрывал ведущиеся реставрационные работы, на заборе слева красовалась табличка, указывающая на возможность посещения галерей монастырских стен с 9-00. В оба своих предыдущих приезда сюда, я заставал вход на галереи закрытым на замок. Походив внутри монастыря и полюбовавшись на его соборы и строения, мы пошли искать дверь, ведущую к Сиверскому озеру. У меня было полное ощущение того, что эта дверь таинственным образом пропала, оказалась замурованной. Однако, две тетушки, идущие купаться на озеро, открыли замок на тяжелой дощатой двери, ведущей, казалось, в какое-то помещение,  и перед нами открылся путь к озеру. Его берег был более оживлен по сравнению с весной - кроме двух купающихся тетушек, здесь и там стояли рыбаки с удочками. Напротив закрытых больших ворот монастыря была расчищенная площадка, уходившая в озеро, и на ней, на границе воды и песка, собралась шапка белой пены, видимо, нагнанная туда ночным ветром. От озера веяло прохладой, но солнце уже начинало слегка припекать. Мы прогулялись вдоль берега озера от Большой Мереженной до Кузнечной башни и затем вернулись за монастырские стены. Девять часов уже пробило и мы отправились ко входу на стены, осмотрев на пути туда деревянную церковку и поворотную деревянную же мельницу. И вновь, казалось, меня ждало разочарование - решетку, закрывающую вход, украшал большой замок. Решив, что посещение стен стоит небольшого опоздания, мы отправились на поиски "волшебника", который поможет нам "расколдовать" путь туда. По пути обнаружилась ржавая автоцистерна, с надписью "Пиво клинское" на боку, а возле нее - несколько рабочих-реставраторов. Пошутив на тему, что пиво - только своим, мы узнали, что можно спросить про доступ на стены в музеях на территории Успенского монастыря. Зайдя в одну из экспозиций, мы задали этот вопрос смотрительнице, и пока знакомились с небольшой экспозицией и иконостасом, она вела телефонные переговоры с кем-то. После этих переговоров выяснилось, что галереи все-таки будут открыты. И мы вновь отправились ко входу на стены. Уже стоявшая возле открытых ворот сотрудница музея сказала, что видела нас, но была наверху, подметая галереи, а решетку держит закрытой потому, что: "Ну, Вы же понимаете, у меня тут деньги, сувениры...". За решеткой под замком находился киоск, где и содержались объекты беспокойства сотрудницы, а слева от него, в основании круглой башни размещалась выставка детского творчества. Билеты на стены стоили двенадцать рублей, но это был последний день, когда их можно было купить столь дешево. Закончилась реставрация еще одного участка стены, маршрут удлинился и, по распоряжению администрации музейного комплекса,  цена на посещение крепостных цен возросла. Прогулка по галереям крепостной стены была основательной - мы прошли и по первому и по второму этажу из конца в конец. С северного края галереи открывался вид на часть крепостной стены, обращенной к озеру и само озеро. Из бойниц можно было увидеть пустыри под стенами и городские строения вдали. На галерее второго этажа была поставлена пара саней (почему-то мне подумалось, что это сани-кошевки, хотя я их ни разу в жизни не видел). Рядом, прислоненное к стене, стояло огромное тележное колесо. В проемах бойниц кто-то заботливо расположил корзинки и круглые коврики. Спустившись вниз мы посетили выставку детских работ. Затем, купив несколько памятных сувениров, мы, наконец, вернулись к машине и продолжили наш путь в Кемь. Было около половины одиннадцатого утра.
Из-за того, что в Кириллове мы провели больше времени, чем планировалось, я старался держать высокую скорость, что чуть было не стало причиной дорожного инцидента. Перед одним из поворотов стоял знак "70", и я снизил скорость. Выехав из-за поворота я обнаружил прямо перед собой  утиный выводок, переходивший дорогу. Торможение было резким, но все же машина накрыла капотом вереницу утят и раздался несильный звук удара. Утята продолжали свое движение к обочине дороги, но "строй" их несколько распался. На некоторое время мы замерли, но потом я все-таки вышел и посмотрел под машину спереди. На наше счастье ни один из утят не был сбит. И мы поехали дальше, воздав должное тому, кто поставил знак ограничения скорости перед поворотом.
Дальнейшая дорога прошла без приключений. В Липином Боре мы заправили машину и выпили кофе. Недалеко от начала грейдера у Белого Ручья нас обогнала иномарка, но я скоро догнал ее на грейдере и, решив не глотать пыль, тут же обогнал ее, весело проскакав мимо по небольшим ухабам. Невдалеке от Вытегры мы остановились у придорожного кафе в дачном поселке "Лесной", где хорошо пообедали с Юрой в мае, возвращаясь из Калевалы. И в этот раз обед был неплох. Следующая остановка была у моста через реку Нагажма. Там мы фотографировали речной пейзаж, проходящие мимо сухогрузы, а я сфотографировал еще и пузатого рыболова, забросившего свою удочку под мостом.
Дальше дорога вела нас восточным берегом Онежского озера - в Пудож и Медвежьегорск, в придорожных магазинах которых было потеряно немало времени в поисках особой карельской водки "Гарант. Для Вашего здоровья" - той, в бутылках с которой плавают чесночинка и перчинка. Эту водку я обещал Юре в качестве компенсации за все его мучения с заказом номеров в гостиницах и билетов на катер для меня. Однако, власти поздравили-таки нас с 1 июля  - этой водки я не сумел найти нигде. А в Пудоже мы еще и заезжали на заправку. Останавливались также и у реки Андома - уж больно красивы были приречные пейзажи. Да и сама дорога от Вытегры до границы Карелии была настоящим автобаном - с новеньким блестящим черным асфальтом, свежей и красивой разметкой, с новыми с иголочки дорожными знаками и прочим придорожными сооружениями и ограждениями. Где-то на этой дороге меня остановил патруль ДПС, за невключенный ближний свет. Для меня это было обидно вдвойне - поскольку я с 2003 года, после командировки в Словению, езжу с включенным ближним постоянно и чаще забываю его выключать, чем включать. Но бывают чудеса на этом свете - после короткого объяснения старший наряда сказал напарнику: "Выпиши ему предупреждение". Так, в первый раз, я не получил штрафа за нарушение. Позже, в Кеми, выяснилось, что Антону (Stromer) в том же месте за то же нарушение был выписан штраф. 
В Повенце мы осмотрели церковь-новодел, бетонно-деревянную, и бросили взгляд на шлюз. Заехали и в Сандармох, где встретили группу туристов из Подмосковья. В ожидании автобуса они рассматривали нашу ОКУ, а когда мы подошли, стали задавать разные вопросы. В основном - как же это нам удалось на такой маленькой машинке доехать из Подмосковья на Север. Мои попытки отшутиться тем, что машину привезли сюда в сумке поездом, успеха не имели. Одна тетенька проявила недюжинные знания о подготовке машин такого класса к дальним путешествиям, попеняв на то, что на нашей машине не установлен "кенгурятник". Но когда дело дошло до фраз "Ну какие же вы молодцы, доехали сюда на такой машинке...", я поторопился с отъездом, поскольку уже слышал подобное по дороге в Крым, где угодил потом в аварию. Немного расстроившись схожестью ситуаций, я повел машину дальше. Заправка на въезде в Медвежьегорск оказалась обесточенной и мы отправились дальше - в Сегежу. А в Сегеже не было 92-го бензина. Хотя в баке оставался еще бензин, я решил не рисковать и долил пять литров 95-го. 
Между Медвежьегорском и Кемью мы несколько раз попадали в сильнейшие грозовые ливни, когда хлеставшие по лобовому стеклу потоки воды сильно мешали обзору. Молнии на переднем горизонте били не вниз, а горизонтально. Один раз удар грома прозвучал прямо над машиной, заглушив на мгновение и шум мотора и музыку в салоне. Но мы продолжали двигаться вперед, а время так же неумолимо бежало к полуночи. Позвонил Юра и сообщил, что экспедиция уже прибыла в гостиницу и ожидает нас. Заодно он рассказал, как найти дорогу в Кеми. Последним препятствием на нашем пути стал закрытый железнодорожный переезд, уже в самой Кеми. К счастью, поезд был не длинным, и вскоре мы подъезжали к гостинице. Вышли из машины пошатываясь, то ли от усталости, то ли от сильного ветра, раскачивавшего огромные осины у гостиницы. Мы поднялись по крутой деревянной лестнице на третий этаж, где встретили сначала Наталью, а потом взяли ключи от номера у Юры. Мне пришлось еще раз сходить вниз, и, поскольку никто не предложил мне помочь, то вверх по лестнице я поднимался похожим на вьючного мула, обвешанный рюкзаками и сумками. Затем была еще поездка для постановки машины на стоянку и десять минут обратной дороги пешком до гостиницы, подходя к которой, я уже просто валился с ног. Но теплый душ и чуть-чуть спиртного вернули меня к жизни, и я смог бы проехать еще километров двести пятьдесят, если бы не правило садиться за руль только трезвым. Ну, а дружеская беседа в кругу одноклубников была короткой - вставать нам нужно было довольно рано, к тому же Володя (Satellit) настолько был измотан своими приключениями с пробитым бензобаком, что заснул, едва только прилег. Но все же все участники Соловецкой поездки собрались вместе. И было нас семеро.

Кемское "сидение".

Всю ночь за окном номера штормовой ветер раскачивал стволы осин, а потом и вовсе распахнул форточку, так что к утру в номере стало довольно прохладно. Подъем был ранним, и я сбегал за своей машиной, поставленной впритык к "Патриоту" Жени (GEM) - нам предстояло везти всю компанию на причал в Рабочеостровск и, на время Соловецкой поездки, оставить машины там на платной стоянке. Машины же других участников экспедиции уже находились в закрытом на замок ангаре на территории бывшей воинской части. Об этом участке земли я попробую рассказать чуть позже. Затем был завтрак в гостинице и выезд в Рабочеостровск. Судно "Анна-Мария", на котором мы должны были выходить в море, не было предназначено для перевозки "сухопутных крыс" в такой ветер, поэтому мы, вроде бы, должны были сесть на "Василия Косякова", однако, что-то не задалось в трехсторонних переговорах хозяина "Анны-Марии", Юры и тетеньки, руководившей посадкой. Тетенька, судя по всему, хотела "живых" денег, так что когда Юра наконец-то достиг телефонного соглашения с одной стороной - другая уже отдала сходни и отваливала от причала, увозя на Соловки счастливцев, среди которых, увы, не было ни одного из нашей компании. И кто сказал, что семь - счастливое число? Погода, казалось, и не собиралась меняться в ближайшем обозримом будущем - небо плотно оккупировали тяжелые серые тучи, из которых время от времени начинал сеять дождик, а ветер продолжал дуть во всю мочь. Разочарованные, мы вернулись в гостиницу, познавать на собственной шкуре выражение "ждать у моря погоды". Когда стало ясно, что, по меньшей мере, до вечера нам не удастся выйти на Соловки, мы решили ознакомиться с местными кемскими достопримечательностями. Сначала мы посетили Успенский собор - деревянную церковь на окраине Кеми. Как ранее там бывавший, я выступил проводником. Несмотря на то, что был я там один раз, да еще три года назад, я не оказался "Сусаниным", а привел группу в нужное место. Под дождем мы походили вокруг закрытого на замок забора, окружающего церковь, пофотографировали ее и прилегающий заливчик Белого моря. А потом обнаружили рядом краеведческий музей "Поморье", который тоже посетили. Музей располагался в деревянном доме и состоял из четырех комнат, в одной из которых продавались сувениры и входные билеты, а в трех других находилась экспозиция музея.  Среди сувениров на продажу, я, к своему удивлению, обнаружил диск "Карельские каникулы" от Центра культурных инициатив Республики Карелия, который ранее поставлялся только в музеи, как выставочный экспонат. Первая комната экспозиции была оформлена, как обычно в краеведческих музеях. Вторая представляла собой жилую комнату конца позапрошлого века. Третья была частью лавкой, а частью - комнатой или кухней того же времени. Главный смотритель музея отвечал на наши вопросы отнюдь не дежурными фразами. К сожалению, он же и сказал нам, что других музеев в Кеми нет. Так что, закончив экскурс в прежнюю историю Кеми, мы отправились знакомиться с историей современной, в основном, через ассортимент спиртных напитков в местных магазинах, попутно разглядывая и другие товары и сравнивая их стоимость с московскими ценами. Как ни странно, самый лучший выбор спиртного оказался в магазинчике при заправке, почти на выезде из города. Там и было закуплено все, необходимое для дополнения к ужину в гостинице. 
После обеда наш дружный коллектив распался на две части. Четверо предпочли остаться в гостинице, готовясь к завтрашнему выходу на Соловки, а я, Наталья и Татьяна решили отправиться на прогулку. Поскольку Кемь уже была осмотрена утром, мы решили отправиться в Рабочеостровск, еще раз полюбоваться на причалы, и посмотреть деревянные церкви на берегу, напротив порта. Часть причалов, что в 2003-м году представляла собой развалины, была восстановлена и возле них стояли суда, названные в честь разных святителей. Друга часть по прежнему производила впечатление скелетов огромных доисторических животных, острые обломки ребер которых торчат во все стороны. Церковь-новодел напротив порта уже слегка поблекла и потеряла свой желтый цвет новизны. И мы отправились туда. Двор церкви был открыт и мы вошли, обнаружив у входа лежащую на земле деревянную маковку. Пока мы ходили по двору, ворота закрыли, и мы спросили у одного из служителей культа, периодически входивших и выходивших из здания церкви, куда же нам выйти. Он ответил - в калитку. Другой - на вопрос Натальи о том, что за церковь стоит на мысу поодаль, ответил кратко: "Это - не церковь. Это - муляж!". Для себя мы расшифровали это, как церковь оскверненную и не освященную впоследствии. И отправились прямо к этой церкви-муляжу. Вела к ней грунтовая разъезженная дорога, но все же мы смогли подъехать почти к самой церкви, возле которой находились еще несколько ветхих деревянных строений, включавших звонницу, и деревянные тротуары, проложенные между ними и переходящие в причал, неподалеку от которого торчал из воды остов затопленной деревянной баржи. Место на мысу было красивым, церковь, хоть и была муляжом, но прекрасно гармонировала с камнями и водой залива, выглянуло, наконец, солнце, и мы долго фотографировали пейзажи, щедро предоставленные нам природой и разгулявшейся погодой. Я даже залез на звонницу по весьма шаткой и подозрительной лестнице и попытался сфотографировать оттуда панораму порта. Был и забавный эпизод, когда Наталья сказала, что в одном из строений кто-то работает - стучит молотком или топором. Когда я подошел ближе, то нашел источник этих звуков - круглая висячая ручка из арматурного прутка под воздействием ветра стучала по металлической пластине на двери. И как-то меньше стало жаль, в общем-то, потерянного дня.
Вернувшись назад, мы обнаружили туристический "десант", заселявшийся в гостиницу. "Десант" состоял в основном из женщин "непреклонного возраста", слегка разбавленных небольшим количеством лиц противоположного пола. Они тоже должны были отправиться завтра на Соловки - вместе с нами. А я, в который уже раз,  повел свою машину на открытую стоянку. Путь на стоянку лежал между кирпичных зданий, опознанных мною безошибочно, как бывшие казармы, с которых были напрочь демонтированы все деревянные части и их оконные проемы казались мне похожими на пустые глазницы черепов. Подобную картину я видел в разрушенном спитакским землетрясением Ленинакане. Но там дерево шло на отопление палаток, в которых ютились потерявшие кров люди. 
На обратном пути от стоянки я разговорился с одним из сторожей, бодрым дедушкой, лет, примерно, семидесяти пяти. Он и рассказал мне свою версию того, как все это произошло. Во времена СССР здесь размещался танковый полк, которому и принадлежали казармы и ангары. Потом полк был расформирован и имущество его некоторое время оставалось бесхозным. Затем кто-то из местных предпринимателей с ведома и одобрения администрации очень удачно продал танки и демонтировал все дерево с казарм, использовав его по назначению где-то совсем в другом месте. Ну а вся территория части ныне выглядит, как памятник "новейшему смутному времени". Плюс, там процветает какая-то мелкая деятельность, о которой ничего конкретного сказано не было.
Вечером мы неплохо посидели за ужином в обеденном зале гостиницы, использовав приобретенные во время ознакомления с Кемью напитки. На следующее утро мы вновь поехали на причал.

Соловки.

В это утро ветра не было никакого. Мы быстро погрузились на "Анну-Марию", где нашей группе был отведен отдельный кубрик в центре, по соседству с кубриком о четырех койках - наверное, для команды. В этом кубрике по стенам были закреплены широкие лавки, а также имелись не привинченные к полу стол и пара стульев. Для другой группы туристов был отведен большой кубрик в кормовой части судна, бывшего, кстати, в своей предыдущей "жизни" водолазным ботом с кессонной камерой на борту. Из-за безветрия путь до Соловков занял немногим более  двух часов. Большую часть пути я провел на корме, глядя на кильватерный след судна и борясь с симптомами укачивания. Кажется, я был единственным человеком на борту, кого, хоть и немного, но мутило. Затем вдали показался Соловецкий архипелаг. А уж когда из воды стал вырастать монастырь - все высыпали на нос с фотоаппаратами и кто-то из команды попросил разойтись пассажиров по бортам, чтобы те не загораживали обзор штурвальному. Монастырь с воды выглядел нарядным - белые стены соборов оттенялись серым камнем крепостных стен и башен. Обогнавшее нас судно уже подходило к берегу.  Вскоре и мы швартовались у какого-то причала. Все высыпали на берег и отправились к монастырю по грейдерной дорожке мимо поселка. Встретилось нам и несколько машин с архангельскими номерами. На полпути от причала к монастырю стоял сувенирный киоск, где мы приобрели карту Соловков, которая, как выяснилось невдолге,  довольно вольно трактовала размещение объектов. 
Времени на осмотр у нас было около шести часов, поэтому у монастыря мы снова разделились - Юра, Володя и Женя отправились своим путем - мимо монастыря, а мы вчетвером прошлись по монастырю, осматривая его церкви и строения. Гидом и проводником у нас была Наталья. Также мы наблюдали за водружением на реставрируемую колокольню купола с крестом. Там, под колокольней, собралась целая толпа фотографов и, чуть в стороне от этой толпы, сидел с фотоаппаратом с огромным телеобъективом служитель культа, как мне показалось, монах. К нему-то я и подошел узнать, где можно подать записочки на сорокоуст и на поминовение, что были вручены мне дома. Я успел получить понятные объяснения, но, когда захотел задать еще какой-то вопрос, монах, извинившись, схватился за свой фотоаппарат и стал снимать процесс установки креста. А я отправился в церковную лавку, где и подал успешно все записки. Затем мы прогулялись вдоль стены монастыря, выходящей к Святому озеру, любуясь на стены и башни, сложенные из грубых камней, покрытых ярко-оранжевым лишайником. Из трещин в камнях и промежутков между ними проросла трава и синие и желтые цветы. Далее мы отправились искать дорогу к "переговорному камню" и, проходя через поселок, встретили Юру и Володю, искавших потерянный наглазник Юриного фотоаппарата. К счастью, потерянная часть нашлась быстро, зато наша четверка потеряла Наталью, осевшую в местном кафе вместе с ранее отделившейся троицей. Ну, а мы - Татьяна, Антон и я, решив, что еда может и подождать, отправились в путь - искать переговорный камень и лабиринты, которые, судя по карте, находились напротив друг друга, разделенные заливчиком. Узнав дорогу у местных жителей, мы отправились в путь и вскоре шагали по лесочку, где и состоялось наше знакомство с соловецкими комарами. По пути мы останавливались, чтобы сфотографировать ручьи, красивые виды на заливы Белого моря. На местном кладбище мы встретили зайчонка, прыгавшего по дорожкам кладбища. Однако, сфотографировать его не получилось, и он убежал по своим делам. Мы шли по указаниям, полученным от местных жителей и изредка встречали туристов, возвращающихся в поселок. Кто-то был на велосипедах, взятых напрокат в поселке, кто-то шел, одетый в накомарник. Лесная дорога дважды раздваивалась и мы все время держались ближе к морю, оставляя на развилках знаки для отставшего Антона, неспешно проводившего свою фотосессию. Как ни странно, мы вышли прямо к переговорному камню, являвшему собой лежащую прямо у воды прямоугольную плиту с полустершимися буквами на ней. Путем сравнения текста путеводителя с нащупанной пальцами датой на камне, мы убедились в том, что нашли этот камень. Море рядом было ласковым и лениво плескало волнами на берег. Однако,  вчерашний шторм оставил здесь свои следы - кучи водорослей и длинных листов ламинарии. Обнаружив на карте археологический объект, находящийся немного впереди, мы отправились туда, но не нашли ничего, кроме надмогильного креста. Если верить полуоблупившейся надписи, то лежит под этим крестом Лебедев Михаил Игнатьевич. Кто он и чем славен - я не знаю. На пути к лабиринтам мы заглянули на озерко у дороги. Я даже умылся и попил озерной воды. 
Найти лабиринты было не так уж и трудно - там было очень много людей, часть из которых ходила кругами внутри невысоких каменных гряд, сложенных в виде улитки. На меня эти лабиринты особого впечатления не произвели. Поглядев немного на ходивших в лабиринтах, мы пошли в поселок. Там мы зашли в магазин, где я спросил у продавщицы о чудо-хлебе. Такой хлеб сыскался - круглый черный хлеб под названием "Соловецкий", ценой 14 рублей. Хлеб этот действительно не теряет относительной свежести и не плесневеет дольше других. Одну буханку мы съели на обратном пути с Соловков, а часть второй я привез домой. После магазина мы прошли вдоль бараков СЛОН (так гласили таблички на бараках). Пару из них реставрировали. Или восстанавливали?..
Времени до отхода оставалось не так уж и много, поэтому мы с Антоном успели сходить и подать его записки в церковную лавку и посетить Спасо-Преображенский собор. Татьяна в это время гуляла сама по себе. Позвонив Юре, я узнал, что вся остальная компания была уже на борту. Мы тоже пошли к причалу и вернулись уже к самому отбытию "Анны-Марии". Почти весь обратный путь я провел на носу судна, любуясь небом, морем и островами. Вниз я спустился только раз - чтобы одеть свитер, поскольку ветер был холодным. Мне посчастливилось сделать пару снимков чаек, летящих за кораблем и увидеть миражи - как над островами Соловецкого архипелага висела в небе вверх ногами другая суша, едва касаясь своими перевернутыми верхушками вершин островов. Как сказал механик-моторист Николай, такое явление не слишком часто в здешних местах. А еще мы поговорили с ним "за жизнь" минут двадцать. Закончилось наше путешествие прибытием к Рабочеостровскому причалу через два с половиной часа. Привезя Татьяну и Наталью в гостиницу, я отправился приобретать "отходную" на заправку. К этому времени лицо мое, обветренное на палубе, сильно раскраснелось. Поэтому я очень боялся встречи с ГАИ, но встреча такая, к счастью, не состоялась, хотя машина ДПС и встретилась на моей дороге. Вечером мы неплохо посидели за ужином, несмотря на соседство отмечавшего свою поездку вышеупомянутого "десанта", одна из дам которого даже сделала нам замечание, что мы ...слишком громко разговариваем. Я до сих пор так и остаюсь в недоумении, каким образом семеро могут перекричать два десятка...

Кемь - Пушкино.   
 
Утром мы прощались с экспедицией, часть которой уходила морем на остров Русский Кузов. А наш путь лежал на юг - домой, куда мы возвращались в три приема - с ночевками в Петрозаводске и Вологде. Решено было не спешить и посетить все места, которые нам могут понравиться по дороге. Обязательными пунктами были Кивач, Гирвас, Марциальные воды, Ферапонтово и железнодорожный музей в Переславле. Из Кеми мы выехали после завтрака, где-то около восьми часов утра и до Медвежьегорска ехали настолько быстро, насколько позволяли машина и дорога. Остановились только в Сегеже - попить кофе и заправить машину. 92-го опять не было! И я вновь заправил пять литров 95-го. Заправка в Медвежьегорске не работала - шло заполнение емкостей из бензовоза - и мы отправились дальше, не заправившись, положась на запас бензина в канистре. Дорогу выбрали на Юстозеро. Первая остановка была возле водопада у деревни Падун. Причем заметили мы водопад, только после того, как мы доехали до деревни и повернули обратно. По крутым склонам реки росло много цветов и земляники, которой мы тоже отдали должное. Пофотографировав и погуляв около водопада мы отправились дальше, но вскоре были остановлены встречной иномаркой с нероссийскими номерами, которая отчаянно замигала фарами, как только наша машина появилась в поле зрения водителя иномарки. Рослый симпатичный малый представился болгарином и завел обычный для этих мошенников рассказ о кончающемся бензине. Затем последовали "болгарские" деньги, предлагаемые по хорошему курсу. Ну, а венцом всего стал "золотой" перстень. В конце нашей беседы он уже почти влезал в нашу машину. Убедившись в том, что  и так уже хорошо знал,  слегка приобняв и назвав "братом", я спровадил его восвояси, извинившись за то, что ничем не могу ему помочь. И мы поехали дальше. Где-то под Мяндусельгой мы заехали  в лес, на известную мне стоянку возле озера. И были встречены радостным: "Москали приехали!" Местный житель Виталий Алексеевич привез на это место гостей из Питера. Радушию хозяина не было предела - он предлагал нам остановиться вместе с ними, отобедать. Все закончилось тем, что нас угостили на дорогу жареной рыбой, которую мне пришлось съесть одному. Я же, сфотографировав хозяина пообещал выслать ему фотографии. Вскоре сделали еще одну остановку у красивого, неглубокого озера, поросшего осокой.
Неподалеку от Гирваса мы немного проехались по грейдеру на Линдозеро, чтобы посмотреть, каков он, карельский грейдер, начало которого отмечено дорожным знаком "Внимание! Направление движения на Линдозеро отмечено указателями".  После грейдера мы, проехав через Гирвас, отправились по лесным дорожкам к Поор-порогу, где хорошенько побродили по его скалам и бывшим порогам. Было очень жарко и душно, и немного одолевали комарики, но прогулка стоила некоторых неудобств. Переместившись на машине поближе к плесу Суны мы осмотрели старый деревянный лоток, который, немного разрушившись, все же устоял под прошлогодним сбросом воды. Посидев немного на камнях перед небольшим водопадиком, стекающим в маленькое озерцо-лужицу, обрамленное камышами, мы услышали раскаты грома, а  свет дня стал довольно быстро меркнуть. Над Поор-порогом собиралась нешуточная гроза. 
Мы едва успели взобраться по крутому склону и укрыться в машине, как хлынул ливень. Выбирались мы на шоссе по песчаной лесной дорожке, то и дело пересекаемой другими такими же дорожками. Когда мы покидали Гирвас, дождь ослабел. Ниже плотины над камнями каньона поднимался пар - и мы остановились там и сделали несколько фотографий. Останавливались на фотосессии также  в Спасской губе и Готнаволоке - излюбленных местах многих фотографов. Пейзажи там действительно хороши. А уж купающиеся в озере коровы... Затем остановка у поворота на Пялозеро. Фотографии там получились неважные, но остался в памяти густой запах земляники в жарком и влажном после дождя воздухе.
В Марциальных водах музей оказался закрытым и мы ограничились дегустацией минеральной воды из четырех источников. Причем, если второй, третий и четвертый источники расположены рядом, у дороги между стоянкой и избой-музеем, то первый находится метрах в трехстах дальше и идти к нему надо по обочине дороги. Вода повкуснее была во втором и третьем. После посещения Марциальных вод  мы повернули на дорогу на Кончезеро - Кондопогу. Красивыми местами на этой дороге мы любовались из окна машины, торопясь поскорее добраться до Кивача. И вот - знакомый поворот, восемь километров неспешной езды по извилистой дороге через лес - и мы у ворот Кивача. В этот раз мне, как "постоянному клиенту" даже сделали скидку, продав входной билет за десять рублей (это поездка вообще была щедрой на разные "чудеса"). О Киваче особо рассказывать нечего - мы посмотрели водопад, прошлись по многочисленным сувенирным лоткам, некоторые из которых закрылись прямо перед носом. Я даже купил несколько сувениров для своих коллег по работе. Единственное, что мы сделали в отличие от большинства туристов, посещающих Кивач - так это сходили вниз, к шивере и плесу Суны, внизу за водопадом. А потом мы пробовали шашлык, который заказали перед "походом" к плесу. Поинтересовался я и судьбой лисы, виденной мной здесь в мае. Оказалось, что лиса приходила сюда и в июне, и в июле, но вот последних дня три ее никто не видел здесь. После Кивача, уже изрядно уставшие, мы отправились в Петрозаводск, предварительно заправив машину на заправке в Сопохе - стрелка уже прочно лежала на нуле, а красная лампочка горела постоянно. Путь до гостиницы "Северная" не запомнился ничем необычным, кроме, разве, Заводской улицы в Петрозаводске, на которую я свернул, чтобы проще было доехать до центра. Право, Линдозерский грейдер выглядел автобаном по сравнению с этой улицей! В "Северную" мы приехали довольно поздно, кажется после десяти вечера. Небольшие формальности на стоянке и у стойки администраторов, и, вскоре, мы уже устраивались в номере на втором этаже. Казалось, мы были уже ни на что не способны от накопившихся за день усталости и впечатлений. Однако, я так и не побывал еще на знаменитой Петрозаводской набережной, а поэтому пришлось немного ожить, приняв душ. Еще больше я ожил, когда вышел на набережную. Закат там был просто великолепен! А уж сколько людей гуляли по набережной или сидели на лавочках или парапетах. В момент, когда мы выходили на набережную, сзади, с улиц, донесся визг тормозов и протяжный автомобильный сигнал. Я внутренне сжался, ожидая звука удара... И звук этот, увы,  пришел - еще одно столкновение. Минут через пять оттуда уже доносился вой нескольких сирен - наверное, понадобилась и скорая помощь. Впрочем, этот инцидент был единственным, омрачившим прогулку по набережной. Пройдя до ее края, мы полюбовались красной солнечной дорожкой на слегка волнующейся поверхности Онежского озера, красками облачного заката, далеким белым парусом и чайками. На обратном пути мы рассматривали скульптуры, коих на набережной было в изобилии - и ангел, поражающий дракона, и рыбаки с сетями, с лицами, более похожими на черепа - скульптурная группа американского автора... Группа молодых людей неожиданно предложила нам выпить с ними вина. На мой вопрос - зачем, они сказали, что им хочется общения. От такого общения мы предпочли отказаться и отправились дальше - до причала речного вокзала, где за закрытыми воротами дремали суда. Потом, в одном из летних кафе, где, слава богу, не было громкой музыки, мы пили пиво и разговаривали о жизни. Возвращались мы в гостиницу во втором часу ночи, по уже темным улицам Петрозаводска, мимо финского театра, вдоль по улице К. Маркса, где долго рассматривали небольших львов на ступенях какого-то здания.
Следующий день встретил нас прекрасной солнечной погодой. Мы зашли в книжный магазин "Экслибрис", где я купил путеводитель по Карелии и карту Петрозаводска. Затем состоялось посещение фирменного магазина Петровского ЛВЗ, где мы "затарились" разнообразной продукцией. "Гвоздем программы" был, конечно,  карельский бальзам.
Я немного побаивался заблудиться в Петрозаводске в поисках выезда на шоссе, ведущее к Вознесенью, однако, ориентируясь по указателям, удивительно легко вышел на эту трассу. Впереди нас ждали грейдер до Вознесения, паром и еще более "увлекательный" грейдер до Вытегры. Первый грейдер не заставил долго себя ждать, однако он был достаточно хорош, чтобы можно было держать скорость около восьмидесяти км/ч. Первая остановка была у знака "Внимание. Взрывные работы". Такой знак я видел первый раз в жизни. Через пару километров указатель оповестил нас о наличии карьера в стороне от дороги. Видимо, взрывные работы велись там. Была и еще одна остановка - в Щелейках, где мы подъехали поближе к деревянной церкви и долго ее фотографировали,  обходя кругом. Там было довольно жарко и слегка донимали слепни. Останавливались и возле деревни Другая река - сфотографировать дорожный знак с этим названием. Само собой, была и остановка на посту ГАИ, недалеко от границы Карелии - для проверки автодокументов с фиксацией их в какой-то амбарной книге. Остановивший меня гаишник попенял мне на превышение скорости после знака "20", которого я, честно говоря, не заметил, заглядевшись на этого самого гаишника в ожидании остановит ли он меня или нет. До Вознесения мы добрались без приключений и, подъехав к паромной переправе, уперлись в хвост довольно приличной очереди из машин, в основном, с неместными номерами. Паром в это время только отходил от другого берега и у нас было достаточно времени полюбоваться на Свирь и онежский простор. А там и паром причалил. Места на пароме хватило всем машинам из очереди и даже тем, кто подъехал после нас. Переправа заняла не более десяти минут и вскоре мы выезжали на грейдер Подпорожье - Вытегра, изрядно разбитый лесовозами. С ними мы встретились в этот день несколько раз и одна из таких встреч закончилась треснувшим задним бампером. Дело было так - догнав очередное облако пыли, такое, что день в нем превратился в подобие сумрака, я думал, что догнал очередную легковую машину. Однако, войдя в это облако, я разглядел перед собой корму лесовоза. Кажется, габаритные огни его даже не горели. Конечно же, я пошел на обгон. И поскольку впереди было трудно что-то разглядеть, то немного прибавил скорость, чтобы быстрее миновать этот длинный лесовоз. Выскочив из пыльного сумрака в свет - не сразу разглядел занимавшую почти всю ширину дороги большую яму, в которую и провалилась ОКА. Машину тряхнуло так здорово, что некоторые небольшие вещи попали невероятным способом из салона в багажник. И появился мерзкий звук-скрип слева, в районе заднего колеса. Отъехав подальше от лесовоза я остановил машину. Слава богу - все обошлось одним помятым диском (передним правым!) и надколовшимся слева задним бампером, от которого отошел подкрылок. Он то и издавал напугавший меня звук. Вправив бампер и прикрутив подкрылок, мы отправились дальше. В эту поездку мне сошло с рук и такое происшествие. Больше приключений на грейдере не было. Была только остановка около моста в Мегре - там очень красив вид на реку.
Наконец, грейдер кончился, и мы достигли Вытегры. Пассажирских судов на Нагажме в этот раз не было и мы не стали останавливаться там. Зато снова пообедали в кафе в дачном поселке "Лесной". После обеда меня стало немного клонить в сон, а дневная жара усиливалась. Не спасали ни открытые настежь окна, ни кока-кола, ни апельсиновые дольки, которыми меня кормили "без отрыва от производства". Так что пришлось съехать с дороги у Прокшино,  на развилке на Солзу - Архангельск и, проехав немного вдоль старой дороги мимо беседки и отдыхавших там пары фур и пары легковых, повернуть на первом же повороте к Кеме. К счастью, там оказалась хорошая поляна, с расчищенным в густых прибрежных кустах местом для входа в реку. Спасибо за такую поляну, наверное, следует сказать строителям дороги, хотя и оставившим на поляне "следы цивилизации", но не слишком заметные. Я искупался в неглубокой в этом месте реке, поплавав вдоль берега и быстро оделся, отбиваясь от немедленно насевших на меня слепней, отделавшись всего парой укусов. Купание помогло и сонливость исчезла. Поэтому я не проспал поворот на Куков родник, куда уже давно хотел заехать. Родник находился в трехстах метрах от дороги и до него мы добрались свернув с дороги на грунтовку и, на первом же развилке повернули налево. Сам родник находился на краю поляны в тени деревьев. Над родником была построена беседка с люком в полу. Родник изливался довольно мощным потоком с северной стороны беседки, давая начало ручью. Вся беседка была обвязана ленточками и, когда ветерок становился сильнее - казалось, что беседка колышется. На беседке была надпись, что-то вроде "Люди, не сорите на святом месте". Чуть поодаль от беседки над родником стояла вторая, уже без ленточек. А метрах в пятидесяти был даже туалет-скворечник.  Кроме нас у родника были еще и две женщины и мужчина, приехавшие на УАЗе-"буханке" с местными номерами. Они набрали воду из родника в большие емкости и быстро уехали. Поглядев на родник, напившись и набрав воды в дорогу мы последовали их примеру. Впереди нас ждал Липин Бор.
На заправке я залил полный бак и, выпив кофе в кафе, мы решили заехать на старую, ныне не действующую пристань - посмотреть на Белое озеро. А я еще и затем, чтобы предаться ностальгическим воспоминаниям - как-никак это были те места, где я впервые приобщился к Русскому Северу. Пристань изрядно пообветшала с тех пор, когда от нее отходили "метеоры" на Череповец. Мы поставили машину у входа на пристань, среди множества местных машин, и прошли к самому краю причала. На причале было несколько рыбаков, а на пляжах рядом с пристанью - довольно много людей. Дети купались в озере, взрослые загорали на берегу. Время было вечернее, хотя солнце стояло довольно высоко. Стоя на краю пристани  и глядя на дали Белого озера я вспоминал о том, как уезжал отсюда в далеком 73-м, и как качало "Метеор" на крутой волне Белоозера и еще то, как прилетев в Липин бор из Вологды, шли мы искать машину до Матвеевской. И как ехали в кузове грузовика по лежневке под моросящим северным дождиком. Как далеко все это ушло...
Однако время поджимало - а мы хотели еще посмотреть монастырь в Ферапонтово. Расставшись с Белым озером мы поехали дальше и без приключений добрались до первого поворота на Ферапонтово. Монастырь был на месте и также красиво вставал сради поля при приближении к нему по дороге. Поставив машину на стоянке возле закрытого в этот час монастыря, мы поднялись по дорожке вдоль его северной стены, посмотрели, как пара художников рисует озеро, стоя к нему спинами, а затем обошли вокруг монастыря по еле видимым в высокой траве дорожкам. Прошлись и вдоль озера, блестевшего расплавленным металлом под низким солнцем. И - снова в путь. Последнюю остановку мы сделали у Кишемского канала, хотя и хотели проехать его без остановки. Однако, увидев с высоты моста неспешно проходящий по этому историческому памятнику лесовоз, мы все же решили остановиться и сделать фотографии. Правда, остановиться удалось только метрах в полутораста от моста и, пока мы взбегали наверх, вроде бы медленно ползущий лесовоз успел уйти уже довольно далеко по каналу. Однако несколько фотографий все же успели сделать.
В Вологду мы прибыли поздно, хотя было еще светло. Проехав нужный поворот мы долго колесили где-то рядом с центром и, наконец, переспросив пятого или шестого вологжанина о дороге к гостинице, каким-то чудом приехали прямо на улицу Мира, к гостинице "Вологда". В номере была, пожалуй, лучшая ванная комната из всех гостиниц, в которых мы останавливались в этой поездке. Однако, как раз ей-то нам и не удалось воспользоваться - в городе отключили горячую воду и на три этажа гостиницы был один душ. Благодаря позднему времени очередь в душ была не слишком большой, в отличии от утра.
Утром, после завтрака в гостиничном ресторане, мы открыли последнюю, прощальную, "страницу" нашего путешествия на Север. Воскресение и солнечная погода благоприятствовали быстрой езде и до Ярославля мы доехали быстро. Проезд через город снова не вызвал у меня больших трудностей, благодаря "штурманской" поддержке. Доехав до Переславля, мы повернули на дорогу, ведущую к ботику Петра I и к музеям железнодорожному и чайников. Поразило меня огромное количество машин с московскими и областными номерами, стоящих на стоянках и просто на обочинах, как возле музеев, так и у каждого придорожного водоема. Проезд до железнодорожного музея трудностей не вызвал, хотя места на парковке оставалось совсем немного. Занявши очередь на дрезину, мы побродили по музею под открытым небом, посидели немного в старом немецком вагончике и в кабине мотодрезины. А затем отправились в полуторакилометровое путешествие на дрезине ручной. То, что нас было двое вызвало некоторое неудовольствие билетерши, но мы пообещали ей вернуться быстро и, скрепя сердце, она предоставила нам дрезину. Старались крутить колесо мы от души, и доехали быстро. Потом немного походили по музею ретроавтомобилей, где я нашел, что приборы на панели "Виллиса" установлены наши, отечественные. Затем, прыгая по лесной дороге и обгоняя медленно ползущие наше- и иномарки, мы вскоре выбрались на асфальт, где и приняли решение закончить культурную программу этой поездки, чтобы не переполнить чашу впечатлений, заполненную уже до отказа. В спокойном режиме, не гоня сильно,  мы вскоре добрались до дома. 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования