Господин и государь Великий Новгород. Цикл виртуальных экскурсий

Рождественская азбука. Глаголь



Холодно!
За год отвыкшие от мороза, мы одновременно и радуемся, и спешим к тёплому чреву авто, с помощью которого планируем посетить несколько мест в окрестностях Великого Новгорода. Рефлекторно отмечаю, что холод прогнал с улиц почти всех туристов, и тут же начинаю укорять себя за мизантропию.
Впрочем, на память приходят и иные суждения. Накануне вечером в житиии преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, отыскалась хроника: "пожив в Кирилло-Белозерском монастыре, старец удалился на Валаам, но и там тяготился многолюдством... "
Выходит, не только гордыня может вызывать неприятие толпы, но вполне смиренный поиск уединения - однако ж, в наше время всё труднее отыскать тихий островок среди усеянных бесами поприщ. Как же быть с этим?
А вот как.
Ответ даёт нам поучительная история новгородской земли и её святителя Варлаама Хутынского

Хутынь



В мирской жизни преподобный Варлаам был сыном богатых новгородцев. Он довольно рано удалился от суеты, приняв постриг в Лисицком монастыре. Однако обитель оказалась крупной, и молодой инок не претерпел многолюдства, желая удалиться в уединённый скит.
Он покинул монастырь и отыскал место по своему разумению, ибо оно глянулось ему чудесной красотой природы и умиротворенностью.



А место звалось Хутынь, и была за этим местом дурная слава, потому что его облюбовала нечистая сила, досаждавшая забредшим сюда путникам. Но не устрашился Варлаам происков лукавого, воздвиг крест, срубил себе келью и стал изводить бесов постом, молитвой и подвигом уединения. И извёл. Бежали бесы, посрамлённые силой духа отшельника, с воплями рассеялись по окрестным болотам, там и сгинули.
А Варлаам, гуляя по освободившемуся от тягот нечистого присутствия лесу, узрил небесный свет и в память о чуде воздвиг в 1192 году церковь во имя Преображения Господня. Этот храм, к сожалению, не сохранился до наших дней - но именно он стал началом Хутынского монастыря, поскольку потянулась к Варлааму братия и он был поставлен над нею игуменом.



Дивные чудеса творил Варлаам промыслом Божиим. Приветствуя князя Ярослава, правнука Владимира Мономаха, он молвил "буди здрав, добрый князь, и с сыном твоим", чему князь несказанно удивился, но лишь по возвращении узнал, что жена его действительно разрешилась сыном.



Один раз в мае ударили морозы, убив посеянные хлеба. Варлаам же объяснил, что это к добру, поскольку холод убил не хлеб, а хлебных червей, а теперь за урожай бояться не надобно. И на следующий день морозы отсупили, сменившись жарой, и растаявший снег обильно напоил землю, и хлеб в тот год действительно уродился на славу. В память об этом событии Новгородский владыка учинил на все времена совершать в первую пятницу Петрова поста торжественный крестный ход из Софийского собора в Хутынскую обитель.



Спустя полтора века после кончины преподобного в монастырь приехал московский князь Иван III, сын Василия II Тёмного, а впоследствии известный по прозвищу Великий. Являя образец благочестия, князь целовал иконы и молился, и почтил раку преподобного целованием, а после стал спрашивать игумена, отчего рака не вскрыта, чтобы к мощам могли приложиться все страждущие, на Москве ведь открыты мощи преподобных Сергия, Алексия и Ионы, а в заморском городе Бари - мощи Николая, Мир Ликийских чудотворца. Отвечал игумен, что никто не ведает, как лежат мощи преподобного, ибо никто доселе не видел их.
А князь повелел тотчас вскрыть раку, и во время этого вырвался из гроба огонь и опалил стены церкви, и князь в страхе бежал из храма, бросив свой посох.



Княжий посох некоторое время хранился в монастыре, как и опалённая створа алтарных врат. А мощи преподобного Варлаама действительно оказались нетленными.

Спустя полвека после посещения Иваном III Хутынского монастыря, в 1515 году был построен пятиглавый Преображенский собор, в 1552 г. - церковь Варлаама Хутынского с трапезной.
В XVIII веке создаётся и колокольня с надвратной церковью Григория Армянского (третий по счёту "Хутынский столп", возносившийся взамен ветшавшего предыдущего).



Перед войной монастырь был закрыт, а в его строениях разместилась больница для тихих помешанных. Архитектурные сокровища обители сильно пострадали во время боёв за Новгород, и буквально до недавнего времени пребывали в плачевном состоянии. Однако на сегодняшний день реконструкция главных объектов полностью завершена. Монастырь действует, в нём обретаются инокини и насельницы.





За монастырской оградой, на холме выстроена маленькая часовня. Существует обычай обходить её с молитвою трижды, и тогда просимое исполняется.
Последив некоторое время за ходом паломничества к часовне, мой попутчик Константин сделал наблюдение и вывод. Наблюдение заключалось в том, что троекратно обходили часовню женщины. А вывод состоял в вероятном специфическом характере прошений, из-за чего взалкать по мужским нуждам мы на всякий случай не решились, с чем и покинули благословенную обитель, преподобным Варлаамом основанную.




Вяжищи

Отогреваясь после прогулки по Хутыни, мы переехали севернее, в промзону. Одако, при всём неутолимом любопытстве, нас волновало не состояние дел на крупнейших новгородских предприятиях, а очаги православной культуры, украшающие этот сектор новгородского района.



В конце XIV столетия на островке среди клюквенных болот тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом был основан монастырь во имя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Спустя полвека с небольшим стараниями архиепископа Евфимия деревянные храмы заменяются каменными и начинается эпоха процветания монастыря.



Пожар, случившийся в 1688 году, уничтожает многие постройки, однако жизнь в обители не затихает, и вскоре храмы воссоздаются вновь. Теперь их украшают многочисленные изразцы, о происхождении которых нет единой версии.



Местное изустное творчество считает автором изразцов новгородского (точнее - вяжищского) монаха. Согласиться с легендой можно - но, пожалуй, лишь наделив того инока родословной, исходящей из московских или (что вернее) ярославских земель, где, в отличие от Новгорода, изразец был хорошо развитым промыслом. Отсюда и другая версия событий - украшала монастырь артель приглашённых мастеров, непосредственно прибывших из указанных мест. Если впомнить, что в Новгороде не в диковинку храмы, построенные гостевыми бригадами (с сохранением аутентичного стиля родных для мастеров областей), то и в вяжищских изразцах вполне можно узнать знакомые ярославские мотивы. Во всяком случае, изразец как местный промысел для Новгорода абсолютно нехарактерен.



Незадолго до пожара, в 1685 г., закладыватся храм Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского. Он стоит и поныне, причём наружная реставрация его полностью завершена. За неурочным временем нашего посещения выяснить, действует ли храм, возможным не представилось



А вот другая цековь - Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня - выстроена уже после губительного пламенного разорения, в 1694-1698 г.г. Опять-таки, на сегодня внешняя реставрация храма закончена, но узнать о его служебной активности было не у кого.



Интресно, что все монастырские церкви объединены между собой в единое архитектурное сооружение. Поэтому Николо-Вяжищская обитель выглядит довольно компактно, но вместе с тем производит праздничное впечатление.



После революции монастырь закрыли, а его постройки и территорию передали колхозу, который организовал здесь зернохранилище, гумно, картофельную яму, слесарную мастерскую и кузницу. Поскольку ранее въезд на монастырсий двор на телегах и машинах не планировался, правление колхоза внесло изменения в конструкцию стен: были пробиты широкие въезды.



Ныне колхоз и сам канул в лету, но въезды остались. По крайней мере, во время последней реставрации они послужили на благое дело, обеспечивая проезд строительного транспорта.
История умалчивает о том, какая судьба постигла зернохранилище с гумном и ямой для картофеля. А вот слесарные мастерские и кузница трансформировались в завод "Акрон", что трудолюбиво пыхтит на горизонте:



Вокруг монастыря, как и ранее, простираются поля и болота. По зимнему времени хлябь надёжно скована льдом и укрыта снегом -и обитель окружена совершенно сказочными пейзажами.



Но всякой сказке приходит конец, и мы прощаемся с Вяжищами. Труба зовёт далее - а тем временем короткий зимний день начинает клониться к завершению. Поэтому, не мешкая, едем.

Начало | Рождественская азбука. Аз | Рождественская азбука. Буки | Рождественская азбука. Веди | Рождественская азбука. Глаголь | Рождественская азбука. Добро | Рождественская азбука. Есть | Новгородская азбука. Живете | Новгородская азбука. Зело | Новгородская азбука. Земля | Новгородская азбука. Иже | Новгородская азбука. Како | Новгородская азбука. Люди | Новгородская азбука. Наш | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования