Карельские заметки. Впечатления и мысли.

День пятый

На Соловки!

Писать о Соловках трудно. Многими достойными людьми уже понаписаны строки многие, не хочется банально повторяться. Кроме того, мы были там совсем недолго, неполных три дня, а если в сутках считать, так вообще чуть больше двух. Огромное уважение к увиденному не позволяет быть неточным либо скоропалительным в оценках, потому напишу о том, что и как увидели именно мы. Без претензии на истину в последней инстанции.
Первое ощущение после вступления на остров - растерянность. Народ с корабля быстро так рассеялся, остались мы одни, да еще группа туристов с рюкзаками. Куда идти - направо или налево? По берегу или немного вверх на горку? По старой русской традиции, воспользовались языком. Язык довел до палаточного лагеря на краю поселка (ориентир - флаги союзных республик). Для диких туристов на левой стороне поселка, недавно организовали специально огороженный загон в полгектара, где за небольшую плату можно поставить палатку и воспользоваться благами цивилизации в виде обложенного камнями кострища, сколоченных столов, беседок, традиционных объектов типа Эмжо. Ставить палатки, рубить вообще любые деревья и разжигать костры вне специально отведенных мест там запрещено. Каюсь, срубил и притащил из заповедного леса сухую березу, нам ее хватило на все время, и даже еще осталось. Отведенных мест, кроме отгороженного лагеря, мы не обнаружили, впрочем - и не искали. Говорят, есть еще пара специальных стоянок где-то в глубине острова. Поставили палатку, познакомились с местными обитателями. Одни соседи - несколько семей западных украинцев, настроенных, что странно, промосковски. Проехали через три государства, чтобы посмотреть и некоторые из них приложиться к мощам. Внушаить!
Они как раз съезжали, оставили нам неиспользованные билеты в музей, грибы и немного дров. С другой стороны стояли девчонки-художницы, кажется из Питера. Нас пугали что у них шумно, приходят парни и играют там на гитарах и вообще шумят. Оказалось - днем девчонки пропадают на пленере, вечером тихонько так, без фанатизьму, поиграли на гитаре в палатке. Наши дети с утра даже больше шуму наделали, когда в палатке спальниковую войну устроили. Вообще, на Соловках, не смотря на наличие некоторого количества туристов и отдыхающих, громкой музыки не услышали вообще. Тишина там, спокой и отрешенность. Благолепие. Пожалуй, поумничаю и скажу, что лапидарность (Спасибо Яндксу: от лат . lapidarius - каменотес резчик по камню, краткость, сжатость, выразительность слога, стиля. Эти качества были присущи надписям на древнеримских каменных памятниках.) - это то, что характеризует Соловки. Там все из камня, повсюду камни, и все как-то сурово, лаконично, что называется, без рюшечек. Оставив палатку, сходили на экскурсию в монастырь. Невысокие, но очень основательные, будто вросшие в землю, стены из огромных камней. Башни, как с иллюстраций. Широкие внизу, они сужаются кверху не ровным, а слегка вогнутым конусом . Шатровые крыши башен довершают сказочную картину. Внимательный взгляд инженера разглядел, что ряды огромных камней в башнях идут не ровными рядами, а как бы поднимаясь по спирали. Стала понятна технология постройки - плоские камни поднимали по уже построенной башне как по наклонной плоскости, все выше и выше, по необходимости достраивая прилегающие стены. На секундочку только представьте, что видимый размер этих камней в стенах ну примерно метр на полметра, в глубину значит где-то также наверное. Представить, что все это сделали люди, причем за короткие периоды Соловецкого лета, невозможно. На территории монастыря походили и посмотрели внутреннее устройство, зашли в храм (не прикладывались), воспользовались билетами в музей. Часть музея, посвященную монашескому быту, посмотрели быстро, подобное было в Кириллове. Без соответствующего искусствоведческого образования или комментария специалиста смотреть ряды икон в музее - абсолютно бессмысленное занятие. Помню, в Андроникове монастыре в Москве слушали экскурсию - вот здесь новгородское письмо, такой-то век, светлые тона, золото.. Вот это московское - киноварь там например, лазурь... Было понятно что к чему, на что обращать внимание. А здесь - даже век определить уже не хватает знаний - «Черные доски» Солоухина были читаны, да позабыты. Все-таки мне кажется - иконам место в церкви, а не в музее. Другое дело, что старинную икону там быстро запишут новым ликом, на стенах новую парадную лепоту наведут - это тоже не дело, как понимаете. Короче, музей и монастырь там сосуществуют, но о братских объятиях и едином порыве нет и речи.
В залах музея дети щеголяли знаниями - это светец, это ступа с пестом, это для того-то, а то - для этого - все это ими уже было видено.
Интересна экспозиция, посвященная СЛОНу, который выступал прообразом ГУЛАГа. В 20-30 годы сюда отправляли в основном партийных отклоненцев типа эсеров, духовенство, раскулаченных, ну и уголовников, как же без них. Запомнилась докладная записка начальника группы. «138 человек оставлены ночевать в лесу, так как по взаимному сговору не выполнили урок». Уроком назывался план, который должны были выполнить заключенные на «общих работах» - заготовка леса, торфа и т.п тяжелый физический труд. Такова была практика - не выполнил за день - оставайся доделывать. Оцените масштабы бедствия. 5 человек за день должны были свалить, обрубить сучья и вытащить на погрузку 15 деревьев. Не мудрено, что немногие выживали.
Еще интересная и совсем неизвестная страница - соловецкая школа юнг. Уже после закрытия лагеря здесь учили мореходному делу ребятишек. В экспозиции фотографии, предметы их быта, учебные пособия, трогательные акварельные рисунки. В общем хороший музей, разноплановый.
Вернувшись в лагерь (палатки, кстати, там оставляют без охраны - просто застегивают и уходят) поужинали и стали думать о том, что делать вечером.
Карта Соловков была уже куплена, решили идти на лодочную станцию, посмотреть озера и каналы, о которых читали. Дело было за малым - добыть червей для рыбалки. Опрашивали окружающих мужского полу, получили много разных советов - от «сдалась вам эта рыбалка» до «накопайте у местных, у кого есть корова». Однако мы пошли своим путем, и минут за 10 обеспечили себя десятком великолепных червяков. Их есть под камнями, но не под всякими. Лучше всего камни см-20-30 размером, которые можно перевернуть руками. Хинт - самые перспективные камни в тени под деревьями, во влажных местах. Почвы сантиметра 3-5, вот там, по границе травы и нужно смотреть. До лодочной станции около получаса ходу, пришли уже около 9 вечера, в надежде что прокат все-же работает. Не ошиблись, он работает все светлое время суток, т.е круглосуточно. Попросили порекомендовать лодку, нам посоветовали взять «ходкую» модель. Выдали 3 весла, и мы отправились в путь. Спросите, почему три весла? Нам сказали - так надо, 3-е укороченное весло обязательно потребуется.
Соловецкие озера - это чудо. Слегка коричневатая прозрачная вода - дно отчетливо видно метров до полутора, не меньше. Прямо к берегам подступает лес, местами берега чистые, местами заросли камышовой травой, типа слегка подболочены. Гребли попеременно, дети с удовольствием приобщались к гребному делу. Достигли первого канала, соединяющего озера. Что такое эти каналы, спросите вы? Для организации водной перевозки грузов монахи соединили озера протоками, выложив берега каналов камнями. Уж не знаю почему, но эти каналы выглядели совсем не рукотворными. Вот как будто так и должно было быть создано в природе - неширокие и неглубокие каналы с берегами из камня. Если бы в природе их не было, то как будто чего-то бы не хватало. Это было удивительное чувство, нашедшее подтверждение и обретшее вербальную форму только на следующий день.
Ширина первого канала - тютелька в тютельку чтобы аккуратно вести лодку и не цеплять веслами за берега. Опыт работы с веслами приветствуется. Второй канал был еще уже и мельче, вот тут и пригодилось третье весло. Основные весла сложили в лодку. Усевшись на нос, я взял короткое весло и аки Чингачгук повел пирогу по узкому каналу. Хотя правильнее сказать, джонку. Как китаец. Cетка накомарника была поднята и завязана узлом на макушке так, что от полей шла вверх как бы треугольная шляпа, что придавало мне схожесть с китайцем. С крупным таким китайцем.
После второго (узкого) канала прошли еще озеро , вошли в извилистую протоку и встретили небольшие мостки, непонятно зачем построенные в этой глуши. На них и высадились, чтобы удобнее было рыбачить У детей удочки трехметровые - далеко не забросить, но зато управляются дети с ними сами . Не успели закинуть удочки - стали клевать окушки. Больше всех поймал Федор, для него, безусловно, это была хорошая школа рыболовста, он первый раз попал «на клев» и почти самостоятельно ловил рыбу. Особенно драматичным был момент, когда клюнул достаточно крупный окунь, которого парню оказалось трудно поднять из воды. От неожиданости он закричал - помогите, не могу вытащить. Я ему в ответ - тащи сильнее! В итоге он справился, достал-таки крупненького окуня. В конце-концов я передал удочку жене, а сам занялся насаживанием червей для всех троих, а то без привычки у них много времени уходило на это дело.
Выяснилось и предназначение мостков. Метрах в 30 на берегу была обнаружена деревянная кабинка на 2 раздельных посадочных места с надписями М и Ж. Вдали от цивилизации, деревянная кабинка, да еще М и Ж - ну не охотники же это построили! Догадка осенила, когда мимо нас, в сторону лодочной станции, проплыл парень, ведущий за собой караван лодок из пяти штук. Пояснил, что была организованная экскурсия, экскурсанты погребли-погребли, и бросили лодки. Назад их отвезли автобусом. Решаем, что это неспортивно. И понимаем, что именно для таких экскурсий на полпути соорудили мостки для комфортабельной высадки по нужде.
Клев кончается, мы двигаемся в обратный путь. Настроил блесну на дорожку, наудачу опустил в воду за лодкой. Ничего не поймалось, ну это наверное с формой и цветом блесны не угадал. Домой возвращались уже около 12 ночи, если не позже. Немного волновались, думали детям тяжело будет дойти, но нет, они справились. Назавтра выяснилось, какой же огромный потенциал заложен в наших ребятах. Кто бы знал, что уже завтра эти полчаса пути покажутся и им, и нам совсем плевым делом.
Вернулись в лагерь и мгновенно отрубились. Для тех кто забыл - напомню, что этот день давным-давно, в 5 часов утра начался у нас еще на материке. Сколько же всего мы увидели за этот день!
В этот вечер, понятное дело, уже ни о чем не думал...

Начало | Вопросы, которые у нас были и ответы, которые мы получили | День первый | День второй, | День третий, | День четвёртый, | День пятый | День шестой | День седьмой | День восьмой | День девятый | День десятый | День одиннадцатый | Визуальный ряд путешествия, часть 1 | Визуальный ряд путешествия, часть 2 | Визуальный ряд, часть 3, бонус-пак :-) | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования