Войница-Воттоваара
5.08. - 6.08.
За очередность событий в эти дни я не поручусь - ели, спали, рыбу ловили, в бане парились, медвежатину вымачивали (запах стоял по всей избе). Ездили в Калевалу за свининой и прочими продуктами. Заезжали в Велт, говорили с Леонидом (менеджером или как там). Леонид сказал, что следующая группа приедет в нашу избу только седьмого в ночь, так что мы можем задержаться чуть подольше положенного срока, да посоветовал замочить медвежатину в рассоле огуречном (где ж я его возьму?). В общем, славно покатались. Также была обнаружена грыжа заднего колеса на Террашке, что до самого конца путешествия не давало мне покоя. Два раза в день - на завтрак и ужин, - к нам забегал Рекс. Вечером шестого числа был зажарен шашлык из свинины, медвежатина также подверглась термической обработке в сковороде (и три куска, эксперимента ради, на шампуре). Стол ломился от яств, дымил самовар (настоящий, с трубой).
7.08. - 8.08
С утра ничего особо примечательного не было. А чуть позже полудня приехал Александр с новыми постояльцами, которые неожиданно приехали раньше. Делать нечего, надо собираться... И тут мы вспомнили про широко разрекламированный водопад, находящийся недалеко от Войницы. Почему-то тогда никому в голову не пришло использовать неожиданно образовавшееся время на дорогу до Воттоваары, а все решили, что поедем до нее, как и предполагалось ранее, в ночь. Хотя в первоначальном варианте маршрута с ночным перегоном подразумевался дневной сон перед выездом. Собравшись и доехав до дома Александра, обнаружили пропажу у Террашки колпачка, закрывающего ступицу и потратили на его безуспешные поиски еще около получаса. По пути до водопада (Кумио-порог) умудрились заплутать и взобраться на гору, с которой был удален весь лесной массив - неприятная картина...
На самом водопаде пробыли достаточно долго - ходили, смотрели, фотографировали.
А на пути от Кумио до Калевалы нас ждало приключение: не доезжая пару километров до Войницы, мы были остановлены пограничным патрулем для проверки документов (а пропуск в припограничную зону мы банально забыли оформить, потому как в маршруте Кумио-порог не был предусмотрен). И не одни мы: также были задержаны двое прибалтов на допотопном Сафарике, которые, прикинувшись шлангами, утверждали, что просто заблудились и толпа украинцев (80 человек, по словам погранцов) на одной(!) буханке - как они туда уместились, для меня до сих пор остается загадкой, а может, была еще машина, но мы ее не увидели. Чуть позже присоединилась к нам и группа туристов из Велта, которые были не только без пропуска, но некоторые даже и вовсе без документов. Доблестная боевая овчарка сфотографирована с разрешения погранцов, а вот сами они от фотосессии решительно отказались.
В общем, выписали нам по предупреждению и отпустили с миром. На это приключение было потрачено около трех часов.
В Калевалу прибыли уже вечером, закупились в Велте сувенирами, заправились бензином и двинулись в сторону М18. Дорога за время нашего отдыха в Войнице, как это ни удивительно, короче не стала, и на М18 мы были уже глубокой ночью. Путь по трассе описывать бессмысленно - длинный он был и довольно однообразный, лишь под утро густой туман внес разнообразие, заставив сбросить скорость.
А когда вышло солнце, меня посетило смутное ощущение, что мы проскочили поворот на Юстозеро. Так как оба штурмана спали беспробудным сном, пришлось останавливаться и приводить их в чувство. И действительно, поворот от Медвежьегорска мы проскочили, но до Гирваса еще не доехали. Так как разворачиваться не хотелось, поехали до Гирваса. На повороте заехали на бензоколонку, подкормили железных коней, и двинулись дальше. А вот что было дальше я помню весьма смутно - все-таки неполных два часа сна за более чем сутки (по пути мы несколько раз оставливались вздремнуть).
В процессе пути до Воттоваары у нас чуть ли не в привычку вошло проскакивать повороты. Грейдер не самого лучшего качества сменялся бренными останками асфальта, на котором "ежики" сменялись внушительными ямами, причем в самых засадных местах.
Отдельная картина маслом: остановились у очередного съезда в лес перекусить. Стоим, стало быть, перекусываем... и тут из того самого съезда неспешно выползает Паджерик четвертого поколения, который и продавать-то еще толком не начали, причем этот был с дипломатическими номерами... Подъезжает к нам, из окна высовывается солидный дядька и с характерным прибалтийским акцентом спрашивает нас где б тут порыбачить. Мы что-то сказали про Янгозеро, показав его на карте, и "дипломат", поблагодарив, помчался в сторону Воттоваары.
Потом были на вид довольно хлипкие мосты, впрочем с достоинством вынесшие груженого Терраху. В какой-то момент прорезался "Мегафон", что позволило нам отзвониться домой с сообщениями о полном нашем благополучии. А потом... у Шнивы пропала мощность. Надо сказать, неприятные ощущения, хотя ничего особо страшного - все-таки вторая машина есть, если что не пропадем. Пока остывал движок, наскоро пообедали. Затем была тотальная диагностика, которая, впрочем, ничего не показала. Греша на бензонасос, я предложил чуть ослабить пробку бензобака, и - о чудо! - Шнива поехала. Мы решили обогнуть Воттоваару слева и остановиться на берегу озера Валлас. К сожалению, никаких съездов в сторону озера с дороги не было, зато был довольно наезженный поворот в сторону горы. Вот туда-то мы и полезли. Когда дорожка стала напоминать подступы к Кукасу, мы, предусмотрительно оставив сторожить машины Белку и Лёню, пошли на разведку. Прогулка оказалась довольно длительной и вполне безрезультатной. В общем, пришлось отступить. Это было нелегко не только в моральном плане, но и потому, что отступать пришлось кормой вперед по узкой каменистой тропе. Терраха стоял ниже и, соответственно, спустился первым, что дало мне возможность обследовать еле обозначенный заросшей колеей съезд в сторону оз. Валлас. Оказалось, что через несколько сотен метров колея проходит через натуральное болото, так что лезть туда представлялось делом вполне бессмысленным. Вернувшись к машинам я с удивлением узнал, что ночевать на Воттовааре мы ни в коем случае не будем, так как пока мы ходили в разведку, местные жители, проезжавшие мимо, сильно напугали Лёню и Белку медведями. Лично я не верю, что медведю летом больше заняться нечем, кроме как пугать туристов. Ну да ладно.
Посовещавшись, мы приняли решение остановиться на Янгозере. Дорога туда довольно накатанная, но... первый же увиденный нами мост находятся в таком состоянии, что дальше ехать расхотелось, тем более, что туристы, подъехавшие к этому же мосту с противоположной стороны сказали, что дальше есть мостик еще более хлипкий. И поехали мы обратно к тому месту, где из кустов неожиданно вылезают дипломаты на Паджерах. Вернувшись на трассу Воттоваара-Гимолы, Шнива, почувствовав, что самое страшное позади, решила встать окончательно. Теперь ни у кого не вызывало сомнения, что причина в бензонасосе, но где ж его в Гимолах найти? В общем, пока Шнива доползла до места, мы с Михой успели заехать в единственный в Гимолах магазин за продуктами.
Вечером после ужина на стоянку заехали туристы из Питера. Сначала вроде бы решили остановиться рядом с нами, но потом передумали и поехали сразу на Воттоваару.
9.08.
Утром из Шнивы был извлечен полумертвый бензонасос и мы с Мастером ускакали на Террахе в Медвежьегорск за новым.
Фото сделаны на одной и той же развязке, только с разных сторон:
К слову, ехать там не близко, так что в город приехали уже после полудня. При въезде в город я был (впервые за всю поездку!) оштрафован сотрудником ГИБДД за превышение скорости на 16 км/ч (ехал 56 вместо положенных 40). У него же я выведал информацию о магазинах, в которых можно найти бензонасос, хотя, по его словам, вряд ли мы его найдем. В общем, потратив около полутора часов на блуждания по Медвежьегорску, мы так и не нашли ни одного бензонасоса для инжекторного движка! Немного поразмыслив над нашим незавидным положением, мы двинулись в Петрозаводск. На этом участке М18 недавно положили новый асфальт, так что ехать было одно удовольствие. Мешали лишь знаки, сообщающие о том, что ремонт дороги все еще не окончен и ехать надо со скоростью не более 50 км/ч. В Петрозаводске был приобретен бензонасос, также заехали к местному дилеру Ниссан в поисках новой покрышки на Терраху - безуспешно, и поехали обратно. В Гирвасе заехали в местный магазин за продуктами... И вот тут-то началось самое интересное. При повороте руля у меня возникало ощущение, что вал трет о какую-то резинку и из-под капота раздавались странные звуки. В общем, благополучно (в очередной раз!) проскочив нужный нам поворот на Юстозеро, мы неожиданно наткунулись на площадку с эстакадой, которой и воспользовались по назначению. Осмотр показал, что треснула одна из трубок ГУРа; пришлось скидывать ремень (благо, у Террахи на каждый навесной агрегат свой ремень), чтобы уберечь насос от верной смерти. Через полчаса, когда мы были уже на пути к Гимолам, позвонила Белка с вопросом «какого хрена мы так долго?». Но ничто не могло испортить нашего настроения от славной поездки, даже потяжелевший руль Террахи (я думал, что будет намного хуже), и поздно вечером мы приехали-таки обратно. Втречу в лагере приятной никак не назовешь - нам было высказано много всего на тему длительных поездок при отсутствии связи (мы просто не подумали оставить один из Мегафоновских телефонов в лагере, а Белка звонила с телефона «соседей», которые остановились чуть дальше).
10.08.
Утром к нам на стоянку заехали те же питерцы, что приезжали вечером 8-го и рассказали как правильно лезть на Воттоваару. Оказалось, что там нормальная дорога почти до самой вершины (ночевали они, кстати, на горе и никаких медведей не видели).
Установив бензонасос в Шниву, мы собрали лагерь и поехали на Воттоваару. Доехали довольно быстро, но, несмотря на наличие подробной карты, ошиблись на одной из развилок и пришлось идти пешком лишних пару километров. По пути продвижение нашего отряда периодически приостанавливалось в связи с невозможностью некоторых товарищей оторваться от открывающихся видов.
Побродив некоторое время вокруг триангуляционного знака и найдя заветный кешерский тайник, мы отправились на запад и вскоре вошли в «амфитеатр», представляющий собой овальную воронку размером не менее чем в сотню метров.
Посередине воронки имеется типичное болото, а рядом с ним лежит огромнейший камень, рассеченный несколькими абсолютно ровными трещинами на куски.
После посещения амфитеатра мы еще часа два-три побродили вокруг вершины Воттоваары, после чего спустились к машинам и двинулись в обратный путь.
Во время обеда у «вигвамов» было решено ехать пока не надоест. Так что к ночи мы добрались до окрестностей Пальеозера и уснули прямо в машинах.