Путешествие московитов по Онежскому озеру в 2002 годуЧасть 8
Оригинал - www.parusa.narod.ru/go/2002/donzov/index.htm
Публикуется с любезного разрешения авторов.
"Добро пожаловать", - сказало Большое Онего
(18 июля, четверг)
Шардонские острова - м. Чаж - м. Пиче-Сельга - о. Букольникова
пройдено - 38,5 км(8,5 км + 19,5 км + 8,5к м по кривой),
общее ходовое время 13 часов 10:00 - 15:00 по всякому до м.Чажнаволок, жара, штиль, кормежка москитов;
17:00 - 19:00 до входа в шхеры (м. Пиче-Сельга), 20 км, галфвинд-бейдевинд, волна к середине и дальше;
19:00 - 23:00 сильно петляя между островов до о. Букольникова
Утром: вода 15°С, воздух 13°С, малооблочно
"Опыт учит только тех, кто на нем учится"
(Олдос c Хаксли)
Вторая попытка покинуть гостеприимные острова. Солнечное утро, вчерашний ветер стих до вполне умеренного. Самое прохладное утро за все время похода. Температура воздуха градусов 12, воды, по ощущениям - градусов 15. Во всяком случае, во время погрузки (я стою в воде и принимаю вещи) ноги начинают мерзнуть.
"Пожирающий-Ы" берет рифы и уходит первым. Мы решаем рифы не брать - и правильно. Судя по всему, против ветра с рифами идти тяжело, и ребята решают обойти острова с подветренной стороны. Мы же спокойно обходим с наветренной и ждем "Пожирающего-Ы". Выходим на акваторию залива Большое Онего, чтобы совершить 20-км переход до пролива между материком и о. Б. Леликовский. Но ветер, забыв о вчерашнем буйстве, спокойно стихает к обеду.
Опять двадцать пять. Выходов два - спокойно сдрейфовать на самый крайний из Шардонских островов, благо, он рядом, или напрячься и уйти на Чаж. После ожесточенных споров (грести по жаре особо не хочется) было решено идти на Чаж. Оттуда и при безветрии, и при сильном ветре можно потихоньку идти вдоль берегов, а Шардоны - это ловушка.
С трудом догребаем до извилистой бухты на Чаже. Она закручивается, как улитка, по мере того, как катамараны проникают все глубже и глубже в тихую заводь. Это не Онего, это Амазонка... Жарко... Москиты... Лианы.... Обезьяны... Очень жарко... Колючая проволока вокруг полузасыпанного окопа. Все-таки Онего... Черника не радует... Купаться лень... Нет сил... Робкие предложения разжечь костер и приготовить обед отметаются - мы здесь застрянем, а ночевать в этом месте душа не лежит.
Наконец, часа в четыре, когда нормальные люди уже ставят палатки, накрывают стол и вообще готовятся к тому, чтобы достойно проводить уходящий день, мы вываливаемся из бухты. На открытой воде не так жарко и москиты сюда почти не долетают. По-моему, "москиты" - достаточно емкое слово, передающее все многообразие тех представителей мира насекомых, которые только и ждут момента, чтобы "засунуть в тебя свой хобот и вспрыснуть туда какую-нибудь гадость" (Copyright В. Князев).
Слабый ветерок. Решено идти вдоль берега вглубь залива Большое Онего и искать приличную стоянку. Замечаю, что начал подтравливать еще один из клапанов. Пришлось подкачать на ходу. Ничего страшного, до вечера доживет, но завтра придется клеить.
Ветер потихоньку усиливается. Заметив наши телодвижения вокруг клапана, подходит "Пожирающий-Ы".
- Ну что - кричит Андрей - у вас все в порядке?
- Да, все ОК. Пошли на Леликовский!
- Куда!? У вас же клапан?
- Да ничего, мы баллон уже подкачали...
А что? Погода хорошая, ветер ровный, бейдевинд, дойти можно одним галсом. Если сегодня не пересечь залив, то Кижам можно сказать "прощай".
Впереди - двадцать километров открытой воды. Душа радуется.
Мишка достает компас, берет азимут. Противоположный берег, конечно, видно, но вот с ориентирами не густо - все сливается в одну темную полосу. Я на всякий случай забираю повыше с тем, чтобы потом можно было сдрейфовать по ветру. Удивительно, но к проливу мы вышли совершенно точно, сместившись только на величину взятого запаса.
Переход оставил самые лучшие воспоминания. Двадцать километров за два с половиной часа - для нас это был рекорд. Где-то на середине перехода, правда, закралась мысль - а не поторопились ли мы? Ветер свежел, волны разгонялись. К концу перехода я оценивал их высоту в 70-80 см (оценка ребят - до метра).
Идти становилось все труднее - под ударами встречно-боковых волн катамараны теряли скорость. Сначала я пытался как-то приспосабливаться - всходить на волну покруче, а потом уваливать и скользить по ней. Скорость удавалось сохранить, но такое движение требовало большого напряжения и постоянной работы рулем. В конце концов, я выбрал курс чуть круче - нас не слишком сильно колбасило, и скорость оставалась приемлемой.
Подойдя к проливу ровно в 19.00, решаем сгоряча идти дальше.
Последовавший за этим переход через шхеры отложился у меня как какое-то бесконечное движение то в лавировку, то полными курсами между бесчисленных островов.
Сказывались усталость от дневной жары и напряжение, оставшееся после перехода через залив.
Позже, на обратном пути, я все не мог поверить, что путь через шхеры был настолько коротким.
Кстати, шхеры мне представлялись как голые скалистые острова, а здесь - типичный подмосковный пейзаж...
Мишка следил по карте внимательно, так что ошибки быть не могло.
Явно же на карте изображен остров посередине пролива, мы его огибаем справа - а там камыш! Что это - залив или пролив просто успел зарасти?
Идем уже на веслах, возвращаться обратно сил нет.
Я на всякий случай встаю во весь рост - ура! за камышом метрах в десяти - чистая вода.
Совершенно спокойно пробираемся сквозь жидкие заросли и выходим вплотную к фарватеру.
Пейзаж становится диковатым - дома, лодки, корабли... За несколько дней так успели привыкнуть к полной безлюдности, что близость цивилизации воспринимается чужеродным явлением.
Делаем последний рывок до стоянки на о. Букольников. Жестокое разочарование. Ожидали найти прекрасную во всех отношениях стоянку и сначала даже не поверили, что там вообще можно встать. Только подойдя почти вплотную к берегу, поняли, что приткнуться в этой бухте можно вполне.
"Комариная плешь". И никак по-другому. Они ужинали нами весь вечер, пока мы не ушли спать в два часа ночи, и завтракали нами все утро, пока мы собирались.
На следующий день чуть дальше увидели очень красивый остров - сосны, чистые пологие берега, который рассматривался нами лишь как запасная стоянка. Со стороны, по крайней мере, выглядело все на порядок лучше.
Вопрос: Поясните, пожалуйста, значение существительного весло, особенно в контексте выражений "схватиться за весло", "вдарить веслами".
Ответ: Анахронизм весло обозначал способ, с помощью которого Рулевой, не имея возможности прибегнуть к услугам ментальной связи, активизировал некоторые, наиболее восприимчивые, вербальные центры членов экипажа. В некоторых экипажах практиковалось также применение голосовой связи: "Ща я тя веслом!"
Восстановленная карта маршрута
Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 |
Часть 8 | Часть 9 | Часть 10 | Часть 11 | Часть 12 | Часть 13 | Часть 14 | Часть 15 |
|