Господин и государь Великий Новгород. Цикл виртуальных экскурсий

Рождественская азбука. Буки



Словенский конец

В прошлых отчётах, посвящённых Великому Новгороду, я уже приводил три версии "первопоселений", по отношению к которым был заложен Новый город. Однако есть и четвертая версия, согласно которой Новгород возник в результате объединения трёх древних селищ, образовавших первые концы (районы): Словенский, Неревский и Людин. Такой вывод подтверждается археологическими исследованиями, в ходе которых самый глубокий культурный слой был обнаружен именно на этих территориях.
Из трёх поселений наиболее древним, вероятно, является Славна. Здесь, у истоков Волхова, находилось селище ильменских словен, которые впоследствии составили основной (наряду с представителями водских и чудских народов) этнический контингент будущего Новограда. После объединения территория Словенского конца начала разрастаться вдоль берега Волхова и к XIV веку оформилась в границах вала окольного города с востока, Фёдоровского ручья - с северной стороны, а с запада - речного берега, Торга и Княжьего двора.
Словенский - единственный среди пяти концов Новгорода, не имевший заокольных посадов, потому что непосредственно за валом начинались (и начинаются до сих пор) подболоченные Волховцом (а ранее и Фёдоровским ручьём) низменности, не пригодные для строительства.
Зато внутри вала жизнь кипела вовсю. Иметь двор в Словенском конце, вблизи торга и княжьих палат, считалось удачным, и даже сейчас, по прошествии многих веков, здешнее домовладение является индикатором престижа. Несмотря на это, вдоль кончанских улиц (в большинстве своём сохранивших названия шести-семи вековой давности!) встречаются и весьма скромные постройки, но всегда чистые и ухоженные.



История улиц сохранилась здесь не только в названиях, но и в планировке - в XVI-XVII веках большие территории Новгорода были переустроены "рядным" методом, хорошо закомым по примеру невских "першпектив", Словенский конец также оказался подвержен благоустроительным революциям, но в гораздо меньше степени. Поэтому прогулки здесь имеют совершенно особый вкус, да и сам уклад жизненного распорядка, похоже, отличается от остального города традиционной патриархальной неспешностью.

Рассказывая о Словенском конце, нельзя обойти стороной сохранившиеся здесь памятники.
На старинной Ильине улице соседствуют две жемчужины православной архитектуры - церковь Спаса Преображения (1374 г.) и собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" (1680е годы)







И церковь, и собор возведены на месте старых храмов (соответственно, деревянного и каменного). В облике Спасской церкви преобладают византийские мотивы, в то время как собор со звонницей представляют собой классический образец московского стиля.



Спасская церковь расписана Феофаном Греком, а Знаменский собор - артелью костромских мастеров во главе с Иваном Бахматовым. Из-за неудачной реставрации в XIХ веке живопись в храме Спаса Преображения сильно пострадала. Примечательно, что серьёзное восстановление росписи было предпринято уже в советскую эпоху, в 30х годах ХХ столетия, которые в то же самое время стали роковыми для многих православных памятников. Вероятно, что отвращение зла связано с чудотворной силой образа Божией Матери "Знамение", сыгравшего в истории Великого Новгорода особую роль.
По легенде, образ был вынесен на осаждённые суздальцами стены, одна из стрел нападавших попала в икону, и та сразу же замироточила. Суздальские войска впали в смятение и отступили от Новгорода.
Чудотворный образ хранился в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, и лишь в XVII веке был перенесён во вновь построенный собор. Ныне образ пребывает в Соборе Премудрости Божией Софии в новгородском кремле-Детинце.



Следуя от Знаменского собора на юг, попадаем на бывшую Нутную улицу. Здесь находится поныне действующий храм Апостола Филиппа и Николая Чудотворца (XVI в). Фактически это две церкви, объединённые общим архитектурным решением, изначально выстроенные для разных приходов (в средневековом Новгороде каждая улица считалась приходом и имела собстенный храм; кроме того, церковь могла возникать как фамильная - именно так и произошло с храмами на Нутной, один из которых был уличанским, а другой - фамильным).



Чем ближе к реке, тем реже становится застройка. Вот и линия последних дворов, за которыми растёт лес и кустарник. Дальше - во владения городского водоканала - проход закрыт.



Летом густая растительность надёжно защищает от праздного любопытства ещё одну историческую зону Славны, но сейчас зима, и сквозь переплетение голых ветвей хорошо просматривается обезглавленный Ильинский храм (XV в., по канонам и на месте храма начала XII, а по версии В. Янина - X века). Церковь пострадала в Великую Отечественную, стены её были восстановлены в 1952 г. Теперь в ней обитают не то жильцы, не то дельцы, и лишь по нескольким внушительным апсидам можно догадаться о былом величии сооружения.



А сразу за храмом Ильи Пророка Словенский холм венчает ещё одна церковь - Петра и Павла (XIV в). Она сохранилась до наших дней без перестроек, однако не действует и не содержит музейной экспозиции. Врата её заперты, а осмотр возможен только снаружи.



В Словенском конце сохранились ещё несколько церквей, но мы минуем их и останавливаемся лишь возле храма Дмитрия Солунского, что на Славковой улице (а ныне храм имеет адрес по улице Большой Московской. Кстати, именно его фотография размещена в самом начале рассказа). Поставлен храм в 1381 г. в честь победы на Куликовом поле, без малого через столетие был перестроен, отреставрирован в середине прошлого века, а теперь даёт приют коммерческим людям.



Десяток метров - и мы выходим на берег Фёдоровского ручья. Точнее - могли бы выйти, сохранись он на своём месте до наших дней. Но теперь вместо воды шумит моторами асфальтовая дорога с единственным в городе подземным переходом.
А мы разворачиваемся и уходим параллельно Волхову на Торг.

Торг



Пристань и Торжище известны с XI века, только раньше они располагались чуть выше по течению Волхова, примерно там, где теперь гудит гостиница "Россия"
К XIII-XIV в.в. складывается наиболее насыщенная "инфраструктура" Торга, с иноземными и русскими купеческими дворами, административными службами, торговыми рядами и, конечно же, храмами.
Здесь же по соседству стояла и княжья резиденция, со времён Ярослава наречённая дворищем, но к XV веку утратившая надобность нахождения на Торговой стороне. Впрочем, Иоанн IV Васильевич, царь Грозный, покорив опричниной Торговую сторону, начал строить палаты в непосредственном соседстве с ц. Жен Мироносиц, но первоначальный размах проекта вылился в весьма скромный результат, доступный для обозрения и поныне.
К XVII в. создаётся знаменитая торговая галерея, чей вид вдохновляет всех без исключения современных гостей Великого Новгорода к тому, чтобы взобраться на Софийский мост и начать изводить ресурс фотографического затвора.
Тогда же строится и здание Гостиного двора

Мы подходим к Торгу со стороны Ильича. Ильич удачно устроился между двумя храмами - Георгиевским и Иоанна Предтечи на Опоках (на снимке на заднем плане):



Есть разные памятники Ленину. Некоторые помпезны и вычурны, от них хочется убежать куда подальше. Тот, что в Новгороде на Торгу - домашний и уютный, а кроме всего прочего - от него веет немалым конформизмом. Вон как хорошо вписывается он в современный экстерьер информационных технологий:



Но - мир ему судья, Ильичу. Переносим своё внимание за спину его - а там сразу две уникальных церкви, Успения Пресвятой Богородицы (слева) и Параскевы Пятницы:



Ц. Успения (изначально - XII в.) - заложена князем Всеволодом в честь победы над суздальцами. Серьёзно перестроена в XV в., а ныне пребывает в реставрации. Церкви Параскевы Пятницы (самое начало XIII в.) выпала нелёгкая судьба: храм и горел, и восстанавливался полностью, а затем перестраивался, ветшал и реконструировался в разных стилях, так что теперь представляет собой довольно экзотическое с архитектурной точки зрения строение.
К слову - ц.Параскевы Пятницы - одна из трёх сохранившихся доныне новгородских церквей, не покрытых снаружи штукатуркой (ещё две - восстановленный после войны Спас на Ковалёве и Петропавловский храм, что в Кожевниках)
За ц.Параскевы Пятницы расположен собор Николая Чудотворца на Дворище (или просто Николо-Дворищенский собор).



Собор построен в начале XII в. как придворный. В вечевой период Новгородской республики именно у стен Никольского собора собиралось вече и была построена степень (возвышение для ораторов). Позже вечевое место переехало с Торговой стороны на Софийскую и расположилось на берегу Волхова у стен Детинца.
В судьбе собора немало удивительного. Во-первых, он счастливо избежал переустройства и изменений внешнего облика, со временем обзаведясь лишь дополнительными пристройками (которые смотрятся на фоне киевско-византийского стиля столь же своеобразно, как седло на корове). Во-вторых, собор действовал и до, и после войны, а закрыт был уже в пятидесятые годы.
В-третьих, после закрытия в нём функционировал планетарий. В-четвёртых, в перестройку планетарий попросили сменить дислокацию, и он (планетарий) до сих пор не может открыться на новом месте (прямо как в Москве), а в храме теперь работает музейная экспозиция.
С южной стороны собора ведутся археологические работы по расчистке цокольно-фундаментной части, начатые в 2006 году.
На нынешней окраине Дворища стоит церковь Прокопия, построенная на средства Д.И.Сыркова (запомним эту фамилию) в XVI веке



На этом наша прогулка не заканчивается.
Сделав пару приседаний для разминки, мы покидаем Торг и отправляемся на Софийскую сторону


Начало | Рождественская азбука. Аз | Рождественская азбука. Буки | Рождественская азбука. Веди | Рождественская азбука. Глаголь | Рождественская азбука. Добро | Рождественская азбука. Есть | Новгородская азбука. Живете | Новгородская азбука. Зело | Новгородская азбука. Земля | Новгородская азбука. Иже | Новгородская азбука. Како | Новгородская азбука. Люди | Новгородская азбука. Наш | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования