Карельские заметки. Впечатления и мысли.

День девятый

Кенозерский парк - Каргополь.

Как говаривал классик, каждая несчастливая семья когда-то была счастлива, намекая на то, что все в мире течет, все изменяется. День приходит на смену ночи, за зимой неминуемо наступит весна, дожди наконец заканчиваются и выглядывает солнышко.
После вчерашних приключений с машиной и пережитых волнений новый день готовил нам исключительно приятные сюрпризы, положительные эмоции и яркие впечатления, как бы компенсируя вчерашний немного скомканный день.
Широкая поляна у воды, которая была выбрана для стоянки, оказалась весьма перспективным местом, что и определило дальнейшее развитие событий. Кстати, о стоянках немного подробнее. Расценки: 100 руб за въезд в нацпарк, 50 рублей за палатку и по полтиннику с человека в день. Итого нам обошлось в 350 рублей
Оборудованные места находятся на достаточном отдалении друг от друга (метров 100-200), так что потенциальный шум с соседних стоянок не мешает отдыху. Понятие «стоянка» в Кенозерском парке включает в себя:
-стол(столы)
-лавки
-Навес от дождя
-сарайчик для вещей
-деревянный короб с крышкой для мусора
- туалет в сторонке
- оборудованное кострище с горизонтальной железкой для подвески котелков
- запас дров (1-2 кубометра) под отдельным навесом
У нас дополнительно в комплект входили деревянные мостки в озеро, с которых можно было умываться, нырять, черпать воду и т.д.
C мостков все и началось. Волей-неволей людям, приходившим умыться, искупаться, набрать воды или помыть посуду, приходилось идти через наш лагерь. Мы, естественно с ними беседовали, обменивались впечатлениями, узнавали что-то новое о месте, в котором оказались.
Немолодой мужчина, пришедший чистить рыбу, не высказал никакого удивления тем, что мы едем с Соловков. Традиционно по северному, малоэмоционально, он ровным голосом констатировал: «Да, с Соловков многие сюда едут...» Разговорились с ним, неторопясь выпили чаю, оказалось, что у мужчины здесь дача. Когда -то давно, в конце 70-х, в период «укрупнения» деревня Маселга была признана неперспективной, и он купил пустующий домик сельмага. Кстати, сами местные называют деревню Маселга, без мягкого знака, а мы-то ошибочно считали что МаселЬга. Домик маленький, на 2 кровати и печку, вход по северному низкий-низкий. Мне, двухметроворостому, пришлось не то что пригнуться, а конкретно так с кряхтением склониться чтобы войти в дверь сеней
Природа там, конечно удивительная. Виды несравненные. Высокие холмы, озера, леса. В Маселге понятие Русский Север, до того несколько умозрительное не очень понятное, обрело реальное звучание, именно там началось для меня формирование образа русского севера.
Сергей Сергеевич (наш знакомец) посетовал на то что ему нужно в Каргополь - детдомовцы, приезжавшие на воспитательное приобщение в красотам родной природы, разбили окно в его доме, нужно было ехать в Каргополь вырезать новые стекла. Автобусы там ходят загадочным образом, только по некоторым нерегулярным дням недели, в какой-то из дней дважды. Зимой и того реже. Причем идут до Морщихинской, до Маселги нужно добираться пешком или на попутке с отдыхающими. Договорились, что потеснимся и возьмем его с собой в Каргополь.
Кроме того, нам настоятельно было рекомендовано обязательно подняться на Хижгору к церкви, и войти на колокольню. Это самая высокая точка местности, с колокольни открывается неповторимый вид на окрестности. Также было предложено сходить с ним на болото за морошкой. Поскольку загадочная ягода морошка продолжала оставаться одной из главных загадок нашего путешествия, мы приняли приглашение и откомандировали меня с котелком на заготовки. По пути зашли в сторожку смотрителя за ключом. К сожалению, ключа от церкви у смотрителя не оказалось, приехала какая-то организованная группа с экскурсоводом, они забрали ключ и ушли на экскурсию по нацпарку, когда вернутся неизвестно.
До морошки хода полчаса, прошли по звонкому бору на холмах, через крапивные заросли спустились в озеру, встретив несколько лежек кабанов и вышли на болото. Загадочная ягода морошка по размерам и форме напоминает малину, растет как земляника (ягода на стебельке с тремя листиками), а горчинкой чем-то отдаленно напоминает клюкву, а чем-то бруснику. Нельзя назвать ее вкусной, ароматной и душистой. Но, говорят, исключительно полезная. Я бы сказал, скромная такая ягода. Она даже зреет не так как все. Сначала краснеет, а потом желтеет. Спелая морошка желтая, однако и недозрелая, красно-желтая, тоже великолепно идет в заготовки. Собирают ее коробами и туесами, на зиму заготавливают просто засыпая сахаром. Собирать ягоду быстро, меньше чем за час мой котелок практически наполнился. Ведра с загадочным красно-желтым содержимым попадались нам на трассе М18, когда ехали на Соловки, но мы не останавливались «до выяснения». Думали, что разузнаем что это такое и купим на обратном пути если что. Потом в порту мужчина сомнительной наружности предлагал нам приобрести поллитровую баночку «морошки в собственном соку» всего-то за 100 рублей. Наверное с финнами попутал. Тогда мы отказались, но интерес к ягоде не утратили. На обратном пути из Кеми шел дождь, продавцов не было, и было похоже, что морошки мы так и не отведаем... И вот теперь я, счастливый обладатель котелка морошки, нес трофей в лагерь, положив сверху несколько ягод с веточками, чтобы показать жене и детям как эта ягода растет.
По возращении обнаружил Марину, обеспокоенную моим отсутсвием, укупанных детей и приготовленные к укладке в машину вещи.
Так и не найдя ключа от колокольни, отправились на Хижгору просто так. Дорога легкая, по пути расставлены таблички с описанием различных растений парка. Там же, по пути, на стендах я прочитал, что в нацпарке есть зоны переспелой тайги какой-то категории. О! Так это же архангельская тайга! «А мне и ни к чему - лес он есть лес.» -пожурил я себя за недогадливость... На горе первый раз в жизни осматривал деревянную церковь, так что исполнилась еще одна давняя мечта. Вид, который открывается с горы, описать не смогу. Я наверное утомил вас превосходными степенями прилагательных и эмоциональными сравнениями. Новых слов уже не знаю, повторятся не хочу. Будет возможность - приезжайте сами и смотрите, наслаждайтесь. Оно того стоит, поверьте. Запасы фотопленки к тому времени подошли к концу, оставили пару кадров на Лядины со знаменитым ансаблем-тройником. Так что из Кенозерского парка осталась единственная фотография, вид на зеро и тайгу с Хижгоры.
По пути с горы задержались на старом кладбище. Давно заброшенная, с покосившимися крестами и полустертыми надписями, плакида непонятным образом примостилась на самом верху гору, почти у церкви. Что заставляло людей проделывать скорбный путь так высоко, по крутой лесной дорожке - непонятно. Но что-то значит влекло сюда людей. Неподалеку есть еще одно кладбище, оно живое (если допустимо так говорить о кладбище), туда до сих пор привозят хоронить в родовые могилы, либо по завещанию людей, которым при жизни полюбились эти места.
За всеми походами, в Каргополь выехали уже ближе к вечеру. Попутчик нам попался просто бесценный. Преподаватель, историк, ведущий научную работу на тему «Положение русского духовенства в началое 20 века». К тому же внештатный сотрудник экскурсбюро. Большей удачи и представить невозможно! Всю дорогу Сергей Сергеевич рассказывал о местности, по которой проезжали, об истории Каргополя, о каргопольской игрушке, о своей научной работе. Надеюсь, в нас он нашел интересных собеседников, поскольку мы все-таки были немного «в теме». По крайней мере отсылки к различным историческим событиям, к религиозной философии Соловьева-Флоренского не приводили нас в ступор. Я уже упоминал обсуждение учета эстетических моментов при строительстве храмов и монастырей,. Как вы понимает, мои отсылки к божьей воле в том случае - скорее имеющая некоторые основания тема для оживления дискуссии, чем позиция, которую я готов был отстаивать с пеной у рта.
Не доезжая пару километров до Лядин остановились за мостом через реку набрать воды в мощном источнике. Вода богатая железом и немного пахнет сероводородом, очень похоже на горный нарзан в Приэльбрусье. В Лядинах нам открылся вид на тройник. Наш экскурсовод рассказал о всех трех строениях, об основных архитектурных деталях, о назначении тех или иных элементов. Обратил наше внимание на ужасно выполненную реставрацию, ругал халтурщиков. Действительно, бревна повала (расширяющейся части между срубом и шатром, на которую собственно и опирается шатер) уложены небрежно, элементарно торчат, нарушая стройную картину возносящейся ввысь церкви. Также небрежно уложен рубероид. Обидно видеть, как чудом сохранившуюся старину не лечат, а калечат... Вам не советую обращать на это внимания, а лучше любоваться всем ансамблем, зайти на крутое крыльцо под длинную, почти до земли, крышу, почувстовать дыхание старины, исходящее от бревен, старинных половиц крыльца, перилок, подпирающих столбов. Сами церкви были закрыты, и это ставило под угрозу мечту побывать внутри настоящей деревянной церкви.
Неожиданно наш попутчик сообщил, что недалеко, в нескольких километрах, находится самая старинная в этих местах, и, пожалуй, одна из красивейших церквей. Сретенно-Михайловская церковь в Красной Ляге. Здесь каждое слово требует расшифровки. Первое слово переводится как встреча, и обычно используется в словосочетании «сретенье господне». Михайловская - это от архангела Михаила, достаточно редко церкви освящались во имя архангелов, но здесь именно такой случай. С Красной Лягой тоже интересно. Красная - революционные мотивы здесь не причем, от слова красивая. Но что такое Ляга? Ничего вам не напоминает, лягушку например. Ляга означает небольшой водоемчик, глубокую лужу. Действительно, и сейчас еще видна заросшая травой ровная воронка - остатки ляги посреди исчезнувшей деревни. Водоем карстового происхождения, из которого давным-давно ушла вода.
Добратся туда не просто. По очень проселочной дороге несколько километров. Памятуя всякие приключения с машиной, сначала заопасались ехать, однако желание увидеть нечто эксклюзивное, услышать рассказ знающего человека, да и просто наш авантюрный дух, победили. Со всяческими предосторожностями поползли за бодро уехавшей вперед Нивой. Дорога хреновая, была оценена нами как непроходимая на недоприводе по мокрой погоде. Однако, на наше счастье, было сухо и солнечно. Справа, прямо в ровном поле стояла, нет, возвышалась, красавица-церковь. Восьмерик под шатром. После Лядин опытный взгляд заметил, что над повалом устроен еще один короткий восьмерик. Эта архитектурная деталь была сделана для того, чтобы визуально облегчить верхнюю часть, не придавить к земле церковь высоким шатром. От того и кажется церковь легкой, изящной, действительно как бы устремленной ввысь. Ворота закрыты на замок, церковь не действующая, является историческим обектом 1655 года и охраняется государством. О чем свидетельствует облезлая надпись на металлическом листе прибитом к двери. Как бы в насмешку прямо под этим объявлением нижняя часть двери выбита, образуя широкий лаз внутрь. Мы не преминули залезть туда и осмотреть церковь изнутри. Удивило неожиданно огромное пространство внутри. Высокие «небеса», к сожалению уже частично обрушившиеся, расписаны желтыми звездами по голубому небу. Огромный, на три из восьми стен трехэтажный или даже четырехэтажный иконостас, зияющий пустыми глазницами.
Не смотря на запустение и даже местами следы птиц на стенах и на полу, ощущение торжественности и возвышенности. Обидно, что все это разрушается. Обидно, что такая красота недоступна взору многих людей. А может оно и к лучшему - именно благодаря удаленности все и сохранилось в первозданном (почти первозданном) виде. Я удивляюсь, как и почему церковь сохранилась в советские годы, не была уничтожена ни ураганами гражданской, ни репрессиями 30 годов, уцелела и после войны, пережив все новостройные веяния социалистического хозяйствования 60-70 годов. Воистину, загадка не меньшая, чем незатопляемость церкви Покрова на Нерли. Сергей Сергеевич пояснил, что в народе, принявшем христианство, исторически жило многоверие (вспомним Бабу-Ягу и Лешего, Перуна и Стрибога), и новые коммунистические верования не заместили, а всего лишь подвинули существующие народные воззрения и мирно уживались в народном сознании с исконными верами. Потому и не спалили церковь, рука не поднялась. Звучит убедительно. Языческий синий камень в Переславле - объект поклонения в языческие, христианские и коммунистические времена - еще одно подтверждение этой теории.
Обратили внимание на красивую наружную отделку церкви. Оказалось, в начале 20 века церковь реставрировали, прорубили дополнительные окна, обшили доской и сделали орнамент. Заодно заменили осиновый лемех на маковках на кровельное железо Искусствоведы и реставраторы сейчас дискутируют - одни говорят, что пусть так и остается, реставрация была сделана действительно хорошо, красиво и с любовью. Другие считают что после этой реставрации церковь утратила свое очарование. И вот пока они там спорят, церковь оказалась в настоящей беде. Предположительно где-то по весне упал металлический крест, являвшийся громоотводом. Т.е. сейчас, в пору летних гроз и ливней, церковь возможно элементарно не защищена от молнии (зависит от того что и как там отвалилось). Ужасно говорить и думать об этом, но бесценный памятник может быть навсегда утрачен. Остается только горько и безнадежно вздохнуть и помянуть крепким словцом окружающую действительность.
По пути в Каргополь остановились в сельсовете, к которому принадлежит Маселга. Наш попутчик зашел туда решить вопросы с надлежащим оформлением/переоформлением своего дома, мы зашли в сельпо. Подтверждаю информацию, что в самом глухом месте севера можно приобрести товары первой необходимости: фотопленку и реппеленты, а также сопутствующие соль и сахар, спички и мыло, хлеб и колбасу. Кстати, вечером, немного задержавшись, можно было отплясать на местной дискотеке (вход 10 рублей), о чем поведало объявление на стене. Мы не стали задерживаться, ибо нам было обещано знакомство с ремеслом каргопольской игрушки в доме-музее Шевелевых, сохраняющих и развивающих этот народный промысел. . Сергей Сергеевич лично знал эту семью, обещал привести нас и, не смотря на наступивший вечер, замолвить слово о проведении для нас экскурсии и мастеркласса. Вот это было бы здорово!!!
Когда приехали к избе-музею, там как раз шел мастеркласс для группы путешественников из Москвы. Мы с удовольствием поучаствовали. Потом отдельно для нас провели экскурсию, рассказали об истории промысла, о технологии, о новых направлениях изготовления и обработки игрушек. Все очень искренне, душевно, по домашнему. Как хорошо, что есть люди, которые хранят память предков и поддерживают народные традиции! Огромное им человеческое спасибо!
На выходе из музея разговорились с туристами-москвичами. Чего, как, откуда. Оказалось, путешествовали организованной группой на самолете, потом на поезде, сюда приехали на автобусе. После вопроса, откуда они сюда приехали, взгляд туристов посуровел и посерьезнел, стал строгим и многозначительным, в глазах появился тот самый огонек. Ответ был понятен без слов. С Соловков.

Итак, было уже достаточно поздно, и внимательный читатель вправе уже спросить: а где вы планировали устраивать лагерь и ночевать? Выкатите рояль из кустов! Пока ехали, наш попутчик предложил воспользоваться площадями его старого деревянного дома, и за небольшую плату переночевать там. Дом стоит лицом к Онеге, окна смотрят прямо на реку. Причем располагается в непосредственной близости от родника и воспетых каргопольских полоскалок. Есть газовая плита и удобства. Поехали смотреть дом. Изба действительно была очень старая. Крыша уже прогнувшаяся, пол местами поднялся, двери покосились. Внутри застоявшийся кисловатый запах старого дома и печки. Видя застывшее выражение ужаса в глазах жены, на вопрос хозяина «согласны-ли?» быстро отвечаю: «согласны-согласны». Ехать через Каргопольскую сушь уже на ночь глядя, искать стоянку, раскладываться, а затем утром собираться, показалось слишком экстремальным. Тем более, завтра предстоял длинный перегон до Ярославля. Так что разумнее было, смирившись с неудобствами, переночевать здесь, а с утра пораньше выдвинуться в путь. Те километры, которые мы могли проехать сегодня вечером, с лихвой компенсируются благодаря раннему подъему и сокращенному времени на сборы.
Признаться, в Каргополь я въезжал с некоторым душевным трепетом. Еще бы! С студенческих КСП-шных времен запала в душу очень лиричная песня Суханова про то, как полоскала каргополочка бельё... И, перемежаясь с это песней, в душе звучала другая, Городницкого. «А мы пройдем по деревянным городам, где мостовые скрипят как половицы». Так что первым делом отправились с ведром на родник, на полоскалки, за водой. Благо совсем рядом.
Люди, я видел её! Я видел каргополочку! Она полоскала белье!!!
К сожалению, на этом романтика заканчивается... Молодая женщина посетовала, что жизнь вот так закинула, что пришлось уехать из Города (Архангельска) в эту дыру... И столько беспроглядной тоски было в ее взгляде, что продолжать расспросы нам, веселым, беззаботным и жизнерадостным было уже неловко. Сфотографировали полоскалку, белье и корзину без хозяйки. Просить ее остаться в кадре не решились.
А после позднего ужина пошли гулять по городу, прошли по тем самым деревянным тротуарам, посмотрели дома, соборы. К лирически-романтическим ноткам добавились и другие, более приземленные. Мы каждый год бываем в Беларуси, и Каргополь не то что проигрывает, он даже рядом не стоит с маленькими городками Беларуси. К сожалению, всеобщее запустение, бурьян, покосившиеся заборы и серые бревна домов производят вместе с чувством приобщения к прошлому ощущение вот именно что «дыры». В Беларуси же повсеместно можно видеть прополотые участки, крашеные заборы, аккуратные домики. И дело не в современной политической/экономической ситуации, это вопрос культуры. Сколько помню, после пресечения границы РСФСР и БССР в Смоленской области, дачные участки почему-то прихорашивались, травы становилось меньше, а порядка и аккуратности больше. Но в то же время такой душевной доброты, радушия, и открытости, как на севере, нет в Беларуси. Разные культуры, разный менталитет.
Ну вот, пусть эта тема будет считаться предметом моего вечернего раздумья.

Начало | Вопросы, которые у нас были и ответы, которые мы получили | День первый | День второй, | День третий, | День четвёртый, | День пятый | День шестой | День седьмой | День восьмой | День девятый | День десятый | День одиннадцатый | Визуальный ряд путешествия, часть 1 | Визуальный ряд путешествия, часть 2 | Визуальный ряд, часть 3, бонус-пак :-) | 

Производство "Агальцов и Компания" 
Есть вопросы, предложения? Пишите на k2000rs@yandex.ru


Яндекс цитирования