Как я ходил в Унежму и вернулся обратно.

Кто такие поморы?

Поморы суть субэтнос русского народа. И сформировала эту группу исключительно промысловая деятельность. Первые поселения русских появились на Белом море ещё в 11-12 веках. Первопроходцами были новгородские банды ушкуйников. Эти лихие ребята в своё время ставили на уши огромные территории - совершали набеги даже на Казань, Западную Сибирь, брали штурмами столицу Золотой Орды Сарай, захватывали города в Швеции, Норвегии, Финляндии, а уж про всякие Костромы , Вятки и Ярославли и говорить нечего. Высокомобильные отряды на ушкуях (особый вид судов длиной до 14 метров и шириной 2,5 метра) совершали набеги и выполняли настоящие военные операции. Влекла их быстрая нажива, но иногда они занимались сопровождением караванов купцов и выполняли военные задачи Господина Великого Новгорода. Дерзкие, грубые, жестокие совершали они набеги и в Заволочье - реку Онегу, Северодвинье, побережье Белого моря. Влекомые рассказами о природных богатствах за ними потянулись купцы для меновой торговли с аборигенами (полумифической чудью белоглазой). А уже за купцами торить туда дорогу стали христианские проповедники, монахи и крестьяне. Выйдя к берегам моря они столкнулись с местным населением, которое занималось рыболовством и промыслом морского зверя. Привнеся на те территории более высокую культуру земледелия, строительства, общественного устройства, переселенцы многое, конечно, переняли и у старожилов. Низкоплодородная земля и плохой климат заставляли искать другие способы пропитания, и выяснилось, что добывать и поставлять в более южные регионы дефицитные там товары выгоднее, чем работать на земле. Это и создало в течение столетий целую культуру поморов.

Надо сделать обязательную оговорку, что далеко не все кто живёт в Поморье поморы! Поморье это огромная территория, включающая в себя площади бассейнов большинства северных рек. Можно найти примеры, когда даже Шенкурск включается в Поморье. Но поморы там конечно не жили. Поморы это группа людей занимавшихся исключительно промыслами, связанными с морем, поэтому и сёл поморских было всего с сотню. Даже Михайло Ломоносов, который хаживал с отцом своим на добычу моржа, никогда себя так не называл, а величался «холмогорским крестьянином».

И вот эта обособленность, оторванность, а главное специфика труда выработали у этих людей черты и обычаи, не бытовавшие больше у русских нигде. 

Чем они зарабатывали на жизнь? Да многим - ловля рыбы, промысел морского зверя, транспортировка грузов и по региону и за границу, торговля по региону и с Норвегией, выварка соли. Выварка соли в те времена были очень доходным делом! Это было дело государственной важности. Не имея других источников соли, Русь занималась выпаркой её из рассольных скважин и морской воды. Масштабы добычи соли были настолько колоссальны, что к 18 веку на дрова пустили весь лес на сотни вёрст вокруг солеварниц. И конечно мошенничали - подмешивали в дорогую соль кардёху (известь и мелкие камешки) да в таких масштабах, что Иван Грозный лично в своих указах гневно грозился суровейшими за то наказаниями. Кроме этого северные регионы добывали пушнину - валюту и главную ценность того времени. Добывали бивни мамонтов, жемчуг, моржовые клыки «ценен рыбий зуб» (которые как и бивни вымерших гигантов поставлялись в косторезные мастерские Европы и Азии), слюду, точильные камни, ловчих птиц соколов (о, это была целая индустрия приносившая баснословную прибыль!!! Один кречет стоил столько же, сколько несколько десятков тонн ржи, а товар этот был востребован элитой всего мира того времени. Даже Аристотель Фиораватти – создатель Успенского собора московского Кремля и всей последующей русской архитектуры московской школы, пытался подобрать способы, что бы к соколиному промыслу были допущены европейские дельцы и с целью выяснения обстановки совершивший путешествие  по Поморью в 1470х годах).

В 1553 году экспедиция Ричарда Ченслора при попытке найти дорогу в Китай по Ледовитому океану неожиданно для себя оказалась рядом с посадом Нёнокса. К вящему удивлению англичан местный люд объяснил, что земля сия никакой не Китай, а самая что ни на есть Московия. Ченслор был не только первопроходец, но и прожжённый делец. Поняв, что можно получить тут приличные прибыли, дал весточку о своём прибытии Ивану Грозному, чему тот чрезвычайно обрадовался - Россию в тот период окружали совсем не дружелюбные страны - Польша, Швеция, Литва, турки, Орда создавали буквально торговую блокаду и новый торговый путь для торговли с Европой был очень нужен. Смекнул это и Ричард. Иван Четвёртый на радостях разрешил англичанам беспошлинную торговлю по всей Руси. С этими вестями и щедрыми подарками британской короне Ченслор отбыл назад, где основал «Московскую компанию» и начал организовывать торговлю. Во время вторичной его поездки в 1556 году корабль, на котором он плыл, затонул в шторм и великий торговец и первооткрыватель погиб. Но дело его ещё очень долго жило и здравствовало - «Московская компания» была второй по прибыльности после «Вестиндийской» в британском королевстве. Через порт сначала Холмогор, а потом Архангельска проходил практически весь экспорт и импорт России, а это были буквально колоссальные суммы!!! Так оборот одной ярмарки Архангельской, которая и длилась то всего несколько недель, равнялся трети бюджета всей страны. Привозили много, но много и увозили – дёготь, смолы, канифоль, скипидар (сейчас звучит смешно, а ведь до начала нефтедобычи и нефтепереработки именно эти продукты лесохимии были единственными промышленными антисептиками, консервантами, пропитками, герметиками, растворителями), пеньку, лён и продукцию из них (в то время почти вся оснастка британских военных и торговых флотов состояла из русских канатов и верёвок), мёд, воск и конечно меха. К  этим товарным потокам присоединились и поморы - перевозили грузы.

Духовная жизнь тоже отличалась своеобразием, вызванным опять же стилем жизни. По сути жизнь помора была цикличной - весной он садился на кочи, карбасы, шняки и уходил на полгода в море. Возвращался лишь поздней осенью с добычей. А часто бывало, что никогда не возвращался. Вот эта оторванность от церковных служб, от общепринятых обрядов, духовных пастырей и большой риск принять внезапную смерть без покаяния вызвали появление исключительно поморских духовных традиций - исповедование друг другу, причащение изюмом, высокую личную набожность, практику обетов (когда человек давал клятву совершить в благодарение Богу какое-то деяние - построить церковь или отработать год в монастыре), установка поклонных крестов и многое другое. Большой отпечаток наложило и близкое соседство с оплотом раскола – Выговской киновией (центром старообрядцев беспоповцев Поморского толка).

Начало | Вологда - станция Унежма | По болотам. Дорога в Унежму | У реки Унежма | Кто такие поморы? | Ну, здравствуй, Унежма! | Исторический экскурс | Погода портится. Полька. В гостях | До свидания. Унежма! | И снова по болотам | Брусничное варенье | Фотобонус | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования