Весна-2006 в Карелии

powered by Yuricon & Phone
2006




На вопрос, чем бы заняться в майские праздники, был только один вариант ответа: конечно, ехать на Север!
В итоге рано утром 4го числа выдвинулся по Ленинградскому шоссе в сторону Карелии.
На удивление, проехал до границы республики в очень ровном и спокойном режиме, останавливался только дважды - для дозаправки под Торжком и в Киришах.
На въездном посту ГИБДД подвергся экзекуции - где-то между трёх знаков 80, 60 и 40 они мне намеряли 53,1 км/ч и утверждали, что так я ехал в зоне наибольшего ограничения (т.е. прямо на каменные блоки пЃЉ). Потерял 40 минут на напрасные убеждения и правовой ликбез, уехал с постановлением на уплату 50 рублей.
До Петрозаводска добрался без приключений, встретил Костю, после чего пути наши снова разошлись - он поехал на встречу с фотографом И.Георгиевским, а я спустился на набережную релаксировать.



Онего покрыто льдом, ближе к берегам покров уже тонкий и громко шуршит, истаивая. На набережной ощутимо прохладно, и потому немноголюдно. Закат, как всегда, великолепен. Спустя два часа, основательно промёрзнув, но отдохнув и нащёлкав несколько кадров, поднимаюсь к ул.Энгельса в гостиницу. Практически одновременно подъезжает и Костя, мы проводим десять минут на стойке размещения в традиционной дискуссии, является ли Хонда джипом или нет (от этого зависит цена парковочного места) и, так и не добившись от гостиничных служб чёткого критерия, платим максимальный тариф за многострадальное авто и идём спать. Что интересно, классификация Оки вопросов не вызвала biggrin.gif

Утром следующего дня выдвигаемся в сторону Мурманска. Первая остановка - на Киваче. С шашлыками (и вообще с едой) происходит облом, поскольку сезон ещё не открыт и в кафешке нам объясняют, что начнут «бурлить» с завтрашнего дня - ну и ладно. Полученные впечатления с лихвой искупают отсутствие съестного пЃЉ
Только заехав под шлагбаум, я сразу увидел рыжее пятно в лесу - лиса!!! Пока копался с камерами, из кафе выскочил местный котяра и, как ураган, налетел на бедное животное, погнав его обратно в тайгу. Обслуга заповедника и торговцы сувенирами тоже наблюдали эту сцену, смеялись и громко звали какого-то Гошу (я сначала подумал, что они зовут своего коллегу, пропускающего интересное и редкое зрелище). Но, как выяснилось, Гошей они прозвали лисёнка, который регулярно приходит к кафе полакомиться отходами кулинарного производства. Стало понятно и поведение кота - он попросту устранял конкурентов, считая пункт общепита своей безраздельной вотчиной.
Тем временем подъехал Костя, выслушал рассказ про лисицу, посетовал на вынужденные задержки в пути и предложил сходить к музею - посмотреть, не висят ли в экспозиции его фотографии, привезённые ранее. Галерея любительских снимков в музее оказалась постоянно обновляемой, и старых фото мы не нашли, зато посмотрели новые - выполненные в разное время года и в разной технике, но всегда - великолепно.
После музея спустились по дальней лестнице к водопаду, полюбовались на полноводный Кивач и пошли наверх, к площадке. Там нас ожидал второй сюрприз - со стороны верхнего бьефа к кафе подбиралась ещё одна лиса. Продавщица сувениров из ближайшего павильончика стала бросать ей какую-то снедь, и лисица без особого страха подошла на близкое расстояние, позируя перед фотокамерами.









Чуть позже мы видели и третьего лисёнка - он вышел к шлагбауму и получил свою порцию угощения от билетёрш заповедника.
Мы провели на Киваче более двух часов - а планировали более скромную остановку - и нужно было спешить, поскольку ехать ещё было прилично много. Быстро домчались до Сегежи, заправились и пообедали, позвонили в Калевалу, сообщили о своём приближении и двинулись дальше.
Вот и поворот с мурманки - до цели остается 153 км.



Этот перегон можно поделить на три дистанции, отличающиеся дорожными условиями. Этап первый - отличная асфальтированная дорога - заканчивается примерно в десяти километрах за Авнепорогом. Далее следуют километров двадцать пыльного грейдера, впрочем, вполне удовлетворительного. Третий этап - очень извилистая и разбитая асфальтовая дорога с многочисленными «кочками» и поперечными вздутиями. Постоянные подъемы и спуски, внезапные повороты и рельеф покрытия изрядно утомляют и не позволяют держать высокую скорость. Тем не менее, дорога проезжаема для любого авто - нужно только заранее отмерить на ее преодоление достаточно времени и ни в коем случае не спешить.



Так или иначе, но в начале одиннадцатого мы достигли Калевалы и разместились на постой.



Поскольку цель нашего приезда была сугубо деловой, то, пообщавшись наутро с ребятами из туристической компании «ВелТ», примерно в два часа мы тронулись в сторону Войницы. Пятьдесят километров грейдера, отсыпанного каменной крошкой от мельчайших фракций до увесистых экземпляров размером с кулак, проезжаемы примерно за час. Если не жалеть машину и не опасаться чрезмерно сильного удара камня по днищу, то скорость можно держать и повыше - местные УАЗы и Жигули «летают» по войницкой дороге и 60, и 70 км/ч.
Нам определенно повезло с погодой - столбик термометра зашкалил за двадцать пять градусов, и находиться на солнце даже в лёгкой одежде было некомфортно.
За Войницей характер дороги поменялся - он стала более каменистой и извилистой, с частыми подъемами и спусками, иногда через полотно перебегали неглубокие ручьи, перед форсированием которых всё равно требовалось изучать русло. Впрочем, если впереди шла местная машина, то достаточно было просто следовать ее траектории.
Мы довольно часто останавливались, чтобы сфотографировать открывающиеся пейзажи, и потому двигались небыстро, но в целом преодолели 26 км от Войницы до Вокнаволока минут за пятьдесят.





Остаток пути до Костомукши также прошёл по отсыпанному грейдеру, но уже прямому и предсказуемому, поэтому можно было позволить себе особо не осторожничать. Лишь только когда на горизонте выросли строения ГОК, дорога ухудшилась и превратилась в шлаковое месиво, закопаться в котором при неправильном скоростном режиме не составило бы труда. Так, с тыла, мы выбрались на асфальтовое шоссе, которое ведёт в город. Заправившись у въезда в Костомукшу, решили не тратить времени и свернуть к мурманке. Было немного жаль - ведь ещё в Петрозаводске нам настоятельно советовали посетить «смотровую площадку» с видом на карьер, однако опрос местного населения показал, что путь к карьеру ведёт через шлагбаум заводоуправления, где надо «договариваться» о пропуске. К тому времени мы немного подустали, к тому же у Кости обострились проблемы с Окой, и переговоры с заводоуправлением было решено отложить на будущее - ведь мы обязательно еще раз вернемся в Костомукшу! - а пока следует выбираться поближе к цивилизации и - увы - автосервису для легковых авто, а не БелАЗов.
С этими мыслями мы свернули в сторону Сегежи и поехали по отличной дороге, где скорость движения определялась лишь возможностями машины. Лишь последние пятьдесят километров до трассы преподнесли неприятные сюрпризы: вначале восемь верст грейдера, а за ним - уже знакомый кочковатый тракт, где разгоняться было попросту опасно. Перед самой мурманкой дорогу не спеша перешла крупная и упитанная лисица - в отличие от кивачёвских бедолаг, этот зверь, очевидно имел хороший источник пропитания. На заправке в Сегеже мне пришлось дожидаться Костю более получаса - Ока совсем расхандрилась и не желала ехать больше 80 км/ч. Там же, на АЗС решили, что Костя попробует самостоятельно провести доступную профилактику системы подачи топлива и электрооборудования, а я в ранге генерал-квартирьера поеду в Медгору организовывать ночлег.
Оставляя за спиной очередной красивейший северный закат, я двинулся на юг и через час, уже в темноте, запарковался на стоянке у гостиницы «Онежская» (ул.Дзержинского, д.2). Если судить по заполненности автостоянки, постояльцев в отеле было достаточно много, и я даже заволновался, отыщется ли свободный номер. Но мои опасения оказались напрасны - за двухместное размещение без горячей воды (общая проблема в Медвежьегорске) было заплачено 450 рублей, а за стоянку попросили по 50 руб. с машины. В целом, конечно, гостиница отлично подходит для холостяцкого дорожного ночлега, но я бы был осторожен в рекомендациях ее выбора при путешествии в семейном формате.
Утром мы продолжили путешествие, отправившись на восточный берег Онего. За Пиндушами свернули с дороги к мемориалу Сандармох - наверное, когда туда приезжают люди, печальная величественность лесного пристанища усопших не так ощутима. Но в тот день мы были единственными путниками, заглянувшими к мемориалу, и поэтому впечатления остались весьма сильные.



Ненадолго задержались в Повенце - осмотрели церковь-новодел (2003 г.) со средним бетонным ярусом и традиционным деревянным навершием. Такое архитектурное решение на первый взгляд кажется небесспорным, но оно становится понятным и приобретает особый символизм, если вспомнить трагическую историю здешних мест.



Следующим пунктом остановки была деревня Челмужи. Церковь на берегу озера по-прежнему прекрасна, видимых следов быстрого разрушения нет - однако, и свидетельств подновления памятника тоже не замечено. Погуляв по онежской литорали и сделав несколько снимков, поехали дальше.



В Пудоже заправились на АЗС и немного отдохнули перед штурмом грейдера. За Гакугсой все время ждали появления признаков вечного ремонта трассы, однако отличная дорога всё бежала и бежала вперёд - и только когда на обочине выросла стела, обозначающая въезд в Вытегру, мы поняли, что Онежское транспортное кольцо теперь имеет лишь один разрыв - от Вытегры до Вознесенья.



Проскочив Вытегру (к сожалению, мою любимую столовую «Онежские зори» закрыли насовсем), мы пообедали в придорожном кафе в дачном посёлке «Лесной» и без остановок достигли Липина Бора. Быстрая дозаправка - и мы едем в Кириллов в надежде на ночлег. Однако телефонный диалог с гостиницей приносит неприятные новости: заехала крупная группа туристов, мест нет. Решаем попытать счастья в Ферапонтово - в местной гостинице (Слободская, 4) места имеются в избытке, однако все свободные номера лишены удобств. Автостоянки, естественно, тоже нет.



Решаем не искушать судьбу и доехать до Вологды - 118 км не столь уж большое расстояние. В город въезжаем в начале десятого и размещаемся в отеле «Вологда» на ул.Мира,92.
Утро последнего дня поездки встречает нас хмурым небом и достаточно сильным дождём. Заметно холодает, и я со смехом извлекаю из сумки «карельский» непродуваемый камуфляж - всю дорогу в нём не было потребности, а вот в черте цивилизации он неожиданно понадобился.
Предпоследний этап дороги домой прошёл под дождём - вплоть до Ростова Великого ливень то усиливался, то практически прекращался, чтобы через полкилометра возобновиться с удвоенной энергией. В Ростове сделали большую остановку - не смогли побороть искушение пообедать в трапезной Красной палаты Кремля. Посетителей на территории было довольно много - выходной день и относительная близость к Ярославлю и Москве делали своё дело. Тем временем распогодилось, выглянуло солнце и последние за эту поездку ростовские фотографии порадовали яркими красками.



Попрощались мы здесь же, под стенами Кремля. Я вывел Костю на трассу и ушёл на Москву. А созванивались мы уже из дома.
Ещё одна встреча с русским Севером позади. Как всегда, она принесла массу впечатлений и радости. Что ж, впереди лето и осень - золотая пора путешествий. И, может быть, кто-то именно в этом году впервые откроет для себя неисчерпаемый мир Карелии, да и вообще северных регионов европейской части России.



Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования