Вдоль западного берега Онежского озера

Copyright © Valera Karsakov

Знакомство с историей Прионежья и Карелии позволяет лучше понять и оценить те своеобразные условия, в которых формировался духовно-нравственный облик людей этого края, но было бы несправедливо искать причины самобытности культуры этих районов в их отдаленности и оторванности от жизни Русского государства. Связь с Русской землей, с ее нуждами и чаяниями, с ее горестями и радостями жители Прионежья и Карелии не теряли никогда - ни в пору Новгородской вечевой республики, ни в пору Московского государства. Созданные здесь памятники деревянного зодчества исключительны по своей художественной ценности. Удаленные от крупных культурных центров страны, зачастую лишенные своего естественного окружения - деревень и поселков, они порою кажутся нерукотворными, вечными, как реки, озера, леса и солнце. Эти памятники - лишь одно из проявлений поистине высокой культуры жителей древней Обонежской пятины. Культура этих районов выражается не только в архитектурных памятниках, но в былинной традиции, восходящей своими истоками к временам Киевской Руси, и во всемирно известной вышивке, и в изделиях резчиков по дереву, кузнецов и живописцев. Все это увидим мы в продолжении нашего путешествия. Увидим и рассмотрим прекрасные архитектурные ансамбли, стоящие в старинных Прионежских селах, увидим и сохранившиеся изделия декоративно-прикладного искусства, собранные в Вепсском историко-этнографическом музее.

Начнется наше путешествие по Прионежью в деревне Вознесенье на Свири. Здесь находится паромная переправа, открывающая путь в романтическую и загадочную Карелию. Вознесенье на Свири расположено на стыке нескольких районов нашей страны - Ленинградской области, Республики Карелии, Вологодской и Архангельской областей. На пароме можно увидеть машины не только из районов Русского Севера, но и приехавшие сюда и центральной России, поговорить с водителями и узнать подробности о состоянии северных дорог, столь непредсказуемых и далеко не того качества, о котором "предсказывает" нам атлас автомобильных дорог. С парома, пересекающего Свирь в самом ее истоке, можно полюбоваться синевой Онежского озера, лесами и просторами лежащего на горизонте Заонежья. Планируя путешествие, следует учесть, что летом паром ходит с интервалами в 1,5 часа, а последний паром в сторону Петрозаводска отходит в 21 час.

Карелия встречает нас добротной извилистой грунтовкой, к которой тесно прижимается густой еловый лес. Петляя по лесу, обходит дорога низменные места, взбирается на возвышенности и через 15 км выводит нас к деревне Щелейки. Название деревни произошло, вероятнее всего, от расположенной неподалеку местности называемой Крестна Щель. Местность эта начинается практически сразу за деревней и тянется вдоль берега Онежского озера в сторону Петрозаводска. Крестна Щель представляет собой выход геологических пород - черных габбро-норитов, отвесно поднимающихся над озером на высоту до 100 метров. На самом высоком месте этой скалы раньше стояла часовня с образами.

А в самой деревне мы увидим церковь Дмитрия Мироточивого, построенную в 1780 -1783 годах и колокольню, соединенную с церковью крытым переходом. Церковь стоит в центре деревни, немного в стороне от дороги в небольшой не заросшей лесом котловине и поэтому хорошо видна и с дороги и с Онежского озера. Впервые издалека увидев этот ансамбль, вспоминается многоглавие Кижей, хотя церковь в Щелейках имеет традиционное пятиглавие. Но четыре главки, расположенные на щипцах кровли, так тесно прижимаются к центральной луковке, что как будто водят хоровод, умножаются и заполняют все пространство вокруг пятой, наиболее крупной главы. С востока этот танец поддерживает шестая главка, расположенная на бочке алтаря. Покрытие самой церкви выполнено в виде "крещатой бочки": квадратный сруб завершен по всем четырем фасадам так называемым "бочарным" покрытием, из центра которого поднимается восьмерик, поддерживающий центральную главу церкви. С запада к церкви примыкает шатровая колокольня, внося в ансамбль элемент завершенности. Восьмерик колокольни расположен на невысоком четверике, который насквозь прорезан аркой. Именно через нее - арку расположенную под колокольней ранее был вход на погост. Сейчас здесь заросли иван-чая, а ограда современного погоста вынесена далеко вперед. Колокольня соединена с трапезной высоким переходом, украшенным резными столбами и причелинами .

Ансамбль дважды ремонтировался : в 1834 году его обшили тесом, а в 1868 году главки церкви, бочарное покрытие и крыши трапезной и церкви покрыли железом. Реставрация, проведенная в 1972-1978 гг., вернула колокольне и церкви утраченный облик: была снята обшивка, изменившая пропорции сооружения, заново покрыли осиновым лемехом главки церкви.

Издалека церковь напоминает корабль - Ноев Ковчег в бурном житейском море. Воображение рисует деревенские праздники, нарядных людей, спешащих на службу, звон колоколов ... Но тихо сейчас в Щелейках, Дмитриевскую церковь закрыли в 1932 году, службы в ней не проводятся и приходится в одиночестве наслаждаться ее красотой. Небольшим был Щелейский приход и в конце ХYIII века, состоял он из 30 домов с населением 263 человека. Жители Щелеек были опытными рыбаками, занимались рыбацким промыслом не только на Онежском озере. Озерцковский Н.Я., путешествуя в конце XYIII века по этим местам, так описывал жизнь села Щелейки: "Многие из жителей села каждую весну ездят в Санкт-Петербург на лодках для ловли рыбы в устье Невы. Живут там недель до пяти и более, пока в жительствах их не начнутся полевые работы. Причиной тому большой спрос на пойманную рыбу в это время в устье Невы". Видно зарабатывали неплохо, коль смогли отстроить на свои средства такую просторную и красивую церковь. В продолжение путешествия направляемся в деревню Гимрека (название деревни от вепсского "хийм" - родня), расположенную в 6 км от Щелеек в направлении на Петрозаводск.

На возвышенности за деревней расположен наиболее хорошо сохранившийся ансамбль Прионежья: Рождественская церковь 1695 года, колокольня и рубленая ограда погоста с резными воротами. Здесь еще раз убеждаешься, как народные мастера умело располагали общественные центры селений - церкви. Рождественская церковь в Гимреках стоит на возвышенности в некотором удалении от деревни, вытянувшейся вдоль берега Онежского озера. Она видна с любого конца деревни и за многие километры с Онежского озера , благославляя крестьян и рыбаков и призывая под свои своды. Рождественская церковь создана именно для этого места: бескрайнюю гладь озера, его ровные берега рассекает высокий шатер Рождественской церкви, как чайка, взлетающая над просторами Онежского озера.

Шатер церкви поставлен на восьмерик, украшенный двумя рядами фронтончиков, апсида алтаря крыта бочкой, на щипце которой возвышается главка-луковка, увенчанная деревянным крестом. С запада к небольшой трапезной примыкает двухвсходное крыльцо, фасад которого напоминает скорее старинный сказочный терем - так богато украшен он резными причелинами, доской ветреницей, столбиками с объемной резьбой. Надо сказать, что в старину крыльцо в храме служило не только входом, но и трибуной - именно с высокого крыльца церкви оглашались все решения, принятые на собраниях, происходивших в трапезной церкви, зачитывались различные указы и послания. Именно поэтому крыльцо выполняли столь высоким и нарядным .

Стоит отдельно сказать и об ограде погоста, ранее не встречавшейся нам в памятниках Посвирья. Рубленые высокие ограды погостов часто встречаются в Карелии и Архангельской области . Это связано с приграничным расположением этих районов в средние века, что требовало необходимости защищаться от шведов, немцев, разбойников-поляков в смутные времена . Звенья ограды для большей устойчивости соединялись поперечными врубками бревен, по всей длине ограды пускалась клинчатая кровля, защищающая сруб от осадков. Такова ограда и Гиморецкого погоста. Дополняет ее лишь сруб ворот с резными створками, издалека похожий на крохотную часовенку-амбаронку.

Церковь, закрытая в 1930 году, действовала непродолжительное время в годы войны, но затем ее вновь отобрали у верующих. И сейчас она ждет еще своего возвращения, своего настоятеля, своих прихожан.

Еще раз оглянувшись на просторы Прионежья, раскинувшиеся у подножия Рождественской церкви, продолжаем наш путь в направлении Петрозаводска, до которого осталось чуть меньше ста километров. Вскоре нас встретит современная граница Республики Карелия и первая приграничная деревня - Каскесручей . Здесь на одноименном мысу Онежского озера раньше тоже стояла церковь, но она сгорела лет десять тому назад . Теперь здесь лишь старый фундамент, ограда , выложенная из гранитных валунов, сосны, качающиеся на ветру, и два каменных креста старого кладбища.

Дорога постепенно улучшается, в деревнях появляется асфальт, вдоль дороги видны отвалы габбро-диабаза, добываемого здесь промышленным способом. В деревне Шелтозеро нельзя проехать мимо красивого двухэтажного ( "двужирного", как говорили в старину ) дома, украшенного резным балконом и наличниками с филенчатыми ставнями. Здесь находится Вепсский этнографический музей, рассказывающий о культуре, традициях и быте вепсов. Юго-западное побережье Онежского озера вепсы начинают осваивать в конце XY века, вепсские поселения Шелтозеро и, расположенная неподалеку, Шокша впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия в 1453 году. В Шелтозере в начале века было две церкви: Горне-Шелтозерская, Ильинская церковь(1682 г.) и Шелтозерско-бережная, Преображенская (1776 г.). В летописи Шелтозерско-Бережного прихода за 1876 год отмечается, что жители "преимущественно занимаются и снискивают себе пропитание занятием каменотесным и ходят в Петербург, Кронштадт, на Шведские острова, где теснут камень, полируют, работают при крепостях , доках". С середины XYIII века начинает разрабатываться месторождение знаменитого "шокшинского порфира". Его называли еще "вельможным камнем", поскольку шел на облицовку наиболее дорогих и значительных зданий и дворцов. Из него отделаны многие внутренние помещения Зимненго дворца, Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге. В 1847 году 27 монолитов шокшинского кварцита было отправлено в Париж для отделки саркофага Наполеона I. Во владениях Брусненского монастыря добывается "синий камень" - песчаник для изготовления жерновов, точил, тротуарных плит. Сам Брусненский монастырь располагался на Брусинском острове (современное название - остров Брусно), что в 10 км. от устья реки Шелтозерки. В начале века на острове еще стояла оставшаяся от монастыря деревянная Никольская церковь, построенная в 1630 году.

Но вернемся к Вепсскому историко-этнографическому музею. Размещается он в "двужирном" доме с мансардой, принадлежавшего когда-то крупному подрядчику Мелькину. Хозяйственный двор в этом доме пристроен перпендикулярно жилым покоям. Про такой дом говорили "строен "глаголем". Домовито любил жить прионежский крестьянин. Любил он, что бы все у него было под руками, что бы дом его представлял собой единую полную чашу. Почти все службы находятся у него в единой связи с домом. Жилое помещение через посредство сеней соединяется с хозяйственным двором, где хранится сено, солома, предметы домашнего хозяйства, сани, салазки для перевозки сена, бричка-тарантас. С улицы к нему ведет "взъезд" из круглых бревен. На первом этаже хозяйственного двора располагались домашние животные и подсобные помещения. Само жилое помещение построено в два этажа: нижний служит для жилья самих хозяев, а верхний с горенкой (от слова "горний", т.е. верхний) для гостей и жилья в летнее время. При обустройстве жилья вепсы огромное значение придавали приметам. Хорошей приметой для вселения считалось полнолуние. Порог нового дома переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним - хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Если он запоет - жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет - хозяин не долго будет жить. Вселясь в новый дом , хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы "теплее было и богато жилось". На первом этаже этого красавца-дома сейчас воссозданы интерьеры вепсского крестьянского жилища конца ХIX начала ХХ вв. Внутренне помещение разделено на две части. Перегородкой служит шкаф-буфет, в котором хранятся чайная посуда и другие бытовые предметы. Шкаф находится на одной линии с русской печью. По диагонали от печи находится "святой угол" - "юмалчог". В него ставили иконы, а в нижней части хранили флакончики со святой водой. Здесь же располагался стол. В женской половине где находились кровать, диван и сундук, часто у окна устанавливали ткацкий станок. Изба освящалась керосиновой лампой, подвешенной над столом. В хозяйственном дворе представлены экспозиции, рассказывающие о кузнечном промысле, рыболовстве, обработке дерева и кости. Надо отдать должное музею - все сделано с большой любовью и знанием дела, можно купить литературу по истории Карелии, Пудожского края, Вытегры.

Все ближе и ближе Петрозаводск. Появляется асфальт, дачники, суета и торопливость большого города. В Петрозаводске можно заночевать , в городе достаточно гостиниц с недорогими номерами и охраняемыми стоянками . Можно заночевать и в кемпингах, которых много на Мурманской трассе в направлении на Медвежьегорск и Кондопогу, которая является следующей целью нашего путешествия .

В Кондопоге сохранилась Успенская церковь, рубленная в 1774 году на берегу Чупа-губы Онежского озера. Церковь находится на восточном берегу губы, в 2-х километрах от молодого города Кондопога, возникшего около целюлозно-бумажного комбината. Что бы ее найти надо при выезде из города свернуть направо, миновать корпуса Кондопожского ЦБК, за которыми и откроется вид на знаменитую Успенскую церковь.

Село Кондопога входило в состав Шуйского погоста Обонежской пятины Новгорода. В конце восемнадцатого века Кондопожский приход состоял из 104 дворов с населением 1866 душ, а село было значительным центром Прионежья. Первоначально дворы прихожан располагались вдоль берега губы южнее и севернее полуострова, на котором стояли церкви и было кладбище. Срубленый в 1774 году шатровый Успенский храм - второе или третье по времени сооружение на этом месте. Писцовая книга Шуйского погоста 1563 года сообщает, что в селе уже стояла церковь. Стройная 42-метровая вертикаль храма, контрастируя с горизонтальным ландшафтом и вытянутыми вдоль берега жилыми домами, организует огромное пространство вокруг. Собор служил и чисто практическим целям, выполняя роль маяка в узкой и длинной Чупа-губе. При реставрации памятника в 1955 году на западной части здания над трапезной (на стороне обращенной к озеру) найдены были следы врубок основания звоницы, которая не сохранилась, а раньше служили одновременно и дозорной вышкой. Церковь была рассчитана на восприятие с трех сторон: с севера и востока - с дорог и жилых домов прихожан и с юго-востока - с водной глади Чупа-губы.

Успенский храм стоит на небольшом полуострове, соединяющимся с берегом узким перешейком, и кажется, что она со всех сторон окружена водой. Все в силуэте этой церкви устремлено к небесам: стройный четверик основного объема церкви, восьмерик с двумя повалами и высоким шатром, крытая бочкой алтарная апсида с маленькой главкой-луковкой. Восьмерик раньше был украшен двумя рядами фронтончиков, но сейчас остался только один. Лучшие народные традиции выражены в архитектуре просторной и светлой трапезной со скамьями вдоль стен и двумя резными столбами с "руками"-кронштейнами, поддерживающими потолок. Трапезная Успенской церкви отвечает всем канонам, выработанным в народной русской архитектуре к семнадцатому веку, когда трапезные при церквях стали общественными центрами селений.

Говоря о дате постройки Успенской церкви - 1774 год - следует сказать, что в архитектурном плане она представляет собой как бы другую эпоху. Незаметно, что в ней отразилась обычная в то время регламентация с утверждением планов, фасадов и прочее. Архитектурные формы храма слишком отступают от привычных. Успенской церкви ближе всего столпообразные храмы-монументы XYI века, такие как церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана Грозного, или собор Покрова на рву ( Василия Блаженного ), исполненный как мемориальный храм в честь взятия Казани. Летописец XYI в. так рассказывает о церкви Вознесения: "Свершена бысть в Коломенском церковь камена Възнесение... бе же церковь та вельми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего на Руси". Народ же отмечал про сию церковь, что построена она "скорее как бы для украшения, чем для молитвы". В этих двух свидетельствах совершенно точно отмечены особенности архитектурного образа храма- монумента: его ярко выраженная устремленность ввысь, богатая внешняя отделка и то обстоятельство, что внутренние помещение собственно церкви(помещение для моления) было очень мало. Особенно в сравнении с немалой высотой храма. Построенный значительно позже (в 1907 г.) на месте убиения Императора Александра II храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге был задуман и выполнен также в стиле храмов-монументов XYI-XYII вв.

Полагают, что и Успенская церковь в Кондопоге была то же задумана и исполнена, как храм-монумент в память о погибших во время Кижского восстания 1769-1771 годов. Поводом к восстанию послужил указ от 27 мая 1769 года, резко увеличивший подушную и оброчную подати и сохранивший безмерно возросшей к тому времени заводские повинности. Оно всколыхнуло все Обонежье. Вместе с русским в восстании участвовали и вепсы и карелы, чьи хозяйства и до выхода указа уже были приведены налогами и заводскими повинностями "во всеконечное разорение". Бунт назревал постепенно. Необходимость работать на пушечных и литейных заводах не давала крестьянам возможности управляться с ведением своего хозяйства. Участились побеги. Сотни крестьян самовольно оставляли места заводских работ. Бесславно закончились несколько попыток усмирить бунт и заставить крестьян вернуться на заводы. В июне 1771 года на усмирение возмутителей был послан отряд князя Урусова, составленный из рот мушкетеров, гренадеров и усиленный пушками. В ответ на требование дать подписку о выходе на работы крестьяне собрались в ограде Кижского погоста на многолюдный суем. Только после пушечного залпа, унесшего жизни пяти человек, у крестьян была вырвана подписка с обещанием вернуться на заводы. Многие участники восстания были наказаны кнутом, а затем сосланы на вечное поселение в Сибирь или на работы на Нерченские рудники. Жители Обонежья еще долго помнили эти трагические события и возможно, что именно в память о них воздвигнут через три года после восстания храм в Кондопоге. Образ храма-монумента выражен в этом памятнике чрезвычайно убедительно.

В помещении церкви сохранился подвесной деревянный потолок с росписью ("небеса", как называли такой потолок в народе), сохранился деревянный резной иконостас с иконами XYIII века. В настоящее время церковь действует, в ней регулярно проводятся службы.
В окрестностях Кондопоги есть еще несколько интересных мест, которые стоит посмотреть. Километрах в 20-ти от нее в направлении на Медвежьегорск расположен единственный в Европе равнинный водопад Кивач. Поворот на него с трассы находится недалеко от деревни Солоха. Кивач - это царство первозданной стихии. Вода, небо, скалы, чаща леса. В этой дикости есть как бы воплощение природы над человеком. Правда Кивач, воспетый в свое время Державиным, не так могуч и прекрасен, каким он был прежде. Для выполнения плана лесосплава понадобилось устроить рядом с ним лоток-лесоспуск, через который, даже заваленный теперь камнями, все равно идет сброс воды. И все же впечатление остается незабываемое.

Возвращаясь из Кондопоги и Кивача можно заехать в Марциальные воды, набрать живой минеральной воды, источники с которой находятся практически у самой дороги. Рядом с источниками расположена церковь Петра и Павла, построенная в 1721 году по чертежам Петра Первого. Может быть, эта небольшая обшитая тесом и окрашенная в яркий оранжевый цвет церковь не произведет такого сильного впечатления , как уже многие виденные нами памятники, но в ней хорошо сохранилось внутренне благолепие, многое из которого выполнено руками Петра Первого. Церковь представляет собой крестообразную в плане постройку, купол и колокольня которой увенчаны полукруглыми завершениями с островерхими шпилями. Внутри церкви сохранился иконостас. Среди икон местного ряда - Апостол Петр и Александр Невский, есть икона Алексея Человека Божия в память об отце Петра Первого- Алексее Михайловиче. Деревянные подсвечники и предметы церковной утвари выточены на токарном станке руками Петра Первого.

В целях экономии времени в Санкт-Петербург можно вернуться через Олонец и Лодейное Поле - так значительно короче, а участков с грунтовым покрытием на этой трассе давно уже нет.

"Культура человечества движется вперед, накапливая ценности, а не уходя от этих ценностей по дороге времени... Ноша культурных ценностей не утяжеляет наш шаг, а облегчает. Чем большими ценностями мы обладаем , тем легче овладевать новыми" . Хочется надеется , что это совершенное нами небольшое путешествие по ближайшим к Санкт-Петербургу памятникам деревянного зодчества еще раз подтвердит сказанные выше слова Д.Лихачева и даст нам еще одну ступеньку к пониманию нашей Родины и ее истинных ценностей. Мы увидели лишь ближайшие к Санкт-Петербургу памятники, и, может быть, они так же лишь ступенька к пониманию других, более значительных памятников Русского Севера. Их еще очень много. Это красавец собор в Кеми, церкви и часовни в районе Великой Губы , Ильинский погост на Водлозере , памятники Каргопольщины , Вытегры , Белозерья, ансамбли погостов нижней Онеги. Есть памятники, которые вызывают неодолимое желание вернуться вновь, и при внимательном осмотре они открывают перед нами еще одну черточку своего неповторимого облика. Мир народной деревянной архитектуры - мир особенный, подчас нелегкий для проникновения в него человека сегодняшнего дня. Однако все трудности окупятся и навсегда станет близкой богатая истинными сокровищами область народного искусства - деревянное зодчество.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования