Господин и государь Великий Новгород. Цикл виртуальных экскурсий

Рождественская азбука. Добро



Сырково

Не в моих обыкновениях перепечатывать интернет, но, собирая справочные материалы для очередной части отчёта, я набрёл на страничку московского Храма Всех святых, что в Красном Селе , а на ней обнаружил и следующую историю, прочитав которую, решил передать почти слово в слово с несущественными купюрами.

«Император Александр I Павлович, старший сын Павла I, вступил на престол в 1801 году, царствовал до 1825 года. Будучи еще мальчиком, он был обманут заговорщиками, убийцами Павла I и невольно участвовал в этом заговоре, дав устное соглавие на смещение Государя Павла с престола (конечно, при условии сохранения жизни Императора). Узнав о том, что свершилось, ужаснулся, сурово наказал убийц. А сам глубоко всю жизнь каялся в своей невольной причастности к злодеянию.
Александр I вошел в мировую историю как победитель Наполеона. Император жил очень скромно: спал на узкой походной кровати на тюфяке, набитом сеном, был исключительно набожным благочестивым человеком, вечерние и утренние молитвы совершал на коленях и продолжительно, отчего у него даже образовались мозоли.
Его таинственная смерть в Таганроге стала для всех полной неожиданностью. Вскоре после этого не менее таинственно и внезапно скончалась его супруга Елизавета Алексеевна. Через 11 лет в Сибири появился человек, называвший себя Феодором Козьмичем, осужденный полицией за бродяжничество на поселение в деревне Зерцалы Томской губернии. Человек этот был очень похож на Императора Александра I. Сохранилось предание, что по благословению митрополита Филарета Московского Царь добровольно принял на себя подвиг. А свидетели встреч Государя Александра Павловича с преподобным Серафимом Саровским вспоминают, как во время последней из этих встреч Преподобный Серафим сказал Императору на прощание: "Сделай же, Государь, как я тебе говорил". Жизнь вел Феодор Кузьмич аскетическую. Иногда поражал окружающих широкой образованностью и знанием таких подробностей войны 1812 года, что все изумлялись. Скончался старец 20 января 1864 года. Мощи его обретены и почивают в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Алексеевского Томского мужского монастыря. Существует достаточно много убедительных доказательств тождества старца Феодора Козьмича и Императора Александра I Благословенного. Известно, что его посещали Государи Николай I и Александр II, а могилу старца посетил будущий Государь Николай II, еще будучи наследником престола. Имеются также документальные свидетельства о том, что гробница Александра I в Петропавловском соборе пуста. Есть также свидетельства, что супруга Императора Александра I, Елизавета Алексеевна, которая по официальной версии скончалась в 1826 году, на самом деле последовала примеру своего мужа. Она жила под именем Веры Александровны в Новгородском Богородице-Владимирском женском монастыре.»




Приняв обет молчания, подвижница Вера умерла 6 мая 1861 года и похоронена была на кладбище Владимирского - Сретенского-Богородицкого монастыря, известного как Сырков монастырь.
Того кладбища ныне нет - как нет и монастыря, а на месте его в посёлке Сырково теперь жилая застройка и промзона.
О былой обители напоминают только два сооружения: законсервированый Владимирский собор XVI в. и трапезная ц.Вознесения XVII в., в облике которой сейчас вообще мало что напоминает храм.





Монастырь был построен сыном московского гостя дьяком Фёдором Сырковым (помните, во время прогулки по Торгу я просил запомнить эту фамилию?), впоследствии загубленным Иоанном IV Васильевичем, царём Грозным, при погроме Новгорода.
Говорят, что монастырь внесен в список исторических памятников, подлежащих реконструкции. Но денег на его восстановление пока нет.



А у стены Владимирского собора устроен кенотаф Веры Молчальницы - малая могилка в скромной ограде. За могилкой ухаживает местная жительница (теперь местная - а приехала издалека по зову места) Е.Г.Злыднева, собирает информационный архив о Вере Молчальнице и рассказывает о ней паломникам и туристам.



Упадок Сыркова монастыря привёл к тому, что в конце XVIII века его сохранившиеся церквы были отписаны к Георгиевской обители. Следуя за нитью истории, мы направляемся в Юрьево.
Но, не доезжая двух километров до главного монастырского подворья, сворачиваем от дороги в сторону.

Перынь

Святой равноапостольный князь Владимир, что крестил Русь, до принятия христианства был убеждённым язычником. Реформировав иерархию русских языческих богов, Владимир определил главным божеством Перуна и повелел построить его капище в истоке Волхова.



В 989 году Новгород был крещён, деревянный перунов идол сброшен в Волхов, а на месте капища возведена деревянная ц. Рождества Богородицы. Она простояла двести лет, а в XIII веке была заменена каменной. Тогда же, вероятно, был основан и монастырь.



В период шведской оккупации Перынская Богородице-Рождественская обитель была сожжена и разграблена. В полной мере оправиться от запустения ей уже не удалось, и в целях поддержания её приписывают к Георгиевскому (Юрьеву) монастырю, а в 1764 году упраздняют вовсе.



В XIX в. приходскую ц. Рождества Богородицы снова приписывают к Юрьеву монастырю. После ремонта в 1828 г. она была вновь освящена и при ней устроен скит. В наше время слово «скит» обычно означает небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях для уединенной молитвенной и аскетической практики части братии. Слово же «Скит» происходит от названием египетской пустыни, где с IV по VII век паломничали во спасение души тысячи монахов.
В Перынском скиту строго соблюдался устав древних монастырей. Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году - в день храмового праздника Рождества Богородицы 8(21) сентября. Сейчас на вратах гендерные ограничения не чинятся, жён пускают свободно.



Да и вообще в скиту проводится довольно демократическая территориальная политика - ограда существует только с одной стороны, а берег Волхова здесь отличается популярностью (летом как пляж, а зимой - как полигон для рыболовов). Но все посетители соблюдают благочиние и ведут себя скромно, не досаждая насельникам скита.
В награду же тут можно полюбоваться зимним пейзажем с дальней церковью Николы на Липне (в летнюю пору этот труднодоступный правобережный храм будет скрыт от глаз растительностью).



Сейчас много говорят о бездуховности нашего времени. Однако вот пример из недавнего прошлого: в 60х годах ХХ в. на Перыни работала турбаза. Между сосен располагались домики для туристов, была организована лодочная станция, а на крыше оной - танцплощадка. Древняя обитель превратилась в место развлечений, и для придания варварского колорита была даже поставлена деревянная статуя Перуна, который, видимо, должен был покровительствовать данному культурному притону.
Неизвестно, сколько выдержал сам Перун, но в 1991 году бесовские пляски прекратились окончательно. Полуостров с храмом и постройками был передан РПЦ. Теперь Перынская обитель возрождается, а пока имеет статус скита Свято-Юрьева монастыря.

Юрьево



По легенде в 1030 г. после победы над чудью князь Ярослав Мудрый построил в Новгороде храм в честь своего небесного покровителя св. Георгия. Место для церкви было избрано на пути от города к княжьему двору, что располагался на берегу Ильменя, и отсюда и начинается история Юрьева монастыря. Первые же документальные сведения о нём относятся к началу XII в. и снова касаются Георгиевской церкви, но уже каменной.



По-видимому, этот храм образовывал своеобразный ансамбль с церковью Благовещения, построенной примерно в то же время, но на правом берегу Волхова, на Городище. Вместе они служили вратами в город на пути с Ильменя.
Церковь Благовещения на сегодня находится в руинированном состоянии, а Георгиевский собор, напротив, весьма близок к своему первоначальному облику.





К сожалению, до наших дней сохранились лишь стены собора. Внутренне убранство и утварь были утрачены в ходе антицерковной кампании в 20е годы прошлого века, а в 1935 г. во время реставрации собора (уже после окончательного закрытия монастыря) был уничтожен и семиярусный (полночинный) иконостас.



В комплекс сооружений Юрьева монастыря, помимо Георгиевского собора, входят пять корпусов: Восточный - с тюремной камерой, Южный - с церковью Неопалимой купины, Архимандритский - со Спасским собором, над Северным возвышается колокольня, а с востока к нему примыкает церковь и Крестовоздвиженский собор со звёздчатыми главами - позднейшее монастырское сооружение (XIX в.), недавно пережившее ремонт и теперь позволяющее устраивать проверки на остроту зрения: часть оконных проёмов весьма искусно нарисована на его стенах, и если не присматриваться, то отличить их от настоящих не так просто.



На территории монастыря разбит сад, однако , ввиду того, что братия не особо приветствует праздные шатания по всем углам, доступ к части монастырского подворья закрыт






Колокольня обители построена в XVII веке, высота её составляла 53,25 метра. Нынешняя версия звонницы чуть ниже (52 м). Благовест «Неопалимая Купина» весит 33,6 тонны, или две тысячи пудов. Помимо него в набор входит 32 колокола



8 января 2009 года в Юрьевом монастыре состоялось освящение открывшегося после ремонта и реставрации Спасского собора. К сожалению, поприсутствовать при этом не удалось, потому что планы на день были иными - несмотря на то, что эти планы тоже были связаны с Юрьево. Однако обо всём лучше рассказывать по порядку, тем более, что настала пора снова вернуться в город, чтобы совершить прогулку по другим его районам.

Начало | Рождественская азбука. Аз | Рождественская азбука. Буки | Рождественская азбука. Веди | Рождественская азбука. Глаголь | Рождественская азбука. Добро | Рождественская азбука. Есть | Новгородская азбука. Живете | Новгородская азбука. Зело | Новгородская азбука. Земля | Новгородская азбука. Иже | Новгородская азбука. Како | Новгородская азбука. Люди | Новгородская азбука. Наш | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования