Первая Экспедиция "Русский Север"

Часть 6

Часть шестая. Тайна Колгострова.

Утром 10 июля вся экспедиция в полном составе, возглавляемая А.Журавлёвым, взобралась на скалу и направилась по уже знакомому маршруту. Мы показали Анатолию обнаруженный нами петроглиф "След" и "Рыбу", найденную Дмитрием. Учёный осмотрел и оценил находки, сказав, что в обоих случаях естественные углубления в камне соседствуют с искусственно нанесёнными деталями - очевидно, первобытный художник использовал одну и ту же технику, развивая и дорабатывая картинку, созданную природой.

"Рыба" вызвала самый живой интерес, поскольку изображение изобиловало мелкими деталями и явно создавалось не на скорую руку. Наверное, в ближайшем будущем этот петроглиф (как и другие фрагменты колгостровского культового комплекса) станет объектом изучения специалистов, но нам приятно, что в его разработке и интерпретации есть доля участия экспедиции клуба "Русский Север".

Недалеко от петроглифа "След" Анатолий указал на выбитые в камне одиночные и концентрические окружности, обнаруженные экспедицией 1972 года. Можно предположить, что между "Следом" и "Кругами" имеется некая связь. Возможно, на поверхности скалы в том районе присутствуют и иные изображения - для того, чтобы отыскать их, требуется расчищать территорию от мха и растительности. В будущем, безусловно, эта работа будет выполнена.

Мы углубились в лес и, один за одним, показали Анатолию "звонковые камни", замеченные накануне. К нашему разочарованию, он забраковал их все - включая тот, что звучал, по нашему мнению, весьма близко к колокольному звону. Основной довод сводился к тому, что поверхность камней не носила следов многократных ударов - следовательно, при всех своих "музыкальных качествах", эти валуны не использовались как ритуальные объекты.

Ученый уверенно шёл по лесной тропе, время от времени обращая наше внимание на объекты, которых мы не заметили - лунки и круги на скальных выступах. Мы с трудом успевали фотографировать, записывать и запоминать месторасположение того или иного петроглифа. И вот, наконец, мы вышли на небольшую поляну на дальнем краю которой лежал крупный валун, расколотый надвое так, что между двумя его фрагментами образовалась большая полость. Это и был легендарный Звонкой камень, давший название скале и, возможно, всему острову. Мы заранее запаслись подходящим камешком, чтобы послушать его голос - и вот Колгостров услышал звук, который последний раз извлекался тридцать три года назад. Глуховатый, но сильный, голос Звонкого камня действительно отдаленно напоминал колокольный звон - но только то был звон колокола совершенно непривычной формы, вроде била или его аналога. Впрочем, нет ничего невозможного в том, что именно такой инструмент и находился в распоряжении лижменской церкви много веков назад. Для более точного ответа на этот вопрос требуются дополнительные исследования.

Но самое интересное заключалось в том, что именно этот камень и обнаружили Алексей и Людмила накануне вечером, когда выбирались с вершины скалы к берегу - и именно отсюда собака повела их по тропе!

К сожалению, время неумолимо шло, и Анатолию нужно было возвращаться в Пегрему. Прощаясь с нами, он указал направление, двигаясь в котором, мы должны были отыскать "Домик мёртвых" - древнее ритуальное захоронение, возможно - символическое (так называемый кенотаф). Ещё раз напомнив, что все мы являемся участниками симпозиума "Пегрема-Гиперборея-Лопария", и согласившись, что наше сотрудничество не окончится состоявшимся двухдневным общением, А.П.Журавлёв в сопровождении Дмитрия ушёл к берегу к ожидавшей его лодке.

А мы углубились в тайгу по указанным учёным ориентирам. Внезапно шедший чуть в стороне Юрикон выхватил камеру и начал что-то увлеченно фотографировать. Оказалось, что его внимание привлекли несколько валунов, расположенных друг относительно друга в некоем подобии амфитеатра. Отчетливо выделялись два камня, лежащие парой и как бы особняком от остальных, по обе стороны от них находилось ещё несколько камней, а основная группа валунов образовывала вокруг них подобие нескольких незамкнутых окружностей. Что это было - место родовых "собраний" со своеобразным "президиумом" и "аудиторией"? Уже позднее, в Москве, мы демонстрировали фото разным людям, и более половины респондентов без каких либо наводящих фраз выдвигало именно такую версию. Конечно, это всего лишь догадка, и для аргументированной гипотезы нужны как минимум исследования культурного слоя вокруг этих камней, но... находка состоялась, и это главное.

В паре десятков метров от "Амфитеатра" удача вновь улыбнулась Юрикону. Вначале он увидел сейд - огромный валун, покоящийся на двух камнях поменьше, а обойдя его, обнаружил ещё несколько камней, составляющих вместе с гигантским сейдом замкнутый круг! По существующей теории, древние лопари рассматривали камни как вместилище духов - изначальных сил добра и зла, способных помочь в охоте или повлиять на погоду, вершить правосудие или способствовать деторождению. Вполне вероятно, что они окружали сейды (природного или искусственного происхождения) каменными кругами с тем, чтобы обезопасить себя от слишком близкого контакта с объектом поклонения. Может быть, в такой круг имел право вступать только шаман, а может быть, даже он не обладал такими возможностями. По крайней мере, мегалиты Пегремы тоже окружены замкнутыми окружностями из небольших камней и каменных осколков. И вот - на Колгострове прослеживалась схожая тенденция.

Ещё через полсотни метров от сейда мы, наконец, обнаружили "Домик мёртвых" - сложную композицию из камней разных размеров, образующих незамкнутую окружность с четко обозначенным горлышком "входа". Проход внутрь круга "запирал" большой валун. Такое расположение камней вписывалось в теорию А.П.Журавлёва, согласно которой, после захоронения тела (или духа) проход внутрь импровизированного "склепа" был закрыт камнем, чтобы покой не нарушался как снаружи, так и изнутри, и мир мёртвых, и мир живых не пересекались друг с другом...

Возле "Домика" мы обнаружили пару камней необычной формы, однако сказать с уверенностью, были ли они оббиты искуственно или просто фрагменты разорванных льдом глыб случайным (или неслучайным) образом оказались сориентированы именно так, не представлялось возможным.

Решив, что открытий на сегодня более, чем достаточно, мы возвратились к Звонкому камню, чтобы ещё немного "поиграть" на нём. Мы обратили внимание, что вокруг артефакта находятся и другие валуны, которые могли составлять некую единую функциональную группу со Звонким камнем (например, служить своеобразным сиденьем для исполнителя или подставкой для обрядовой утвари). Поблизости от Камня, на свободной от мха поверхности скального выступа, мы нашли любопытный объект: глубокую канавку, заканчивающуюся большой лункой. В нескольких сантиметрах от места "впадения" в лунку канавку перекрывал "затвор" - камень, идеально пригнанный к стенкам жёлоба, но, тем не менее, свободно вынимающийся рукой. О назначении этого "стока", о том, какая жидкость текла по нему и о связи этого объекта со Звонким камнем мы не стали строить догадок, оставив это занятие на потом. Безусловно, мы свяжемся с А.П.Журавлёвым и расскажем о своих находках, сделанных после его отъезда. Надеемся, что он поможет правильно квалифицировать обнаруженные объекты.

Переполненные впечатлениями и планами, мы спустились на берег. Наступал последний вечер нашего пребывания на Колгострове - наутро было решено двигаться в обратный путь.

Узнав о корректировке нашего графика, Дмитрий предложил провести водную экскурсию вокруг Колгострова. Мы погрузились в катер и примерно два часа шли по живописным шхерам и проливам, много фотографируя , но ещё больше - откладывая в сознании и душе.

По зорьке Константин умудрился сходить на лодке немного порыбачить - в конце концов, зря, что ли, были привезены за тридевять земель снасти? К его возвращению все члены экспедиции уже проснулись, вещи были уложены, и примерно в час дня мы покинули Колгостров.

Начало | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования