Карельские заметки. Впечатления и мысли.

День четвёртый,

в который мы достигаем берега Белого моря.

От места стоянки до конечной точки автомобильного путешествия было около 400 километров, т.е. примерно 5 часов езды. Приехать запланировали вечером, чтобы только поставить палатку и переночевать. Потому уезжать с Онеги не торопились. Погода, слега испортившаяся вчера (это, кстати, позволило почувствовать дыхание севера - прохладно, ветер, волны, камни - во всем чувствовалась некая северная суровость) наутро немного порадовала солнышком. Не смотря на холодный ветер, все вместе искупались в Онеге. Дети, они как-то образнее взрослых умеют выражать чувства. Помню, как однажды в Третьяковке экскурсовод пытала детей, что изображено на картине «Утро в сосновом лесу». Начали перечислять - сосны, небо, трава... А один мальчик возьми да скажи: «здесь нарисовано лето» Умной экскурсоводше не то что добавить, вообще сказать было нечего. Потому что там действительно нарисовано теплое лето, а все остальное - никому ненужные подробности. Я к чему говорю - наши дети искупались, и вынесли свой вердикт. Купаться, говорят интересно. Вода как иголочками колет. Что ж,, попали в точку, точнее не скажешь.
Кусок дороги, метров 200, по которой заезжали от устья речки на мыс, была охарактеризована встреченным в Ферапонтово газелистом как непроходимая для легковушек. Уже находясь на мысе, вспомнили его слова, весьма самодовольно отметив, что наша четверка везде пройдет. Но.. не говори гоп, пока не переедешь. Сели днищем на камень, да зацепили его неудачно, хоть и ехали осторожно. При движении отчетливо слышался гыр-гыр, частота зависела от скорости. Первое предположение жены, что разбили коробку, мне очень не понравилось, хотя вариант такой был вероятен. Вспомнили газелиста, который, как и Минздрав, предупреждал, но недостаточно убедительно. Осмотр показал, что слегка зацепились поперечиной коробки, но ее подвывернуло внутрь тоннеля, кардан поднялся вверх и цепляет за что-то, что точит кардан, оставляя ровную полоску белого металла. У тех самых рыбачков (они остановились в устье речки) взяли молоток (в моем хозяйстве не нашлось почему-то) и методом «легкого постукивания тяжелым инструментом» устранили посторонние звуки.
Здесь уместно сказать об особенностях национальных дорог в Карелии. По крайней мере тех, где мы ездили. Если в России проезжесть дорог определяется наличием, шириной и глубиной колеи, а также проходимостью луж на дорогах, то в Карелии добавляется еще один важный критерий. Там камни. По сухому сезону дороги твердые, но движение осложнено торчащими из земли камнями. В основном все накатанные дороги позволяют нормально проехать на машине чуть выше чем классика. Классике не хватает буквально 2-3 сантиметров. Т.е ехать можно, но очень аккуратно отслеживать ситуацию и объезжать все что встретиться. Как иллюстрация - поддон на классику стоит там 450 рублей, а такой же на ниву только 200. СпрОсите, почему? Поддон на Ниву лежит в магазине с 2001 года, а на классику регулярно разбирают. Это показатель? Так что там нужно быть очень бдительным, и ехать действительно ОСТОРОЖНО.
Внимательный читатель наверняка задумался, почему это я в Карелии заинтересовался стоимостью поддонов. О, мой дорогой друг, ты мыслишь в верном направлении! Но об этом позже, на обратном пути.
Пока же мы выехали на трассу, где буквально километров через 30 попалась дикая камазовская эстакада. При помощи подсобных рычагов привели поперечину коробки в положение , близкое к исходному, и на одном амортизаторе покондыбали вперед, как сказал бы поэт «призывно покачивая задом»
В Медвежьегорске купили пару амортизаторов и наконец нашли едальню с нормальным обедом. Да так блин удачно попали. Уж попали так попали. 800 рублей на четверых. Будто из Москвы и не уезжали. А мы то уже отвыкли... Но зато там белые скатерти, официантки, всё красиво и достаточно вкусно. Весь этот комлекс обозначен желтыми указателями на въезде в город. Наверняка, в самом городе можно было соптимизировать по критерию цена-качество, но нам уже который день хотелось покушать в нормальной обстановке и накормить детей полноценным обедом. Так что уезжали удовлетворенными.
В Медвежьегорске встали на трассу М18 и без приключений докатили до Кеми, притормаживая на волнистостях дороги, чтобы не качало. Так уж получилось, что центральную Карелию мы увидели только с трассы. Да, страна тысячи рек и озер, да болота, да сосны и березы, да на камнях. Красиво, но меня лично не очень впечатлило. Отношу это к тому, что все смотрели с дороги, не углубляясь. Возможно, когда будем там следующий раз, все увидится по-другому.
Быстро проехали через Кемь (которая в устье одноименной реки) и приехали в Рабочеостровск, на истинный берег Белого моря. Провели разведку в порту, все что надо выяснили, в том числе, где стоят палаточники. Нам показали мобильную вышку в стороне на берегу, под которой стоял автобус. Туда и отправили, посоветовав (весьма кстати) набрать воды. Кемскую колонку нашли не сразу. Даже по сверхточному описанию (напротив первого асфальтированного поворота направо). Даже когда я заметил мальчишку с ведром, не сразу сообразил что к чему. Итак. Кубическое строение высотой около 2-х метров, нечто среднее между туалетом и маленькой трансформаторной будкой. В щелях этой будки видна монтажная пена, на уровне почти моей груди высовывается конец трубы, а из дырочки в стенке торчит проволочная петля. Тянешь за петлю, и из трубы льется вода.. Тайну сей конструкции, которая велика есть, раскрыл мальчишка. Все просто, это вам не Москва.... Зимой снег и лед намерзают под самую трубу. Обычную колонку засыпало бы первым снегопадом и насмерть заморозило бы первым морозом.
Берег Белого моря. Что это такое, рассказать сложно. Погода ли тому была виной, или что еще. Но пейзаж как бы это сказать... Смурной какой-то, слегка зловещий.
Порывистый ветер, высокий берег, низкое солнце, полосами выходы гранитных пород в виде вытянутых плоских плит. Между ними тоже полосами скудная растительность. Трава, кустики. Черника и брусника. Обнаружили карликовую ёлку, по крайней мере, я так идентифицировал то растение. Чтобы получить представление, что это такое, следуйте инструкции. 1. Сломайте десяток-полтора некрупных лапок молодой елки, сантиметров по 50 длиной. 2. Поставьте их в горшок с широким горлом, чтобы ветки низко расстелились во все стороны. 3. Закопайте горшок в землю. 4. Наслаждайтесь видом карликовой елки.
Ощущение жуткости усилили встреченные на этом пустынном берегу прогуливающиеся женщины с коляской, которые поведали, где мы находимся. Они рассказли, что здесь был перевалочный пункт с материка на Соловки и обратно. В море метров на 100 уходила изогнутая цепочка невысоких опор, насыпанных крупным камнем, напоминая волнорез, загораживающий порт с моря. Так подумал я, и даже рассказал детям, но ошибся. Это остатки причала, на который была устроена железная дорога. Туда заходил поезд, из вагонов на баржи сгружали кого надо, в вагоны прямо с барж загружали торф, лес, и другие материалы с Соловков. На берегу видны остатки железной дороги (с широкой колеей) ровные ряды фундаментов развалившихся строений - бараков или складов. Полно ржавой колючей проволоки - частично она на остатках столбов, частично уже на земле.
Неприветливое место, одним словом. Плюс к этому ночевка как говорится «сухая» - без воды рядом, да и костер не разводили, разогрели на плитке то, что специально оставили с завтрака.
По традиции тема вечернего раздумья. Думал лежа на спине у машины, прикручивая новый амортизатор и глядя на мобильную вышку(вверх) и на рубленую деревянную церквушку-новодел (в сторону). Ассоциация была от мобильной вышки вглубь времен, к лагерным вышкам, на которых здесь несомненно стояли охранники. Потом вспомнилось (об этом не писал ранее) что по всей дороге от Москвы до Кириллова (особенно заметны они в пустынных вологодских краях) возвышаются вышки мобильной связи и церкви вперемешку. И те и те на высоких местах. Подумалось, что ведь перестоят монастырские стены своих конкурентов. Эти железные вышки уйдут, как пришли, а стены столько веков простояли, и еще простоят. Прогресс идет быстро, а стены стоят медленно.

Начало | Вопросы, которые у нас были и ответы, которые мы получили | День первый | День второй, | День третий, | День четвёртый, | День пятый | День шестой | День седьмой | День восьмой | День девятый | День десятый | День одиннадцатый | Визуальный ряд путешествия, часть 1 | Визуальный ряд путешествия, часть 2 | Визуальный ряд, часть 3, бонус-пак :-) | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования