Свадебная обрядность в Карелии

Семья всегда была той средой, которая хранила и передавала из поколения в поколение народные традиции, учила молодёжь соблюдать обычаи, своевременно совершать необходимые обряды. Именно поэтому созданию новой семьи, выбору жениха и невесты, свадебному обряду придавалось столь большое значение. В XIX веке девушки обычно выходили замуж до 20 лет. Слишком ранние браки не приветствовались. Однако на девушек старше 20 лет уже смотрели как на засидевшихся и им не приходилось рассчитывать на хорошие партии. В начале 20-30-х годов XX века взгляды на возраст девичества стали меняться, он повысился до 21-22 лет. Парни женились чаще всего в 20-25 лет. После 26-28 лет на неженатых парней смотрели уже как на закоренелых холостяков. Традиционно свадьбы играли после Крещения, значительно реже справляли свадьбы осенью после уборки урожая и ещё реже летом.

Обычно брак заключали по сватовству. Немаловажная роль в этом принадлежала родителям парня, так как именно по их инициативе должно было проходить сватовство. При выборе невесты родители придерживались практических соображений, согласно которым они искали, прежде всего, невесту с богатым приданым и хорошую работницу. На сватовство обычно выезжали с наступлением сумерек и добирались окольными путями, чтобы не спугнуть удачу. Во время встречи договаривались о сумме денег, которую мог бы выплатить жених, о подарках его родне, о количестве гостей, оговаривались также все вопросы, связанные со свадьбой и размером приданого. Если обе стороны были согласны, то полагалось оставить залог. В виде залога сторона жениха выкладывала деньги - чем больше, тем лучше, а сторона невесты выставляла её наряды.

Спустя какое-то время жених прибывал в семью невесты "на богомолье". Таким термином условно обозначалось большое сватовство, это было своего рода официальное признание свадьбы перед соседями и многочисленной роднёй. В горнице жених с невестой и все гости про себя молились, а затем начиналось застолье. Гостям выносили большое количество тонких пирогов ("сканцев" - сейчас больше известных под названием пироги "для зятя"). Жених и невеста брали эти пироги, сгибали пополам, откусывали середину и бросали в толпу девушек. Считалось, что первая из поймавших скорее других выйдет замуж. Вторым обрядовым блюдом была яичница. Её подавали жениху, который ложкой разгребал середину и клал туда деньги, считавшиеся символическим выкупом за будущую жену. Девушки норовили съесть эту яичницу, чтобы быстрее выйти замуж. С момента богомолья невеста начинала причитывать. В причитаниях она высказывала горечь разлуки с родным домом, с семьёй, с вольной девичьей жизнью. В течение предсвадебной недели молодые гостили у своих ближайших родственников, собирая их на свадьбу.

Непосредственно свадебный день начинался с обрядовой бани, как в доме жениха, так и в доме невесты. После бани начиналось расчёсывание волос. В последний раз девушке заплетали одну косу, да делали это так, чтобы её трудно было расплести. Жених после ритуального одевания, включавшего в себя повязывание на голое тело куска рыболовной сети и подкладывание в носок под пятку правой ноги серебряного рубля, отправлялся за невестой. Далее проходили традиционные переговоры двух сторон, оттягивающие начало торжества. Когда стороны договаривались, начиналось застолье и дарение подарков. После того, как невеста получала подарки от жениха, наступал самый драматический момент свадьбы - "отпускание воли". Расставанию с "волей" соответствовало расплетение косы, распуская волосы, девушка прощалась девичьей свободой. Невеста плакала навзрыд. После этого ехали в церковь венчаться. Во время венчания примечали, как молодые держат свечи: кто выше, тот и будет держать верх в семье. Свечные огарки хранили до самой смерти. На утро после свадьбы молодых будили под гром горшков и говорили: "Бьём горшки в знак лишения девичьей чести". Третий день от венчания начинался с испытаний молодой на умение выполнять повседневные домашние дела, нередко это было унизительно для молодых девушек. И, наконец, окончательным переходом молодухи от девушки-подростка в состояние совершеннолетия, происходило после так называемой бани для свекрови. Свекровь должна была представить на суд соседей всё, подаренное ей невесткой, чтобы публика оценила мастерство молодой.

Список используемой литературы:
Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 320 с., с.34 - 35
Кузнецова В. П., ЛогиновК. К. Русская свадьба Заонежья. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. - 327с., с.24, 31, 33, 35, 72, 123, 144, 236, 247-248, 251

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования