Деятельность секты "Ушковайзет"
М.В.Пулькин
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКТЫ "УШКОВАЙЗЕТ" ("ОЙКИЙЕ КРИСТИТТУ") В УХТИНСКОМ ПРИХОДЕ В КОНЦЕ XIX в. (по материалам епархиальной печати)
Впервые деятельность секты "ушковайзет" проявилась в Ухтинском приходе в 70-х гг. XIX в., а первыми последователями секты стали крестьяне, имевшие торговые дела в Швеции, Финляндии и Норвегии. Поскольку, в соответствии с воззрениями сектантов, право проповедовать, подобно апостолам, имеют все верующие, то и сектанты стали распространять учение среди своих односельчан. Основная часть проповедей сектантов состояла в призывах не пьянствовать, не драться, не лениться и поклоняться Богу "душевно". Собственно религиозные темы при этом как бы отступали на задний план. Конечно, проповеди такого рода, сопровождаемые примерами из жизни "вилли криститту" - противников секты "ушковайзет", - находили поддержку у многих прихожан и создавали благодатную почву для распространения влияния секты.
Появление новой секты не могло не обратить на себя внимания духовных и гражданских властей. В 1879 г. началось следственное дело, а в 1882 г. главные распространители идеологии секты "ушковайзет" были привлечены к суду за создание секты, а рядовые члены - 19 человек - за принадлежность к ней. На суде "ушковайзет" показали, что они действительно прежде посещали собрания сектантов, но теперь согласны оставить секту. На этом основании Палата уголовных и гражданских дел освободила их от всякой ответственности. Что касается руководителей секты, то они были признаны виновными в отступлении от православия в "еретическую веру", и на этом основании было постановлено отослать их к духовному начальству "для увещания и поступления с ними по правилам церковным". От обвинения в распространении секты они были освобождены. Сама секта была признана не чем иным как лютеранским исповеданием "с некоторыми лишь уклонениями от оного".
В целом, таким образом, судебный процесс завершился для сектантов вполне благоприятно. Их деятельность продолжалась.
Но в то же время секта не получила решающего перевеса в численности сторонников по сравнению с православием даже в своем главном оплоте - Ухтинском приходе. Так, по данным местного священника, в 1893 г. численность "ушковайзет" составила 50 человек на 3500 прихожан обоего пола. Однако в других местностях (особенно в Вокнаволоцком приходе) также были сектанты, численность которых, видимо, не поддавалась учету.
Помимо наставлений основателей секты - карельских крестьян - существенную роль в формировании идеологии "ушковайзет" приобрели некие "финские книжки", которые, как было известно местным священникам, читались на собраниях сектантов. О характере этой литературы местные священники, поголовно не знающие ни финского, ни карельского языка, судить не могли, однако, со слов самих сектантов, они сообщали, что в большинстве случаев это было Евангелие, которое сектанты истолковывали по-своему.
Основой воззрений сектантов было отрицательное отношение к таинствам православной церкви. Положительная, конструктивная программа на ранних этапах формирования секты не сложилась. Так, отказ веровать во святых угодников и Животворящий Крест обосновывался у "ушковайзет" тем, что этому не учат Новый и Ветхий Завет, запрещающий, как полагали сектанты, поклоняться предметам из дерева и металла. Аналогичной была аргументация "ушковайзет" и при отказе от соблюдения постов. Они полагали, что "входящее в уста не оскверняет человека".
Противоречивость воззрений сектантов "ушковайзет" заключалась, в частности, в том, что, отвергая догматы православной церкви, они, в то же время, в отличие от многих прихожан, не принадлежащих к секте, непременно крестили в церкви своих младенцев, совершали там браки по православному обряду и причащались. В то же время православное таинство священства было заменено чисто сектантским. Руководители секты становились духовными наставниками своих единоверцев, проповедниками и главными совершителями исповеди. Наряду с совершением исповеди перед руководителями секты практиковалось также совершение таинства исповеди перед всей общиной "ушковайзет". Кающийся рассказывал о своих грехах и просил прощения. Согласие простить выражалось в объятии или возложении рук на плечи кающегося, "и этим действием душа грешного переходит уже во святые".
Основой деятельности сектантов были собрания, посещение которых, по-видимому, и обуславливало возможности учета сектантов. Однако для многих такие собрания вовсе не означали сознательного разрыва с православием: ведь речь шла о чтении финских богослужебных книг с переводом их на карельский язык. В то же время постоянное место для сбора сектантов отсутствовало, так же как и строгая периодичность: обыкновенно собрания проходили по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Конечно, такой выбор дней для совершения обрядов сам по себе становился источником противоречий с православной церковью: сектант не мог посещать богослужение.
Отсутствовала и строгая последовательность обрядов. Как правило, в начале все грамотные сектанты по очереди читали Библию, выбирая те места, которые по мнению сектантов, подтверждали их отказ от соблюдения постов, поклонения иконам и кресту. Во второй, завершающей части собрания происходило пение священных песен на финском языке (вероятно, по финским молитвенникам) и "убеждение" тех, кто, несмотря на посещение собраний, не стал приверженцем секты Прием в число "ушковайзет" был несложен Один из сектантов вспоминал: "когда я выразил согласие (стать сектантом - М.П.), он (один из руководителей секты - М П.) положил мне руку на плечо в знак того, что я стал "ушковайзет". Конечно, для подавляющего большинства членов секты "ушковайзет" даже столь ограниченный круг познаний о религиозных догматах, которых придерживались или которые отвергали их вожаки, был недоступен. Новые члены привлекались в секту преимущественно благодаря тому, что именно здесь они находили удовлетворение своим религиозным потребностям. Православие, с богослужением на непонятном русском языке, священниками, прибегающими к помощи переводчика "даже в пустяшных делах", и огромные расстояния между церковью и приходскими селениями, не могли дать своим прихожанам такой же духовной поддержки. Приводимый в епархиальной прессе материал явно противоречит выводам: основная причина распространения сектанства крылась не в финском влиянии, которое, конечно, нельзя вовсе отрицать, а в отсутствии гибкости в самой православной церкви, далеко не всегда выдерживавшей острую конкуренцию с сектантами.
|