Путешествие московитов по Онежскому озеру в 2002 году

Часть 4

Оригинал - www.parusa.narod.ru/go/2002/donzov/index.htm
Публикуется с любезного разрешения авторов.

Час "Х" или точка отсчета
(14 июля, воскресенье)

Кондопога - Остров Нигриш.
Ходовое время по воде: 13:30 - 19:30, прошли 6,5 км по прямой, слабый фордак, легкая облачность.

"Когда распускаются паруса - душа отдыхает".
(Неизвестный Фрейд)

Карелия - Кондопога
"Улицы Кондопоги по богатству и убранству не уступают лучшим городам Европы"
("Словарь туриста-водника")

Автостоянка находится в начале города. Как въедешь в Кондопогу - Ледовый дворец. Мимо не проехать. Рядом (на фото - слева) платная стоянка. Стоимость не помню, по-моему, рублей 30 в сутки.

КарелияСтапель. Есть там на берегу деревянная церковь (на карте она обозначена, все ее в городе знают), километров шесть от автостоянки.

Улица называется о-очень оригинально - Кондопожская.

Чуть дальше церкви - железобетонное здание библиотеки с большим козырьком.

Просторная поляна с травкой, народ почти не ходит (ходят тетки чуть в стороне стирать ковры).

Там мы и собирались.

Могут набежать достаточно бесцеремонные детишки, так что изначально сильно шмотки и железки разбрасывать не стоит.

К нам подскочила стайка ребятишек, которые мигом стали щупать трубы, пробовать "лягушки" и обсуждать достоинства сплавных и парусных катамаранов. Я, признаюсь, слегка насторожился, услышав диалог двух юных пионеров:

- Во, смотри, труба какая, люминий!
- Сам ты люминий - железная!
- Да ерунда это - обычный дюраль, - подошел и определил третий, знаток.

Интерес у народа пропал. Я позволил себе слегка расслабиться.

Каждый, кажется, час ходит автобус, который останавливается чуть дальше библиотеки и где-то в районе Ледового дворца. На попутки можно не рассчитывать - народ всего боится, наши водители чудом словили мужика, чтобы вернуться от автостоянки до стапеля.

Рядом со стапелем - сельпо, а в самом городе магазины не хуже, чем в столице.

На изнуряющей жаре процесс сборки явно затягивался, к тому же усугублялся он тем, что по ходу что-то еще и приклепывалось, привинчивалось и пришивалось.

Было принято решение закругляться к едрене фене и отваливать. На берегу громоздилась груда сумочек, пакетиков и мешочков. О переупаковке уже никто не вспоминал.

"Так покидаем, а там разберемся" - решили мы.

Спуск лодки на воду весьма сложный - крутой каменный берег. Но нас было пятеро - один держал спущенный кат в воде, четверо несли второй.

Карелия
Здание библиотеки - бастиона передовой научной мысли

И вот, наконец, настал тот час...

...когда румпель удобно лежится в руку, гика-шкот выбран в самый раз и именно в тот момент, когда ветер заходит с нужной стороны и - вот оно - катамаран подхватывается с места и за кормой вырастают с характерным журчанием два бурунчика - поехали!

Не знаю, кому как, но мне всегда запоминается этот, самый первый, момент отхода от берега. Ты мокрый снаружи, потому что заносил катамаран в воду и оступился и не успел еще расправить закатанные штаны, мокрый внутри, потому что таскал эту чертову пропасть мешков со шмотками и продуктами, еще много чего путается под ногами, весло так и норовит соскользнуть за борт, чувствуя свою неуместность рядом с гордыми парусами, один из рулей, который ты забыл закрепить, так и норовит подняться на волне, и тебе приходится раскорячившись пауком дотягиваться до сорлиня и ставить его в стопор, все это не имеет ровно никакого значения - настал момент, которого ты так долго ждал: все эти дни ты существовал ЗДЕСЬ, в городе, а жил ТАМ, на воде, и вот сейчас ЗДЕСЬ стало ТАМ, они встретились, слились воедино, и будут вместе целых десять дней.

Водная часть маршрута была предложена Дмитрием и, собственно говоря, нами и не обсуждалась. Дима советовал так: Кондопога - Чаж - Сярь - Узкая Салма - Леликовский - Кижи - Леликовский - Шардоны - Кондопога.

Мы, конечно, немного переиначили: Кондопога - Мышьи - Шардоны - Чаж (получился крюк назад) - Леликовский (м. Пиче-Сельга) - Кижи - Леликовский (м. Пиче-Сельга) - Макс - о-ва Великие - о.Раше - Кондопога.

Почему переиначили, и что из этого вышло - об этом потом.

В принципе, описывать распорядок каждого дня, день за днем, занятие достаточно тоскливое. Во сколько встали, что поели, во сколько вышли, откуда дул ветер, какие галсы закладывали... Никому, кроме участников событий, это не интересно, да и участникам и без этого есть что вспомнить. Читать эти описания еще муторнее. Поэтому дневник велся вкратце, упор делался на личные впечатления, зато потом я попытался сделать некоторые обобщения.

Первая стоянка - о. Нигриш. У острова при входе что-то вроде залива, в устье которого расположен остров. Огибаешь его и чуть правее ищешь небольшую песчаную бухту.

Карелия - остров Нигриш

Стоянка была запланирована как ближайшая к Кондопоге, чтобы перевести дух после дальней дороги и осмотреться перед походом.

Первый раз в жизни возникли трудности в установке палаток - ставить пришлось не там, где хотелось бы, а там, где есть более-менее ровное место. Колышки в землю не втыкаются (да какая там земля? скалы...), приходилось кое-как просовывать их в тонкий слой дерна, а кое-где - придавливать камнями.

Тесновато, зато красивые виды на скалистые берега.

Изумительно теплый вечер, комаров нет, вместо них на фоне чуть оранжевого закатного неба затрепетали... эльфы! По-другому и не назвать этих легких полупрозрачных мотыльков, порхающих между сосновыми ветками. Они встречались нам потом практически на всех островах и были предвестниками хорошей погоды.

Внимательный читатель наверняка уже обратил внимание на то, что произведение изобилует цитатами, рассыпанными щедрыми руками авторов зачастую безо всякого смысла. Цитируются как известные мыслители (Павел Харьковский, Михаил Воронцов), так и позабытые ныне Аристотель, Вергилий и пр.

Отношение авторов к литературному наследию человечества нельзя назвать бережным, поэтому редакция не несет никакой ответственности за неточности, ошибки, а зачастую и прямую подмену, встречающиеся в приводимых текстах.

Восстановленная карта маршрута

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Часть 8 | Часть 9 | Часть 10 | Часть 11 | Часть 12 | Часть 13 | Часть 14 | Часть 15 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования