Заонежский полуостров

Copyright © Valera Karsakov

Заонежье ... Кажется, что в самом этом слове слышится шум бескрайней тайги, синева озер и зарево белых ночей Карелии. Заонежье - это северо-восточные и восточные берега Онежского озера. Это Великая Губа , Повенец , Пудож , Андома , Вытегра ... Многое испытали заонежские церкви и часовни за долгие века своего существования. Пронзительный "сиверик", ливневые дожди, грозы, зимние стужи и жаркое солнце оставили на их срубах свои раны. Много веков живут они в полном согласии с бескрайними водными просторами, безбрежными лесами и бесконечным сводом неба. "Ощущение Родины рождается из гармонии между природой и строениями" - писал архитектор Ле Корбюзье. Природа и архитектура. Этот союз здесь ничем не нарушен. Часовни и церкви, в отличие от музеев-резерваций Кижи или Малые Карелы, стоят в Заонежье на тех местах, которые выбрали для них народные зодчие много веков назад. Вглядываясь в их местоположение, в их природное окружение становится ясно, почему народные зодчие выбрали именно это место для строительства, почему срубили церковь или часовню именно в видимых нами формах, размерах, пропорциях, почему в качестве украшения была выбрана именно эта конструктивная деталь строения и почему украшена она именно таким приемом резьбы. О каждой из церквей и часовен Заонежья можно сказать словами поэта Наума Коржавина: "Так в округе твой образ точен, так ты здесь для всего нужна, будто создана ты не зодчим, а самой землей рождена".

В этой главе хочется рассказать о Медвежьегорском районе Карелии, а точнее о церквях и часовнях, расположенных на Заонежском полуострове, недалеко от поселка Великая Губа. Самая южная точка, о которой мы будем говорить - это деревня Усть-Яндома. Она расположена всего в десяти километрах от острова Кижи с его всемирно известным музеем деревянного зодчества, созданным в 50-е - 60-е годы. Первые сведения о церквях Кижского погоста встречается в писцовой книге 1496 года . В середине XVII века "погост Спасский в Кижах на Онеге озере на острову объединял около 130 деревень с "населением 11000 душ". Он охватывал территорию, доходившую до 60-ти верст в округе. В конце столетия погост был разделен: из него выделились Кижская, Карельская и Великогубская трети.

Наш рассказ о Великогубской трети. Центром погоста - административно-податного округа- являлось крупное село Великая Губа с несколькими храмами и кладбищем . По церковной иерархии погосты разделялись на отдельные приходы, которых с течением времени и ростом населения становилось все больше. Центром прихода становилась крупная деревня с одним или несколькими храмами, вмещавшими в себя значительное число прихожан. Почти во всех деревнях, составлявших приход этих церквей, ставились часовни. Их можно было увидеть в центре деревни, при въезде в нее. Ставились порой и две часовни, на въезде и выезде, чтобы обозначить православную территорию, создать, говоря современным языком, благоприятную ауру для жизни. Часовни освящались в честь местночтимых святых, а чаще в честь святых, покровительствующих промыслу, которым занимались в деревне: рыболовству, скотоводству, земледелию. У рыбаков на Онежском озере много часовен освящено в честь Николая Чудотворца - покровителя всех плавающих и путешествующих. Такая организация приходов не сохранилась в центральной России, и только на Русском Севере еще живут многочисленные часовни - архитектурные и общественные центры малых деревень, безмолвные свидетели трудной крестьянской жизни.

На Заонежский полуостров лучше проехать из Медвежьегорска, найдя в городе указатели на Великую Губу, до которой примерно 140 км. Первые километров 40 будет разбитый асфальт, затем грунтовка, за которой достаточно хорошо следят местные дорожные службы. Дороги в Заонежье требуют терпения , но вполне доступны для легкового автомобиля , за рулем которого водитель, не вздрагивающий на любой ямке на грунтовке или при виде слоя пыли в палец толщиной в своем багажнике. Конечно, на грунтовках больше устаешь, они требуют постоянного внимания при вождении, но все это забывается при возвращении, оставляя в памяти лишь встречи с прекрасными архитектурными памятниками и природой этих мест. Самое интересное всегда открывается с трудностями.

В начале статьи мы говорили о хорошей сохранности приходов Русского Севера - церквей и многочисленных часовен. Но хочется еще раз подчеркнуть: если большинство часовен Кижского погоста, расположенного на островах, свезены в музей, то часовни Великой Губы стоят на своих местах. Стоят, порой обозначая лишь места, где когда то находились деревни в десять-пятнадцать, а то и в двадцать-тридцать домов. Первая часовня встречается нам в деревне Узкие, расположенной на длинной сельге( около 30 км), разделяющей Космозеро и губу Святуху Повенецкого залива Онежского озера. На всем своем протяжении сельга имеет ширину всего 500-600 метров и только в одном месте достигает ширины в 1,5 км. Здесь и расположилась деревня Узкие . Расположение деревни в самом широком месте сельги понятно: крестьянину для жизни нужны были не только вода, рыба, но и огород , пастбище для скота , сенокосные луга . Деревня , к сожалению, не сохранилась. А вот часовня стоит. Стоит в небольшой ложбинке, спускающейся к Космозеру, окружённая высокими елями и оградой из валунов. Вокруг видны заросшие фундаменты разрушившихся домов, каменные жернова старой мельницы, затопленный баркас, словно тюлень, пытающийся выбраться из воды. Тишина, стрекотание кузнечика, перекликание кукушек, запах травы.

Часовня совсем простая - небольшое помещение для моления, притвор, высокая звонница, крытая шатром, гонтовый воротничок вокруг площадки звона ... Все незамысловато и просто. Часовня сильно наклонилась к воде, как будто спускается, хочет уплыть вслед за людьми, покинувшими ее. Два противоположных чувства вызывает это место - с одной стороны, заброшенности, с другой, чистоты, прозрачности, даже, наверное, святости.

Деревня Узкие входила в состав Космозерского прихода. Центр прихода - село Космозеро, состоящее из трех деревень Артово, Демидово и Погост, расположено примерно в 10 км. Приход насчитывал в XVIII веке 87 дворов с населением в 675 душ. В Космозере был целый ансамбль приходских церквей - один из красивейших в Заонежье. Обнесенный высокой рубленой оградой, он состоял из Успенской церкви (1720 года), церкви Александра Свирского (1770 года) и колокольни. Обе церкви по своей архитектуре принадлежали к храмам типа восьмерик на четверике, получившем широкое распространение в России, начиная с семнадцатого века. Обе были крыты высокими шатрами, так же как и колокольня, расположенная рядом с церковью Александра Свирского, ближе к озеру. Три высоких шатра встречали путника при приближении к Космозеру - классический Онежский тройник, дающий множество вариации при рассмотрении его с разных сторон во время движения. Путник, приближаясь к деревне и присматриваясь к такому ансамблю, начинал различать это множество вариации: церкви то сливаются в единый объем каких-то сказочных, нереальных очертаний, то каждое сооружение демонстрирует себя в отдельности, давая строгость, изящество, четкую прорисованность своего фасада.

Первоначально расположение церквей было ориентировано на восприятие с рек и озер, являвшихся главными естественными улицами древней Руси. Сухопутные дороги появились значительно позднее, когда и деревни, и церкви в них простояли, порой, не одно столетие. Поэтому естественное желание путников получить благословение, пройдя мимо храма, выводило за собой и дорогу к нему. Поэтому и церкви старинных приходов одинаково хорошо видны отовсюду - с рек, озер и дорог. Было так и в Космозере: ровный луг, отделявший церкви от озера, не был застроен, как сейчас, и церкви воспринимались одинаково хорошо и с озера, и с дороги, которая проходила и проходит у самого алтаря церкви Успения. "Плоха та улица, которая не ведет к храму" - говорит народная пословица.

К сожалению, сохранилась сейчас лишь одна Успенская церковь. Ее реставрировали: сняли тесовую обшивку, в которую она была одета в 1875 году, восстановили два традиционных ряда фронтончиков, убрали окна, растесанные также при ремонте 1875 года, сменили тес кровель шатра и трапезной. Бросаются в глаза причелины, богато украшенные резьбой. Искусство такой резьбы совершенствовалось не одно столетие. В старину даже просто гладко вытесанная доска считалась достаточным украшением, так как достигнуть гладкой поверхности с помощью только топора уже было верхом плотницкого искусства. Следующим этапом в развитии орнамента причелин была обработка края доски в виде несложного повторяющегося узора. Появление долота и коловорота дало возможность еще более усложнить узор, а применение гвоздей содействовало развитию орнамента путем накладывания одной резной доски на другую .

Успенская церковь была зимней, теплой и потому значительно меньшей, чем летняя церковь Александра Свирского. Назывался приход всегда по летней церкви - она была большая по размеру, более богато украшена, но служили в ней на Русском Севере меньший период времени - обычно с мая по сентябрь. Сиротливо стоит сейчас Успенская церковь посреди большого села без красавицы летней церкви, без колокольни; нет и ограды, объединявшей их когда-то в один прекрасный ансамбль.

.И снова время не ждет. Через несколько километров мы увидим поселок Великая Губа - самый крупный населенный пункт на юге Заонежского полуострова. Здесь есть почта, телеграф, сюда приходит "Метеор" из Петрозаводска. Но деревянных церквей здесь нет, жители такого крупного села могли позволить себе поставить в девятнадцатом веке вместо старых деревянных более дорогие и надежные каменные. А наше путешествие в страну деревянного зодчества продолжится в деревне Кондобережская, расположенной в 1,5 километрах от Великой Губы по направлению на Усть-Яндому. Местные жители зовут ее Кондоберега, так звучнее и короче. В центре деревни на небольшой возвышенности стоит Никольская часовня, по форме своей похожая на часовню в деревне Узкие. Такие часовни строили, скорее всего, карелы. Это видно из того, что постройка состоит из клетей одинаковой высоты. Русские мастера клеть собственно часовни по традиции приподнимали над клетью притвора, как это делалось при строительстве церквей. Со звонницы часовни открывается прекрасный вид на заонежские дали и деревню. Очень красиво и умиротворенно выглядит Кондоберега при закатном солнце: старинные дома, кони, пасущиеся за околицей, огромные карельские валуны и синева Онежского озера.

Мы едем дальше на юг... На юг Заонежского полуострова, в деревню Усть-Яндома. Грунтовка за Кондоберегой идет, в основном, через лес, становится более сырой, много глубоких луж, но покрытие у дороги достаточно хорошее и боязни забуксовать нигде не возникает. В качестве ориентира для поворота на Усть-Яндому возьмем деревянный мост через речку Яндому - он единственный в том районе. Поворот на Усть-Яндому будет не доезжая моста примерно 100-150 метров, лучше доехать до моста и развернуться или сдать задним ходом. Такой подробный ориентир необходим в связи с тем, что в вышедшем недавно атласе Республики Карелия ( Военно-картографическая фабрика, 1997 год , масшаб 1:200000), которым пользуется большинство туристов, расположение Усть-Яндомы указано неверно - за рекой , там же указан и значок , обозначающий часовню. После целого дня езды по грунтовке, по незнакомым местам бывает трудно найти и очевидные вещи, а разбираться с путаницей на карте порой просто не хватает сил.

Свернув на Усть-Яндому, мы попадаем на маленький полуостров. На нем, если быть совсем точным, располагалось две небольших деревни - Усть-Яндома и Погост. Несколько домов, оставшихся от Усть-Яндомы расположены справа на полуострове, слева же деревня Погост. Название ее говорит само за себя - сразу за деревней находится небольшое кладбище, на котором мы и увидим прекрасную во всех отношениях часовню Георгия Победоносца. Построили ее крестьяне в восемнадцатом веке на самой оконечности полуострова, чтобы видна была с озера, освятили, несколько переиначив на свой лад, в честь Георгия Змееборца.

Усть-Яндома расположена километрах в 10 от острова Кижи. С высокой звонницы часовни видно множество островов. Это так называемые кижские шхеры, уходящие на многие километры в озеро. Деревня представляет собой один из типичных уголков Заонежья: густые заросли камыша, несколько больших северных домов, оставшихся от деревни, шатры елей, выросших на погосте, огромные валуны, гладко отшлифованные водой и льдами. Из таких же валунов сложена ограда деревенского погоста - "ровница", как называют ее местные жители. Такие же гряды валунов можно видеть при подходе ко всем заонежским деревням: крестьяне сначала при разработке участка, а затем каждую весну, убирали камни со своей земли и выкладывали их вдоль участков, как бы ровняя (отсюда и "ровницы") их границы.

Часовня Георгия Победоносца в Усть-Яндоме выделяется среди заонежских часовен своей удивительной вписанностью в пейзаж. Говоря про нее, хочется процитировать слова академика И. Грабаря, большого знатока и ценителя северной архитектуры: "Человек, бывший на Севере на всю жизнь сохраняет воспоминания об этих сказочно-прекрасных церковках-грезах, поднимающихся то тут, то там среди густого елового леса, таких же остроконечных, как ели, таких же седых как они. Поразительно умение, с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композиции лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шатры или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки , с изломом холмов, с гладью лугов, со щетиной лесов". Кажется, что эти слова именно про нее - часовенку-грезу из Усть-Яндомы.

У часовни Георгия Победоносца очень высокая звонница - это одна из особенностей часовен юга Заонежского полустрова. Такие же высокие звонницы мы еще встретим в часовнях, расположенных в Тамбицах, в Вороньем Острове. Это объясняется стремлением местных жителей сделать их ориентирами, видимыми с бескрайних просторов Онежского озера. Чтобы рыбак при возвращении домой уже не плутал по шхерам, а точно и быстро мог отыскать свою деревню, местоположение которой он и определял по высокому шатру звонницы деревенской часовни. В Усть-Яндоме для этого потребовалось даже выполнить сруб колокольни отдельно от сруба часовни( в Кондобереге и в деревне Узкие сруб звонницы врублен в кровлю). Результат - мощный и стройный сруб высоко возносит площадку звона с устремленным к небу шатром и главкой с крестом, как бы ставя последнюю точку на Усть-Яндомском полуостровке.

Высокая звонница требовала к себе и особого отношения со стороны строителей, поскольку именно она, прежде всего, притягивала к себе взоры. Украшали ее с большим вниманием и усердием: на площадке звона, поверх несущих столбов, поддерживающих шатер, сделаны накладные столбики с крупным резным узором, рассчитанным на восприятие издалека; на восприятие с дальнего расстояния рассчитаны и крупные дощатые балясины ограждения и подзоры, украшающие резной бахромой пространство под полицами шатра.

Вход на Усть-Яндомский погост выполнен в виде маленьких, очень трогательных ворот, украшенных высокой крышей и резными полицами. Ворота поставлены под небольшим углом к оси часовни, так, чтобы можно было видеть одновременно и крыльцо и часть кладбища. Таким образом ворота объединяют часовню и кладбище в единый ансамбль, как бы говорящий, что ни то, ни другое не может существовать самостоятельно.

Усть-Яндома место удивительное, завораживающее, из него не хочется уезжать, хочется побыть там, пожить неторопливой деревенской жизнью, сходить в лес, на рыбалку. Перед деревней есть хорошее место для ночлега: открытая ровная площадка, рядом залив, в который впадает речка Яндома, чудный вид на деревню, часовню, Онежское озеро.

В Усть-Яндоме можно оставить машину и совершить пешую прогулку на Яндомозеро. Там сохранились церкви Яндомозерского прихода и среди них прекрасная Варваринская церковь, построенная в 1650 году. Необходимо сделать оговорку о ее расположении: в атласе церковь и деревня Яндомозеро указаны в самом начале узкого полуострова, придающего озеру очертания большой подковы. На самом деле Варваринская церковь стоит в самом его конце и расстояние до нее от устья Яндомы не 5-6 километров, как может показаться по атласу, а примерно 12-15 км. Дорога идет вдоль русла реки Яндомы, совершенно не проезжая (весной тонут трактора), но красивая. Особенно на самом полуострове: огромные кусты можжевельника высотой 3-4 метра, серые карельские валуны, озерная гладь с двух сторон. При подходе к Яндомозеру и недалеко от устья Яндомы (в непосредственной близости от деревень) можно наблюдать заброшенные участки земли, некогда используемые под посевы, с огромными "ровницами" из серых камней, напоминающие остатки старых крепостей.

Не доходя километров трех до Яндомозерских церквей, в центре полуострова, на небольшой возвышенности стоит деревянный крест, укрытый от дождя двускатной кровлей. Он не старый - возобновили его местный жители несколько лет назад, "потому как стоял здесь давно". В честь какого события уже никто не помнит. Такие кресты называют обетными или поклонными в зависимости от события, побудившего к его возведению. Обетным крест назывался потому, что и строился он по обету: если у крестьянина в жизни происходило неприятное событие, то он, моля Господа о помощи, обещал (давал обет) сходить паломником по святым местам, отслужить молебен, поставить крест (часовню) в благодарность за избавление, за помощь. Ставились кресты и в честь каких-то знаменательных событий в деревне. В Карелии и Архангельской области крестами обозначали места "гари" старообрядцев. Бывало, что крестами святили неблагоприятные, вызывающие боязнь места, слывущие прибежищем нечистой силы, места в которых "пугает", "конь не идет", "коровы обратно поворачивают". Такими часто слыли места, связанные со слиянием или истоком рек, с высотками, мостиками, перекрестками дорог.

Крест на Яндомозере тоже стоит на перекрестке, но уже не дорог, а едва заметных тропинок, идущих между разваливающимися срубами старых домов.

Тропинка, ведущая к церкви, петляет по сухим местам, переходя с одного берега полуострова на другой. И вдруг на живописном фоне зелени кустов можжевельника вырастают два высоких шатра - церкви и колокольни Варваринского Яндомозерского прихода. Собственно от самого центра прихода - деревни Яндомозеро осталось всего несколько домов - красивых, "двужирных", типично северных домов. А в восемнадцатом веке приход состоял из 83 дворов с населением 903 человека...

Варваринская церковь принадлежит к храмам типа "восьмерик на четверике". Построек такого типа много вокруг Онежского озера - это церкви, расположенные в Гимреках, Кондопоге, Космозере, Челмужах, на Саминском погосте.Варваринская церковь одна из ранних построек такого типа - она освящена в 1650 году. В 1865 году ее ремонтировали: перебрали сруб, растесали окна в трапезной, заново прорезали окна в помещении собственно церкви и алтаре. В 80-х годах ХХ-го века ее реставрировали: трапезной придали вид семнадцатого века, оставили одно косящатое и сделали заново два волоковых окна, поменяли тес кровель, заменили шелом (охлупень), прикрывающий стыки теса кровли трапезной и притвора. Надо сказать, что такой строгий шелом на крыше - не небрежность реставраторов. Если в Архангельской области или на Вологодчине ему придавали очертания головы коня или птицы, то в Карелии чаще всего просто гладко отесывали. Так же не украшали, а лишь гладко отесывали концы "куриц", поддерживающих "потоки" - деревянные желоба для отвода воды, стекающей с кровли. Из конструктивных элементов кровли в Карелии было принято украшать резьбой лишь концы "потоков". Резьбу выполняли топором, долотом , реже коловоротом в зависимости от стиля самой резьбы : объемной , рассчитанной на восприятие с дальнего расстояния , или плоскостной , видимой при ближайшем рассмотрении. Крупной топорной резьбой украшены "потоки", расположенные на переломе кровель рундуков двухвсходного крыльца Варваринской церкви.

Крыльцо в церкви всегда украшалось особенно тщательно. Во-первых, оно было всегда на виду, первым встречало прихожан, идущих в церковь, с него оглашались все решения "сходбищ", проходивших в трапезной. Во-вторых, сама открытая для глаза конструкция крыльца давала возможность украсить все ее элементы, чего не могли упустить народные мастера. Объемной резьбой украшались столбы, поддерживающие кровли всходных рундуков, глухой резьбой украшались причелины, прорезной резьбой подзоры, пущенные под кровлей между столбами. Концы теса кровли украшались "гребнями резными", дающими, кроме всего прочего, очень красивую тень в солнечные дни; про украшение "потоков" мы уже говорили.

Нельзя не обратить внимание на колокольню Варваринской церкви, построенную в восемнадцатом веке. Небольшой, в несколько венцов, четверик в основании стройного восьмигранного сруба, открытая площадка звона, крытая высоким шатром, непосредственно под которым подвешивались колокола. С перехода, соединяющего церковь и колокольню можно подняться по внутренней лестнице на площадку звона, обозреть заонежские дали, а заодно и изучить конструкцию колокольни, которая так же имеет свою историю. Первоначально колокольни представляли собой простые навесы на столбах, врытых в землю.

Столбов могло быть четыре, пять или даже девять штук. Чем больше столбов, тем больше устойчивость колокольни при их подгнивании. Затем столбы стали обносить срубами , хотя они еще оставались врытыми в землю. Для того чтобы столбы меньше подгнивали, их стали устанавливать не на земле, а на срубе, или в самом срубе. Для этого внутри сруба на одной трети его высоты под столбы подводились балки-"переводы", концы которых врубались в сруб. Столбы опирались на балки, были зажаты срубом, не гнили. Если подгнивал сруб, то в нем всегда можно было заменить нижний венец, что значительно упрощало ремонт. Точно такую конструкции можно наглядно увидеть внутри Яндомозерской колокольни. Четверик в основании появляется в середине семнадцатого века и состоит сначала всего из нескольких венцов, затем количество венцов увеличивается, доходя по высоте до половины сруба всей колокольни.

Храм - это олицетворение народа на определенном этапе его развития. Именно эта мысль приходит в голову при рассмотрении теплого храма Яндомозерского прихода, стоящего поодаль от Варваринской церкви. Построен он в конце девятнадцатого века, похож на каменные храмы небольших провинциальных городков. Прямоугольные объемы алтаря, притвора и собственно церкви идут в совершенное противоречие с окружающей природой, где, исключая линию горизонта, вообще нет прямых линий. Не обсуждая его архитектурные достоинства или недостатки, можно лишь сразу сказать, что проект храма, в соответствии с законодательством своего времени, "прислан из города"; что как-то нелепо выглядит он на фоне ограды из валунов и могучих кустов можжевельника; что украшения его не коснулась рука народного мастера: нет красивого крыльца и трапезной, нет всего того, чем мы любуемся у построенной в семнадцатом веке Варваринской церкви.

При возвращении обратно в Усть-Яндому, нас еще долго будут сопровождать два светлых, крытых осиновым лемехом, шатра церкви Святой Варвары Яндомозерского прихода, не отпуская от себя, притягивая взоры, порождая думы и мысли. Из Усть-Яндомы двинемся дальше по дорогам Заонежского полуострова. За мостом через Яндому грунтовка становится заметно лучше, ровнее, идет по сухим местам, дальше от дороги отходит лес. Километров через десять появится деревня Типиницы - центр Типиницкого прихода, возникшего в семнадцатом веке. В писцовой книге 1646 года упоминается "выставка в Типиницах во имя пророка Илии", указывается, что раньше здесь были часовни. В восемнадцатом веке приход насчитывал семьдесят дворов с населением 797 человек. В конце девятнадцатого века в перечне церквей Типиницкого прихода нет упоминания о церкви Илии пророка, а говорится лишь о Вознесенской церкви, построенной в 1781 году. Эта церковь сгорела уже в наши дни. По описаниям, она была похожа на другой памятник Заонежья - Ильинскую церковь на Водлозере. Обе церкви были рублены четвериком от самого основания, были достаточно крупными по своим размерам (помещение собственно церкви занимало площадь около 70 кв.м). Отличие Типиницкой церкви заключалось в ее шатровом завершении (на Водлозере церковь крыта "кубом") и значительно большей трапезной.

К сожалению, так получилось, что мы ничего не сможем посмотреть в Типиницах, но проехать через деревню все-таки придется , поскольку дорога в деревню Вороний Остров- следующую цель нашего путешествия - проходит через Типиницы. Чтобы ее найти, нужно не следовать влево вместе с дорогой на Медвежьегорск, а свернуть направо в деревню. В ее центре мы и увидим добротную грунтовку, ведущую дальше по глубинкам Заонежья.

Вороний Остров - так называется небольшая деревушка, получившая свое название от расположенного недалеко от берега крохотного островка. Вот что рассказывают о нем местные жители: "Вороний, потому как на нем всегда полно ворон. На острове часовня деревянная, в ней каменный чудотворный крест из серого гранита. Летом на остров много паломников приезжают со всех концов, к кресту прикладываются". Остров отстоит от берега метров на сто и летом до него можно добраться по отмели. По рассказам, на остров вели мостки, но они разрушились со временем. Саму часовню трудно разглядеть с берега, виден лишь вход в нее с редким для деревянной архитектуры полукруглым сводом, похожим на портал каменных церквей. Зато с удовольствием можно разглядеть другую, стоящую на развилке, часовню Усекновения главы Иоанна Предтечи. Очень высокая звонница, которая по конструкции своей, пропорциям и декоративной отделке - точная копия звонницы часовни Георгия Победоносца в Усть-Яндоме. Небольшие, в сравнении со звонницей, помещение для моления и притвор, очень простое крылечко. Часовня обшита тесом "в закрой", то есть таким способом, когда концы теса обшивки напускали один на другой, подобно веткам старых елей. Так стали обшивать в начале двадцатого века. Под обшивкой не видно сруба, поэтому трудно определить дату постройки часовни. Очень не обычны для этих мест полукруглые окна часовни. Вспоминается вход в часовню на острове: может быть его полукруглый свод и такие же окна часовни Иоанна Предтечи делал один мастер в начале века.

Часовня стоит в створе небольшого залива, разделяющего деревню. Улица деревни, дороги, ведущие из соседних деревень, узкий длинный залив - все как бы ориентируется на часовню, всех как бы организует и подчиняет себе она. "Плоха та улица, которая не ведет к храму" - еще раз вспоминается здесь народная пословица.

От часовни в гору ведет дорога в Тамбицы, очень интересную для нас деревню. Интересную с точки зрения церковного зодчества - часовни Николая Чудотворца, и с точки зрения жилой архитектуры. В путешествии по деревням и поселкам Заонежского полуострова нельзя было не обратить внимание на дома старинных деревень, поражающие своими размерами, формой, богатым убранством, объединяющие под одной кровлей избу, сени, дворовую клеть, хлев и амбары. Такие "хоромные строения", объединяющие под одной кровлей все службы, появились у карел, как полагают, под влиянием новгородских усадеб-"хором". Об этом говорит и само определение таких построек - "строить по-новгородски". Едва ли нужно объяснять удобство такой планировки в условиях северного климата, в районах развитого животноводства. К тому же жили большими семьями, лесу было достаточно, строились "обществом". По мнению плотника-карела, сколько бы ни было клетей под одной кровлей, все они должны уложиться в один "брус", прямоугольный в плане: к передней клети четырех- или пятистенной избы сзади пристраивалось любое количество клетей, затем, независимо от внутренней планировки, дом перекрывался симметричной двускатной кровлей достаточно высокого уклона. Такой "брус", обычно двухэтажный, мог быть величины немалой.

Именно такого типа дома встречают нас в Тамбицах. Дома типа "кошель", с асимметричной кровлей, или "глаголь", когда хозяйственный двор пристраивался перпендикулярно жилой избе, на Заонежском полуострове редки. При первом взгляде на деревню складывается впечатление, что ты попал на улицу провинциального города: по обеим ее сторонам со значительными интервалами расставлены дома, крытые четырехскатной кровлей, некоторые сверх жилого этажа имеют еще надстройку в виде мезонина с резным балконом. Углы многих домов рублены в лапу, многие обшиты тесом, окна почти всех домов имеют наличники городских мотивов. Очень интересны конструкции крылец с витыми колонками и деревянными подвесками . Во всех этих постройках, во всей этой домовитости , обширности, а вместе с тем легкости и уютности - былая родная старина. Кое-где в Заонежье можно встретить еще постройки несколько иной архитектуры - строгие, даже суровые дома, уцелевшие от времени старообрядчества. Их совсем немного. Они, точно сами старообрядцы в длинных, наглухо застегнутых кафтанах, одиноко стоят, без резьбы, без обычных украшений и как бы с укором смотрят на окружающие их веселые и нарядные постройки.

Очень красив в Тамбицах дом справа за рекой, первый встречающий нас при приближении к деревне. Большой, "двужирный" дом -"брус", украшенный мезонином с типично городским балконом на четырех резных деревянных колонках, поддерживающих трехарочный верх фронтона мезонина. Такой тип балкона несомненно заимствован из городской архитектуры. Многие заонежские плотники, отработав на так называемых "отхожих промыслах" в Петербурге, Олонце, или Петрозаводске, по возвращение домой творчески перерабатывали виденные там достижения каменной архитектуры применительно к своим родным домам. Так появлялись на севере в простых крестьянских избах городские мезонины, балконы, наличники, городская расстекловка окон, крыльцо типично городского дома. Например наиболее характерным для Карелии считается наличник в стиле барокко, состоящий из двух завитков изысканной формы, между которыми имеется вставка в виде вазы или балясины. Мотив этот был широко распространен по всей Карелии и решался весьма различно. Самая поздняя дата постройки домов с такими наличниками - 1870 -1880 год. На смену им приходят наличники классической архитектуры, более простые, легче выполнимые, дешевле стоящие. Они выполнялись в виде прямого карниза с классическим профилем, состоящим из валиков, полочек, с накладными резными украшениями из квадратов, ромбов и т.п.

Встретится в Тамбицах и дом с "зимовкой" - небольшой избой, располагавшейся перпендикулярно к основному объему дома. Название ее говорит само за себя - жили в ней исключительно зимой, что бы расходовать меньше дров для топки. Примерно треть такой избы занимала огромная печь. Летом в такой "зимовке" чаще всего располагалась мастерская хозяина дома. Надо сказать, что дом с отдельно стоящей зимовкой не характерен для Карелии. Такие дома очень распространены в соседней с ней Архангельской области, особенно на Каргопольщине.

В заключение прогулки по Тамбицам увидим Никольскую часовню. При первом взгляде на нее не сразу определишь, что перед тобой - церковь или часовня. Настолько гордо и монументально высится она в конце деревенской улицы. Монументальность строения никогда не зависела от его размеров, но, говоря про часовню в Тамбицах, хочется упомянуть и об этом: часовня скорее напоминает просторную церковь. Видимо в такой крупной и богатой деревне, далеко отстоящей от приходских церквей (скорее всего деревня относилась к Типиницкому приходу), могли позволить себе крестьяне отстроить такую красавицу. Крыльцо с "висячей гирькой", причем такое, что под его сводами могли свободно уместиться больше десятка человек, просторные сени, трапезная, помещение для моления, рассчитанное, наверное, на одновременный приход почти всей деревни. Резные причелины, богато украшенные глухой резьбой, заканчиваются полотенцами с причудливым прорезным орнаментом. Главка-луковка на кровле часовни поставлена не просто так, а на небольшой прямоугольный постамент. Высокая звонница богато украшена полным набором декоративных элементов: резными столбиками, подзорами, дощатыми балясинами.

Очень красива и интересна деревня Тамбицы, можно долго еще ходить, рассматривать, восторгаться и представлять жизнь заонежского крестьянина в этом удаленном уголке Карелии. И снова не захочется расставаться с этой деревенской улицей, старым мостиком через речку Тамбицу, часовней Николая Чудотворца.

Выезжать из Тамбиц придется по той же дороге, по которой и приехали сюда: дорога через Каскосельгу, указанная в атласе, как более приоритетная, на практике оказывается лесовозной, совершенно не проезжей. Возвращаемся обратно в Типиницы и держим путь теперь уже на Медвежьегорск. В Типиницах поворачиваем направо в направлении на деревни Корытово, Холмы, Поля.

В деревне Поля стоит посмотреть деревянную Ильинскую церковь. Она не старая, построена в 1873 году. До нее на этом месте уже стояла церковь, поэтому лучше сказать не построена, а возобновлена. Возобновлена "по тому же плану", на средства купца Пименова, в формах старинных клетских церквей. Стоящая до этого церковь была "строена, по преданиям, в царствование Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича Грознаго". Старая церковь, судя по всему, была очень похожа на свою приемницу, только украшение в виде крытой лемехом бочки, поставленной на конек крыши новой церкви, могло внести различие между ними. Так было распространено на Руси: новые церкви часто повторяли архитектуру старых, стоявших на их месте и полюбившихся прихожанам.

Ильинская церковь - последняя, которую можно посмотреть в этих местах, километрах в пяти от нее дорога соединится с трассой Великая Губа - Медвежьегорск. Снова почувствуется привычная для горожанина суета, пыль от обгоняющих машин, исчезнет тишина и романтика Заонежья. Не хочется покидать столь интересный и заманчивый уголок Карелии, поэтому окунемся еще раз в его историю, связанную на этот раз с династией дома Романовых. Сделаем это у "Царицына ключа", который увидим справа (по направлению на Медвежьегоск) от дороги, на 35 километре, перед деревней Толвуя. Местоположение ключа можно определить по невысокому штакетнику, расположенному метрах в пятидесяти от дороги. С ключом и с находящейся недалеко от него деревней Толвуя связана очень интересная история.

Борис Годунов, пришедший к власти в 1598 году, и не принадлежавший к династии Рюрика, сильно опасался за свою власть и стремился любым способом удалить всех возможных претендентов на престол. Боярин Федор Никитич Романов в глазах Годунова был наиболее опасным из претендентов на царскую корону, поскольку он был родным братом Анастасии Романовой, одной из жен Ивана Грозного. Федор Никитич был сослан в Антониев Сийский монастырь (в 150 км от Архангельска) и там пострижен в монашество под именем Филарета. Супругу его, Ксению Ивановну, насильно постригли под именем Марфы и сослали в Заонежье, в Толвуйский погост. Сын их Михаил - будущий первый царь из рода Романовых - с маленькой сестрой были сосланы на Бело-озеро. Озерецковский, путешествуя в конце восемнадцатого века по Онежскому озеру, так описывает виденный им Толвуйский погост: "Толвуйского погоста жители, которых по последней ревизии 1300, довольно имеют пашен и сенокосов, без покупки пробавляются своим хлебом. Напротив того в лесе имеют недостаток, который заставляет их обходится с дровами бережливо, а потому топят свои бани по одному разу в неделю. Зимний промысел толвуйских жителей состоит в возе соли с берегов Белого моря в города Повенец и Олонец. Осеннее время препровождают они в ловле рыбы, за которую забирают они наперед у скупщиков по 7 гривен за пуд". У инокини Марфы "от совершившихся переживаний началась портежная болезнь" (эпилепсия). Сочувствуя ей в "портежной болезни", толвуяне и указали ей на близкий к погосту целебный источник. Инокиню Марфу называли в Толвуе не иначе, как "Царица". До сих пор источник, из которого она брала воду, носит название "Царицын ключ", вода из него действительно обладает очень сильным успокаивающим эффектом. По рассказам местных жителей источник постепенно иссякает, давая с каждым годом все меньше и меньше целебной воды. В начале семнадцатого века на Толвуйском погосте стояли три деревянные церкви: Георгиевская, Троицкая и Никольская. На месте Георгиевской церкви в 1869 году построена каменная, которая существует до сих пор. На месте сгоревшей в 1893 году Троицкой в начале двадцатого века была построена часовня в честь Трехсотлетия дома Романовых. По указанию церковных летописей к северу от бывших церквей стоял терем, в котором и "пребывала в ссылке" инокиня Марфа. Надо сказать, что инокиня Марфа не забыла доброго отношения толвуян: после воцарения ее сына помогавшие ей крестьяне были пожалованы деревнями, а "поп Ермолай Герасимов с сыном Исааком" за доброе отношение "дворцовой волосткой в Петровском погосте в Челмужах". В Челмужах, расположенных на восточном берегу Онежского озера, сохранилась деревянная церковь Петра и Павла - ровесница описываемых событий, поскольку построена она была в 1605 году.

Этой историей хочется закончить наш небольшой рассказ о Заонежском полуострове. Мы рассказали лишь о наиболее легкодоступных памятниках архитектуры и природы Заонежья. Но даже то немногое, что мы увидели, дает представление о жизни людей в этих местах, о природе Карелии, архитектуре деревянных церквей и часовен. И вот что хочется сказать на прощание: в каждой часовне, в каждой церкви Заонежского полуострова обязательна была икона Христа Спасителя с Евангелием в руках. С Евангелием, раскрытым на одних и тех же словах: "Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою Вас". Тяжела и трудна была жизнь заонежского крестьянина в глухой стороне, среди лесов и болот. Всегда искал он и находил поддержку своим силам в этом Христовом призыве, который стал для него так близок и дорог. Но, несмотря на тяжелые условия, народ жил и духовной жизнью, успел создать много прекрасного и в области архитектуры, и в области слова, и в области искусства. Выйдя из часовни и задумавшись над народной жизнью и народным творчеством, вы невольно почувствуете, как же велики те силы, которые дали возможность и жить, и работать, и развиваться, и думать о красоте, и создавать для выражения своих заветных чаяний и верований те прекрасные образцы, которыми мы любуемся до сих пор.

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования