Первая Экспедиция "Русский Север"

Часть 2

Часть вторая. Путь к берегу.

Объединение экспедиционных мото- и человеческих ресурсов произошло 8 июля в 10 часов утра на шуйской бензоколонке. Участники пробега выглядели суровыми и небритыми, но энергичными и решительными. К половине одиннадцатого подъехал Дмитрий на оранжевой "буханке". Обговорив порядок следования через Кондопогу и точку встречи (Дмитрию нужно было заправиться, а нам - посетить пару магазинов и заехать в Успенскую церковь), пилоты заняли места за баранками и построили машины на обочине в кильватере оранжевого ведущего. Однако эффектного старта не получилось - УАЗик Дмитрия напрочь отказался заводиться. Прошло примерно пять минут до того момента, как он, наконец, "схватил" и смог сдвинуться с места. Не придав этой заминке особого значения, экспедиционная колонна двинулась по Мурманскому шоссе, пугая случайных наблюдателей своим пёстрым составом.

Остановившись у указанных Дмитрием магазинов, мы произвели необходимые закупки (в том числе - шесть килограммов отличной свинины для шашлыка по 130 руб.) и через двадцать минут подъехали к церкви. Вышедший нам навстречу смотритель объяснил, что людей, которым предназначались фотографии, сейчас нет, но согласился передать им снимки. На нашу просьбу открыть церковь для того, чтобы поставить свечи, он вначале ответил отказом, сославшись на замусоренность внутренних помещений (в церкви активно идёт реставрация - подновляются наружные элементы конструкции и восстанавливается интерьер). Однако просто зайти внутрь разрешил. Там-то и обнаружилось, что свечные поставцы, наряду с иной утварью, сдвинуты в угол, но, тем не менее, находятся перед образами согласно чину - то есть формальных препятствий для установки свечей не было, о чём мы и сказали смотрителю, закончив осмотр и вернувшись к ограде. Он, немного поколебавшись, прошёл с нами в храм, убедился, что всё так и есть, и разрешил поставить свечи. А вот от оплаты посещения отказался, сказав, что с нас брать деньги неловко (хотя официально этот церковный комплекс имеет музейный статус, и посещение его оплачивается согласно прейскуранту). "Если хотите помочь - то вон ящик", - сказал смотритель и указал на висящий на стенке ларь для пожертвований на восстановление храма.- "От этого больше пользы будет". Мы не могли с ним не согласиться.

Пока длилось наше недолгое пребывание в церкви, к храму подъехала ещё одна машина с супружеской парой - это были туристы, желающие посмотреть на рукотворное чудо.

Выходит, не пустует храм, и возрождается он только внешне, а дух святой и не исчезал оттуда вовсе, и все тяжкие годы социалистического безверия переживал вместе с ветшающими стенами, твердо зная, на чьей стороне правда. Опять вспомнилась многострадальная колгостровская часовня, отделенная тайгой и водой от человеческого участия... Но вспомнилась уже по-иному, не только с горечью, но с чувством крепкой веры в благой исход.

С такими мыслями мы вновь распределились по машинам и поехали на вторую за день встречу с Дмитрием.

Нам предстояло преодолеть около двадцати километров до деревни Кедрозеро, где заканчивалась "хорошая" дорога, затем - ещё восемнадцать до Михеевой Сельги по грунтовке, а оставшиеся четырнадцать вёрст до берега ехать по лесным дорогам, проходимым только для высокого клиренса, обоих ведущих мостов, да пониженной передачи. Транспорта, отвечающего подобным условиям, у нас имелось только две единицы - "буханка" Дмитрия и УАЗ Антона aka Stromer, поэтому "Оку" и "Хонду" надлежало оставить в Кедрозере под присмотром знакомого Дмитрия. До Кедрозера мы доехали без особых впечатлений - единственные эмоции вызвал разве что нещадно пыливший тракт, за первый же километр выкрасивший все машины в одинаковый серый цвет.

По пути останавливались в Мянсельге - сфотографировали местную деревянную церковь, полускрытую изрядно разросшейся зеленью. Остановка заняла двадцать минут - пять из них пришлось на фотосессию, и пятнадцать - на ритуальные пляски вокруг "буханки", в очередной раз отказавшейся заводиться. В конце концов человеческая настойчивость одержала верх, мотор запустился, и мы продолжили движение, втайне решив пожертвовать попутными фотосъемками во имя скорейшего прибытия на остров.

Тем не менее, ещё час мы провели в Кедрозере, паркуя "городские" машины и перекладывая скарб в "джипы". Попутно перебрали взятое в поход имущество... и оставили половину причиндалов в "Оке" и "Хонде", решив не тащить его на остров. Как показало будущее, в чём-то мы оказались правы, но вот некоторые вещи, например, болотные сапоги-"бродни", надо было взять с собой, несмотря на уверения Дмитрия в их полной бесполезности при данных погодных условиях и выбранном нами формате пребывания на Колгострове.

Загрузив снаряжение, мы распределились по машинам следующим образом. В УАЗе поехали Антон и Алексей с супругой Людмилой, а в "буханке" - три танкиста и собака, то есть Дмитрий, Константин, Юрикон и добродушный спаниэль Дмитрия по кличке Лора. Пёсик привык путешествовать с хозяином на любом виде транспорта, и поэтому переживал езду в раскалённом и тряском чреве "буханки" весьма спокойно, доверчиво располагаясь на коленях то у переднего, то у заднего пассажира и высовывая морду в открытое окно. После каждой остановки, когда в жаркое автомобильное нутро набивалось изрядное количество слепней, оводов и прочих кусачих "бабочек", Лора развлекалась тем, что ловила и поедала всю эту живность, из-за чего лобовое стекло изнутри было сплошь утыкано следами собачьего носа.

Пассажиры же развлекались иным способом - передний бесперестанно подпрыгивал на неровностях дороги и старался не пробить в полёте головой потолок кабины, а задний изобретательно искал способ остаться в живых в тропической атмосфере душного кузова, попутно отлавливая и расставляя по местам рассеянные по салону сумки и рюкзаки. Сумок было достаточно, и скучать ему не приходилось.

Так, находясь в постоянном движении и поддерживая весёлую беседу, мы преодолели путь до Михеевой Сельги. Здесь нас ждало очередное разочарование - бабушки, которую мы собирались расспросить о Колгострове "под запись" на видео, не оказалось дома - она уехала в кондопожский собес за пенсией, и мы даже встретили по пути машину, которая её везла, но, конечно, не могли догадаться о коварстве судьбы.

Делать было нечего - попросив соседей передать старушке коробку конфет, мы сфотографировали местную церковь, сделали по последнему телефонному звонку (далее мобильная связь прекращалась) и тронулись дальше... К слову - конфеты, предназначенные для чаепития с бабушкой, ехали более полутора суток от помосковного Пушкино в "Оке" Константина, не снабженной кондиционером и холодильником, а последние два часа провели в "буханке", неосторожно поставленные прямо возле работающей печки (да-да, печь была включена, дабы облегчить тяжкие условия работы двигателя и одновременно ухудшить положение Юрикона, всю дорогу соперничавшего с собакой за право высунуть из окна голову со свешенным языком). В каком состоянии они дошли до адресата, теперь остается лишь догадываться, но единственное, что прощает нас - это искренность побуждений...

Четырнадцать километров лесных дорог показались вечностью - по крайней мере, ползли мы со скоростью черепахи, но не останавливались нигде (если не считать пары случаев, когда глохла "буханка"). И вот, в девятом часу вечера, колонна выехала на небольшую поляну, где заканчивалась дорога. От поляны вниз уводили две тропы: одна покороче, но более топкая - для пешего спуска, вторая чуть длиннее, и лучше подготовленная - для джигитовки на полном приводе.

Обо всём этом жизнерадостно поведал нам Дмитрий, предложив перекинуть вещи в УАЗ Антона и спустить их таким образом к воде. Антон, уставший от долгой дороги, однако, не был склонен к экстриму, предложив осуществить ту же операцию на "буханке" (внешний вид этих магистралей был таков, что проехать даже по "автомобильной" дороге могло придти в голову разве что тифози, к тому же изрядно обкуренному и страдающему многочисленными дефектами зрения). Дмитрий вроде бы согласился, но вовремя вспомнил про некие значимые обстоятельства, в силу которых оранжевый кузов должен был служить в лесу ориентиром для человека, прибытие которого на остров ожидалось двумя днями позже.

Предложили передать управление УАЗом Алексею - но тот без колебаний уступил такую честь Юрикону, как человеку, имеющему некоторый опыт покатушек по тайге в качестве пилота. Юрикон же, поблагодарив за оказанное доверие, вывернулся, вспомнив про отсутствие страховки от подобного издевательства над новой машиной, удаленности автосервиса, ограниченности количества УАЗов, имеющихся в нашем распоряжении и, как следствие, недопустимости повышения риска над пределами разумного.

Неизвестно, сколько бы ещё упражнялись в изящной словесности хитроумные водители, но вдруг лесную тишину нарушил рёв моторов, и на полянку один за один выкатили ещё две "буханки" с рыбаками. "Чужие здесь не ходят" - и эти рыбаки были знакомы Дмитрию, благодаря чему у нас несколько отлегло от сердца, поскольку внешность и состояние приехавших, откровенно говоря, наводило мысли об их инопланетном происхождении (чтобы понять наши чувства получше, вспомните бессмертный фильм Дж.Кэмерона "Чужие"). Тем временем гуманоиды деловито поинтересовались причинами нашего бездействия, любезно предложили спустить вещи на своих транспортах, покидали наши рюкзаки в "буханки", выпили за успех, после чего одна машина погрузилась на "автомобильную" дорожку, а вторая, немного выждав... попёрла по непроезжей "пешеходной"... Мы все, включая Дмитрия, с открытыми ртами посмотрели ей вслед, оторопев от такого нигилизма и предвосхищая увлекательную процедуру извлечения груженого уазика из говна совместно с пьяными рыбарями, но... видимо, местная техника прохождения участков трофи заключалась в прямой пропорции выпитого к сложности трассы, потому что критичная "буханка", порёвывая движком, скрежеща картерами по камням и, словно носорог, ломая подлесок, втупую пропёрла по склону до самого берега, где и догнала ранее стартовавший автомобиль... Пока мы приходили в себя, закрывали машины и спускались вниз налегке, рыбаки уже выгрузили наш и свой скарб. Кто-то надул привезенную лодку, кто-то спустил на воду вторую, плоскодонную, размотал удочки и отбыл на шхеры ради того, за чем, собственно, и приехал. Часть рыбаков вместе с нами ожидала прибытия моторок с Колгострова, поддерживая форму из запасов жидкого топлива.

Вскоре к берегу подошли две лодки, на них прибыли работники Дмитрия - они помогли загрузить вещи и в несколько приемов перевезли на остров имущество, людей и собаку.

Переправляясь на последнем транспорте, мы вглядывались в приближающийся берег с силуэтами домиков на прибрежной террасе и вздымающейся в глубине суши отвесной скалой, поросшей густым лесом, в закатном свете солнца играющим завораживающими красками...

Но вот лодка уткнулась носом в береговую отмель, и мы наконец-то оказались на Колгострове...

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования